Напоминание

Проектная деятельность в детском саду


Автор: Смирнова Алевтина Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 137"
Населённый пункт: г. Дзержинск Нижегородской области
Наименование материала: статья
Тема: Проектная деятельность в детском саду
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проектная деятельность в детском саду

Развивающаяся педагогика ненасилия существенно изменила отношение взрослых к де-

тям. Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей образо-

вательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к шко-

ле, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особен-

ностями развивающейся личности. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов,

создание условий для развития – непременные условия гуманистического подхода.

Взрослые должны не только уделять внимание формированию знаний, умений и навыков

дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск

решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть нормами культу-

ры.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых,

способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является тех-

нология проектирования.

Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически: без

специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов осваивают

новые понятия и представления о различных сферах жизни.

Метод проектов возник в 1920-х годах в США и связан с развитием гуманистического

направления в философии и образовании, начало которому положил американский фило-

соф, психолог и педагог Дж. Дьюи.

Развитие метод получил в работах В. Килпатрика, Э. Коллингса.

Наиболее широкое определение этого понятия имеет следующий вид: «Проект – есть

всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью» (по определе-

нию Килпатрика).

Идеи проектного метода в России появились одновременно с разработкой американских

педагогов. Под руководством Шацкого объединилась группа педагогов, использующих

проектный метод на практике.

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: ак-

тивное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании,

уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он

должен обладать (прописано в основной образовательной программе). Именно проектная

деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из

жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет

объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать,

планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нуж-

ным, а значит, появится уверенность в своих силах.

В этимологическом словаре слово "проект” заимствоно из латыни и означает "выброшен-

ный вперёд”, "выступающий”, "бросающийся в глаза”.

Было выявлено, что понятие "проект” – это метод педагогически организованного освое-

ния ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практи-

ческой деятельности по достижению намеченных целей.

Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая

работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её

решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты кото-

рого обобщаются и объединяются в одно целое.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоя-

тельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процес-

се которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные про-

дукты. Суть "метода проектов” в образовании состоит в такой организации образователь-

ного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой

деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе пла-

нирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий ? проектов,

имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. "Всё, что я познаю, я

знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис

современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные

системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и праг-

матическими умениями.

В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности

дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога,

детей над определённой практической проблемой (темой).

Типы проектов:

Автор – Евдокимова Елена Сергеевна предлагает свой вариант типов проектов, актуаль-

ных для дошкольного образования:

1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игро-

вые, приключенческие, практико-ориентированные.

2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и

рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.

3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от за -

рождения идеи до получения результата.

4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с

другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры,

общественными организациями (открытый проект)

5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.

6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

Виды проектов в ДОУ:

Творческие

После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского

праздника.

Исследовательские

Дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, вы-

ставок.

Игровые

Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки,

по-своему решая поставленные проблемы и задачи.

Информационные

Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные

интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).

Исследовательские проекты

По мнению Е. Полат, проекты требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуально-

сти предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных

методов обработки результата. В последние годы исследовательские проекты активно за-

воевывают пространство школ, детских садов. Например, путешествие по Волге. В тече-

ние 3 дней идет разговор о путешественниках: кто на чем путешествовал, определение

маршрута, само путешествие, отдых на берегу, возвращение. Обмен впечатлениями,

оформление результатов, презентация.

Выделены три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста,

которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельно-

сти, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных мето-

дов, творческих.

Первый этап – подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с

детьми 3,5–5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте "на вторых ролях”, выполняют

действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противо-

речит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность устано-

вить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт

разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг

другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее органи-

зует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и

самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки,

так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель,

способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они

не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и

самостоятельно находят проблемы.

Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взрослому очень важно на

этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для

самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, вы-

бора способов работы над проектом и возможности организовать её.

Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике

является то, что взрослым необходимо "наводить” ребёнка, помогать обнаруживать

проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и "втягивать”

детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.

Планирование проектной деятельности начинается с вопросов: "Для чего нужен проект?”,

"Ради чего он осуществляется?”, "Что станет продуктом проектной деятельности?”, "В ка-

кой форме будет презентован продукт?”,

Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который

формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На

каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный

характер.

Работа над проектом

Технология проектирования в ДОУ

План тематического проекта

1. Тема и ее происхождение__________________________

2. Смежные занятия и понятия, которые можно изучать в ходе реализации

проекта____________

3. Необходимые материалы

___________________________________________________________

4. Вопросы к детям по предлагаемому проекту

Что мы знаем?

____________________________________________________________________

Что мы хотим узнать?

_________________________________________________________________

Как нам найти ответы на наши вопросы?

_________________________________________________

5. Оценка. Что нового узнали? (С точки зрения детей и воспитателя)

___________________________

6. Предложения по расширению и совершенствованию проекта

______________________________

Первый этап – "выбор темы”.

Задача педагога – осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изуче-

ния, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему свя-

зан с использованием моделей "трёх вопросов”: Что знаю? Чего хочу узнать?, Как узнать?.

Диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморе-

флексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценке имеющихся и приоб-

ретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию

речи и собственно речевого аппарата. Сбор информации и планирование воспитательно-

образовательной работы в рамках проекта. Задача воспитателя создать условия для реали-

зации познавательной деятельности детей.

Второй этап – реализация проекта.

Задача воспитателя создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реали-

зация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, эксперимен-

тальную, продуктивную). Уникальность применения проектного метода в данном случае

заключается в том, что третий этап способствует многостороннему развитию, как психи-

ческих функций, так и личности ребёнка. Исследовательская активность на данном этапе

побуждается проблемным обсуждением, которое помогает обнаруживать всё новые

проблемы, использованием операций сравнения и сопоставления, проблемным изложени-

ем педагога, организацией опытов и экспериментов.

Третий этап – презентация.

Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий

ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал до-

школьников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Зада-

ча воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о сво-

ей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей дея-

тельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает на-

выки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (же-

сты, мимика и т.д.).

Четвёртый этап – рефлексия.

Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере

нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере разви-

тия исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-

организующей на первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проек-

та.

Также технология проектной деятельности может быть использована и в рамках специаль-

но организованного обучения детей (в рамках занятий). Такие занятия имеют определён-

ную структуру и включают в себя: создание мотивации проектной деятельности; введение

в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности;

обсуждение результатов; систематизация информации; получение продукта деятельности;

презентация результатов проектной деятельности.

Проекты могут быть: долгосрочные (1,2,3 года), несколько месяцев, 1 месяц, несколько не-

дель, 1 неделя и даже 1 день.

МЕХАНИЗМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Воспитатель – организатор детской продуктивной деятельности, источник информации,

консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта, при этом – партнер и помощ-

ник ребенка в его саморазвитии.

Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, ребенок

знакомится с различными точками зрения, имеет возможность высказать и обосновать

свое мнение.

Технологии проектирования необходима соответствующая организация предметно-разви-

вающего пространства группы. В группе помещают документы, книги, различные предме-

ты, энциклопедии, доступные для их понимания. Возможен выход детей в библиотеки, му-

зеи или другие учреждения, если это необходимо для реализации проекта.

Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников об-

разовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок – ребе-

нок, дети – родители. Возможны совместно-индивидуальные, совместно-взаимодействую-

щие, совместно-исследовательские формы деятельности.

Одно из достоинств технологии проектирования в том, что каждому ребенку обеспечива-

ется признание важности и необходимости в коллективе. Он видит результаты коллектив-

ных усилий группы. Частным, конкретным результатом работы для детей может быть ри-

сунок, аппликация, альбом, сочиненная сказка, подготовленный концерт, спектакль, книга,

урожай и др. В ходе реализации проекта у детей развивается самостоятельность, актив-

ность, ответственность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию.

Развитие у детей проектных умений

Проектировочные способности проявляются во взаимодействии основных систем управ-

ления любой социальной организацией (человек, коллектив, деятельность).

Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальней-

ших целевых действий.

Реализация технологии проектирования в практике работы ДОУ начинается с ориентации

на актуальную проблему культурного саморазвития дошкольника, знакомства с циклами

проектирования. Процесс проектирования состоит из трех этапов: разработки проекта, их

реализации, анализа результатов.

Научить ребенка проектировать может воспитатель, владеющий методом проектов, как

технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.

Проектировочные способности проявляются во взаимодействии основных систем управ-

ления любой социальной организацией.

Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальней-

ших целевых действий.

Реализация технологии проектирования в практике ДОУ начинается с ориентации на акту-

альную проблему культурного саморазвития дошкольника, знакомства с циклами проекти-

рования.

Процесс проектирования состоит из трех этапов: разработка проектов, их реализация, ана-

лиз результатов.

Условием освоения каждого этапа является коллективная мыслительная деятельность вос-

питателей, что позволяет:

ориентироваться на творческое развитие ребенка в образовательном пространстве

ДОУ;

усвоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей;

уметь без амбиций подключаться к целям и задачам детей;

объединять усилия всех субъектов педпроцесса, в том числе родителей.

Коллективно проектировать можно: утренники, вечера развлечений, дни творчества, кани-

кулы.

Творческие группы специалистов способны разрабатывать системные и системно-транс-

лируемые проекты.

Критерии проектов

1. Актуальность проекта, реальность предлагаемых решений, практическая направлен-

ность на развитие ребенка.

2. Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность.

3. Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых воспита-

телем решений.

4. Аргументированность предлагаемых решений, подходов.

5. Надлежащее оформление :соответствие стандартным требованиям, качество эскизов,

схем, рисунков.

После защиты проекта переходят к его реализации , т.е. ко второму этапу работы. Третий,

завершающий, проводится в форме семинара.

Последовательность работы педагога над проектом:

педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;

вовлекает дошкольников в решение проблемы;

намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);

обсуждает план с семьями на родительском собрании;

обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;

вместе с детьми и родителями составляет план ? схему проведения проекта;

собирает информацию, материал;

проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проек-

та),

даёт домашние задания родителям и детям;

поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материа-

лов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);

организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, аль-

бом совместно с детьми;

подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).

Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции

у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что

в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социаль-

ному заказу на современном этапе.

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего

возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Аз-

бука здоровья» и др.

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина

неделя»;

межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена

года»;

творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир при-

роды», «Рябины России»;

групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астро-

номия»;

индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкино-

го сундука», «Сказочная птица»;

исследовательские: «Мири воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».

По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), сред-

ней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество Пушкина» - на учебный

год).

Основной целью проектного метода в д/у является развитие свободной творческой лич-

ности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской де-

ятельности детей.

Задачи развития:

1.

обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

2.

развитие познавательных способностей;

3.

развитие творческого воображения;

4.

развитие творческого мышления;

5.

развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педа-

гогом);

формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические

опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициати-

вы;

развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью

взрослого, а затем и самостоятельно;

формирование умения применять данные методы, способствующие решению по-

ставленной задачи, с использованием различных вариантов;

развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктив-

ной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Этапы

проек-

та

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

1. Формулирует проблему (цель). При поста-

новке цели определяется и продукт проекта.

2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

3. Формулирует задачу (нежёстко).

1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.

3. Принятие задачи.

4. Дополнение задач проекта.

2 этап

4. Помогает в решении задачи.

5. Помогает спланировать деятельность

6. Организует деятельность.

5. Объединение детей в рабочие

группы.

6. Распределение амплуа.

3 этап

7. Практическая помощь (по необходимости).

8. Направляет и контролирует осуществление

проекта.

7. Формирование специфических

знаний, умений навыков.

4 этап

9. Подготовка к презентации.

10.Презентация.

8. Продукт деятельности готовят к

презентации.

9. Представляют (зрителям или экс-

пертам) продукт деятельности.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность эксперимен-

тировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и комму-

никативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации

школьного обучения.

Внедрение в практику работы проектного метода начиналось с организации работы с педа-

гогическими кадрами. Здесь можно использовать следующие формы работы:

Консультации по темам:

«Вариативность использования интегрированного метода в воспитании дошкольни-

ков»;

«Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников»;

«Виды проектов и использование их в разновозрастных группах»;

Семинары-практикумы:

«Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста»;

«Разработка перспективного тематического планирования по включению дополни-

тельного образования в воспитательно-образовательный процесс»;

«Дополнительное образование в воспитательно-образовательном процессе»;

«Разработка групповых проектов на основе проектно-исследовательской деятельно-

сти»;

«Обобщение материалов экспериментальной работы по разработке проектного ме-

тода обучения»;

Примерные проекты в ДОУ в работе с кадрами:

1.

«Перспективы развития МДОУ в условиях самоуправления» (административная

группа, методическая служба, совет педагогов, творческая группа);

2.

«Воспитание здорового ребёнка» (в рамках медико-психо-физиологической и педа-

гогической служб);

3.

«Мастер-класс. Перспективы совершенствования педагогического мастерства» (в

проекте участвуют все педагоги);

4.

«Молодые дарования» (методическая служба, группа наставников, молодые специа-

листы);

5.

«Перспективы экологического образования дошкольников» (воспитатели, педагоги

дополнительного образования);

6.

«Питание и здоровье» (медицинская служба, методическая служба, воспитатели,

работники пищеблока);

7.

проблемные проекты между педагогами групп, работающих по одной программе;

8.

дизайн-проект по совершенствованию развивающей среды (административно-

хозяйственная, методическая, психологические службы, педагог дополнительного образо-

вания по изобразительной деятельности, рабочий по обслуживанию здания);

9.

социальные проекты «Наши юбиляры», «Знаменательные даты» (участвуют все

члены коллектива, воспитанники, социум)

Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возрас-

та. Он позволил определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и ис-

следовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

Младший дошкольный возраст

Задачи обучения:

1.

пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;

2.

приобщать детей к процессу познания;

3.

формировать различные представления;

4.

привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;

5.

побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

Совершенствование психических процессов:

1.

формирование эмоциональной заинтересованности;

2.

знакомство с предметами и действиями с ними;

3.

развитие мышления и воображения;

4.

речевое развитие.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

1.

осознание поставленной цели;

2.

овладение различными способами решения поставленных задач;

3.

способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;

4.

поиск различных средств достижения цели.

Линии развития личности.

Физическое развитие:

стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и ка-

честв;

формирование осознанных представлений о необходимости заботится о своём здо-

ровье (ролево-игровой проект «Азбука здоровья»);

социальное развитие:

формирование способов общения (вернисаж «Я и моя семья», индивидуальные се-

мейные проекты «Генеололгическое древо»);

познавательное развитие:

обогащение и расширение представлений об окружающем мире;

расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем

мире;

сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач

(математические коллажи, межгрупповой проект «Мир животных и птиц», «Творче-

ские проекты «Мои друзья», «Мир природы», «Любим сказки»);

эстетическое развитие:

развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и худо-

жественным образам;

овладение художественной деятельностью (комплексные проекты «Мир театра»,

«Здравствуй, Пушкин!», ролево-игровые проекты «Любимые игрушки»).

Старший дошкольный возраст.

Задачи обучения:

1.

развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;

2.

развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирова-

ние;

3.

формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения соб-

ственной познавательной деятельности;

4.

развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

Формирование предпосылок учебной деятельности:

1.

произвольности в поведении и продуктивной деятельности;

2.

потребности в создании собственной картины мира;

3.

навыков коммуникативного общения.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

1.

выявить проблему;

2.

самостоятельно искать нужное решение;

3.

выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его исполь-

зовать;

4.

самостоятельно анализировать полученные результаты.

Линии развития личности.



В раздел образования