Напоминание

Стратегии поведения в конфликтах


Автор: Плиска Александра Владимировна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: ГОБУ МО "Центр психолого–педагогической, медицинской и социальной помощи"
Населённый пункт: Мурманск
Наименование материала: Классный час
Тема: Стратегии поведения в конфликтах
Раздел: полное образование





Назад




Классный час для учащихся 11 классов

«Стратегии поведения в конфликтах»

Ц е л ь : Профилактика

конфликтных

и

стрессовых

ситуаций

в

подростково-молодежной среде.

Целевая группа: учащиеся 11 классов.

Форма проведения: классный час.

Ход классного часа

1. Упражнение «Переправа»

Цель: развитие навыков невербального взаимодействия.

Инструкция: Участники встают друг напротив друга на расстоянии 10 шагов.

Им необходимо с помощью мимики и жестов переманить партнера на свою

сторону.

Обсудите, какая стратегия поведения была выбрана для взаимодействия. Если

партнер

сразу

перешел

на

сторону

другого,

то

это

уступчивость;

если

встретились на середине – компромисс; если, активно договариваясь, каждый

остался

на

своем

месте

противодействие,

если

не

было

попыток

взаимодействия, то это избегание, если один партнер сходил за другим и

помог ему перейти на свою сторону, то это сотрудничество.

Обсудите, как выбранная стратегия соотноситься с реальными действиями в

жизни.

2.

Упражнение «Что такое конфликт»

Цель: актуализация представлений участников о понятии конфликт.

Ход упражнения: Участникам выдаются листочки и предлагается в ответить

на

вопрос:

«Что

такое

конфликт?».

Ведущий

собирает

все

ответы

и

зачитывает в случайном порядке.

Слово

“конфликт”

(от

лат.

conflictus)

означает

резкое

обострение

противоречий и столкновение двух или более участников в процессе решения

проблем, имеющей деловую или личную значимость для каждой из сторон.

3. Мини – лекция. «Стратегии поведения в конфликте».

В

конфликтологии

выделяют

пять

стилей

поведения

в

конфликте:

уход

(уклонение), приспособление (подавление), соперничество (конфронтация),

компромисс, сотрудничество. Для каждого человека типично использование

одного-двух стилей.

Уход (уклонение) как стиль поведения в конфликте характеризуется явным

отсутствием у вовлеченного в конфликтную ситуацию желание сотрудничать

и приложить активные усилия для осуществления собственных интересов

или пойти на встречу оппонентам; стремление выйти из конфликтного поля,

уйти от конфликта физически или эмоционально.

Приспособление (подавление) как стиль пассивного поведения отличается

склонностью

участников

конфликта

смягчить,

сгладить

конфликтную

ситуацию,

сохранить

или

восстановить

гармонию

во

взаимоотношениях

посредствам уступчивости, доверия, готовности к примирению. В отличии от

уклонения этот стиль предполагает в большей мере учитывать интересы

оппонентов и не избегать совместных с ними действий. Наиболее часто

встречается

в

конфликтах

организационного

характера,

в

частности,

по

иерархической

вертикали:

нижестоящий

вышестоящий,

подчиненный

начальник

и

т.д.

Однако

является

мало

эффективным,

когда

субъекты

конфликта охвачены чувством обиды и раздражения, не хотят отвечать друг

за друга доброжелательной взаимностью, а их интересы и цели не поддаются

сглаживанию и согласованию.

Соперничество (конфронтация) по своей направленности ориентировано

на то, чтобы, действуя активно и самостоятельно, добиваться осуществления

собственных интересов без учета интересов других сторон, а то и в ущерб

им. Применяющий подобный стиль поведения стремится навязать другим

свое

решение

проблемы,

не

приемлет

совместных

действий.

При

этом

проявляется

желание

любым

путем,

включая

силовое

давление

,

административные

и

экономические

санкции,

запугивание,

принудить

оппонента принять оспариваемую им точку зрения, взять верх над ним,

одержать победу в конфликте.

Компромисс означает

урегулирование

разногласия

на

основе

взаимных

уступок,

достижения

частичного

удовлетворения

своих

интересов.

Стиль

компромисса

предпочтителен

тем,

что

обычно

преграждает

путь

к

недоброжелательности, позволят, хотя и отчасти, удовлетворить притязания

каждой

из

вовлеченных

в

конфликт

сторон.

Вместе

с

тем,

постоянное

обращение к компромиссам показывает, что нет универсальных, единственно

пригодных средств, что любой способ как совокупность приемов и правил

имеет

ограничения

в

зависимости

от

ситуации,

участников

конфликта

и

решаемых ими задач.

Сотрудничество нацелено

на

максимальную

реализацию

участниками

конфликта

собственных

интересов,

но

в

отличие

от

конфронтации

сотрудничество предполагает не индивидуальный, а совместный поиск такого

решения, которое отвечает устремлениям всех конфликтующих сторон. Это

возможно

при

условии

своевременной

и

точной

диагностики

проблемы,

породившей конфликтную ситуацию, выявления как внешних проявлений,

так и скрытых причин конфликта, готовности сторон действовать совместно

ради достижения общей для всех цели. Сотрудничество позволяет путем

открытого

коллективного

обсуждения,

взаимного

согласования

достигать

удовлетворения

интересов

конфликтующих

сторон.

Стиль

сотрудничества

охотно

используется

теми,

кто

воспринимает

конфликт

как

нормальное

явление социальной жизни, как потребность решить ту или иную проблему

без нанесения ущерба какой-либо стороне.

Стиль поведения в конкретном конфликте определяется мерой, в которой

участники хотят удовлетворить собственные интересы (действуя пассивно

или

активно)

и

интересы

другой

стороны

(действуя

совместно

или

индивидуально). Если представить это в графической форме, то получим

сетку

Томаса

Килмена,

позволяющую

проанализировать

конкретный

конфликт и выбрать рациональную форму поведения.

Индивидуальные действия

уход

соперничество

Активные действия ко

к

омпромисс

Пассивные

приспособление

сотрудничество

Совместные действия

Сетка Томаса-Килмена

Мера, в которой

удовлетворяются

собственные

интересы

Формы поведения в конфликте

Индивидуальные действия

Совместные действия

Активные

действия

Соперничество

(конфронтация)

Сотрудничество

Компромисс

Пассивные

действия

Уход

(уклонение)

Приспособление

(подавление)

4. Упражнение «Конфликтный опыт»

Цель: анализ конфликтного опыта педагогов.

Инструкция: Вспомните несколько конкретных конфликтов, в которых вы

участвовали. Попробуйте ответить на следующие вопросы.

В чем заключается конфликт?

Какие факторы способствовали его успешному разрешению?

Какие факторы мешали его успешному разрешению?

Какую стратегию поведения вы выбирали?

Кто

из

ваших

друзей

чаще

всего

является

инициатором

конфликтной

ситуации?

5. Упражнение «Разрешение конфликтов»

Цель: анализ конфликта и способов его разрешения.

Инструкция: Участникам занятия предлагается взять одну из рассмотренных

ситуаций, а про себя еще и продумать наиболее конструктивное ее решение.

В обсуждении конфликта могут принимать участие все, а ведущий пытается

направить их решение в сторону наиболее правильной версии. По окончании

тренинга

ведущий

спрашивает,

случались

ли

подобные

конфликтные

ситуации у вас и как они решились?

6. Подведение итогов.



В раздел образования