Напоминание

Использование приемов мозжечковой стимуляции в логопедической работе с детьми дошкольного возраста


Автор: Ханнанова Мария Ивановна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "Дворец творчества детей и молодежи" ЦППРД "Орион"
Населённый пункт: г. Оренбург
Наименование материала: статья
Тема: Использование приемов мозжечковой стимуляции в логопедической работе с детьми дошкольного возраста
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Дворец творчества детей и молодежи»

Центр психолого-педагогической реабилитации детей «Орион»

«

Использование приемов

мозжечковой стимуляции

в

логопедической работе с детьми

дошкольного возраста

»

Автор-составитель: Ханнанова М. И..

педагог дополнительного образования,

учитель-логопед

I квалификационной категории

Оренбург, 2018

Тема: «Использование приемов мозжечковой стимуляции в

логопедической работе с детьми дошкольного возраста»

Одним

из

инновационных

приемов

коррекции

различных

нарушений

в

речевом

и

интеллектуальном

развитии

является

мозжечковая

стимуляция.

Не

смотря на то, что применяется он всего пару десятилетий, специалисты видят за

ним большое будущее, называя его «ключом ко всему обучению».

Мозжечок — это отдел головного мозга, состоящий из червя — древней

части, и двух небольших полушарий, образовавшихся в результате эволюционного

развития

человека.

Долгое

время

считалось,

что

этот

орган

отвечает

исключительно за чувство равновесия и координацию движений в пространстве.

Однако в конце XX века американские исследователи обнаружили абсолютно

уникальные свойства этого отдела мозга.

Червь

мозжечка

действительно

«занят»

тем,

что

обеспечивает

своему

обладателю

возможность

поддерживать

равновесие,

координировать

свои

действия и эмоции. А вот мозжечковые полушария, оказывается, принимают

непосредственное участие в формировании и развитии умственных способностей.

Зачем детям мозжечковая стимуляция?

Очень

часто

у

детей,

имеющих

речевые

и

психические

нарушения,

встречается

неловкость

в

движениях,

неуклюжесть,

раскоординированность.

Именно эти характеристики являются признаком того, что у ребенка имеются

проблемы в работе мозжечка и стволового отдела мозга.

Нарушенная связь между мозжечком и лобными долями мозга приводит к

замедлению формирования речи, интеллектуальных и психических процессов.

Мозжечковая стимулиляция улучшает:

- уровень концентрации внимания;

- все виды памяти;

- развитие речи — как устной, так и письменной, а также навыки чтения,

математические и логические способности;

- анализ и синтез информации;

- способность к планированию;

- работу эмоционально-волевой сферы.

Упражнения на балансирующей доске

Программу мозжечковой стимуляции (Balametrics) разработал более 30 лет

назад

американский

доктор

Френком

Бильгоу. Для

работы

над

стимуляцией

мозжечка применяется специально разработанное устройство — балансирующая

доска Бильгоу.

В

нашем

центре

для

работы

над

стимуляцией

мозжечка

мы

применяем

специально разработанное устройство - балансирующая доска «Баламетрикс».

Это доска на круглой основе, напоминающая конструкцию детской качалки с

желобами в виде лабиринта и мячиком.

Занятия напоминают особую лечебную физкультуру. Она включает упражнения

на

равновесие,

координацию

движений,

развитие

зрительно-моторной

координации.

Сначала ребенку можно предложить взять руками доску. Покатать на полу

руками. Далее катать мяч по доске левой, правой, двумя руками, проговаривая:

Катись мой мяч,

Катись ко мне,

Смотри не прозевай!

Лови его, держи его

И снова мне катай!

Затем взять руками доску и направлять шарик по (пазу) желобу. После того,

как ребенок научиться работать с доской, можно применять любые речевые игры

и задания под музыку и без.

Ребенок,

в

положении

сидя

«по-турецки»,

раскачивает

доску,

удерживая

равновесие. Упражнение «Маятник». Такое упражнение подходит для детей от 4

лет с ОВЗ. Затем можно проговаривать с движениями.

Время - времечко бежит

Деткам подрастать велит.

Маятник стучит вот так:

Тик- так, тик- так!

В

положении

сидя

на

доске

можно

выполнять

упражнения

для

рук

имитация плавания, поочередно и двумя руками с речью.

Упражнения

на

доске

на

четвереньках.

Ребёнок

встаёт

на

четвереньки,

опираясь коленями, ладонями на доску, поочерёдно сгибает и разгибает мышцы

спины,

одновременно

перенося

центр

тяжести

то

на

руки,

то

на

колени

и

проговаривает:

Вышел котик на тропинку

На прогулку, на разминку,

Облизнул усатый ротик,

Выгнул бархатную спинку.

Анологично проводятся упражнения на доске на корточках под музыку, с

речью.

Упражнения на доске стоя:

- залезть и слезть с доски: а) спереди; в) сзади; с) с обеих сторон;

- раскачиваться на доске, рассказывая стихотворение « Идёт бычок, качается,

вздыхает на ходу..»

- вращательные движения руками;

- поднимание рук над головой, в стороны. Любые движения.

Затем мы используем разноцветные, разно весовые мешочки – от легкого к

тяжёлому.

Сначала, стоя на доске, ощупываем мешочек, догадываясь, что внутри, потом

перекладываем один мешочек с руки на руку, над годовой, сзади, спереди под

коленями, под правым, левым коленом; подбрасываем и ловим один мешочек с

хлопками; подбрасываем и ловим два мешочка, с перекладыванием с руки на руку

и другие упражнения. В этих упражнениях сначала использовали мешочки одного

веса, затем разного.

По такому же принципу проводим игры на доске с мячами (массажными,

большими).

Игра

на

доске

в

рыбалку,

с

ракеткой,

боулинг.

Сначала

ребенок

просто

выполняет упражнения. А затем под музыку, в такт.

Когда

ребенок

овладевает

одним

из

видов

упражнений

с

предметами,

предлагаем

игры

на

автоматизацию

звуков,

на

формирование

грамматически

правильной

речи:

«Подбери

признак»,

«Назови

ласково»,

«Кто,

где

живет?»,

«Измени

слово»,

«Скажи

наоборот»,

«Назови

одним

словом»,

«Закончи

предложение».

Применение мозжечковой стимуляции способствуют:

улучшению концентрации и внимания;

повышение выносливости, работоспособности на занятиях;

улучшение зрительно-моторной координации;

развитие пространственного восприятия и воображения;

развитие двигательных способностей: скорости реакции, ловкости;

развитие всех видов памяти: зрительной, зрительно-пространственной,

звуковой, образной, а особенно двигательной и других;

развитие восприятия устной и письменной речи;

развитие интеллектуальных способностей;

развитие математических и логических способностей;

развитие

способностей

к

планированию

и

контролю

своей

деятельности;

гармонизация эмоционально-волевой сферы;

нормализации поведения

Таким

образом,

инновационные

технологии

могут

стать

серьезным

подспорьем в логопедической практике, у детей будет наблюдаться положительная

динамика в развитии речевых способностей.



В раздел образования