Напоминание

"Корригирующая гимнастика"


Автор: Трифсик Людмила Васильевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "СШ №2"
Населённый пункт: город Смоленск
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Корригирующая гимнастика"
Дата публикации: 16.05.2018
Раздел: начальное образование





Назад




Пояснительная записка

Программа «Корригирующая гимнастика» для обучающихся составлена

с

учетом

государственного

стандарта

основного

общего

образования

с

некоторыми отступлениями и добавлениями, вытекающими из особенностей

состояния и функциональных возможностей организма учащихся, а также на

основе

Программы

внеурочной

спортивно-оздоровительной

деятельности

(корригирующая гимнастика для учащихся 1-4 классов), авторы П.В. Степанов,

С.В. Сизяев, Т.Н. Сафронов, М.: Просвещение, 2011,

Цель программы:

- развитие основных физических качеств и способностей, укрепление

здоровья, расширение функциональных возможностей организма;

- формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта

физическими

упражнениями

с

общеразвивающей

и

корригирующей

направленностью; приобретение навыков в физкультурно-оздоровительной и

спортивно-оздоровительной деятельности.

Основные задачи:

- укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию

и закаливанию организма;

- повышение физиологической активности органов и систем организма

школьников, ослабленных болезнью;

- повышение физической и умственной работоспособности;

-

о сво ение

о сновных

двигательных

умений

и

н а в ы ко в ,

предусмотренных стандартами программы по физической культуре в данном

классе.

В

основу

программы

внеурочной

деятельности

«Корригирующая

гимнастика» положены следующие принципы:

принцип

непрерывного

образования

как

механизм

обеспечения

полноты и цельности образования в целом;

принцип

творчества,

помогает

развивать

детскую

фантазию,

способность

принимать

нестандартные

решения,

неординарно

мыслить

и

действовать;

принцип коллективной деятельности реализуется при выполнении

коллективных подвижных игр. Принцип реализуется также при организации

коллективных праздников, конкурсов;

принцип

индивидуального

подхода

о р и е н т и р у е т

н а

у ч е т

индивидуальных

и

возрастных

возможностей

и

способностей

детей,

реализуется в индивидуальных консультациях ребенка-творца с педагогом;

принцип самореализации предполагает создание творческой среды, в

которой

ребенок

может

ощутить

успех

от

самостоятельной

деятельности,

выраженной в создании модели.

Общая характеристика

Данная программа реализует спортивно-оздоровительное направление,

нацелена на выполнение задач формирования условий успешной адаптации к

3

жизни

в

обществе

и

формирования

здорового

образа

жизни.

Программа

соотносится

с

учебным

предметом

физическая

культура

и

направлена

на

обеспечение

двигательной

активности

учащихся

и

осуществление

профилактических

мероприятий

по

предупреждению

заболеваний

опорно-

двигательного аппарата в адаптационный период. Особенность реализации

программы

в

выполнении

физических

упражнений

корригирующей

направленности для мышц спины, брюшного пресса, плечевого пояса, стопы и

голени.

В

настоящее

время

происходит

резкое

снижение

уровня

здоровья

школьников, растёт количество детей, имеющих всевозможные отклонения в

состоянии

здоровья,

в

особенности

в

состоянии

опорно-двигательного

аппарата (ОДА). В этой связи укрепление здоровья детей является одной из

важнейших

задач

социально-экономической

политики

нашего

государства.

Одним из направлений этой работы являются профилактические мероприятия

по предупреждению заболеваний ОДА, особенно профилактика нарушений

осанки и плоскостопия.

Осанка

интегральная

характеристика

состояния

организ ма.

Неправильно

сформированная

осанка

не

только

является

косметическим

дефектом, но и затрудняет деятельность внутренних органов, что, в свою

очередь, может привести к серьёзным заболеваниям.

Традиционная

организация

учебного

процесса

при

доминировании

сидячей

рабочей

позы

обучающегося

требует

проведения

специальных

мероприятий, направленных на профилактику нарушений ОДА. Среди мер по

профилактике

нарушений

осанки

и

плоскостопия,

помимо

правильного

подбора мебели, обуви и одежды, своевременного отдыха, важная роль отво-

дится организации двигательного режима обучающегося. Немаловажную роль

играют и физические упражнения корригирующей направленности для мышц

спины, брюшного пресса, плечевого пояса, стопы и голени. Целесообразны и

регулярные занятия корригирующей гимнастикой.

Особенно необходимы занятия оздоровительной физической культурой

учащимся начальной школы. Ведь начало обучения в школе связано с резкой

переменой двигательного режима, выражающейся в длительном пребывании в

сидячей

позе,

в

снижении

двигательной

активности.

Именно

в

первые

школьные

годы

важно

компенсировать

неблагоприятное

влияние

данных

факторов за счёт использования корригирующих упражнений, что и нашло

отражение в данной программе.

Известно, что профилактика нарушений осанки и плоскостопия должна

проводиться среди учащихся всех медицинских групп. Однако традиционный

программный материал в основном предназначен для занятий с учащимися,

отнесёнными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. В

этой

связи

остро

стоит

вопрос

о

занятиях

с

учащимися

основной

и

подготовительной медицинских групп. И это ещё одна особенность данной

программы.

Программа

предусматривает

широкое

использование

на

занятиях

со

школьниками спортивных упражнений, что способствует эмоциональности

занятий и, как следствие, повышает их эффективность. В качестве спортивных

4

упражнений

предлагается

использовать

наиболее

доступные

упражнения

художественной гимнастики: они имеют ярко выраженный оздоровительный

эффект,

техника

их

выполнения

способствует

развитию

статической

мускулатуры и требует поддержания правильной осанки, которая в данном

виде

спорта

является

рабочей.

Повышению

мотивации

к

занятиям

способствует и выполнение контрольных испытаний, подготовка и участие в

показательных

выступлениях

(на

физкультурных

праздниках,

праздниках

здоровья и т. п.).

Кроме того, для повышения эмоциональности занятий, создания яркого

эмоционального

фона

в

программе

используются

психорегулирующие

упражнения,

приёмы

самоконтроля

и

самооценки

физического

и

эмоционального

состояния.

Освоение

приёмов

самоконтроля

влияет

и

на

развитие функции внимания, которая, в свою очередь, позволяет эффективнее

выполнять саморегуляцию и способствует повышению работоспособности,

снижению энергозатрат организма.

Помимо задач физического и психического оздоровления, программа решает и

задачи духовно-нравственного воспитания и развития. Известно, что нынешнее

подрастающее поколение ослаблено не только физически, оно незрело и с

точки зрения нравственности, дезориентировано духовно и, как следствие,

дезадаптировано к трудностям реальной действительности. В систему

жизненных ориентиров современных школьников, как правило, не входят

трудолюбие, целеустремлённость, упорство, без которых невозможно

движение по тернистому жизненному пути. Данная программа

предусматривает привитие важных социальных ценностей: любви и уважения

ко всему живому — к природе, людям, самому себе. Это, в свою очередь,

влияет на чистоту помыслов и поступков, формирование чувства ответст-

венности и сопричастности ко всему происходящему.

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА ВО ВНУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Программа ориентирована на обучающихся 4-х классов и имеет общий

объём 17 часов, 34 занятия.

Режим занятий - 1 раз в неделю по 0,5 часа.

Планируемые результаты и способы их проверки

Планируемые результаты освоения данной программы отслеживаются по

двум компонентам: метапредметный и личностный, что позволяет определить

динамическую картину творческого развития воспитанника.

В структуре планируемых результатов определяются ожидания, связанные

с тем, какими учебными действиями в отношении опорной системы знаний,

умений и навыков воспитанники овладевают на уровне:

актуального

развития

(ис полнит е льс ка я

компе т е нт но с т ь

репродуктивная работа по выполнению различных упражнений, игр)

зоны

ближайшего

развития («перспективные действия» - находящиеся

еще в стадии формирования, что лежит в основе дальнейшего развития детей в

области физкультурно-оздоровительного направления).

5

Метапредметные результаты – овладение воспитанниками умениями,

которые

создадут

возможность

самостоятельно,

успешно

усваивать

новые

знания,

умения

и

компетентности,

необходимые

для

дальнейшего

совершенствования

спортивно-оздоровительной

деятельности,

укрепление

здоровья.

Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения

коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:

занятия-конкурсы на повторение практических умений,

занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных

разделов программы),

самопрезентация (игровые упражнения, гимнастика),

участие в спортивном празднике.

Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в

течение учебного года, включающее:

результативность деятельности ребенка,

активность,

аккуратность,

степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.

Личностные результаты – готовность и способность воспитанников к

саморазвитию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их

индивидуально-личностные

позиции,

социальные

компетентности,

личностные

качества,

сформированность

российской,

гражданской

идентичности.

Для

оценки

формирования

и

развития

личностных

характеристик

обучающихся

(ценности,

интересы,

склонности,

уровень

притязаний

положение

ребенка

в

объединении,

деловые

качества

воспитанника)

используется

простое наблюдение,

проведение игр,

анкетирование,

психолого-диагностические методики.

Требования к уровню подготовки обучающихся группы

В результате занятий по физической культуре обучающиеся посещающие

занятия должены:

Знать/понимать

- роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа

жизни;

основы формирования двигательных действий и развития физических качеств;

способы закаливания организма и основные приемы самомассажа.

Уметь

- составлять и выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей

гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма;

6

- выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных

физических качеств, адаптивной (лечебной) физической культуры с учетом

состояния здоровья и физической подготовленности;

- осуществлять наблюдения за своим физическим развитием и физической

подготовленностью, контроль за техникой выполнения двигательных действий

и режимами физической нагрузки

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

и

повседневной

жизни

для

проведения

самостоятельных

занятий

по

формированию индивидуального телосложения и коррекции осанки, развитию

физических качеств, совершенствованию техники движений.

Содержание программы

Раздел 1. Вводное занятие (0,5 час).

Правила техники безопасности. Правила подбора и хранения инвентаря.

Этические нормы (нормы поведения на занятиях, до и после них, в

повседневной жизни, взаимоотношения с педагогом, с товарищами, помощь

начинающим и отстающим, основы бесконфликтного поведения на занятиях и

в

повседневной

жизни).

Взаимосвязь

этических

норм

и

правил

техники

безопасности

(уважительное

и

бесконфликтное

поведение

как

основа

безопасности на занятиях).

Раздел 2. Теоретические сведения (основы знаний) (в процессе

занятий).

2.1. Здоровье человека и влияние на него физических упражнений (1

час). Здоровье физическое, психическое, душевное. Здоровый образ жизни и

мысли

(экология

души).

Потребность

в

движении

тела

как

выражение

потребности души.

2.2. Влияние питания на здоровье (1 час). Режим и рацион питания для

растущего

организма.

Питьевой

режим

школьника.

Психогигиена

питания.

Формирование ценностного отношения к еде и воде как к связующей нити

человека и природы.

2.3. Гигиенические и этические нормы (1 час). Гигиенические нормы

(гигиенические процедуры до и после занятия, в повседневной жизни; уход за

гимнастической

формой,

за

повседневной

одеждой,

за

инвентарем).

Взаимосвязь гигиенических и этических норм (соблюдение правил гигиены

как проявление уважения к окружающим и окружающему миру).

Раздел 3. Общая физическая подготовка (5,5 часов).

3.1.

Упражнения

в

ходьбе

и

беге

(1

час).

Строевые

упражнения.

Упражнения в ходьбе с соблюдением правильной осанки; на носках, пятках,

наружном и внутреннем крае стопы; с перекатом с пятки на носок; с высоким

подниманием

бедра;

в

полуприседе;

сочетание

ходьбы

с

дыханием.

Упражнения

в

беге

на

месте

и

в

передвижении;

на

носках;

с

высоким

подниманием бедра; захлестом голени; боком приставным и скрестным шагом;

7

спиной вперед; с различными движениями рук; с подскоками; с изменением

темпа.

3.2.

Упражнения

для

плечевого

пояса

и

рук

(1

час). На

месте

в

различных исходных положениях; в движении; с предметами (скакалками,

палками, мячами, обручами); с партнером.

3.3.

Упражнения

для

ног

(1

час). На месте в различных исходных

положениях; у опоры; в движении; с предметами; с партнером.

3.4. Упражнения для туловища (1 час). На месте в различных исходных

положениях (стоя, сидя, лежа на спине, животе, на боку); у опоры; в движении;

с предметами; с партнером.

3.5. Комплексы общеразвивающих упражнений (1,5 часа). На месте в

различных исходных положениях; с чередованием исходных положений; у

опоры; в движении; с предметами; с партнером. Формирование эстетического

вкуса

и

проявление

творческих

способностей

школьников

посредством

самостоятельного

составления

комплексов

ОРУ

(под

музыкальное

сопровождение).

Раздел 4. Специальная физическая подготовка 6 часов).

4.1. Формирование навыка правильной осанки. Осанка и имидж (1 час).

Упражнения

в

различных

исходных

положениях;

у

стены;

у

зеркала;

с

закрытыми

глазами;

с

самоконтролем

и

взаимоконтролем;

с

предметами.

Потребность и навык красивой походки. Осанка, походка и имидж.

4.2. Укрепление мышечного корсета (1 часа). Упражнения на месте в

различных исходных положениях (стоя, сидя, лежа на спине, животе, на боку);

у

опоры;

в

движении;

с

предметами

(палками,

резиновыми

бинтами);

с

предметами художественной гимнастики (скакалками, мячами, обручами); с

партнером.

4.3. Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени (1 часа).

Упражнения у опоры; в движении; с предметами художественной гимнастики

(скакалками, мячами, обручами).

4.4.

Упражнения

на

равновесие

(1

часов).

На

месте

в

различных

исходных положениях туловища (вертикальных, наклонных);

на носках; с

поворотами;

в

движении;

с

предметами

(палками,

скакалками,

мячами,

обручами); с партнером. Взаимосвязь равновесия физического и психического.

4.5.

Упражнения

на

гибкость

(1

часа).

Воспитание

гибкости

позвоночника,

тазобедренных

и

голеностопных

суставов,

выворотности

в

плечевых суставах с помощью статических и динамических упражнений на

растягивание: на месте в различных исходных положениях (стоя, сидя, лежа); у

опоры; в движении; с предметами; с партнером. Психологические факторы

гибкости (отсутствие психоэмоционального напряжения).

4.6. Акробатические упражнения (1 часов). Стойка на лопатках, мост,

перекаты,

кувырки,

стойка

на

руках

у

стены,

соединение

элементов.

Психологические факторы освоения акробатических упражнений: отношение к

чувству страха как к союзнику.

Раздел 5. Дыхательные упражнения (0,5часов)

8

Упражнения стоя, сидя, в передвижении; упражнения на согласование

движений

и

дыхания;

упражнения

с

задержкой

и

усилением

дыхания;

упражнения

на

развитие

носового

дыхания;

упражнения

на

развитие

различных

типов

дыхания

(грудной

тип,

ключичный,

брюшной,

полное

дыхание); комплексы дыхательных упражнений. Формирование ценностного

отношения к дыханию: дыхание – акт единения с природой.

Раздел 6. Упражнения на расслабление (0,5 часа)

Упражнения в различных исходных положениях (лежа, сидя, стоя), в

передвижении;

активные

и

пассивные

упражнения;

локальные

и

общие;

упражнения с партнером.

Раздел 7. Самоконтроль и психорегуляция 0,5 часа).

Самоконтроль по: общей двигательной активности и самочувствию,

ЧСС,

частоте

и

глубине

дыхания,

по

голосу

и

речи,

по

особенностям

поведения.

Психорегуляция

(снятие

психоэмоционального

напряжения,

мобилизация).

Способы

психорегуляции

(двигательные,

дыхательные,

ментальные, комбинированные, идеомоторные).

Раздел 8. Самомассаж и взаимомассаж (0,5 часов)

Назначение

массажа

(снятие

утомления,

психоэмоционального

напряжения, подготовка организма к выполнению предстоящей деятельности);

показания и противопоказания к применению; гигиенические требования к

проведению массажа; приемы массажа в различных исходных положениях

массируемого

(лежа,

сидя,

стоя);

массаж

различных

мышечных

групп;

активные и пассивные приемы массажа.

Раздел 9. Контрольные испытания и показательные выступления

(1 часа).

9.1.Контрольные тесты:(1час)

соревнуются

только

занимающие ся

или

занимающие ся

с

незанимающимися). Соревнования по физической подготовке и простейшим

элементам

гимнастики

предметами

и

без).

Можно

предложить

выступающим следующие тесты физической подготовленности:

- гибкость позвоночника: наклон вперед из положения сидя;

- силовая выносливость мышц туловища: в положении лежа на животе

удержание туловища, разогнутого под углом 45˚;

- сила мышц ног: прыжок в длину с места;

- силовая выносливость мышц брюшного пресса: в положении лежа на

спине удержание ног, согнутых под углом 45˚ в тазобедренных суставах;

- проба на равновесие: стоя на всей стопе одной ноги с закрытыми

глазами или на носке одной ноги с открытыми глазами;

-

комплексное

тестирование

координации

движений,

скоростной

выносливости, силы мышц ног: прыжки через скакалку до ошибки или отказа

испытуемого.

9.2. Физкультурный праздник (1 час).

9

Показательные выступления. Групповое или сольное выступление с

демонстрацией

под

музыку

комплексов

гимнастических

упражнений

предметами и без). Демонстрация отдельных упражнений общефизической

подготовки или технических элементов в качестве образца для подражания для

незанимающихся.

9.3. Праздник здоровья (1 час).

Конкурсы по корригирующей гимнастике и здоровому образу жизни, на

которых выполняются задания как связанные с физическими упражнениями

оздоровительного характера, так и с творческими способностями (рисунки,

стихи, рассказы и т.д.), выражающими отношение к занятиям и ЗОЖ.

Методическое обеспечение программы:

Для организации занятий корригирующей гимнастикой необходимы:

спортивный зал,

ковер,

шведская стенка,

маты,

гимнастические скамейки,

гимнастические скакалки, гимнастические обручи (пластмассовые),

гимнастические мячи,

подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования,

медицинская аптечка.

Тематический план

п/п

Дата

Название разделов и тем

Общее

кол-во

часов

Тео

рия.

Прак

тика

При

мечан

ие

1

Вводное занятие (правила

техники безопасности)

0,5

0.5

-

2

Теоретические сведения

(основы знаний)

В процессе занятий

-

3

Общая физическая подготовка

5,5

-

5,5

3.1.

Упражнения в ходьбе и беге

1

-

1

3.2

Упражнения для плечевого пояса

и рук

1

-

1

3.3

Упражнения для ног

1

-

1

10

3.4

Упражнения для туловища

1

-

1

3.5

Комплексы общеразвивающих

упражнений

1,5

-

1,5

4

Специальная физическая

подготовка

6

6

4.1

Формирование навыка

правильной осанки. Осанка и

имидж

1

1

4.2

Укрепление мышечного

корсета.

1

-

1

4.3

Укрепление мышечно-

связочного аппарата сто

пы и

голени

1

-

1

4.4

Упражнения на равнове

сие

1

-

1

4.5

Упражнения на гибкость

1

-

1

4.6

Акробатические упраж

нения

1

-

1

5

Дыхательные упражнения

0.5

0,5

6

Упражнения на расслабление

0,5

0,5

7

Самоконтроль и психо-

регуляция

0,5

0,5

8

Самомассаж и взаимо

массаж

0,5

0,5

9

Контрольные испытания

и

показательные выступ

ления

1

1

9.1

Физкультурный праздник

1

-

1

9.2

Праздник здоровья

1

-

1

Всего

17

16,5

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

образовательного процесса

1. Мой друг – физкультура: учебник для учащихся 1-4 кл. нач. шк./В.И.Лях.-М.:

Просвещение , 2012 г.

2. ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. –

«Просвещение», Москва. 2009 г.

3.«Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры – Мир Книги,

Москва. 2003 г.

11

4.300

подвижных

игр

для

младших

школьников.

Популярное

пособие

для

родителей и педагогов. Фатеева Л.П. Ярославль: «Академия развития», 1998

5.Программы

внеурочной

спортивно-оздоровительной

деятельности

(корригирующая гимнастика для учащихся 1-4 классов), авторы П.В. Степанов,

С.В. Сизяев, Т.Н. Сафронов, М.: Просвещение, 2011,

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

стенка гимнастическая 7 шт

скамейка гимнастическая жёсткая , 6шт.

гантели наборные

коврики гимнастические на каждого обучающегося

маты гимнастические на каждого обучающегося

мячи набивные

скакалки гимнастические на каждого обучающегося

палки гимнастические на каждого обучающегося

обручи гимнастические на каждого обучающегося

динамометр становой

весы медицинские

аптечка медицинская

пришкольный стадион ( поле для мини-футбола, игровые баскетбольная

и волейбольная площадки; лёгкоатлетическая дорожка -75м;

гимнастический городок)

12

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Методические рекомендации

«Организация и содержательное наполнение некоторых занятий

корригирующей гимнастикой для младших школьников»

Особенности проведения занятий

и распределения содержания программы

Соблюдая баланс между всеми разделами программы, важно на каждом

занятии

прорабатывать

каждый

из

разделов.

Иначе,

при

однобокой

направленности,

существует

опасность

одностороннего

развития

того

или

иного качества, что не только не решает оздоровительных задач, но и может

нанести вред здоровью школьника.

Например, если на занятии выполнялись в большом объеме упражнения

для плечевого пояса и рук из раздела ОФП (общая физическая подготовка), то

в

разделе

СФП

(специальная

физическая

подготовка)

целесообразно

исключить

упражнения

с

предметами

и

акробатические

упражнения

с

относительно высокой травмоопасностью.

Что касается таких разделов программы, как дыхательные упражнения,

упражнения на расслабление, самоконтроль и психорегуляция, самомассаж и

взаимомассаж,

то

их

педагог

применяет,

исходя

из

ситуации.

Упражнения

данных

разделов

нежелательно

выполнять

в

большом

объеме.

Также

нежелательно выполнять и несколько упражнений из данных разделов подряд.

Целесообразно разнообразить упражнения, выполняя на одном занятии одни, а

на другом – другие.

То

же

самое

касается

и

теоретических

сведений:

их

сообщение

целесообразно

осуществлять,

распределяя

информацию

по

нескольким

занятиям. Особенно ценно сообщать данную информацию в виде бесед, отводя

для этого специальные паузы. Не менее важна и своевременность. Например, о

влиянии питания на здоровье уместно сообщить перед перерывом на прием

пищи или воды.

К разделу. «Гигиенические и этические нормы»

Помимо

традиционных

сведений

о

правилах

чистоты

школьникам

следует прививать понятия о чистоте нравственной, о чистоте помыслов, как

основе благородных поступков (гигиена тела и души).

Важно:

- демонстрировать правильное выполнение норм гигиены и поведения

(опрятный

внешний

вид,

осанка,

уверенная

поступь,

красивые

и

выразительные

жесты,

вежливое

и

уважительное

отношение

к

ученикам,

помощь

отстающим,

справедливость

и

гуманность

при

разрешении

конфликтных ситуаций);

- проводить тренинги на закрепление норм;

13

-

моделировать

различные

ситуации,

требующие

самостоятельного

выбора линии поведения;

К разделам. «Общая физическая подготовка».

ОФП

ставит

целью

не

только

повышение

уровня

физической

подготовленности, но решает и более фундаментальные задачи: обучение и

практическое

применение

принципов

и

способов

эффективного

и

физиологически

оправданного

выполнения

простейших

двигательных

действий (как правильно ходить, бегать с точки зрения оптимальной работы

суставов и позвоночника, снятия излишнего мышечного напряжения и т.д.).

Важно:

- не допускать монотонности;

- не допускать утомления;

-

к

упражнениям

следует

относиться

не

только

как

к

техническим

действиям, но и как средству мобилизации внимания, точности действий и

корректности взаимодействий с товарищами, что особенно важно в процессе

гуманистического воспитания.

К разделу «Комплексы общеразвивающих упражнений».

Помимо

сугубо

физкультурных

задач,

комплексы

ОРУ

призваны

вырабатывать эстетический вкус и творческие способности. Для этого нужно

предложить каждому ученику самостоятельно подготовить комплекс (любой

длительности) и продемонстрировать его на любом техническом уровне под

музыку,

им

же

и

подобранную.

В

начале

обучения

педагог

должен

сам

составлять

комплексы

для

учащегося,

используя

принцип

доступности

освоения и простоты запоминания.

При самостоятельном составлении комплексов занимающийся должен

следовать определенной логике:

- элементы должны плавно переходить одно в другое,

- сложные элементы должны чередоваться с простыми,

- набор и сочетание элементов должны быть разнообразными (прыжки

сочет аться

с

равнове сиями,

широкоамплитудные

движения

с

малоамплитудными, линейные передвижения с поворотами и вращениями),

- музыка должна соответствовать характеру исполнителя и содержанию

программы,

- во всем должно быть чувство меры.

Кроме того, необходимо стремиться не только к качеству исполнения,

но

и

к

презентабельности:

выступление

должно

легко

и

с

удовольствием

восприниматься зрителем.

П оми мо

с т р о го

о б р а зо ват е л ь н ы х

за д ач

п о

о с во е н и ю

и

совершенствованию

техники,

составление

комплексов

требует

проявления

творческих

способностей.

При

грамотном

руководстве

у

занимающегося

формируется хороший эстетический вкус.

К разделу «Формирование навыка правильной осанки».

14

Нарушения

осанки

и

плоскостопие

связаны

не

только

с

неблагоприятными

изменениями

в

организме.

Человек,

не

отличающийся

стройностью,

сутулый,

с

заплетающимися

ногами

выглядит

не

только

некрасивым, но и неуспешным. Такого человека будут стараться избегать,

никто

не

захочет

с

ним

подружиться.

Как

правило,

такие

люди

выглядят

неуверенными, замкнутыми. А привычка втягивать голову в плечи вообще

связана с желанием спрятаться, отгородиться от всего неизвестного (как страус

прячет голову под крыло от страха). Необходимо дать понять школьникам, что

нужно

смело

идти

навстречу

новому,

неизвестному,

расправить

плечи,

взглянуть уверенно и сказать миру «Да!». Ведь не зря сказано: «Дорогу осилит

идущий».

Важно:

- подкреплять примерами правильной осанки известных спортсменов,

артистов и других популярных личностей;

-использовать образные сравнения при разучивании упражнений.

К разделу «Упражнения на равновесие».

Способность поддержания тела в положении равновесия характеризует

не только уровень развития вестибулярного аппарата, но и напрямую связана с

психическими качествами человека, с саморегуляцией – умением уравновесить

психическое состояние, успокоиться, отвлечься от сбивающих факторов. В

этой связи перед педагогом открывается широкое поле для творчества. Можно

предлагать выполнение упражнений под воздействием различных сбивающих

факторов: от визуальных или шумовых помех до моделирования негативных

проявлений

окружающих,

попыток

вывести

из

психического

равновесия

(создание психологических помех). Последнее является также тренировкой

бесконфликтного поведения, способом ухода от навязываемого конфликта.

Важно:

- не допускать монотонности;

-

поддерживать

положительный

эмоциональный

фон,

дозировано

применять игровой метод.

К разделу «Упражнения на гибкость».

Поскольку

гибкость

связана

не

только

со

способностью

структур

опорно-двигательного

аппарата

к

растягиванию,

но

и

с

психическим

состоянием

занимающегося,

данный

подраздел

работы

дает

хорошую

возможность

для

использования

психотренинга,

упражнений

на

мышечное

расслабление и снятие психоэмоционального напряжения.

Упражнения

на

растягивание

не

должны

сопровождаться

болевыми

ощущениями.

Напротив,

необходимо

состояние

комфорта

и

приятного

вытягивания, сопоставимого с утренними потягиваниями после сна.

Упражнения с партнером (в исходных положениях растягиваемого сидя,

лежа, стоя у стены и т.д.) выполняются по принципу «растягиваемый пассивен,

растягивающий активен». И чем больше взаимопонимания и доверительности

между

партнерами,

тем

комфортнее

будет

психологическая

атмосфера,

и,

соответственно,

выше

результат.

Поэтому

действия

растягивающего

15

(ассистента) должны создавать у растягиваемого состояние доверия. Ведь, при

неосторожных действиях имеется опасность причинить боль и даже травму.

Тем самым можно вызвать страх (страх упражнений на растягивание, страх

перед

человеком).

Поэтому

к

данным

упражнениям

партнеры

должны

подходить

с

максимальной

ответственностью.

Таким

образом,

возникают

предпосылки к формированию доверительного и ответственного отношения к

товарищам.

Важно:

-

контролировать

состояние

занимающихся,

не

допуская

болевых

ощущений;

-

сочетать

с

дыхательными

упражнениями

и

упражнениями

на

расслабление.

К разделу «Акробатические упражнения».

Во

время

выполнения

данных

упражнений,

а

также

перед

ними

возможно

возникновение

такого

психического

состояния,

как

страх.

К

сожалению,

традиционный

подход

к

чувству

страха

характеризуется

однобокостью

и

направлен

на

преодоление

данного

чувства,

вытеснение

(подавление)

его

путем

формирования

противоположного

состояния

состояния уверенности, бесстрашия. В этом случае страх как бы «загоняется

внутрь», а во главу угла ставится эффективность технических действий, т.е.

результат

обучения.

Однако

в

свете

задач

воспитания

личности

и

самореализации

ребенка

такой

подход,

отвергающий

всякую

рефлексию,

неуместен. В данном случае страх должен выступать как союзник, индикатор

уровня

допускаемой

опасности.

В

этой

связи

акробатические

упражнения

подбираются индивидуально, с учетом психической реакции учащегося на них:

ученику

предлагаются

максимально

простые

и

безопасные

задания

и

создаются максимально комфортные условия их выполнения, при которых

уровень

боязни

будет

минимальным.

Легкое

чувство

страха

пробуждает

ответственность за свое благополучие и способствует мобилизации сил. Как

следствие,

уровень

тревожности

снижается,

улучшается

психологическая

атмосфера в группе, повышается мотивация к акробатическим упражнениям и

занятиям

в

целом,

создаются

условия

формирования

доверительного

отношения между педагогом и обучаемым. Все это является важным условием

эффективности личностного роста.

Важно:

-

контролировать

со стояние

занимающихся,

не

д о п у с ка я

головокружения;

-

использовать

акробатические

упражнения

не

только

для

развития

вестибулярной устойчивости, но и для гибкости позвоночника;

-

учитывать

психологические

факторы

освоения

акробатических

упражнений: формировать отношение к чувству страха как к союзнику.

К разделу «Дыхательные упражнения».

В процессе воспитания важно формировать в ребенке отношение к

дыханию не просто как к одной из жизненно важных функций, но и как к

16

процессу,

значимость

которого

можно

охарактеризовать

лишь

духовно-

мировоззренческими категориями. Дыхание – это таинство. Мы вдыхаем то,

что находится вне нашего тела. Доверяя себя природе, мы впускаем в себя

нечто извне, и оно становится нашим телом, строит его, дает нам жизненные

силы. И, напротив, то, что было нашим телом, в момент выдоха покидает нас,

становясь частью природы: облачком выдыхаемого пара, затем туманом на

опушке леса, затем белыми облаками, а может быть даже далекими звездами.

Чем мы дышим? Воздухом, смесью химических элементов? Мы дышим всей

Вселенной, самой Жизнью, всеми непостижимыми тайнами, которые так легко

становятся разгаданными в момент полного слияния с Природой! Дыхание –

это акт соединения себя с окружающим миром, слияния со всем мирозданием.

Такое отношение, прививаемое педагогом ученику, заставит его задуматься не

только о том, открыта ли на ночь форточка, но и том, стоит ли впускать в себя

табачный дым, чтобы отдавать его обратно природе и, следуя своей прихоти,

губить ее. Благодарный человек никогда так не поступит.

Важно:

-

контролировать

со стояние

занимающихся,

не

д о п у с ка я

головокружения;

- выполнять упражнения в хорошо проветренном помещении.

- учитывать психорегулирующий эффект данных упражнений (помимо

воздействия

на

физиологические

процессы),

основанный

на

тесной

связи

процесса дыхания с психическими состояниями.

- формировать духовно-ценностное отношение к дыханию: дыхание –

акт единения с природой (а не просто одна из жизненно важных функций).

К разделу «Упражнения на расслабление».

Важно:

-

своевременно

выполнять

упражнения

на

расслабление

(после

упражнений со значительным напряжением);

- следить за дозировкой упражнений и состоянием занимающихся, не

допускать появления вялости и снижения работоспособности;

- выполнять в сочетании с дыхательными упражнениями (дыхание с

удлиненным выдохом способствует релаксации);

-

использовать

для

снятия

как

мышечного,

так

и

эмоционального

напряжения;

- использовать образные сравнения при разучивании и выполнении

упражнений.

К разделу «Самоконтроль и психорегуляция».

Важно:

-

обеспечивать

индивидуальный

подход

к

подбору

приемов

для

разучивания;

- способствовать поддержанию интереса занимающихся к освоению

данного раздела;

-

следить

за

дозировкой

упражнений

психорегуляции

и

состоянием

занимающихся;

17

- поддерживать положительный эмоциональный фон при обучении;

-

выполнять

психорегулирующие

упражнения

в

сочетании

с

дыхательными.

К разделу «Самомассаж и взаимомассаж»

Требования

аналогичны

требованиям

к

пункту

«Упражнения

на

гибкость»:

принцип

«массируемый

пассивен,

массирующий

активен»,

взаимопонимание и доверительность между партнерами, ответственность за

здоровье товарища.

Важно:

-

своевременно

выполнять

упражнения

соответствии

с

предшествующей и предстоящей работой);

- строгое соблюдать правила гигиены и техники выполнения массажных

приемов;

-

контролировать

состояние

массируемого,

не

допускать

появления

вялости и снижения работоспособности;

- воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью

другого

человека,

формировать

чувство

ответственности

за

выполняемые

действия;

- способствовать формированию здорового образа жизни.

К разделам 9.2. «Физкультурный праздник» и 9.3. «Праздник здоровья»

Мероприятия должны быть построены по принципу «от каждого – по

способностям»

и

поощрять

любые

проявления

ребенка,

связанные

с

его

занятиями: постановка показательного номера с демонстрацией даже самых

минимальных достижений; отзывы о тренировках и пожелания к самому себе,

что может быть выражено в виде рисунков, рассказов, фотографий.

Мероприятия должны проводиться в форме дружеского общения с целью

обмена опытом, а не в форме соревнований. Каждый участник должен быть

отмечен за свои достижения

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Тестирование.

а) Для контроля эффективности занятий, тест на статическую мышечную

выносливость, предложенные И.Д.Ловейко

* тест для мышц шеи:

И.П. - лежа на спине, руки вниз

1 - приподнять голову и шею, смотреть на носки и зафиксировать положение.

* тест для мышц живота:

И.П. - лежа на спине, руки вниз

1 - поднять ноги до угла 45є и зафиксировать положение.

* тест для мышц спины:

И.П. - лежа на животе, руки вверх

18

1 - прогнувшись и зафиксировать положение

б) Для определения подвижности позвоночника, методика, разработанная

научными сотрудниками научно-исследовательского института детской

ортопедии им. Г.И.Турнера (г.Санкт-Петербург) О.С.Байловой и К.Ф.Зенкевич:

* И.П. - стоя на скамейке, стопы параллельно.

1 - наклон вперед, не сгибая ног в коленях (измеряется с помощью линейки в

сантиметрах - 0 от скамейки).

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Тесты физической подготовленности:

- гибкость позвоночника: наклон вперед из положения сидя;

- гибкость (выворотность) плечевых суставов;

- силовая выносливость мышц туловища: в положении лежа на животе

удержание туловища, разогнутого под углом 45˚;

- сила мышц ног: прыжок в длину с места;

- силовая выносливость мышц брюшного пресса: в положении лежа на

спине удержание ног, согнутых под углом 45˚ в тазобедренных суставах;

- проба на равновесие: стоя на всей стопе одной ноги с закрытыми

глазами или на носке одной ноги с открытыми глазами;

-

комплексное

тестирование

координации

движений,

скоростной

выносливости, силы мышц ног: прыжки через скакалку до ошибки или отказа

испытуемого.

19

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел

программы

п/п

Тема занятия

Дата

Вводное

занятие

1

Правила техники безопасности.

Выбор формы для занятий. Этические

нормы: поведение на занятиях,

взаимоотношения с педагогом,

товарищами, взаимопомощь.

Общая

физическая

подготовка

2

Здоровье человека и влияние на него

физических упражнений. Комплекс

общеразвивающих упражнений (ОРУ)

на месте в различных и.п., в

движении.

3

Влияние питания на здоровье: режим

и рацион питания. Комплекс ОРУ с

гимнастической палкой, с партнёром.

4

Гигиенические нормы: процедуры до

и после занятий, уход за формой,

инвентарём. Комплекс ОРУ с мячами.

5

Строевые упражнения. Упражнения в

ходьбе с соблюдением правильной

осанки.

6

Упражнения в ходьбе и беге.

Сочетание ходьбы с дыханием, бега с

дыханием

7

Упражнения для плечевого пояса и

рук стоя на месте в различных И.П., с

партнёром.

8

Упражнения для плечевого пояса и

рук с предметами

9

Упражнения для ног на месте в

различных И.П., у опоры.

10

Упражнения для ног с предметами, с

партнёром

11

Упражнения для туловища на месте в

различных И.П.(стоя, сидя, лёжа на

спине, на животе, на боку), у опоры.

12

Упражнения для туловища с

предметами, с партнёром.

13

Упражнения для формирования

правильной осанки с предметами.

20

Специальная

физическая

подготовка

14

Упражнения для формирования

правильной осанки и навыка красивой

походки, имидж.

15

Упражнения на укрепление

мышечного корсета из различных

И.П.(стоя, сидя, лёжа на спине, на

животе, на боку).

16

Упражнения на укрепление

мышечного корсета с предметами, на

снарядах.

17

Упражнения на укрепление мышечно-

связочного аппарата стопы и голени в

движении.

18

Упражнения на укрепление мышечно-

связочного аппарата стопы и голени с

предметами

19

Упражнения на равновесие на месте в

различных И.П. туловища

(вертикальных, наклонных), с

партнёром, с предметами

20

Упражнения на равновесие на носках

на месте, в движении, с поворотами,

на снарядах. Взаимосвязь равновесия

физического и психического.

21

Упражнения на гибкость с помощью

статических и динамических

упражнений на растягивание: на

месте в различных И.П. (стоя, сидя,

лёжа). Психологические факторы

гибкости (отсутствие

психоэмоционального напряжения).

22

Упражнения на гибкость с помощью

статических и динамических

упражнений на растягивание: с

партнёром.

23

Акробатические упражнения:

перекаты, кувырки, стойка на

лопатках.Психологические факторы

освоения акробатики: отношение к

чувству страха как к союзнику.

24

Акробатические упражнения:

соединение элементов в комбинацию.

Дыхательные

упражнения

25

Комплекс дыхательных упражнений

Упражнения

на

26

Упражнения на расслабление в

различных И.П.(стоя, сидя, лёжа), в

21

расслабление

передвижении.

Самоконтроль

и психорегуля

ция

27

Самоконтроль по ЧСС, частоте и

глубине дыхания, по голосу и речи.

Способы психорегуляции:

дыхательные, идеомоторные,

двигательные, ментальные.

Самомассаж и

взаимомассаж

28

Назначение массажа. Гигиенические

требования к проведению. Приёмы

массажа в различных И.П.(лежа, сидя,

стоя). Взаимомассаж.

Контрольные

испытания и

показатель

ные

выступления.

29

Контрольные нормативы и тесты

30

Контрольные нормативы и тесты

31-

32

Физкультурный гимнастический

праздник.

33-

34

Праздник здоровья

22



В раздел образования