Автор: Смирнова Алевтина Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 137"
Населённый пункт: г. Дзержинск Нижегородской области
Наименование материала: статья
Тема: Проектная деятельность в детском саду
Раздел: дошкольное образование
Проектная деятельность в детском саду
Развивающаяся педагогика ненасилия существенно изменила отношение взрослых к де-
тям. Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей образо-
вательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к шко-
ле, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особен-
ностями развивающейся личности. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов,
создание условий для развития – непременные условия гуманистического подхода.
Взрослые должны не только уделять внимание формированию знаний, умений и навыков
дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск
решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть нормами культу-
ры.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых,
способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является тех-
нология проектирования.
Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически: без
специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов осваивают
новые понятия и представления о различных сферах жизни.
Метод проектов возник в 1920-х годах в США и связан с развитием гуманистического
направления в философии и образовании, начало которому положил американский фило-
соф, психолог и педагог Дж. Дьюи.
Развитие метод получил в работах В. Килпатрика, Э. Коллингса.
Наиболее широкое определение этого понятия имеет следующий вид: «Проект – есть
всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью» (по определе-
нию Килпатрика).
Идеи проектного метода в России появились одновременно с разработкой американских
педагогов. Под руководством Шацкого объединилась группа педагогов, использующих
проектный метод на практике.
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: ак-
тивное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании,
уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он
должен обладать (прописано в основной образовательной программе). Именно проектная
деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из
жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет
объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать,
планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нуж-
ным, а значит, появится уверенность в своих силах.
В этимологическом словаре слово "проект” заимствоно из латыни и означает "выброшен-
ный вперёд”, "выступающий”, "бросающийся в глаза”.
Было выявлено, что понятие "проект” – это метод педагогически организованного освое-
ния ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практи-
ческой деятельности по достижению намеченных целей.
Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая
работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её
решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты кото-
рого обобщаются и объединяются в одно целое.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоя-
тельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процес-
се которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные про-
дукты. Суть "метода проектов” в образовании состоит в такой организации образователь-
ного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой
деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе пла-
нирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий ? проектов,
имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. "Всё, что я познаю, я
знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис
современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные
системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и праг-
матическими умениями.
В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности
дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога,
детей над определённой практической проблемой (темой).
Типы проектов:
Автор – Евдокимова Елена Сергеевна предлагает свой вариант типов проектов, актуаль-
ных для дошкольного образования:
1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игро-
вые, приключенческие, практико-ориентированные.
2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и
рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.
3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от за -
рождения идеи до получения результата.
4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с
другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры,
общественными организациями (открытый проект)
5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.
Виды проектов в ДОУ:
Творческие
После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского
праздника.
Исследовательские
Дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, вы-
ставок.
Игровые
Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки,
по-своему решая поставленные проблемы и задачи.
Информационные
Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные
интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).
Исследовательские проекты
По мнению Е. Полат, проекты требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуально-
сти предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных
методов обработки результата. В последние годы исследовательские проекты активно за-
воевывают пространство школ, детских садов. Например, путешествие по Волге. В тече-
ние 3 дней идет разговор о путешественниках: кто на чем путешествовал, определение
маршрута, само путешествие, отдых на берегу, возвращение. Обмен впечатлениями,
оформление результатов, презентация.
Выделены три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста,
которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельно-
сти, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных мето-
дов, творческих.
Первый этап – подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с
детьми 3,5–5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте "на вторых ролях”, выполняют
действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противо-
речит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность устано-
вить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.
Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт
разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг
другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее органи-
зует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и
самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки,
так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель,
способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они
не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и
самостоятельно находят проблемы.
Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взрослому очень важно на
этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для
самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, вы-
бора способов работы над проектом и возможности организовать её.
Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике
является то, что взрослым необходимо "наводить” ребёнка, помогать обнаруживать
проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и "втягивать”
детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.
Планирование проектной деятельности начинается с вопросов: "Для чего нужен проект?”,
"Ради чего он осуществляется?”, "Что станет продуктом проектной деятельности?”, "В ка-
кой форме будет презентован продукт?”,
Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который
формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На
каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный
характер.
Работа над проектом
Технология проектирования в ДОУ
План тематического проекта
1. Тема и ее происхождение__________________________
2. Смежные занятия и понятия, которые можно изучать в ходе реализации
проекта____________
3. Необходимые материалы
___________________________________________________________
4. Вопросы к детям по предлагаемому проекту
Что мы знаем?
____________________________________________________________________
Что мы хотим узнать?
_________________________________________________________________
Как нам найти ответы на наши вопросы?
_________________________________________________
5. Оценка. Что нового узнали? (С точки зрения детей и воспитателя)
___________________________
6. Предложения по расширению и совершенствованию проекта
______________________________
Первый этап – "выбор темы”.
Задача педагога – осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изуче-
ния, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему свя-
зан с использованием моделей "трёх вопросов”: Что знаю? Чего хочу узнать?, Как узнать?.
Диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморе-
флексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценке имеющихся и приоб-
ретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию
речи и собственно речевого аппарата. Сбор информации и планирование воспитательно-
образовательной работы в рамках проекта. Задача воспитателя создать условия для реали-
зации познавательной деятельности детей.
Второй этап – реализация проекта.
Задача воспитателя создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реали-
зация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, эксперимен-
тальную, продуктивную). Уникальность применения проектного метода в данном случае
заключается в том, что третий этап способствует многостороннему развитию, как психи-
ческих функций, так и личности ребёнка. Исследовательская активность на данном этапе
побуждается проблемным обсуждением, которое помогает обнаруживать всё новые
проблемы, использованием операций сравнения и сопоставления, проблемным изложени-
ем педагога, организацией опытов и экспериментов.
Третий этап – презентация.
Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий
ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал до-
школьников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Зада-
ча воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о сво-
ей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей дея-
тельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает на-
выки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (же-
сты, мимика и т.д.).
Четвёртый этап – рефлексия.
Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере
нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере разви-
тия исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-
организующей на первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проек-
та.
Также технология проектной деятельности может быть использована и в рамках специаль-
но организованного обучения детей (в рамках занятий). Такие занятия имеют определён-
ную структуру и включают в себя: создание мотивации проектной деятельности; введение
в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности;
обсуждение результатов; систематизация информации; получение продукта деятельности;
презентация результатов проектной деятельности.
Проекты могут быть: долгосрочные (1,2,3 года), несколько месяцев, 1 месяц, несколько не-
дель, 1 неделя и даже 1 день.
МЕХАНИЗМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Воспитатель – организатор детской продуктивной деятельности, источник информации,
консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта, при этом – партнер и помощ-
ник ребенка в его саморазвитии.
Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, ребенок
знакомится с различными точками зрения, имеет возможность высказать и обосновать
свое мнение.
Технологии проектирования необходима соответствующая организация предметно-разви-
вающего пространства группы. В группе помещают документы, книги, различные предме-
ты, энциклопедии, доступные для их понимания. Возможен выход детей в библиотеки, му-
зеи или другие учреждения, если это необходимо для реализации проекта.
Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников об-
разовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок – ребе-
нок, дети – родители. Возможны совместно-индивидуальные, совместно-взаимодействую-
щие, совместно-исследовательские формы деятельности.
Одно из достоинств технологии проектирования в том, что каждому ребенку обеспечива-
ется признание важности и необходимости в коллективе. Он видит результаты коллектив-
ных усилий группы. Частным, конкретным результатом работы для детей может быть ри-
сунок, аппликация, альбом, сочиненная сказка, подготовленный концерт, спектакль, книга,
урожай и др. В ходе реализации проекта у детей развивается самостоятельность, актив-
ность, ответственность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию.
Развитие у детей проектных умений
Проектировочные способности проявляются во взаимодействии основных систем управ-
ления любой социальной организацией (человек, коллектив, деятельность).
Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальней-
ших целевых действий.
Реализация технологии проектирования в практике работы ДОУ начинается с ориентации
на актуальную проблему культурного саморазвития дошкольника, знакомства с циклами
проектирования. Процесс проектирования состоит из трех этапов: разработки проекта, их
реализации, анализа результатов.
Научить ребенка проектировать может воспитатель, владеющий методом проектов, как
технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.
Проектировочные способности проявляются во взаимодействии основных систем управ-
ления любой социальной организацией.
Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальней-
ших целевых действий.
Реализация технологии проектирования в практике ДОУ начинается с ориентации на акту-
альную проблему культурного саморазвития дошкольника, знакомства с циклами проекти-
рования.
Процесс проектирования состоит из трех этапов: разработка проектов, их реализация, ана-
лиз результатов.
Условием освоения каждого этапа является коллективная мыслительная деятельность вос-
питателей, что позволяет:
ориентироваться на творческое развитие ребенка в образовательном пространстве
ДОУ;
усвоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей;
уметь без амбиций подключаться к целям и задачам детей;
объединять усилия всех субъектов педпроцесса, в том числе родителей.
Коллективно проектировать можно: утренники, вечера развлечений, дни творчества, кани-
кулы.
Творческие группы специалистов способны разрабатывать системные и системно-транс-
лируемые проекты.
Критерии проектов
1. Актуальность проекта, реальность предлагаемых решений, практическая направлен-
ность на развитие ребенка.
2. Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность.
3. Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых воспита-
телем решений.
4. Аргументированность предлагаемых решений, подходов.
5. Надлежащее оформление :соответствие стандартным требованиям, качество эскизов,
схем, рисунков.
После защиты проекта переходят к его реализации , т.е. ко второму этапу работы. Третий,
завершающий, проводится в форме семинара.
Последовательность работы педагога над проектом:
педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;
вовлекает дошкольников в решение проблемы;
намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
обсуждает план с семьями на родительском собрании;
обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
вместе с детьми и родителями составляет план ? схему проведения проекта;
собирает информацию, материал;
проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проек-
та),
даёт домашние задания родителям и детям;
поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материа-
лов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);
организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, аль-
бом совместно с детьми;
подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).
Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции
у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что
в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социаль-
ному заказу на современном этапе.
Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего
возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Аз-
бука здоровья» и др.
Значимы и другие виды проектов, в том числе:
комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина
неделя»;
межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена
года»;
творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир при-
роды», «Рябины России»;
групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астро-
номия»;
индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкино-
го сундука», «Сказочная птица»;
исследовательские: «Мири воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».
По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), сред-
ней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество Пушкина» - на учебный
год).
Основной целью проектного метода в д/у является развитие свободной творческой лич-
ности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской де-
ятельности детей.
Задачи развития:
1.
обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
2.
развитие познавательных способностей;
3.
развитие творческого воображения;
4.
развитие творческого мышления;
5.
развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это:
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педа-
гогом);
формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические
опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это:
формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициати-
вы;
развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью
взрослого, а затем и самостоятельно;
формирование умения применять данные методы, способствующие решению по-
ставленной задачи, с использованием различных вариантов;
развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктив-
ной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Этапы
проек-
та
Деятельность педагога
Деятельность детей
1 этап
1. Формулирует проблему (цель). При поста-
новке цели определяется и продукт проекта.
2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
3. Формулирует задачу (нежёстко).
1. Вхождение в проблему.
2. Вживание в игровую ситуацию.
3. Принятие задачи.
4. Дополнение задач проекта.
2 этап
4. Помогает в решении задачи.
5. Помогает спланировать деятельность
6. Организует деятельность.
5. Объединение детей в рабочие
группы.
6. Распределение амплуа.
3 этап
7. Практическая помощь (по необходимости).
8. Направляет и контролирует осуществление
проекта.
7. Формирование специфических
знаний, умений навыков.
4 этап
9. Подготовка к презентации.
10.Презентация.
8. Продукт деятельности готовят к
презентации.
9. Представляют (зрителям или экс-
пертам) продукт деятельности.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность эксперимен-
тировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и комму-
никативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации
школьного обучения.
Внедрение в практику работы проектного метода начиналось с организации работы с педа-
гогическими кадрами. Здесь можно использовать следующие формы работы:
Консультации по темам:
«Вариативность использования интегрированного метода в воспитании дошкольни-
ков»;
«Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников»;
«Виды проектов и использование их в разновозрастных группах»;
Семинары-практикумы:
«Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста»;
«Разработка перспективного тематического планирования по включению дополни-
тельного образования в воспитательно-образовательный процесс»;
«Дополнительное образование в воспитательно-образовательном процессе»;
«Разработка групповых проектов на основе проектно-исследовательской деятельно-
сти»;
«Обобщение материалов экспериментальной работы по разработке проектного ме-
тода обучения»;
Примерные проекты в ДОУ в работе с кадрами:
1.
«Перспективы развития МДОУ в условиях самоуправления» (административная
группа, методическая служба, совет педагогов, творческая группа);
2.
«Воспитание здорового ребёнка» (в рамках медико-психо-физиологической и педа-
гогической служб);
3.
«Мастер-класс. Перспективы совершенствования педагогического мастерства» (в
проекте участвуют все педагоги);
4.
«Молодые дарования» (методическая служба, группа наставников, молодые специа-
листы);
5.
«Перспективы экологического образования дошкольников» (воспитатели, педагоги
дополнительного образования);
6.
«Питание и здоровье» (медицинская служба, методическая служба, воспитатели,
работники пищеблока);
7.
проблемные проекты между педагогами групп, работающих по одной программе;
8.
дизайн-проект по совершенствованию развивающей среды (административно-
хозяйственная, методическая, психологические службы, педагог дополнительного образо-
вания по изобразительной деятельности, рабочий по обслуживанию здания);
9.
социальные проекты «Наши юбиляры», «Знаменательные даты» (участвуют все
члены коллектива, воспитанники, социум)
Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возрас-
та. Он позволил определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и ис-
следовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.
Младший дошкольный возраст
Задачи обучения:
1.
пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
2.
приобщать детей к процессу познания;
3.
формировать различные представления;
4.
привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
5.
побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.
Совершенствование психических процессов:
1.
формирование эмоциональной заинтересованности;
2.
знакомство с предметами и действиями с ними;
3.
развитие мышления и воображения;
4.
речевое развитие.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:
1.
осознание поставленной цели;
2.
овладение различными способами решения поставленных задач;
3.
способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;
4.
поиск различных средств достижения цели.
Линии развития личности.
Физическое развитие:
стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и ка-
честв;
формирование осознанных представлений о необходимости заботится о своём здо-
ровье (ролево-игровой проект «Азбука здоровья»);
социальное развитие:
формирование способов общения (вернисаж «Я и моя семья», индивидуальные се-
мейные проекты «Генеололгическое древо»);
познавательное развитие:
обогащение и расширение представлений об окружающем мире;
расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем
мире;
сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач
(математические коллажи, межгрупповой проект «Мир животных и птиц», «Творче-
ские проекты «Мои друзья», «Мир природы», «Любим сказки»);
эстетическое развитие:
развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и худо-
жественным образам;
овладение художественной деятельностью (комплексные проекты «Мир театра»,
«Здравствуй, Пушкин!», ролево-игровые проекты «Любимые игрушки»).
Старший дошкольный возраст.
Задачи обучения:
1.
развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
2.
развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирова-
ние;
3.
формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения соб-
ственной познавательной деятельности;
4.
развивать способность к прогнозированию будущих изменений.
Формирование предпосылок учебной деятельности:
1.
произвольности в поведении и продуктивной деятельности;
2.
потребности в создании собственной картины мира;
3.
навыков коммуникативного общения.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:
1.
выявить проблему;
2.
самостоятельно искать нужное решение;
3.
выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его исполь-
зовать;
4.
самостоятельно анализировать полученные результаты.
Линии развития личности.