Автор: Доценко Олеся Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д⁄с №14 "Солнышко"
Населённый пункт: г. Нижневартовск, Тюменская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Значение сюжетно–дидактической игры в формировании элементарных математических представлений детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
ЗНАЧЕНИЕ СЮЖЕТНО- ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В
ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Доценко Олеся Сергеевна
Рассматриваемая
в
данной
статье
проблема
формирования
представлений о размерах и величине предметов остро актуальна, так как
отражение величины как пространственного признака предмета связано с
восприятием — важнейшим сенсорным процессом, который направлен на
опознание, обследование объекта, раскрытие его особенностей. В этом
участвуют
различные
анализаторы:
зрительный
и
осязательно-дви-
гательный,
который
играет
ведущую
роль
в
их
взаимной
работе,
обеспечивая адекватное восприятие размера. Восприятие величины (как и
других
свойств
предметов)
происходит
путем
установления
сложных
систем внутрианализаторных и межанализаторных связей.
Решение задач умственного развития осуществляется через освоение
детьми
знаний
о
количественных,
пространственных,
временных
отношениях, способов действий. Для этого используются разнообразные
приемы, среди которых особую роль занимают сюжетно-дидактические
игры с математическим содержанием.
Преимущество сюжетно-дидактических игр заключается в том, что
благодаря
обучающей
задаче,
облеченной
в
игровую
форму
(игровой
замысел),
игровым
действиям
и
правилам
ребенок
непреднамеренно
усваивает определенную «порцию» познавательного содержания, поэтому
все виды сюжетно-дидактических игр являются эффективным средством и
методом формирования элементарных математических представлений у
детей во всех возрастных группах.
Формирование, игровая деятельность, обучение, игровые отношения.
Сюжетно-дидактическая игра – явление сложное, но в ней отчетливо
обнаруживается структура, то есть основные элементы, характеризующие
игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Один из
основных
элементов
сюжетно-дидактической
игры
–
дидактическая
задача,
которая
определяется
целью
обучающего
и
воспитательного
воздействия.
Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает
обучающий
характер
сюжетно-дидактической
игры,
направленность
обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей.
Дидактическая
задача
определяется
воспитателем
и
отражает
его
обучающую деятельность.
Структурным
элементом
игры
является
игровая
задача,
осуществляемая
детьми
в
игровой
деятельности.
Две
задачи
–
дидактическая и игровая – отражают взаимосвязь обучения и игры. В
отличие
от
прямой
постановки
дидактической
задачи
на
занятиях,
в
сюжетно-дидактической игре она осуществляется через игровую задачу,
определяет
игровые
действия,
становится
задачей
самого
ребенка,
возбуждает
желание
и
потребность
решить
ее,
активизирует
игровые
действия.
Сюжетно-дидактическая игра – это игра, в которой дети, играя в
различные профессии, обыгрывая проблемные ситуации, постигают смысл
труда и воспроизводят трудовую деятельность взрослых и одновременно
учатся точному выполнению игровых правил и математических действий.
Дидактическая задача реализуется на протяжении всей игры через
осуществление игровой задачи, игровых действий, а итог ее решения
обнаруживается в финале. Только при этом условии дидактическая игра
может выполнить функцию обучения и вместе с тем будет развиваться как
игровая деятельность.
Игровые действия составляют основу сюжетно-дидактической игры
– без них невозможна сама игра. Чем разнообразнее и содержательнее
игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее
решаются познавательные и игровые задачи.
Игровые действия – это не всегда практические внешние действия,
когда нужно что-то тщательно рассмотреть, сравнить, разобрать и др. Это
и
сложные
умственные
действия,
выраженные
в
процессах
целенаправленного
восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания
ранее
усвоенного,
-
умственные
действия,
выраженные
в
процессах
мышления.
В
разных
играх
игровые
действия
различны
по
их
направленности и по отношению к играющим.
Воспитатель не всегда сам раскрывает игровые действия. После
постановки игровой задачи он иногда предлагает детям подумать, как
играть, что после чего делать и т. д. Педагог как бы привлекает детей к
сотрудничеству, проектированию хода игры через игровые действия, при
этом развивает и поощряет инициативу детей, поощряет умную догадку,
но не допускает «докучливого» выспрашивания, разрушающего игру.
Одним
из
составных
элементов
сюжетно-дидактической
игры
являются правила игры. Их содержание и направленность обусловлены
общими задачами формирования личности ребенка и коллектива детей,
познавательным
содержанием,
игровыми
задачами
и
игровыми
действиями в их развитии и обогащении. Правила содержат нравственные
требования
к
взаимоотношениям
детей,
к
выполнению
ими
принятых
ролей.
В
сюжетно-дидактической
игре
правила
являются
заданными.
Используя
правила,
воспитатель
управляет
игрой,
процессами
познавательной деятельности, поведением детей.
Правила
игры
имеют
обучающий,
организационный,
дисциплинирующий
характер,
и
чаще
всего
они
разнообразно
сочетаются между собой.
Правила
игры
и
должны
быть
направлены
на
воспитание
положительных игровых отношений и реальных в их взаимосвязи. В этом
их воспитательное воздействие. Усвоение и выполнение детьми правил в
сюжетно-дидактической игре не происходит быстро и легко. Воспитатель
должен учить детей выполнению правил, не перегружая игру, не слишком
регламентируя действия детей, не ожидая скорых результатов.
Соблюдение
правил
в
ходе
игры
вызывает
необходимость
проявления усилий, овладения способами общения в игре и вне игры и
формирования не только знаний, но и разнообразных чувств, накопления
добрых эмоций и усвоения традиций.
Через
правила,
их
усвоение
воспитатель
формирует
у
детей
способность ориентировки в изменяющихся обстоятельствах, быстроту и
точность реакций, способность сдерживать непосредственные желания,
проявлять эмоционально-волевое усилие. В результате этого формируется
способность
управлять
своим
поведением
в
разных
обстоятельствах,
соотносить
его
с
поведением
товарищей
по
игре.
Иногда
нет
необходимости
напоминать
о
правилах
или
вводить
дополнительные.
Достаточно чуть изменить игровые действия и тем самым
выправить
нарушение.
Следует учитывать, что игровые правила не всегда предъявляются в
прямой форме указаний: многие из них заключены в игровых действиях и
могут
играть
свою
регулирующую
роль
при
направлении
игрового
действия, руководстве его развитием.
Имеются сюжетно-дидактические игры серьезного познавательного
содержания,
а
решение
игровой
задачи,
игровые
действия
и
правила
приводят детей к интересным «открытиям». Начинаются многие игры с
рассказа или даже сказки, сюжет которых вводит в предстоящую игру, дает
игровой настрой, побуждает к действию.
Список литературы
1.
Волина В. Веселая математика. Книга для воспитателя детского сада.
– М., 1998. – 300 с.
2.
Данилова В.В., Рихтерман Т.Д., Михайлова З.А.
и др. Обучение
математике в детском саду. — М., 1997. – 160 с.
3.
Метлина Л.С. Математика в детском саду. — М., 1984. – 191 с.
4.
Смоленцева
А.А.
Применение
дошкольниками
математических
знаний
в
повседневной
жизни
и
играх.
Учебно-методическое
пособие. – Н.Новгород, 1992. – 61 с.
5.
Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим
содержанием. — М., 1987. – 97 с.
6.
Тарунтаева
Т.В.
Развитие
элементарных
математических
представлений у дошкольников. — М., 1980. – 207 с.