Автор: Ханнанова Мария Ивановна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "Дворец творчества детей и молодежи" ЦППРД "Орион"
Населённый пункт: г. Оренбург
Наименование материала: статья
Тема: «Логопедические игры, задания для развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья»
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Дворец творчества детей и молодежи»
Центр психолого-педагогической реабилитации детей «Орион»
«
Логопедические игры, задания для
развития речи детей с
ограниченными возможностями
здоровья
»
Автор-составитель: Ханнанова М. И..
педагог дополнительного образования,
учитель-логопед
I квалификационной категории
Оренбург, 2018
Тема: «Логопедические игры, задания для развития речи детей
с ограниченными возможностями здоровья».
Речевая патология у детей, на сегодняшний день, широко распространенная
проблема. В г. Оренбурге логопедическая помощь детям с различным уровнем
развития речи оказывается в специализированных детских садах, логопедических
группах, в логопедических кабинетах школ, детских поликлиник, развивающих
центров. К сожалению, количество детей с нарушениями речи не уменьшается, а
увеличивается.
Стремясь
удовлетворить
растущие
потребности
общества
в
специалистах
в
области
логопедии
на
базе
центра
психолого-педагогической
реабилитации детей «Орион»
было создано творческое
объединение «Школа
логопедических знаний». В данном творческом объединении работают педагоги
дополнительного
образования
по
логопедическому
направлению.
Специфика
логопедической работы определяется предоставлением образовательных услуг не
только
для
обычных
детей,
но
и
для
детей,
нуждающихся
в особых
образовательных потребностях.
Зачислению
на
коррекционные
занятия
подлежат
дети
со
всеми
видами
речевых
нарушений,
с
нарушениями
опорно-двигательного
аппарата,
с
интеллектуальной недостаточностью, с выраженными трудностями в обучении (с
задержкой психического развития), с нарушениями чтения и письма, с иными
сложностями.
Цель
работы
творческого
объединения:
выявление,
предупреждение,
преодоление речевых нарушений у детей в соответствии с их индивидуальными
особенностями.
Работая
в
центре
«Орион»
с
детьми
с
ограниченными
возможностями
здоровья, с детьми особой заботы хотела бы поделиться педагогическим опытом
под названием «Логопедическая копилка».
Для начала уточним, с какого возраста необходимо обращаться к логопеду?
К пяти годам заканчивается формирование звукопроизношения. В норме
ребенок четко произносит все звуки в составе слов и предложений. Словарь
ребенка увеличивается от 2500 слов. Могут, встречаются ошибки в изменении
слов по падежам («У меня нет перчатков»). На данном этапе речевого развития,
если
у
ребенка
наблюдаются
различные
недостатки
звукопроизношения,
то
необходимо
обращаться
к
логопеду,
чтобы
установить
причину
речевого
нарушения и составить индивидуальный план работы.
Начинается
работа
с
консилиума,
диагностики,
консультаций
других
специалистов в случае необходимости.
В
зависимости
от
речевого
диагноза,
индивидуальных
возможностей,
возраста ребенка логопедическая работа проводится последовательно от простого
к сложному. И первое над чем работает логопед - это развитие дыхания.
Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного
воздействия
на
детей
независимо
от
вида
их
речевого
дефекта.
На
слайде
представлена последовательность работы над дыханием.
1.
Постановка
диафрагмально-реберного
типа
дыхания
и
формирование длительного ротового выдоха.
2.
Дифференциация ротового и носового выдоха.
3.
Формирование речевого дыхания.
4.
Развитие речевого дыхания без участия голоса.
Но я бы хотела более подробно остановиться на развитии речевого дыхания
без
участия
голоса.
На
занятиях
по
дыханию
мы
используем
элементы
логоритмики.
Во-первых, что такое логоритмика? Логоритмика – это своеобразная активная
форма терапии, основанная на сочетании слова, музыки и движения.
В 1998г. кандидат педагогических наук, профессор Г.А. Волкова впервые
создала
логопедическую
ритмику,
как
одну
из
форм
терапии,
которая
предполагает использование нетрадиционных педагогических методов, приемов и
форм организации образовательного процесса.
Мне очень повезло, т.к. Галина Анатольевна приезжала в Оренбург и читала
лекции
по
логоритмике.
Это
подвигло
меня
написать
программу
в
дополнительном
образовании,
основанную
на
использовании
элементов
логоритмики.
Логопедическая
ритмика
занимает
особое
место
в
системе
комплексного
метода коррекционной работы с детьми с нарушениями речи. Использование
элементов логоритмики способствуют развитию всех компонентов речи, слуховых
функций, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, творческих
способностей детей, воспитывают нравственно-эстетические и этические чувства.
Для
того,
чтобы
превратить
ежедневную,
однообразную
работу
по
формированию
дыхания
у
детей
более
увлекательным,
предлагаются
дидактические пособия, наглядный материал.
Например, «Пузыри в стакане» (ребенку предлагается подуть через трубочку
в стакан с водой). Или подуй через трубочку так, чтобы листочки, снежинки,
цветочки, птички закружились.
После
того,
как
дети
научатся
выполнять
задание
можно
включить
специально подобранную музыку.
Следующий
важный
этап
коррекционной
работы
- это постановка звука.
Чтобы поставить тот или иной звук необходимо подготовить органы артикуляции.
Для развития моторики артикуляционного аппарата
предлагаются упражнения
для
губ
и
языка:
сказка
о
Веселом
язычке,
используются
игрушки
Веселый
Язычок,
лягушонок
Квак,
язычок-рукавичка,
логокубики.
Для
того,
чтобы
побудить интерес к содержанию занятий по развитию речи я подбираю забавные
сказки,
веселые
рассказы,
стихотворения,
наглядный
материал,
специальную
музыку
для
выполнения
артикуляционной
гимнастики,
что
помогает
поддерживать интерес к изучаемому материалу.
Родителей тоже обучаем правильному выполнению упражнений. Т.к. именно
они являются основными помощниками. Дома совместно с ребенком родители
изготавливают сами понравившуюся сказку или рассказ о Веселом Язычке и
выполняют упражнения.
Д л я автоматизации
звуков
в
своей
работе
я
использую
упражнения
с
наглядным,
дидактическим
и
музыкальным
материалом.
Например,
логопедические лабиринты, которые можно использовать из разработанного мною
сборника
«Слушаем,
играем
–
речь
развиваем!»
приложения
или
изготовить
самостоятельно из ткани с цветными липучками. На каждый автоматизированный
звук подобраны картинки, которые можно вырезать и прикреплять к лабиринту,
выполняя
интересные
задания. Для того чтобы сделать процесс автоматизации
звуков более увлекательным и эффективным, предлагается использование в работе
плоских
игрушек, фишек-жетонов.
Ребенок,
перемещая
выбранную
игрушку,
называет картинки с заданным звуком.
Также для закрепления звукопроизношения подбираю загадки, стихотворения
и музыку. Представленный материал превращает однообразную и монотонную
работу по закреплению произношения звуков в интересную игру.
Для дифференциации звуков (различения звуков) в своей работе я связываю
контрастные звуки с определенными образами, например: С – водичка бежит,
капель (и музыкальный образ капели), Ш – змея шипит (музыка). (СЛАЙД) То же
самое с другими звуками: З – комар звенит, Ж – жук жжужит. В зависимости от
музыкального образа, дети изображают в движениях персонажей.
П о формированию словарного запаса, грамматического строя, связной речи
мы применяем различные игры, дидактический материал по лексическим темам
согласно программе.
Надеюсь, представленный материал будет полезен родителям, логопедам,
педагогам дополнительного образования, психологам.