Авторы: Ковалева Лидия Николаевна, Рожкова Наталья Леонидовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №168"
Населённый пункт: город Новокузнецк
Наименование материала: статья
Тема: Экологическая тропа как средство формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
1
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №168»
Экологическая тропа как средство формирования экологических
представлений у детей старшего дошкольного возраста
Ковалева Л.Н., Рожкова Н.Л, Сушенцева Л.А.
С принятием законов РФ «Об охране окружающей среды» и « Об
образовании»
экологическое
образование
становится
в
разряд
первостепенных
государственных
проблем.
Указанные
документы
подразумевают создание
в
регионах
страны
системы
непрерывного
экологического образования, первым звеном которого является дошкольное.
Экологическое
образование
дошкольников
-
новое,
стремительно
развивающееся направление в педагогике.
В настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и
природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую
среду
стала
очень
острой
и
приняла
огромные
масштабы.
Самым
благоприятным периодом для усвоения экологических представлений, норм и
правил поведения человека в природе является дошкольный возраст. Именно
в этом возрасте начинается процесс становления мировоззрения человека.
Экологические
представления
являются
основой
для
последующего
экологического мировоззрения.
Формирование
экологического
сознания
-
важнейшая
задача
дошкольного
учреждения
в
настоящее
время.
Но
как
мы
видим,
в
сложившейся экологической ситуации мало улучшений.
Одной из причин
этого может быть, что детский сад мало уделяет внимания экологическому
воспитанию. Чтобы экологическая работа была направлена на формирование
экологической
культуры
необходимо
на
территории
детского
сада
организовывать эколого-развивающую среду.
Исследованиями
в
области
формирования
э кол о г и ч е с к и х
представлений у детей дошкольного возраста занимались И.Д. Зверев, С.Н.
Глазачев, А.Н. Захлебный, И.А. Комарова, Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева,
2
И.А.
Хайдурова,
П.Г.
Саморукова,
М.С.
Гиляров,
Н.Н.
Поддъяков,
А.П.
Захаревич, Т.А. Ковальчук, Л.Е. Образцова, Н.К. Постникова, З.П. Плохих,
В.П. Арсентьева и другие.
Проблемами организации работы на экологической тропе занимались
авторы
программ
по
экологическому
образованию
дошкольников
Л.И.Марченко, Н.А. Рыжова, В.В.Смирнова, Н.И.Балуева, Г.М. Парфенова.
Большинство
исследований
по
проблеме
ознакомления
детей
с
природой выделяют в качестве содержания знаний детей отдельные элементы
или отдельные связи в природе, нет единого мнения в определении целей,
задач, выбора методик и форм организации работы. Вопрос организации
работы
на
экологической
тропе
также
остается
мало
изучен,
требует
теоретического
обоснования,
определения
форм
и
методов
работы,
разработки рекомендаций. Исследований о влиянии экологической тропы на
формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста
крайне мало.
Все вышесказанное и определяет актуальность темы
«
Экологическая
тропа
как
средство
формирования
экологических
представлений
у
детей
дошкольного возраста
»
Недостатки:
В
современных
условиях
ДОУ
не
раскрыты
возможности
использования
экологической
тропы
как
средства
формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста
Противоречие между необходимостью формирования экологических
представлений у детей дошкольного возраста и
недостаточным включением
экологической тропы в систему воспитательно – образовательной работы в
дошкольных образовательных учреждениях.
Проблема: каково влияние экологической тропы на формирование
экологических представлений у детей дошкольного возраста?
Цель
исследования:
изучить
и
выявить
условия
обеспечивающие
эффективность
использования
экологической
тропы
для
продуктивного
и
интересного
формирования
экологических
представлений
у
детей
3
дошкольного возраста
Объект
исследования:
процесс
формирования
экологических
представлений у детей дошкольного возраста
Предмет
исследования:
экологическая
тропа
как
средство
формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста
Задачи исследования:
1.Проанализировать
психолого-педагогическую
литературу
по
проблеме формирования экологических представлений у детей дошкольного
возраста;
2.Изучить особенности формирования экологических представлений у
детей дошкольного возраста;
3.Выявить
и
описать
возможности
экологической
тропы
в
формировании экологических представлений у детей дошкольного
возраста.
Гипотеза
исследования:
мы
предполагаем,
что
формирование
экологических
представлений
у
детей
дошкольного
возраста
будет
эффективным если, будет:
-запланирована
систематическая
работа
на
экологической
тропе
по
формированию экологических представлений у дошкольников
-разработан план
по работе на экологической тропы в дошкольном
образовательном учреждении;
-организована систематическая работа с родителями по экологическому
воспитанию, формированию экологической культуры у детей дошкольного
возраста.
Для
решения
поставленных
задач
мы
использовали
следующие
методы
исследования:
теоретические
-
изучение
и
анализ
психолого-
педагогической литературы по проблеме исследования; анализ программ по
экологическому образованию;
4
практические -
анкетирование воспитателей; анализ планов воспитательно-
образовательной
работы;
наблюдение;
диагностическое
исследование;
педагогический эксперимент.
Теоретическая значимость исследования, исследование проблемы
экологических представлений у детей дошкольного возраста в современных
психолого-педагогических
исследованиях,
выявлении
особенностей
формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста
и
возможности
использования
экологической
тропы
в
формировании
экологических представлений у детей дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в возможности
использования
результатов
исследования
педагогами
других
дошкольных
учреждений для решения задач экологического образования.
Ребенок
расширяет
представления
о
мире
и
начинает
овладевать
причинно
–
следственными,
пространственными
и
временными
отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную
картину.
Психологами
доказано,
педагогический
процесс
в
дошкольном
учреждении
в
основном
должен
строиться
на
методах
наглядных
и
практических.
Педагогические
наблюдения
показывают,
что
наиболее
эффективно процесс экологического развития дошкольников идёт через такие
спо собы
поисковой
деятельно сти
как:
активное
н а бл юд е н и е ,
экспериментирование,
исследовательская
работа.
[6]
Все
это
возможно
организовать в процессе прогулке детей по экологической тропе.
Рассмотрев
все
вышеназванные
программы
по
экологическому
образованию детей дошкольного возраста, мы пришли к выводу, процесс
работы на экологической тропе способствует формированию экологических
представлений
в
дошкольном
учреждении.
При
формированию
экологических
представлений
у
детей
старшего
дошкольного
возраста,
необходимо применять разнообразные формы и активные методы обучения,
5
обеспечивающие
мыслительную
активность,
само стоятельно сть,
эмоциональное и творческое отношение детей к работе на экологической
тропе. Необходимо учитывать возрастные особенности дошкольников.
В дошкольных учреждениях создание экологической тропы выполняет
познавательную,
развивающую
эстетическую,
оздоровительную
функции.
Экологическая
тропа
позволяет
детям
дошкольного
возраста
наглядно
познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе,
изучать живые объекты в их естественном природном окружении, получить
навыки
простейших
экологических
исследований,понять
общую
связь
живого организма с внешней средой, наблюдать жизнь живых организмов, их
влияние друг на друга.
Работа в дошкольном учреждении на экологической тропе позволяет
решить практически все задачи экологического образования дошкольников,
что
дает
возможность
рассматривать
экологическую
тропу
как
средство
формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста.
Дальнейшее исследование на практике подтвердит выдвинутую нами
гипотезу,
что
использование
экологической
тропы
как
средства
формирования
экологических
представлений
детей
дошкольного
возраста
будет эффективны, если создана экологическая тропа на участке дошкольного
образовательного
учреждения;
организована
систематическая
работа
на
экологической
тропе
по
формированию
экологических
представлений
у
дошкольников; соблюдены все требования по планированию видовых точек
на участке ДОУ, организации маршрута и работы на ней; постоянное и
систематическая
работа
с
родителями
по
экологическому
воспитанию,
формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Наше исследование проходило в 3 этапа:
I этап констатирующий. Цель: определить уровень сформированности
экологических представлений у детей 5-6 лет.
6
II
этап
формирующий.
Цель:
формировать
экологические
представления
посредством
экологической
тропы
у
детей
старшего
дошкольного возраста.
III этап контрольный. Цель: провести сравнительный анализ уровня
сформированности
экологических
представлений
у
детей
старшего
дошкольного возраста.
Нами были использованы диагностические методики:
1. Методика оценки экологических знаний о сезонных явлениях в природе
разработаный
на
основе
рекомендаций
С.Н.
Николаевой,
Л.М.
Маневцовой.
2. Анкетирование воспитателей группы
3. Анализ планов воспитательно-образовательной работы
Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента показал,
-высокий уровень сформированности экологических знаний показали 3
ребенка.У
детей
с
данным
уровнем
достаточный
объем
знаний
по
исследуемой проблеме.
– средний уровень сформированности экологических знаний показали 2
дошкольника
–
20%;
У
детей
с
данным
уровнем
наблюдаются
незначительные
На
поставленные
вопросы
отвечает
последовательно,
но
иногда ответы бывают слишком краткими.
Эмоционально выражают свое
отношение к животным, птицам и насекомым.
– низкий уровень показали 5 дошкольников– 50 %. Дети допускают
ошибки,не
всегда
аргументируют
свой
выбор,
затрудняется
назвать
характерные признаки. Не проявляет интереса и не выражает свое отношение
к животным, птицам и насекомым.
Из
этого
следует,
что
у
детей
старшего
дошкольного
возраста
экологические знания и представления сформированы не у всех.
Таким образом, существует необходимость в ознакомлении детей с
объектами природы ближайшего окружения.Для этого в формирующей части
7
нами будет разработан план по работе на экологической тропы в дошкольном
образовательном учреждении.
Для выяснения причин низкого уровня знаний
детей об объектах
природы ближайшего окружения и выявления уровня владения методикой
экологического образования педагогам группы было предложено ответить на
вопросы анкеты. Приложение 4
Вопросы
анкеты
направлены
на
выявление
понимания
педагогами
основ
экологического
образования
в
дошкольном
учреждении,
методы
применяемые педагогами в работе с детьми по экологическому образованию
необходимым, необходимость участия детей в реальной деятельности по
сохранению и улучшению окружающей среды.
Проведенный анализ анкетирования воспитателей МБ ДОУ «Детский
сад
№168»
показал,
что
педагоги
считают
актуальной
проблему
экологического
образования,
под
экологическим
образованием
понимают
только
природоохранный
аспект
экологического
образования-
охранять,
беречь природу, создавать красивые ухоженные клумбы, участки природы,
знать правила поведения в природе
и соблюдать их.
Одна воспитатель
сделала
акцент
на
воспитание
любви
к
природе.
Под
экологическим
образованием
воспитатели
понимают-
изучение
природы,
окружающего
мира. Необходимость изучения взаимосвязей в природе не была отмечена.
Основной
акцент
педагогами
делается
на
получение
детьми
природоведческих знаний.
В
работе
по
экологическому
образованию
дошкольников
воспитатели
применяют:
занятия,
экскурсии,
наблюдения,
беседы, чтение художественной литературы. Для работы имеется литература
для чтения детям, методические указания последний лет. Работу педагогам
строят по программам экологического образования Н.А.Рыжовой. «Наш дом-
природа», С.Н. Николаевой «Юный эколог».
С целью выяснения как использовались возможности экологической
тропы
в
экологическом
образовании
мы
ознакомились
с
содержанием
календарных планов в старшей группе. Анализ плана позволил нам понять,
8
что причиной низкого уровня знаний у детей о природных объектах является
отсутствие
тематической
работы
на
экологической
тропе,
упускается
возможность использования прогулки в целях экологического образования.
Результаты констатирующего этапа эксперимента послужат основанием
для проведения работы по формированию экологическихпредставлений у
детей
старшего
дошкольного
возраста
с
использованием
экологической
тропы.
Для формирования
экологических представлений нами определены
задачи, условия, методы, приемы, формы проведения этой работы.
Для реализации этой цели нами сформулированы следующие задачи:
-Развивать
познавательный
интерес
у
детей
старшего
дошкольного
возраста, интеллектуальное развитие детей.
-Формировать
предпосылки
экологического
сознания
и
развитие
системы
экологических
знаний
и
представленийу
детей
старшего
дошкольного возраста
-Воспитать осознанное отношение ребенка через общение с природой.
-Развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту
природы, восхититься ею, желания сохранить ее).
-Участие
детей
в
посильной
для
них
деятельности
по
уходу
за
растениями и животными, по охране и защите природы.
-Уточнение, систематизация и углубление знаний детей о растениях,
животных и природных явлениях, о состоянии окружающей среды;
-Формирование
знаний
о
жизненных
проявлениях
всего
живого
(питание, рост, развитие), развитие интереса к миру природы.
Работа
по
формированию
экологических
представлений
у
детей
старшего
дошкольного
возраста
посредством
экологической
тропы
осуществлялась по следующим направлениям:
1.
Работа с детьми старшей группы детского сада.
2.
Работа с педагогами
9
3.
Работа с родителями
В процессе формирующего эксперимента с детьми нами разработано и
проведено
8
занятий
по
формированию
экологических
представлений
посредством
экологической
тропы.
Экологическая
тропа
имеет
разнообразные
видовые
точки.Занятия
проводились
1
раз
в
неделю
по
перспективному
плану,
представленному
в
приложении
5.
Длительность
занятия
составляло
25-30
минут
в
знакомой
для
детей
обстановке,
на
территории детского сада.
Темами
занятий
были
выбраны:
«Первоцветы»,
«Деревья
и
кустарники»,
«Русская
березка»,
«Насекомые»,
«Птицы»,
«Луг»,
«Муравейник»
Процесс формирования экологических представлений осуществлялся
через такие виды деятельности:
•
Познавательные беседы
•
Дидактические игры
•
Проведение наблюдений за объектами природы
•
Подвижные игры
•
Организация экскурсий по экологической тропе
•
Совместная деятельность детей и родителей по созданию поделок
и рисунков, оформлению альбомов, фотогазет, выставок книг
•
Чтение произведений о животных и растениях
•
Составление сказок
Мы использовали следующие приемы и методы:
•
прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения
и оздоровления детей на свежем воздухе
•
наблюдения за живой и неживой природой;
•
репродуктивная деятельность (рисунки, поделки, сказки и других
творческих работ), способствующие передавать впечатления от общения с
природой.
10
Экологическая тропа расположена на территории МБ ДОУ «Детский
сад №168», что позволяет детям и воспитателям постоянно наблюдать и
общаться с разнообразными объектами живой и неживой природы. В разное
время можно посетить разные остановки экологической тропы. К выбору
объектов посещений мы привлекали детей. Их предложения мы учитываем
при составлении плана занятий, давали возможность самим выбрать путь по
экологической тропинке. Это дало возможность почувствовать детям свою
причастность и тем самым у детей создается больший интерес к занятиям,
дети с большей теплотой относятся к объектам природы на экологической
тропинке. Одни и те же объекты наблюдаем и исследуем много раз. На
экологической тропе проводим наблюдения, игры, экскурсии.
При
организации
образовательной
деятельности
с
детьми
на
экологической
тропе
использовали
дидактические
игры
и
игровые
упражнения «Кто где живёт», «Угадай по описанию»,«Летает, не летает»"
«Перелёт птиц», «Кот и воробышки» «Кто как кричит», «Кто, чем питается?»,
«Угадай по оперению» «Найди по описанию", "Что, где растет", «Беседы на
узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам следам и т.д.)
На подготовительном этапе мы использовали познавательные беседы,
составление сказки, которые способствовали
уточнению и расширению
знаний детей ( «Весна пришла», «О дереве» «Какую пользу приносят птицы»
и
др)
,аудиозаписи-
учили
восприятию
красоты
природы
с
помощью
музыкальных
произведений
(П.И.Чайковского
«Вальс
цветов»),
выставку
книг («Птицы» с иллюстрациями М. Пришвин,Н. Сладков), создание альбома
для рассматривания.
На
площадке
детского
сада
имеется
муравейник,
расположенный
непосредственно в почве. Его мы обнаружили по не большим отверстиям в
почве и снующим рядом муравьям и обозначили как видовую точку.
В
результате
проведенных
занятий
на
маршрутных
точках
экологической
тропы
дети
повысили
уровень
экологических
знаний,
научились
понимать
самоценность
природы,
осознавать
себя
как
часть
11
природы, уважительно относиться к богатствам природы, научились видеть
красоту и неповторимость окружающего мира, пришли к пониманию того,
что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой
другие изменения. Взаимодействие ребенка с природой позитивно повлияло
на эмоциональное самочувствие детей.
Для
закрепления
полученных
экологических
представлений
мы
разработали
рекомендации
по
работе
на
экологической
тропе
с
детьми
старшего дошкольного возраста для педагогов.
Как мы уже отмечали, воспитание правильного отношения к природе,
умение бережно обращаться с живыми существами имеет большое значение
в дошкольный период жизни ребёнка. Планомерная работа по формированию
экологических
представлений
должна
проводиться
как
в
дошкольных
образовательных
учреждениях,
так
и
в
семье.
Поэтому
родителям,
воспитывающим
детей,
следует
каждодневно
приобщать
их
к
таинствам
красоты природы, чтобы уже в раннем детстве в каждом человеке зародилось
чувство
общности
с
ней.
Задача
родителей-
помочь
увидеть
детям
своеобразие и тайну жизни окружающей природы, помочь увидеть красоту.
Так как мы хотим расширить представления детей старшего дошкольного
возраста в условиях окружающей природы, нами разработаны рекомендации
для
родителей,
которые
они
могут
использовать
во
время
совместных
прогулок с ребенком на природе.
В результате нашей работы:
-Дети
старшего
дошкольного
возраста
научились
понимать
самоценность природы, осознали себя как часть природы,
-стали уважительнее относиться к богатствам природы,
-научились видеть красоту и неповторимость окружающего мира,
-пришли
к
пониманию
того,
что
в
природе
все
взаимосвязано
и
нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения. Взаимодействие
ребенка с природой позитивно повлияло на эмоциональное самочувствие
детей.
12
Реализацию
гипотезы,
мы
осуществляли
в
тесном
сотрудничестве
воспитателей с родителями и детьми старшего дошкольного возраста.
Анализ результатов контрольного этапа эксперимента показал,
-высокий уровень сформированности экологических знаний показали 6
детей. У детей повысился уровень и объем знаний по исследуемой проблеме
в сравнении с констатирующим экспериментом
– средний уровень сформированности экологических знаний показали 4
дошкольника – 40%; Количество детей с данным уровнем увеличелось вдвое,
в
сравнении
с
констатирующим
экспериментом.
Дети
на
данном
уровне
отвечают последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.
Эмоционально выражают свое отношение к животным, птицам и насекомым.
– низкий уровень в контрольном эксперименте – не выявлен.
В
целом
группа
показала
высокий
уровень
сформированности
экологических знаний ,средний балл возрос от – 1,7- в констатирующем
эксперименте, до 2,6 в контрольном
Констатирующий
Контрольный
0
1
2
3
4
5
6
7
высокий
средний
низкий
Рисунок
1.Сравнительный
анализ
констатирующего
и
контрольного
экспериментов.
13
Сравнивая
результаты,
констатирующего
и
ко н т р ол ь н о го
экспериментов
увидели,
что
представления
детей
об
объектах
на
экологической
тропе
стали
глубже,
осознаннее.
Исходя
из
этого,
можно
говорить о том, что формы, методы и использование экологической тропы как
средства формирования экологических представлений у детей старшего
дошкольного возраста были эффективны.
Так же педагогам даны рекомендации по продолжению работы со всей
группой
детей
с
целью
формирования
экологических
представлений
с
использованием экологической тропы.
Применение
активных
методов
обучения,
вовлечение
в
поисково-
исследовательскую
деятельность
детей
и
их
родителей
способствует
успешной работе по формированию экологических представлений у детей
старшего
дошкольного
возраста.
Индивидуальное
проявление
ребенка
в
практической
деятельности
–
это
показатель
сформированности
экологических представлений.
Таким
образом,
наша
гипотеза
подтвердилась
и
формирование
экологических представлений при ознакомлении детей с объектами природы
ближайшего окружения эффективна при, организованной, систематической
работе на экологической тропе.
14
Список использованной литературы
1
Бобылева,
Л.Н.
Интерес
к
природе
как
средство
экологического
воспитания
дошкольников
[Текст]
/
Л.Н.
Бобылева
//
Дошкольное
воспитание.- 2008. -№3.- с.15.
1.
Виноградова,
Н.Ф.
Умственное
воспитание
детей
в
процессе
ознакомления с природой [Текст] / Н.Ф. Виноградова - М.: Просвещение,
2008. - 103с.]
2.
Диканова,
И.
На
экологической
тропе[Текст]
/
И.
Диканова
//
Дошкольное воспитание. – 2013. - № 3. – С. 62-64.
3.
Зебзеева,
В.И.
О
формах
и
методах
экологического
образования
дошкольников [Текст] / В.И. Зебзеева // Дошкольное воспитание.- 2004.-.№6
с. 45-49.
4.
Згурская, Л.Ч. Экология малышам [Текст] / Л.Ч. Згурская // Дошкольное
воспитание.- 2010. -№7.- с.32.
5.
Зерщикова, Т.Я. Экологическое развитие в процессе ознакомления с
окружающим
[Текст]
/
Т
Я.
Зерщикова,
Т.
Н.
Ярошевич
//Дошкольное
воспитание.-2005. -№9.- с. 3-9
6.
Коломина, Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском
саду: Сценарии занятий / Н.В. Коломина - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 144 с.
7.
Кондратьева,
Н.Н.
Программа
экологического
образования
детей
дошкольного возраста «Мы». [Текст] / Н.Н. Кондратьева.- С-Пб., 1996.
8.
Молодова
Л.П.
Нравственно
–
экологическое
воспитание
старших
дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. [Текст] /
Л.П. Молодова.- Минск «Асар», 2001. - с.58
15
9.
Никифорова,
О.А.
Экологическая
тропинка
в
ДОУ [Текст]
/
О.А.Никифорова // Дошкольная педагогика. – 2013. - № 5. – С. 26-32.
10.
Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей:
Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений [Текст] / С.Н.Николаева -
М.: Издат. центр Академия, 2002. - 336 с.
11.
Николаева, С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в старшей
группе детского сада [Текст]/ С.Н. Николаева. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.-
87с
12.
Николаева, С.Н. О некоторых подходах к экологическому воспитанию
детей [Текст] / С.Н. Николаева //Дошкольное воспитание.- 2008. -№8.- с.50.
13.
Николаева С.Н. Формирование начал экологической культуры [Текст] /
С.Н. Николаева //Дошкольное воспитание.-1996.-№7-с,36.
14.
Николаева, С.Н. Значение эколого-развивающей среды для образования
и
оздоровления
детей
в
свете
Федерального
го сударственного
образовательного
стандарта [Текст]
/
С.Н.
Николаева
//Дошкольное
воспитание.– 2014. - № 6. – С. 17-21.
15.
Николаева,
С.Н.
Экологическое
воспитание
в
рамках
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования
[Текст] / С.Н. Николаева //Дошкольное воспитание.– 2014. - № 5. – С. 14-18.
16.
Римашевская, Л.С. Теории и технологии экологического развития детей
дошкольного
возраста.
Программа
учебного
курса
и
методические
рекомендации для самостоятельной работы студентов бакалавриата.: Учебно-
методическое
пособие
[Текст]
/
Л.С.
Римашевская,
Н.О.
Никонова,
Т.А.
Ивченко. - М.: Центр педагогического образования, 2008. - 128с
17.
Рыжова, Н. А. Программа «Наш дом - природа» [Текст] / Н. А.Рыжова.-
М.: Карапуз-дидактика, 2005. - 192 с.: ил.
18.
Рыжова, Н.А. Экологизация развивающей предметной среды [Текст] /
Н.А. Рыжова– М.: Дошкольное воспитание, 2008. - С.22.
16
19.
Рыжова,
Н.А.
Экологическое
воспитание
дошкольников
с
позиции
новой
пародигмы [Текст]
/ Н.А.
Рыжова //Дошкольное воспитание.2001.-
№7.с,61.
20.
Смирнова,
В.В.
Тропинка
в
природу.
Экологическое
образование
в
детском саду. программа и конспекты занятий. [Текст] /
В.В.Смирнова,
Н.И.Балуева,
Г.М.
Парфенова.-
С
Пб,
Изд.
РПГУ
им.
А.И.Герцена.
Изд.
«Союз», 2001. -208с
21.
Сухомлинский
В.А.
Павлышская
средняя
школа.
[Текст]
/
В.А.
Сухомлинский -М.: Просвещение, 1979.
22.
Фрейдкин, И.С. Как знакомить детей с явлениями неживой природы
[Текст] / И.С. Фрейдкин. – М.: Дошкольное воспитание, 2010. – С.17-18.
17
Приложение №1
Объекты наблюдений экологической тропы
№п
п
Объект
Цель
1
«Береза».
- закрепить название деревьев, их строение, внешние
признаки,
учить
детей
различать
деревья
по
внешним
признакам,
воспитывать
бережное
отношение.
2
«Сосна».
- систематизировать представления о хвойных и
лиственных деревьях; воспитывать бережное
отношение.
3
«Цветники».
-
уточнить
представления
детей
о
цветниках,
о
разнообразии цветущих
растений,
их
названия,
строение,
способы
ухода,
условия роста, учить понимать пользу и значение
природы для хорошего настроения и самочувствия.
4
«Кустарники».
закрепить
название
кустарников,
их
строение,
внешние признаки, учить детей различать деревья и
к у с т а р н и к и
п о
в н е ш н и м
п р и з н а к а м ,
систематизировать представления о кустарниках.
5
«Сухой пень».
- воспитывать уважительное отношение к старым
деревьям
и
пням,
бережное
отношение
к
окружающей природе к любому объекту живой и
неживой природе.
6
«Огород».
-
продолжать
знакомить
детей
с
разнообразными
овощными культурами и способами ухода за ними,
вызвать интерес к выращиванию овощных культур.
7
«Лужок».
-
побуждать
детей
радоваться
первым
весенним
цветам,
закрепить
их
название,
учить
находить
различия
у
стебля,
цветков,
листьев,
воспитывать
чувство прекрасного.
18
8
«Муравейник»
.
- углубить знания детей о муравьях, их образе
жизни, сформировать
представления о роли муравьев в жизни леса,
воспитывать бережное
отношение к муравьям.