Автор: Тагильцева Анастасия Валерьевна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ № 10"
Населённый пункт: город Брянск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Особенности работы концертмейстера в классе вокала ДШИ
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств №10»
Методическая разработка:
«
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В
КЛАССЕ ВОКАЛА ДШИ»
Подготовил:
концертмейстер А.В. Тагильцева
г.Брянск
2018
Содержание
1. Введение
2. Специфика работы концертмейстера в ДШИ
3. Работа концертмейстера с учащимися в классе вокала
4. Заключение
1.
Введение
В последнее время работа концертмейстера не имеет столь весомого
значения в музыкальном исполнительстве, которого заслуживает на самом
деле.
Несмотря
на
то,
что
порой
она
значительно
ответственней
педагогической:
выступление
солиста
на
сцене
проходит
в
ансамбле
с
концертмейстером,
от
мастерства
которого
в
значительной
мере
зависит
успех этого выступления. Подвижность, скорость реакции очень важны для
профессиональной
деятельности
концертмейстера,
который
должен
в
ситуации, когда солист на сцене или экзамене перепутал музыкальный текст,
не останавливая исполнение, вовремя подхватить солиста и благополучно
довести произведение до конца.
Очень важна роль концертмейстера при работе с детьми, где ему
приходится быть и аккомпаниатором, и внимательным педагогом, и чутким
психологом, а также помощником и другом. Работая в тесном контакте с
педагогом, концертмейстер может помочь ученику в овладении навыками
игры в ансамбле, умении слушать других исполнителей, также особенно
важно развить у ребенка музыкальную интуицию, исполнительское чутье и
навыки логического музыкального мышления. В реальной работе бывает
достаточно сложно добиться от ученика правильного соотношения между
содержанием произведения и техникой в исполнении. Для этого необходимы
упорство ученика, чутье педагога и концертмейстера, что поможет ученику,
преодолевая все трудности, вырасти в исполнительском мастерстве.
2. Специфика работы концертмейстера в ДШИ
Одним из важных качеств концертмейстера является умение бегло читать
с листа. В учебной практике ДШИ, где часто бывают ситуации в связи
обширным
репертуаром,
у
аккомпаниатора
просто
нет
условий
для
заучивания, а иногда даже для предварительного ознакомления с нотным
текстом.
Концертмейстеру важно уметь быстро ориентироваться в нотном тексте,
чутко и внимательно относиться к фразировке солиста, уметь сразу охватить
характер и настроение произведения. Для овладения навыками чтения с листа
есть эффективный способ - прочтение музыкального материала «про себя».
Особенно важно постоянно развивать навык игры с листа. «Лучший способ
научиться быстро читать – это как можно больше читать» (И. Гофман).
Пианист, легко читающий с листа, имеет цель – художественно исполненное
произведение. Часть процесса, которая предшествует этой цели, протекает
вне его сознания. Овладение навыками игры с листа связано с развитием, как
внутреннего
слуха,
так
и
музыкального
мышления,
способностей
анализировать.
Важной ролью концертмейстера в рабочем процессе является игра в
ансамбле с учеником. «Аккомпанемент часто договаривает невысказанное
солистом» (Е. Шендерович). Действительно, ансамбль – это слаженная игра
солиста
и
аккомпаниатора:
единство
динамических
оттенков,
штрихов,
звуковой баланс. Концертмейстер во время работы с учениками создает опору
и поддержку. Он является организатором музыкального процесса и времени,
что
делает
его
профессию
схожей
с
профессией
дирижера.
Верно
расставленные звуковые и смысловые акценты в произведении, выдержанные
ауфтакты – такими дирижерскими навыками следует обладать для успешной
ансамблевой игры. Концертмейстеру во время игры в ансамбле
следует
исходить из профессиональных и природных данных ученика. Выступление
на сцене должно стать выигрышным и для одаренного, и для более слабого
воспитанника.
3. Работа концертмейстера с учащимися в классе вокала
Одной из самых ответственных можно считать работу с вокалистами, т.к.
человеческий
голос,
как
ни
один
другой
инструмент
богат
и
труден
в
исполнении.
Во время работы с вокалистом концертмейстер должен понять не только
музыкальный, но и поэтический текст, ведь образное содержание вокального
произведения раскрывается как через музыку, так и через слово. Вокалист
должен уметь грамотно читать и произносить текст. Усвоить его ученику
получится
легче,
если
он
будет
знать
свою
партию
и
уметь
ее
сольфеджировать.
Иногда
возникают
проблемы
с
пропевами,
это
нужно
делать строго по тексту. Концертмейстер здесь может помочь ученику.
Владение поэтическим текстом зависит от хорошей памяти ученика и
умением
произносить
грамотно
текст.
Когда
вокальная
строка
хорошо
выучена
на
первый
план
выходят
ансамблевые
задачи,
при
этом
концертмейстер становится дирижером.
Во время разучивания с учеником программного произведения,
концертмейстер должен следить за точностью воспроизведения вокалистом
звуковысотного
и
ритмического
рисунка
мелодии,
правильной
дикции,
осмысленной фразировкой, целесообразной расстановкой дыхания.
С начала работы с учащимся, концертмейстер может продемонстрировать
произведение в целом для того, чтобы ученик с первого же урока понял
замысел
композитора,
основной
характер,
развитие,
кульминацию.
Если
вокалист
еще
не
обладает
навыками
сольфеджирования
по
нотам,
концертмейстер должен сыграть ему мелодию произведения на фортепиано и
попросить воспроизвести ее голосом на определенный слог, разучивая всю
вокальную партию последовательно по фразам, предложениям, периодам.
Для
этого
концертмейстер
должен
быть
знаком
с
основами
вокала
–
особенностями певческого дыхания, правильной артикуляцией, диапазонами
голосов, характерными для голосов тесситурами и т.д.
Во время работы с учеником концертмейстер должен учитывать, что от
точно
найденной
фортепианной
звучности
зависит
и
звучание
сольной
партии.
Например,
грубый,
тяжелый
звук
аккомпанемента,
вызывает
форсирование
звуком
вокалиста,
мягкое
звучание
фортепиано
приучает
солиста к правильному звуковедению, оберегая его от «крика».
Концертмейстер должен быть полноценным партнером для вокалиста,
разделяющим все чувства в музыкальном произведении. Концертмейстерство
предполагает
такие
качества,
как
чуткое
понимание
партнера,
психологическая
поддержка
перед
выступлением
и
музыкальная
непосредственно на выступлении.
Заключение
Концертмейстер ДШИ – это педагог, мастерство которого глубоко
специфично.
Работа
профессионального
концертмейстера
невозможна
без
артистизма,
детального
знакомства
с
различными
певческими
голосами.
Также
необходимо
обладать
многосторонними
знаниями
и
навыками
по
предметам гармонии, сольфеджио, полифонии, истории музыки и анализа
музыкальных произведений, вокальной и хоровой литературы, возрастной
психологии и педагогики, владеть различными методиками обучения детей, а
также
выработать
свою
определенную
педагогическую
технологию,
соответствующую
требованиям
современного
гуманно-личностного
обучения.