Напоминание

«Логопедические игры, задания для развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья»


Автор: Ханнанова Мария Ивановна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "Дворец творчества детей и молодежи" ЦППРД "Орион"
Населённый пункт: г. Оренбург
Наименование материала: статья
Тема: «Логопедические игры, задания для развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья»
Дата публикации: 16.05.2018
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Дворец творчества детей и молодежи»

Центр психолого-педагогической реабилитации детей «Орион»

«

Логопедические игры, задания для

развития речи детей с

ограниченными возможностями

здоровья

»

Автор-составитель: Ханнанова М. И..

педагог дополнительного образования,

учитель-логопед

I квалификационной категории

Оренбург, 2018

Тема: «Логопедические игры, задания для развития речи детей

с ограниченными возможностями здоровья».

Речевая патология у детей, на сегодняшний день, широко распространенная

проблема. В г. Оренбурге логопедическая помощь детям с различным уровнем

развития речи оказывается в специализированных детских садах, логопедических

группах, в логопедических кабинетах школ, детских поликлиник, развивающих

центров. К сожалению, количество детей с нарушениями речи не уменьшается, а

увеличивается.

Стремясь

удовлетворить

растущие

потребности

общества

в

специалистах

в

области

логопедии

на

базе

центра

психолого-педагогической

реабилитации детей «Орион»

было создано творческое

объединение «Школа

логопедических знаний». В данном творческом объединении работают педагоги

дополнительного

образования

по

логопедическому

направлению.

Специфика

логопедической работы определяется предоставлением образовательных услуг не

только

для

обычных

детей,

но

и

для

детей,

нуждающихся

в особых

образовательных потребностях.

Зачислению

на

коррекционные

занятия

подлежат

дети

со

всеми

видами

речевых

нарушений,

с

нарушениями

опорно-двигательного

аппарата,

с

интеллектуальной недостаточностью, с выраженными трудностями в обучении (с

задержкой психического развития), с нарушениями чтения и письма, с иными

сложностями.

Цель

работы

творческого

объединения:

выявление,

предупреждение,

преодоление речевых нарушений у детей в соответствии с их индивидуальными

особенностями.

Работая

в

центре

«Орион»

с

детьми

с

ограниченными

возможностями

здоровья, с детьми особой заботы хотела бы поделиться педагогическим опытом

под названием «Логопедическая копилка».

Для начала уточним, с какого возраста необходимо обращаться к логопеду?

К пяти годам заканчивается формирование звукопроизношения. В норме

ребенок четко произносит все звуки в составе слов и предложений. Словарь

ребенка увеличивается от 2500 слов. Могут, встречаются ошибки в изменении

слов по падежам («У меня нет перчатков»). На данном этапе речевого развития,

если

у

ребенка

наблюдаются

различные

недостатки

звукопроизношения,

то

необходимо

обращаться

к

логопеду,

чтобы

установить

причину

речевого

нарушения и составить индивидуальный план работы.

Начинается

работа

с

консилиума,

диагностики,

консультаций

других

специалистов в случае необходимости.

В

зависимости

от

речевого

диагноза,

индивидуальных

возможностей,

возраста ребенка логопедическая работа проводится последовательно от простого

к сложному. И первое над чем работает логопед - это развитие дыхания.

Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного

воздействия

на

детей

независимо

от

вида

их

речевого

дефекта.

На

слайде

представлена последовательность работы над дыханием.

1.

Постановка

диафрагмально-реберного

типа

дыхания

и

формирование длительного ротового выдоха.

2.

Дифференциация ротового и носового выдоха.

3.

Формирование речевого дыхания.

4.

Развитие речевого дыхания без участия голоса.

Но я бы хотела более подробно остановиться на развитии речевого дыхания

без

участия

голоса.

На

занятиях

по

дыханию

мы

используем

элементы

логоритмики.

Во-первых, что такое логоритмика? Логоритмика – это своеобразная активная

форма терапии, основанная на сочетании слова, музыки и движения.

В 1998г. кандидат педагогических наук, профессор Г.А. Волкова впервые

создала

логопедическую

ритмику,

как

одну

из

форм

терапии,

которая

предполагает использование нетрадиционных педагогических методов, приемов и

форм организации образовательного процесса.

Мне очень повезло, т.к. Галина Анатольевна приезжала в Оренбург и читала

лекции

по

логоритмике.

Это

подвигло

меня

написать

программу

в

дополнительном

образовании,

основанную

на

использовании

элементов

логоритмики.

Логопедическая

ритмика

занимает

особое

место

в

системе

комплексного

метода коррекционной работы с детьми с нарушениями речи. Использование

элементов логоритмики способствуют развитию всех компонентов речи, слуховых

функций, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, творческих

способностей детей, воспитывают нравственно-эстетические и этические чувства.

Для

того,

чтобы

превратить

ежедневную,

однообразную

работу

по

формированию

дыхания

у

детей

более

увлекательным,

предлагаются

дидактические пособия, наглядный материал.

Например, «Пузыри в стакане» (ребенку предлагается подуть через трубочку

в стакан с водой). Или подуй через трубочку так, чтобы листочки, снежинки,

цветочки, птички закружились.

После

того,

как

дети

научатся

выполнять

задание

можно

включить

специально подобранную музыку.

Следующий

важный

этап

коррекционной

работы

- это постановка звука.

Чтобы поставить тот или иной звук необходимо подготовить органы артикуляции.

Для развития моторики артикуляционного аппарата

предлагаются упражнения

для

губ

и

языка:

сказка

о

Веселом

язычке,

используются

игрушки

Веселый

Язычок,

лягушонок

Квак,

язычок-рукавичка,

логокубики.

Для

того,

чтобы

побудить интерес к содержанию занятий по развитию речи я подбираю забавные

сказки,

веселые

рассказы,

стихотворения,

наглядный

материал,

специальную

музыку

для

выполнения

артикуляционной

гимнастики,

что

помогает

поддерживать интерес к изучаемому материалу.

Родителей тоже обучаем правильному выполнению упражнений. Т.к. именно

они являются основными помощниками. Дома совместно с ребенком родители

изготавливают сами понравившуюся сказку или рассказ о Веселом Язычке и

выполняют упражнения.

Д л я автоматизации

звуков

в

своей

работе

я

использую

упражнения

с

наглядным,

дидактическим

и

музыкальным

материалом.

Например,

логопедические лабиринты, которые можно использовать из разработанного мною

сборника

«Слушаем,

играем

речь

развиваем!»

приложения

или

изготовить

самостоятельно из ткани с цветными липучками. На каждый автоматизированный

звук подобраны картинки, которые можно вырезать и прикреплять к лабиринту,

выполняя

интересные

задания. Для того чтобы сделать процесс автоматизации

звуков более увлекательным и эффективным, предлагается использование в работе

плоских

игрушек, фишек-жетонов.

Ребенок,

перемещая

выбранную

игрушку,

называет картинки с заданным звуком.

Также для закрепления звукопроизношения подбираю загадки, стихотворения

и музыку. Представленный материал превращает однообразную и монотонную

работу по закреплению произношения звуков в интересную игру.

Для дифференциации звуков (различения звуков) в своей работе я связываю

контрастные звуки с определенными образами, например: С – водичка бежит,

капель (и музыкальный образ капели), Ш – змея шипит (музыка). (СЛАЙД) То же

самое с другими звуками: З – комар звенит, Ж – жук жжужит. В зависимости от

музыкального образа, дети изображают в движениях персонажей.

П о формированию словарного запаса, грамматического строя, связной речи

мы применяем различные игры, дидактический материал по лексическим темам

согласно программе.

Надеюсь, представленный материал будет полезен родителям, логопедам,

педагогам дополнительного образования, психологам.



В раздел образования