Автор: Ханнанова Мария Ивановна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "Дворец творчества детей и молодежи" ЦППРД "Орион"
Населённый пункт: г. Оренбург
Наименование материала: статья
Тема: Использование приемов мозжечковой стимуляции в логопедической работе с детьми дошкольного возраста
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Дворец творчества детей и молодежи»
Центр психолого-педагогической реабилитации детей «Орион»
«
Использование приемов
мозжечковой стимуляции
в
логопедической работе с детьми
дошкольного возраста
»
Автор-составитель: Ханнанова М. И..
педагог дополнительного образования,
учитель-логопед
I квалификационной категории
Оренбург, 2018
Тема: «Использование приемов мозжечковой стимуляции в
логопедической работе с детьми дошкольного возраста»
Одним
из
инновационных
приемов
коррекции
различных
нарушений
в
речевом
и
интеллектуальном
развитии
является
мозжечковая
стимуляция.
Не
смотря на то, что применяется он всего пару десятилетий, специалисты видят за
ним большое будущее, называя его «ключом ко всему обучению».
Мозжечок — это отдел головного мозга, состоящий из червя — древней
части, и двух небольших полушарий, образовавшихся в результате эволюционного
развития
человека.
Долгое
время
считалось,
что
этот
орган
отвечает
исключительно за чувство равновесия и координацию движений в пространстве.
Однако в конце XX века американские исследователи обнаружили абсолютно
уникальные свойства этого отдела мозга.
Червь
мозжечка
действительно
«занят»
тем,
что
обеспечивает
своему
обладателю
возможность
поддерживать
равновесие,
координировать
свои
действия и эмоции. А вот мозжечковые полушария, оказывается, принимают
непосредственное участие в формировании и развитии умственных способностей.
Зачем детям мозжечковая стимуляция?
Очень
часто
у
детей,
имеющих
речевые
и
психические
нарушения,
встречается
неловкость
в
движениях,
неуклюжесть,
раскоординированность.
Именно эти характеристики являются признаком того, что у ребенка имеются
проблемы в работе мозжечка и стволового отдела мозга.
Нарушенная связь между мозжечком и лобными долями мозга приводит к
замедлению формирования речи, интеллектуальных и психических процессов.
Мозжечковая стимулиляция улучшает:
- уровень концентрации внимания;
- все виды памяти;
- развитие речи — как устной, так и письменной, а также навыки чтения,
математические и логические способности;
- анализ и синтез информации;
- способность к планированию;
- работу эмоционально-волевой сферы.
Упражнения на балансирующей доске
Программу мозжечковой стимуляции (Balametrics) разработал более 30 лет
назад
американский
доктор
Френком
Бильгоу. Для
работы
над
стимуляцией
мозжечка применяется специально разработанное устройство — балансирующая
доска Бильгоу.
В
нашем
центре
для
работы
над
стимуляцией
мозжечка
мы
применяем
специально разработанное устройство - балансирующая доска «Баламетрикс».
Это доска на круглой основе, напоминающая конструкцию детской качалки с
желобами в виде лабиринта и мячиком.
Занятия напоминают особую лечебную физкультуру. Она включает упражнения
на
равновесие,
координацию
движений,
развитие
зрительно-моторной
координации.
Сначала ребенку можно предложить взять руками доску. Покатать на полу
руками. Далее катать мяч по доске левой, правой, двумя руками, проговаривая:
Катись мой мяч,
Катись ко мне,
Смотри не прозевай!
Лови его, держи его
И снова мне катай!
Затем взять руками доску и направлять шарик по (пазу) желобу. После того,
как ребенок научиться работать с доской, можно применять любые речевые игры
и задания под музыку и без.
Ребенок,
в
положении
сидя
«по-турецки»,
раскачивает
доску,
удерживая
равновесие. Упражнение «Маятник». Такое упражнение подходит для детей от 4
лет с ОВЗ. Затем можно проговаривать с движениями.
Время - времечко бежит
Деткам подрастать велит.
Маятник стучит вот так:
Тик- так, тик- так!
В
положении
сидя
на
доске
можно
выполнять
упражнения
для
рук
–
имитация плавания, поочередно и двумя руками с речью.
Упражнения
на
доске
на
четвереньках.
Ребёнок
встаёт
на
четвереньки,
опираясь коленями, ладонями на доску, поочерёдно сгибает и разгибает мышцы
спины,
одновременно
перенося
центр
тяжести
то
на
руки,
то
на
колени
и
проговаривает:
Вышел котик на тропинку
На прогулку, на разминку,
Облизнул усатый ротик,
Выгнул бархатную спинку.
Анологично проводятся упражнения на доске на корточках под музыку, с
речью.
Упражнения на доске стоя:
- залезть и слезть с доски: а) спереди; в) сзади; с) с обеих сторон;
- раскачиваться на доске, рассказывая стихотворение « Идёт бычок, качается,
вздыхает на ходу..»
- вращательные движения руками;
- поднимание рук над головой, в стороны. Любые движения.
Затем мы используем разноцветные, разно весовые мешочки – от легкого к
тяжёлому.
Сначала, стоя на доске, ощупываем мешочек, догадываясь, что внутри, потом
перекладываем один мешочек с руки на руку, над годовой, сзади, спереди под
коленями, под правым, левым коленом; подбрасываем и ловим один мешочек с
хлопками; подбрасываем и ловим два мешочка, с перекладыванием с руки на руку
и другие упражнения. В этих упражнениях сначала использовали мешочки одного
веса, затем разного.
По такому же принципу проводим игры на доске с мячами (массажными,
большими).
Игра
на
доске
в
рыбалку,
с
ракеткой,
боулинг.
Сначала
ребенок
просто
выполняет упражнения. А затем под музыку, в такт.
Когда
ребенок
овладевает
одним
из
видов
упражнений
с
предметами,
предлагаем
игры
на
автоматизацию
звуков,
на
формирование
грамматически
правильной
речи:
«Подбери
признак»,
«Назови
ласково»,
«Кто,
где
живет?»,
«Измени
слово»,
«Скажи
наоборот»,
«Назови
одним
словом»,
«Закончи
предложение».
Применение мозжечковой стимуляции способствуют:
улучшению концентрации и внимания;
повышение выносливости, работоспособности на занятиях;
улучшение зрительно-моторной координации;
развитие пространственного восприятия и воображения;
развитие двигательных способностей: скорости реакции, ловкости;
развитие всех видов памяти: зрительной, зрительно-пространственной,
звуковой, образной, а особенно двигательной и других;
развитие восприятия устной и письменной речи;
развитие интеллектуальных способностей;
развитие математических и логических способностей;
развитие
способностей
к
планированию
и
контролю
своей
деятельности;
гармонизация эмоционально-волевой сферы;
нормализации поведения
Таким
образом,
инновационные
технологии
могут
стать
серьезным
подспорьем в логопедической практике, у детей будет наблюдаться положительная
динамика в развитии речевых способностей.