Напоминание

"Факторы риска, влияющие на здоровье детей и подростков в условиях учебно–воспитательного процесса"


Автор: Петрова Марина Авенировна
Должность: педагог–организатор
Учебное заведение: МАОУДО "Дом детского творчества" г.Чебоксары
Населённый пункт: город Чебоксары, Чувашская Республика
Наименование материала: статья
Тема: "Факторы риска, влияющие на здоровье детей и подростков в условиях учебно–воспитательного процесса"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Петрова Марина Авенировна, педагог-организатор МАОУДО «Дом

детского творчества» города Чебоксары, кандидат педагогических наук

Факторы риска, влияющие на здоровье детей и подростков (в

условиях учебно-воспитательного процесса в школе и в учреждении

дополнительного образования)

Образ жизни и здоровье – актуальная проблема, далеко вышедшая за пределы

интересов здравоохранения. В рамках программы «Тропа здоровья» МАОУДО «Дом

детского творчества» города Чебоксары был проведен анализ обусловленных факторов,

влияющих на здоровье подрастающего поколения. В ходе деятельности насторожил тот

факт, что по данным официальной статистики МЗ РФ и специальных исследований, за

последние годы в состоянии здоровья и физического развития детей и подростков

улучшения не отмечается. Более того, современное общество, где накопился огромный

груз патологии, привело к тому, что абсолютно здоровых детей почти нет.

Цель исследования: изучить учебные и внеучебные факторы, влияющие на

здоровье детей и подростков.

Задачи:

1. Выявить те факторы, которые негативно сказываются на росте, развитии и

здоровье детей и подростков.

2. Проанализировать эти факторы по значимости и силе их влияния.

3. Показать, что учебные и внеучебные факторы риска имеют суммарное

воздействие, и оно оказывается значимым.

Материал и методика исследования. Учащимся учебным объединений ДДТ были

предложены анкеты, позволяющие оценить их знание основ здорового образа жизни

(младшим школьникам), анкетирование по проблемам питания, оценка собственного

здоровья, по проблемам молодежи (среднее и старшее звено). Анонимное анкетирование

учащихся позволило выявить основные факторы риска здоровью и динамику их

формирования. Таким образом, была получена информация об образе жизни детей и

подростков, их отношении к познанию основных составляющих здорового образа жизни.

Основная часть. Мы выделили в учебно-воспитательном процессе группу

факторов риска, оказывающих наиболее выраженное отрицательное влияние на развитие и

состояние здоровья растущего организма. Это:

1. Недостаточная двигательная активность.

2. Нарушение режима дня и учебно-воспитательного процесса.

3. Нарушение гигиенических требований к учебной и кружковой деятельности.

4. Нарушение организации питания.

5. Отсутствие у учащихся гигиенических навыков, наличие вредных привычек.

6. Неблагоприятный психологический микроклимат в школе и учреждении

дополнительного образования.

Здоровый образ жизни немыслим без следующих элементов: рациональный режим

труда и отдыха, полноценное питание, искоренение вредных привычек, двигательная

активность, знание правил личной гигиены и неукоснительное их исполнение, а также

процедур закаливания и борьбы с вредными привычками. Рассмотрим эти факторы.

Недостаточная двигательная активность. Прилежный ребенок должен

заниматься (школа + дом) по 10-12 часов в сутки, что ведет к переутомлению, дефициту

двигательной активности, уменьшению продолжительности сна и пребывания на свежем

воздухе.

Учебно-воспитательный процесс. Для оценки эффективности

здоровьесберегающей деятельности применили психофизиологический мониторинг, в

процессе которого проводится оценка таких личностных качеств учащихся, как

мотивация, стрессоустойчивость, информационная работоспособность, индивидуальная

выносливость, утомляемость. Влияние на психическое здоровье учащихся и процессы

адаптации к учебной деятельности оказывают такие факторы, как интенсификация

учебного процесса, соответствие методик и технологий обучения возрастным и

функциональным возможностям учащихся, соблюдение гигиенических нормативов и

правил организации учебного процесса, которые обеспечивают профилактику учебных

перегрузок и утомления. Анкетирование показало, что психологическое состояние

большинства учащихся (64 %) не вызывает тревоги, а оставшиеся 36 % имеют высокий

уровень психологического напряжения, у них возникает риск возникновения

психологической дезаптации, высокой тревожности. Таких учащихся отличает сниженная

сопротивляемость стрессовым факторам, неуверенность в отношениях с педагогами.

Сегодня среди выпускников школ только 3 % здоровых детей. По расчетам НИИ гигиены и

охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, в 5-м классе, например, при 5-дневной рабочей

неделе в эту самую неделю должно быть 28 уроков, не больше. Анкетирование показало, что

многие родители целиком полагаются на школу и учреждения дополнительного образования и

вообще не знают суммарной часовой нагрузки в неделю. При шестидневной – 31 урок. В 6-м

классе при пятидневке – 29 уроков, при шестидневке – 32. Норма на приготовление уроков дома

для учеников 5–6 классов – 2,5–3 часа. Мы выявили, что родители не устанавливают для детей

нижний и верхний порог времени, которое должно отводиться на домашнюю работу, что ведет к

бесконтрольности и плохой успеваемости учащихся. Значит, задавать на дом больше, чем можно

сделать за это время, нельзя. Пяти-шестиклассники не могут спать меньше 9,5–10 часов без вреда

для здоровья. Они должны пробежать, пройти, проскакать за день около 7 км. Причем 3 км за те

часы, что находятся в школе! Иначе дети просто не смогут спокойно сидеть, слушать, вникать,

запоминать. Гулять они каждый день должны 3 часа. Следить за правильной организацией

режима дня детей и подростков должны родители, но школа и учреждения дополнительного

образования не могут оставаться в стороне. Любой педагог обязан знать, что учебная перегрузка

неминуемо скажется на структуре режима дня, потому что увеличит время на приготовление

домашних заданий и уменьшит время, отведенное на сон и выполнение домашних заданий, а

также нахождение на свежем воздухе.

Проблема питания и современная школа. На примере одной из школ Московского района города

Чебоксары в ходе нашего исследования оказалось, что учащиеся школы употребляют мясо (50 %)

и рыбу (15%) ежедневно. Отсюда мы делаем вывод, что дефицит белка, который является

строительным материалом для клеток, может стать причиной серьезных функциональных

нарушений. Овощи потребляют только 70% учащихся, фрукты и соки - 75 %. Безусловно,

недостаток витаминов и углеводов ведет к частым болезням, так как снижает иммунитет. Если

рассматривать питание детей, то по результатам анкетирования можно понять, что питаются три

раза в день только 25%, 45% - когда захотят. На самом деле норма – 4-5 разовое питание,

принимать пищу реже 4 раз в день или когда придется – большая нагрузка на организм, особенно

на желудочно-кишечный тракт. Если посмотреть частоту заболеваний, то болеют от 3 до 5 раз в

день 42 % учащихся, 2 раза в год – 16 %, а 1 раз только четверть учащихся. Не завтракают 20 % -

регулярный отказ от завтрака приводит к повышенной утомляемости, снижению внимания,

плохой успеваемости, набору лишнего веса.

Что же предпринимать школе и учреждениям дополнительного образования

для сохранения здоровья своих учащихся? Было проведено анкетирование детей и

подростков, педагогов и родителей. Самым важным шагом считают организацию

здорового питания (2,4), на втором месте - проведение физкультминуток (3,4).

Анкетирование детей показало, что физминутки проводятся очень редко, а то и не

проводятся в среднем и старшем звене. Исключение составляет начальная школа – там

постоянно проводят динамические паузы, что благоприятно сказывается на здоровье детей

и подростков, снижает утомляемость и гиподинамию. На третьем месте – строгое

соблюдение режима проветривания кабинетов (4,0). На самом деле, выявлен очень низкий

процент проветривания кабинетов, особенно перед началом учебных занятий и в конце

дня в кружках. Примерно столько же считают, что сохранение здоровья решит

организация дополнительных занятий спортом, а именно открытие кружков и секций.

Далее идут – уменьшение объема домашних заданий и прогулки во время большой

перемены (4,7 и 4,8), хотя организовать это не представляется возможным на сегодняшний

день, так как школа численностью 1000 человек вряд ли сможет это воплотить в жизнь.

Такой же процент (5,2) составляет предложение добавить уроки физкультуры в школе,

хотя сейчас увеличено число уроков во всех классах до 3. Некоторые ученики хотели бы

посещать 5-6 уроков физкультуры в неделю (35 %), но некоторые - только один урок (25

%).

Оценка собственного здоровья. Оздоровление общества в широком понимании

немыслимо без признания человеком с самого раннего возраста стандартов здоровья как

жизненно необходимых ценностей. Здоровье является признаком культуры. Оно даёт

здоровому человеку значительно больше возможностей для реализации себя во всех

сферах жизни. Анкетирование показало, что для детей и подростков здоровье находится на

первом месте (83 %), счастье – на втором (42 %), труд, к сожалению, только составляет 33

%, а материальное благополучие имеет значение только для 17 %.

Анализ экологического состояния школы и учреждения дополнительного

образования. Так как дети и подростки проводят большую часть времени в школе и в

кружках дополнительного образования, которые по праву могут считаться вторым домом,

то и отношение к ним должно измениться. В создании благоприятной атмосферы

помогают комнатные растения. К сожалению, только начальная школа и некоторые

кабинеты могут претендовать на «зеленую зону». Во многих кабинетах вообще

отсутствуют цветы. К оформлению школы и учреждения дополнительного образования

должны привлекаться сами дети и подростки, что даст им больше возможностей показать

свои знания на практике и проявить свою фантазию и дизайнерские способности.

Выводы. Необходимо больше заниматься физическими упражнениями - это

наиболее рациональный способ подготовить себя к работе разного характера: к освоению

будущей профессии, к учебе в учреждении профессионального образования, к занятию

любимым делом и вообще к жизни.

Нужно вести разъяснительную работу по основам рационального питания, которая

должна проводиться не только на уроках, но и на классных часах, в кружках, в личных

беседах, в том числе и с родителями. Продолжать профилактическую работу по

предупреждению травматизма и профилактике инфекционных заболеваний. Необходимо

усилить мотивацию детей на ведение здорового образа жизни, отказ от вредных привычек,

для контроля самими учащими времени, отводящегося на сон и выполнение домашнего

задания, ввести дневники контроля, которые помогут учащимся реально оценить

положение дел и внести коррективы в свой образ жизни.

Рекомендуем провести анкетирование «Режим дня детей и подростков». Режим дня – это

порядок чередования различных видов деятельности и отдыха в течение суток, который должен

строиться в соответствии с периодами повышения и спада работоспособности. Важно помнить,

что любое нарушение режима может стать причиной задержки роста и нормального развития

организма. Необходимо в течение недели подсчитать и внести время, затраченное учащимися на

каждый элемент режима. Затем сравнить с гигиеническими нормативами. Это окажется не

простым, но полезным делом. Это поможет понять, почему одни дети и подростки успешно

справляются с учебной нагрузкой, а другие – нет. Во-вторых, будет собран материал для

выстраивания эффективной работы по сохранению здоровья детей и подростков, а также для

оценки эффективности здоровьесберегающей деятельности школы и учреждения

дополнительного образования.

Заключение. Полученный положительный опыт по формированию здорового

образа жизни позволит начать целенаправленную просветительную работу с детьми и

подростками, родителями по вопросам профилактики заболеваний, важности соблюдения

рационального режима дня, личной и общественной гигиены, в которую могут быть

вовлечены культурно – досуговые и культурно- просветительные учреждения.

Ухудшение состояния здоровья учащихся нельзя связывать с негативным влиянием

только школьных факторов. Нужно учитывать и неблагоприятные социальные,

экономические условия, отрицательное влияние экологических факторов. Но изменить эти

негативные факторы, за исключением школьных факторов в ближайшее время

невозможно. Мы сделали вывод, что информация, которую получают дети и подростки на

уроках и в кружках, разрозненна, не систематизирована, нет эффективных методов

формирования ценности здоровья и здорового образа жизни. Здоровьесберегающее

учреждение – это место, где здоровью ребенка ничто не угрожает, где он может спокойно

развиваться и учиться без излишнего утомления и нервного напряжения. Нами внесены

предложения школьной администрации, учителям, классным руководителям, педагогам

дополнительного образования и самим учащимся.

Список литературы:

1. Поляков С.Д, Хрущев С.В, Корнеева И.Т. Мониторинг и коррекция физического

здоровья школьников. – М.: Айрис, 2006 - 96с.

2. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиология

развития). Учебное пособие для студентов педагогических и психолого-педагогических

вузов. – М.: Академия, 2001.

3. Исаева С.А. Переменки и динамические паузы в школе. Практическое пособие. –

М.: Айрис-пресс, 2009. – 48 с.: ил. – Культура здоровья с детства.

4. Эмануэль Н.М., Заиков Г.Е. Химия и пища. – М.: Наука, 1986. -173 с.

5. Семенова А., Васильева А. Осторожно простуда! – СПб.: ИД «Невский

проспект», 1999. -185 с.

6. Казьмин В.Д. Курение, мы и наше потомство. – М.: Сов. Россия, 1989. - 64 с.

7. Сонькин В. Рациональное питание. – М.: Чистые пруды, 2008. – 32 с. –

(Библиотечка «Первого сентября», серия «Здоровье детей». Вып. 24).

8. Ходош Ю.Р. Культура потребления. – М.: Политиздат, 1987. -128 с.

9. Ланда Б.Х. Как провести физкультминутку? – М.: Чистые пруды, 2009. – 32 с. –

(Библиотечка «Первого сентября», серия «Спорт в школе». Вып. 29).

10. Пиманова Л. Вкусно и полезно. М.: Чистые пруды, 2010. – 32 с. – (Библиотечка

«Первого сентября», серия «Здоровье детей». Вып. 34).



В раздел образования