Напоминание

"Значение сюжетно–дидактической игры в формировании элементарных математических представлений детей дошкольного возраста"


Автор: Доценко Олеся Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д⁄с №14 "Солнышко"
Населённый пункт: г. Нижневартовск, Тюменская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Значение сюжетно–дидактической игры в формировании элементарных математических представлений детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ЗНАЧЕНИЕ СЮЖЕТНО- ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В

ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Доценко Олеся Сергеевна

Рассматриваемая

в

данной

статье

проблема

формирования

представлений о размерах и величине предметов остро актуальна, так как

отражение величины как пространственного признака предмета связано с

восприятием — важнейшим сенсорным процессом, который направлен на

опознание, обследование объекта, раскрытие его особенностей. В этом

участвуют

различные

анализаторы:

зрительный

и

осязательно-дви-

гательный,

который

играет

ведущую

роль

в

их

взаимной

работе,

обеспечивая адекватное восприятие размера. Восприятие величины (как и

других

свойств

предметов)

происходит

путем

установления

сложных

систем внутрианализаторных и межанализаторных связей.

Решение задач умственного развития осуществляется через освоение

детьми

знаний

о

количественных,

пространственных,

временных

отношениях, способов действий. Для этого используются разнообразные

приемы, среди которых особую роль занимают сюжетно-дидактические

игры с математическим содержанием.

Преимущество сюжетно-дидактических игр заключается в том, что

благодаря

обучающей

задаче,

облеченной

в

игровую

форму

(игровой

замысел),

игровым

действиям

и

правилам

ребенок

непреднамеренно

усваивает определенную «порцию» познавательного содержания, поэтому

все виды сюжетно-дидактических игр являются эффективным средством и

методом формирования элементарных математических представлений у

детей во всех возрастных группах.

Формирование, игровая деятельность, обучение, игровые отношения.

Сюжетно-дидактическая игра – явление сложное, но в ней отчетливо

обнаруживается структура, то есть основные элементы, характеризующие

игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Один из

основных

элементов

сюжетно-дидактической

игры

дидактическая

задача,

которая

определяется

целью

обучающего

и

воспитательного

воздействия.

Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает

обучающий

характер

сюжетно-дидактической

игры,

направленность

обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей.

Дидактическая

задача

определяется

воспитателем

и

отражает

его

обучающую деятельность.

Структурным

элементом

игры

является

игровая

задача,

осуществляемая

детьми

в

игровой

деятельности.

Две

задачи

дидактическая и игровая – отражают взаимосвязь обучения и игры. В

отличие

от

прямой

постановки

дидактической

задачи

на

занятиях,

в

сюжетно-дидактической игре она осуществляется через игровую задачу,

определяет

игровые

действия,

становится

задачей

самого

ребенка,

возбуждает

желание

и

потребность

решить

ее,

активизирует

игровые

действия.

Сюжетно-дидактическая игра – это игра, в которой дети, играя в

различные профессии, обыгрывая проблемные ситуации, постигают смысл

труда и воспроизводят трудовую деятельность взрослых и одновременно

учатся точному выполнению игровых правил и математических действий.

Дидактическая задача реализуется на протяжении всей игры через

осуществление игровой задачи, игровых действий, а итог ее решения

обнаруживается в финале. Только при этом условии дидактическая игра

может выполнить функцию обучения и вместе с тем будет развиваться как

игровая деятельность.

Игровые действия составляют основу сюжетно-дидактической игры

– без них невозможна сама игра. Чем разнообразнее и содержательнее

игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее

решаются познавательные и игровые задачи.

Игровые действия – это не всегда практические внешние действия,

когда нужно что-то тщательно рассмотреть, сравнить, разобрать и др. Это

и

сложные

умственные

действия,

выраженные

в

процессах

целенаправленного

восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания

ранее

усвоенного,

-

умственные

действия,

выраженные

в

процессах

мышления.

В

разных

играх

игровые

действия

различны

по

их

направленности и по отношению к играющим.

Воспитатель не всегда сам раскрывает игровые действия. После

постановки игровой задачи он иногда предлагает детям подумать, как

играть, что после чего делать и т. д. Педагог как бы привлекает детей к

сотрудничеству, проектированию хода игры через игровые действия, при

этом развивает и поощряет инициативу детей, поощряет умную догадку,

но не допускает «докучливого» выспрашивания, разрушающего игру.

Одним

из

составных

элементов

сюжетно-дидактической

игры

являются правила игры. Их содержание и направленность обусловлены

общими задачами формирования личности ребенка и коллектива детей,

познавательным

содержанием,

игровыми

задачами

и

игровыми

действиями в их развитии и обогащении. Правила содержат нравственные

требования

к

взаимоотношениям

детей,

к

выполнению

ими

принятых

ролей.

В

сюжетно-дидактической

игре

правила

являются

заданными.

Используя

правила,

воспитатель

управляет

игрой,

процессами

познавательной деятельности, поведением детей.

Правила

игры

имеют

обучающий,

организационный,

дисциплинирующий

характер,

и

чаще

всего

они

разнообразно

сочетаются между собой.

Правила

игры

и

должны

быть

направлены

на

воспитание

положительных игровых отношений и реальных в их взаимосвязи. В этом

их воспитательное воздействие. Усвоение и выполнение детьми правил в

сюжетно-дидактической игре не происходит быстро и легко. Воспитатель

должен учить детей выполнению правил, не перегружая игру, не слишком

регламентируя действия детей, не ожидая скорых результатов.

Соблюдение

правил

в

ходе

игры

вызывает

необходимость

проявления усилий, овладения способами общения в игре и вне игры и

формирования не только знаний, но и разнообразных чувств, накопления

добрых эмоций и усвоения традиций.

Через

правила,

их

усвоение

воспитатель

формирует

у

детей

способность ориентировки в изменяющихся обстоятельствах, быстроту и

точность реакций, способность сдерживать непосредственные желания,

проявлять эмоционально-волевое усилие. В результате этого формируется

способность

управлять

своим

поведением

в

разных

обстоятельствах,

соотносить

его

с

поведением

товарищей

по

игре.

Иногда

нет

необходимости

напоминать

о

правилах

или

вводить

дополнительные.

Достаточно чуть изменить игровые действия и тем самым

выправить

нарушение.

Следует учитывать, что игровые правила не всегда предъявляются в

прямой форме указаний: многие из них заключены в игровых действиях и

могут

играть

свою

регулирующую

роль

при

направлении

игрового

действия, руководстве его развитием.

Имеются сюжетно-дидактические игры серьезного познавательного

содержания,

а

решение

игровой

задачи,

игровые

действия

и

правила

приводят детей к интересным «открытиям». Начинаются многие игры с

рассказа или даже сказки, сюжет которых вводит в предстоящую игру, дает

игровой настрой, побуждает к действию.

Список литературы

1.

Волина В. Веселая математика. Книга для воспитателя детского сада.

– М., 1998. – 300 с.

2.

Данилова В.В., Рихтерман Т.Д., Михайлова З.А.

и др. Обучение

математике в детском саду. — М., 1997. – 160 с.

3.

Метлина Л.С. Математика в детском саду. — М., 1984. – 191 с.

4.

Смоленцева

А.А.

Применение

дошкольниками

математических

знаний

в

повседневной

жизни

и

играх.

Учебно-методическое

пособие. – Н.Новгород, 1992. – 61 с.

5.

Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим

содержанием. — М., 1987. – 97 с.

6.

Тарунтаева

Т.В.

Развитие

элементарных

математических

представлений у дошкольников. — М., 1980. – 207 с.



В раздел образования