Напоминание

Консультация для воспитателей " Роль народного фольклора в самоорганизации детей в самостоятельной деятельности".


Автор: Савельева Валентина Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Д⁄с №114 о.в
Населённый пункт: г. Магнитогорск. Челябинская обл.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Консультация для воспитателей " Роль народного фольклора в самоорганизации детей в самостоятельной деятельности".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей.

Роль народного фольклора в самоорганизации детей в самостоятельной

деятельности.

Взаимоотношение между детьми во многом сказываются под

непосредственным воздействием взрослых. Согласно режиму в группе

начинается рабочий день: утренняя гимнастика, гигиенические процедуры,

прием пищи, занятие, прогулка и т. д. Иными словами, жизнь каждого

ребенка и группы регламентирует воспитатель в соответствии с планом

воспитательно-образовательной работы.

Взрослый регулирует, корректирует детские взаимоотношения, помогает

приобрести опыт социальный общения.

Однако в сравнительно короткие промежутки времени среди режимных

моментов ( на прогулки во время утреннего приема, вечером перед уходом

домой, имеются благоприятные возможности для самоорганизации детей

без строгой регламентации их деятельности .

Целенаправленное наблюдение за детьми позволило выяснить чем же

заняты в это время дети. В свободное время дети обращаются к разного

вида и типа играм имеет место труд, рисование, рассматривание книг,

беседы. Отдельные дети склонны к уединению , к играм и занятием

индивидуально. Но большинство детей тянется к взаимодействию и

общению. Однако можно выделить из ряда средств такие как народный

фольклор , при помощи которого дети могут самостоятельно регулировать

взаимоотношения в совместной деятельности, начиная уже со средней

возрастной группы детского сада.

Начнем со считалок.

Считалки , жеребьевки совершенствуют самобытную игру, развивают

самоорганизацию. Необходимость в них возникает чаще всего при

распределении ролей при выборе ведущего. В считалках детей привлекает

ритмичность, локанизм позволяет быстро решить актуальный вопрос

Тучи, тучи, тучи, тучи Яблочко катится

Скачет конь большой, могучий Вокруг огорода

Через тучи скачет он, Кто его схватит

Кто не верит - выйди вон Тот воевода

Некоторые считалки вызывают веселье, смех, эмоционально настраивают

детей

Плыл по морю чемодан Раз, два, три, четыре, пять

В чемодане был диван Вышла свинка погулять

На диване сидел слон А за свинкой серый волк

Кто не верит выйдет вон Волк то в свинках знает толк.

Нередко встречаются считалки агрессивного характера, они не отвечают

задачам воспитания.

Вышел месяц из тумана

Вынул ножик из кармана

Буду резать, буду бить,

Все равно тебе водить.

Чтобы такого рода считалки не входили в обиход детей, лучше

четверостишие разучивать с детьми либо на занятиях ( где идет упражнение

в звукопроизношении) или индивидуально с подгруппой детей и нацелить их

на то, что это четверостишие считалку можно использовать в играх при

выборе ведущего и на другие роли. Помогут регулировать взаимоотношение

детей и своебразные зазывание- рифмованные строчки. Назначение их

организовать какую –то совместную деятельность, игру сюжетно-ролевую

или подвижную « Кто-то с нами пойдет играть, а потом не будем

принимать».«Тай тай, налетай, а потом не принимай».Слова, интонациями

просто приглашение но и предостережение не подключишься, будет потом

поздно в них явно выражен оттенок таинственности, т.к причина сбора не

объявляется. Нередко этот вариант предпологает и диалог. Откликнувшиеся

спрашивают « Как играть? Или» Во что играть». Зазывальщики объясняют В

гуси-лебеди, в Дом и т. д. Те кто зазывают играть, они уже придумывают во

что и как будут играть и лишь подбирают для игры портнеров.

Иногда зазывальщики сразу называют игру, « Тай, тай кто в жмурки играть,

налетай!». Зазывалки- это чисто детское творчество. Отличаются своей

краткостью, ритмичностью, с определенной четкой направленностью. Легко

запоминаются детьми и передаются из уст в уста и имеют место в жизни

детей.

Если даже зазывалки не совсем отвечают художественным требованием, но

направлено на объединение в совместной содержательной деятельности,

следует поощрять сам процесс сбора уже вносит эмоционально-

положительный подъем, способствует сплоченности, согласованности. Важно

педагогу самому собственным примером показать заинтересованность,

посоветовать присоединиться тем детям, кто не откликается на призыв

сверстников. « Чем больше вооружен каждый из воспитанников способами

организации сверстников. Совместную деятельность , тем больше времени

они приводят в социальном общении, испытывая эмоциональное

удовлетворение, что в свою очередь способствует развитию качеств

общественности( А. П. Усова)

Одним из разновидностей народного фольклора являются дразнилки. Они

входят в так называемое детское творчество, они имеют место в жизни детей

и особенно тогда когда дети собираются в часы свободных игр. Как

показывает практика используя дразнилки дети не столько хотят обидеть

кого-либо, сколько исправить поведение товарища, по своему напомнить,

что он не один, поэтому должен считаться с другими, подчиняться принятым

нормам и правилам поведения. Обычно они стараются воздействовать на

жадность, зазнайство, плаксивость, нечестность , неряшливость,

неопрятность, нерешительность детей.

Конечно, дразнилка- это не самый лучшей способ взаимовоспитание. И

появление дразнилок-это уже сигнал для воспитателя: усилить внимание к

каждому ребенку. С одной стороны объяснить разъяснить одним: если кто-то

поступает плохо. Он должен собственным положительным примером

показать иное. С другой терпеливо и настойчиво невелировать излишнюю

самоуверенность у других, склонность подчеркивать свое превосходство над

другими. Такие дразнилки часто бывают в детском коллективе

(«Ух ты Ганя-ревушка , ревушка-коровушка».

Плачет, вытирается, слезами умывается).

Ну что как Федул губы надул

Ни с кем не общаешься на всех обижаешься

Ябеда корябедасоленый огурец,

На полу валяется никто тебя не ест

Жадина -говядина ни с кем не поделилась

Съела шоколадку, чуть не подавилось.

Дети используют часто дразнилки которые придумывают сами. Взгляды

детей, их интонации говорят о том, что они осуждают, если те поступают

неэтично. Таким образом дети пытаются регулировать взаимоотношения

самостоятельности.

Задача педагога. Знакомство детей с окружающей действительностью,

обязан обращать их внимание на деятельность взрослых; разъяснить что

успех общего дело зависит от их трудовой деятельности. Важно что бы

воспитатель в повседневной общении с детьми использовал художественные

слова, рассматривание картинок, презентаций и художественной

литературы ,этические беседы, ситуативные индивидуальные беседы с

детьми.

А. С. Макаренко справедливо замечал

, что познание воспитанника, должно прийти к воспитателю не в процессе

безразличного его изучение, а только в процессе, совместной с ним работы и

самой активной помощи ему.



В раздел образования