Напоминание

Особенности работы концертмейстера в классе вокала ДШИ


Автор: Тагильцева Анастасия Валерьевна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ № 10"
Населённый пункт: город Брянск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Особенности работы концертмейстера в классе вокала ДШИ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств №10»

Методическая разработка:

«

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В

КЛАССЕ ВОКАЛА ДШИ»

Подготовил:

концертмейстер А.В. Тагильцева

г.Брянск

2018

Содержание

1. Введение

2. Специфика работы концертмейстера в ДШИ

3. Работа концертмейстера с учащимися в классе вокала

4. Заключение

1.

Введение

В последнее время работа концертмейстера не имеет столь весомого

значения в музыкальном исполнительстве, которого заслуживает на самом

деле.

Несмотря

на

то,

что

порой

она

значительно

ответственней

педагогической:

выступление

солиста

на

сцене

проходит

в

ансамбле

с

концертмейстером,

от

мастерства

которого

в

значительной

мере

зависит

успех этого выступления. Подвижность, скорость реакции очень важны для

профессиональной

деятельности

концертмейстера,

который

должен

в

ситуации, когда солист на сцене или экзамене перепутал музыкальный текст,

не останавливая исполнение, вовремя подхватить солиста и благополучно

довести произведение до конца.

Очень важна роль концертмейстера при работе с детьми, где ему

приходится быть и аккомпаниатором, и внимательным педагогом, и чутким

психологом, а также помощником и другом. Работая в тесном контакте с

педагогом, концертмейстер может помочь ученику в овладении навыками

игры в ансамбле, умении слушать других исполнителей, также особенно

важно развить у ребенка музыкальную интуицию, исполнительское чутье и

навыки логического музыкального мышления. В реальной работе бывает

достаточно сложно добиться от ученика правильного соотношения между

содержанием произведения и техникой в исполнении. Для этого необходимы

упорство ученика, чутье педагога и концертмейстера, что поможет ученику,

преодолевая все трудности, вырасти в исполнительском мастерстве.

2. Специфика работы концертмейстера в ДШИ

Одним из важных качеств концертмейстера является умение бегло читать

с листа. В учебной практике ДШИ, где часто бывают ситуации в связи

обширным

репертуаром,

у

аккомпаниатора

просто

нет

условий

для

заучивания, а иногда даже для предварительного ознакомления с нотным

текстом.

Концертмейстеру важно уметь быстро ориентироваться в нотном тексте,

чутко и внимательно относиться к фразировке солиста, уметь сразу охватить

характер и настроение произведения. Для овладения навыками чтения с листа

есть эффективный способ - прочтение музыкального материала «про себя».

Особенно важно постоянно развивать навык игры с листа. «Лучший способ

научиться быстро читать – это как можно больше читать» (И. Гофман).

Пианист, легко читающий с листа, имеет цель – художественно исполненное

произведение. Часть процесса, которая предшествует этой цели, протекает

вне его сознания. Овладение навыками игры с листа связано с развитием, как

внутреннего

слуха,

так

и

музыкального

мышления,

способностей

анализировать.

Важной ролью концертмейстера в рабочем процессе является игра в

ансамбле с учеником. «Аккомпанемент часто договаривает невысказанное

солистом» (Е. Шендерович). Действительно, ансамбль – это слаженная игра

солиста

и

аккомпаниатора:

единство

динамических

оттенков,

штрихов,

звуковой баланс. Концертмейстер во время работы с учениками создает опору

и поддержку. Он является организатором музыкального процесса и времени,

что

делает

его

профессию

схожей

с

профессией

дирижера.

Верно

расставленные звуковые и смысловые акценты в произведении, выдержанные

ауфтакты – такими дирижерскими навыками следует обладать для успешной

ансамблевой игры. Концертмейстеру во время игры в ансамбле

следует

исходить из профессиональных и природных данных ученика. Выступление

на сцене должно стать выигрышным и для одаренного, и для более слабого

воспитанника.

3. Работа концертмейстера с учащимися в классе вокала

Одной из самых ответственных можно считать работу с вокалистами, т.к.

человеческий

голос,

как

ни

один

другой

инструмент

богат

и

труден

в

исполнении.

Во время работы с вокалистом концертмейстер должен понять не только

музыкальный, но и поэтический текст, ведь образное содержание вокального

произведения раскрывается как через музыку, так и через слово. Вокалист

должен уметь грамотно читать и произносить текст. Усвоить его ученику

получится

легче,

если

он

будет

знать

свою

партию

и

уметь

ее

сольфеджировать.

Иногда

возникают

проблемы

с

пропевами,

это

нужно

делать строго по тексту. Концертмейстер здесь может помочь ученику.

Владение поэтическим текстом зависит от хорошей памяти ученика и

умением

произносить

грамотно

текст.

Когда

вокальная

строка

хорошо

выучена

на

первый

план

выходят

ансамблевые

задачи,

при

этом

концертмейстер становится дирижером.

Во время разучивания с учеником программного произведения,

концертмейстер должен следить за точностью воспроизведения вокалистом

звуковысотного

и

ритмического

рисунка

мелодии,

правильной

дикции,

осмысленной фразировкой, целесообразной расстановкой дыхания.

С начала работы с учащимся, концертмейстер может продемонстрировать

произведение в целом для того, чтобы ученик с первого же урока понял

замысел

композитора,

основной

характер,

развитие,

кульминацию.

Если

вокалист

еще

не

обладает

навыками

сольфеджирования

по

нотам,

концертмейстер должен сыграть ему мелодию произведения на фортепиано и

попросить воспроизвести ее голосом на определенный слог, разучивая всю

вокальную партию последовательно по фразам, предложениям, периодам.

Для

этого

концертмейстер

должен

быть

знаком

с

основами

вокала

особенностями певческого дыхания, правильной артикуляцией, диапазонами

голосов, характерными для голосов тесситурами и т.д.

Во время работы с учеником концертмейстер должен учитывать, что от

точно

найденной

фортепианной

звучности

зависит

и

звучание

сольной

партии.

Например,

грубый,

тяжелый

звук

аккомпанемента,

вызывает

форсирование

звуком

вокалиста,

мягкое

звучание

фортепиано

приучает

солиста к правильному звуковедению, оберегая его от «крика».

Концертмейстер должен быть полноценным партнером для вокалиста,

разделяющим все чувства в музыкальном произведении. Концертмейстерство

предполагает

такие

качества,

как

чуткое

понимание

партнера,

психологическая

поддержка

перед

выступлением

и

музыкальная

непосредственно на выступлении.

Заключение

Концертмейстер ДШИ – это педагог, мастерство которого глубоко

специфично.

Работа

профессионального

концертмейстера

невозможна

без

артистизма,

детального

знакомства

с

различными

певческими

голосами.

Также

необходимо

обладать

многосторонними

знаниями

и

навыками

по

предметам гармонии, сольфеджио, полифонии, истории музыки и анализа

музыкальных произведений, вокальной и хоровой литературы, возрастной

психологии и педагогики, владеть различными методиками обучения детей, а

также

выработать

свою

определенную

педагогическую

технологию,

соответствующую

требованиям

современного

гуманно-личностного

обучения.



В раздел образования