Автор: Семинкова Елена Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 13
Населённый пункт: ст. Незлобной Георгиевского района Ставропольского края
Наименование материала: Классный час
Тема: "Путешествие в страну Доброты и вежливости"
Раздел: начальное образование
Классный час подготовила:
Семинкова Елена Михайловна, учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 13 ст. Незлобной Георгиевского района Ставропольского края
Классный час
Тема: Путешествие в страну Доброты и Вежливости.
Цель: Способствовать нравственному развитию личности учащихся.
Задачи:
– познакомить детей с понятием «вежливость», «доброта», показать
необходимость употребления в речи “вежливых” слов;
– развивать познавательный интерес, речь детей;
– воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное
отношение к людям.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация: «Путешествие в
страну Доброты и Вежливости», плакаты, волшебная палочка, карточки с
заданиями, солнышки, тучки.
Форма проведения: беседа с элементами игры.
Оформление класса: на доске плакаты:
«Доброта - это отзывчивость, стремление делать добро другим людям»
«Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой»
Ход классного часа:
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь!
II. Вступительное слово.
- Сегодня на занятии, мы с вами совершим увлекательное путешествие в одну
необычную волшебную страну.
– А как называется эта страна, попробуйте, угадать сами.
-В этой Стране люди поздравляют друг друга с удачей, утешают и успокаивают
в беде, уступают место старшим, помогают друг другу, любят делать друг
другу подарки, говорят добрые и вежливые слова.
– Ребята, наверное, вы уже догадались, о какой стране идет речь. Как она
называется?
Путешествие в страну доброты и вежливости
-Я приглашаю вас в путешествие по волшебной стране Доброты и Вежливости.
По дороге в эту удивительную Страну мы посетим станции:
Станцию «Добрых улыбок»
Станцию «Сказочных героев»
Станцию «Волшебных слов»
Станцию «Доброй феи»
Станция «Доброты и Вежливости»
-Путешествовать будем на машине.
- А чтобы в пути нам не было скучно, давайте начнем наше путешествие с
веселой дружной песни. «Песенка о доброте», слова Ю. Энтина.
- Итак, все готовы? Отправляемся.
Звучит песня о доброте
-О чем поется в песне?
-Что такое доброта?
Доброта – это отзывчивость, стремление делать добро другим людям.
Стихотворение читает ученик
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте.
Вся в голубой и звёздной красоте
Земля добра: она, дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно непокорным небом
Давайте воевать за доброту!
III. Путешествие в страну Вежливости и Доброты.
Станция «Добрых улыбок»
Давайте улыбнемся друг другу. Я передаю улыбку, а вы должны передать по
кругу. Эта улыбка должна вернуться ко мне.
Добрые люди всегда улыбается друг другу.
Станция «Сказочных героев»
Игра «Добрый - недобрый»
Если герой добрый – похлопайте, если злой - потопайте.
Станция «Волшебных слов»
-Какие вежливые слова вы знаете?
Дети: Здравствуйте, желаю удачи, простите, будьте любезны, не стоит
благодарности, очень рад, очень приятно, всего вам доброго, не стоит труда,
спасибо, пожалуйста и т.д.
- Молодцы! Сколько волшебных слов вы знаете!
- Для того чтобы стать вежливыми, мы должны как можно чаще пользоваться
этими «волшебными словами». В слове заключена великая сила. Доброе слово
может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое
настроение.
- Ребята, а давайте еще раз хором повторим волшебные слова и запомним их.
Волшебные слова
-Давайте прочитаем волшебные слова (сделаем зарядку для глаз)
- А теперь, послушайте, какие еще советы дают нам дети о добрых и вежливых
словах.
Добрые слова
Слова “До свиданья!”,
“Спасибо!”, “Простите!”,
“Пожалуйста!”, “Здравствуйте!”
Щедро дарите.
Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым,
В троллейбусе, в парке,
И в школе, и дома.
Слова эти очень,
И очень важны,
Они человеку,
Как воздух, нужны.
Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти нужно с улыбкой дарить.
Кто в дружбу верит горячо,
Кто друга чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадёт.
Ты добрых слов не пожалей
Произнеси их для друзей
-Что такое вежливость?
Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с
тобой.
Физкультминутка
1. Игра “Будь внимателен”
- Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда,
когда я назову “волшебное слово”.
Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста.
Будьте любезны, руки вперед.
Опустите руки, пожалуйста.
Будьте добры, наклоните голову вперед.
Наклоните, назад, пожалуйста.
Влево.
Вправо.
Будьте любезны, садитесь на свои места.
Игра «Волшебные слова»
- Пожалуйста, добавьте строчки волшебными словами:
Мальчик вежливый и развитый говорит встречаясь… /здравствуйте /
Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … /спасибо/.
Зазеленеет старый пень, когда услышит … /добрый день/.
Если больше есть не в силах, скажем маме мы … / спасибо/.
Когда нас бранят за шалости, говорим … /прости, пожалуйста/.
Всем вам с большой любовью, желаю крепкого… /здоровья /
- Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились успешно.
Игра “Вежливо - невежливо”.
Послушайте правила игры: если я читаю о вежливом поступке – вы хлопаете в
ладоши 2 раза. Когда я читаю о невежливом поступке – вы топаете ногами 2
раза. Начнем.
- Поздороваться при встрече……….
- Толкнуть и не извиниться…………
- Свистеть, кричать, шуметь в школе……….
- Уступить место старшим………
- Не вставать на обращение учителя…………
- Помочь подняться по лестнице…………..
- Попрощаться уходя…………
Мы с вами записывали вежливые слова в альбом «Азбука вежливости».Какие
слова на букву Д вы написали?
Станция «Доброй феи»
Игра «Доброе солнышко»
- В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Как солнце,
доброта озаряет своими лучами и дарит людям теплоту, заботливость и
внимание.
- Я лучиком солнышка буду дотрагиваться до вас, а вы мне должны будете
рассказать, какое доброе дело вы совершили за последнее время.
Учитель выборочно дотрагивается “Волшебной палочкой” до ребят.
- Видите, ребята, как много добрых дел вы совершили.
- А как вы думаете, ребята, каких людей называют добрыми?
Ответы детей.
- Что же обозначает слово “добрый”?
- А давайте с вами заглянем в словарь, и посмотрим, как в нем толкуется
значение слова “добрый”. (Ученик читает значение слова на экране).
Добрый – это человек, делающий добро другим, отзывчивый.
Добрый – это такой человек, который несет благо, благополучие.
– В словаре мы видим, что слово “добрый” имеет два значения.
- Ребята, а давайте попробуем подобрать к слову «Добрый» слова, близкие по
значению, т. е. слова – синонимы.
На слайде появляется солнышко со словами.
Учитель:
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами.
А может не слова - дела важны?
Дела - делами, а слова - словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнесли в тот самый час,
Когда они другим необходимы
Ученик:
Где красота – там доброта.
Их разлучить ничто не может.
Любая светлая мечта
На двух подруг всегда похожа.
И нам без них не обойтись
Ни светлым днем, ни днем дождливым.
И если хочешь быть красивым,
То добротою поделись!
Пословицы и поговорки
- Как известно, люди издавна стремились к добру и ненавидели зло и эту мысль
они отразили в пословицах и поговорках, которые передаются из уст в уста, из
поколения в поколение.
- Сейчас, я хочу проверить, а знаете ли вы пословицы и поговорки о доброте и
вежливости?
- Давайте поработаем в парах.
- У вас на столе лежат карточки с заданием.
Задание такое: Соедините начало пословицы с ее окончанием.
Проверка:
На доске появляется первая часть пословицы, а после ответа учащегося
появляется вторая.
1. Добрые дела красят человека.
2. Сделаешь добро - добро найдешь.
3. Добрый человек - несет мир.
4. Кто со злом не повстречался, тот добра не понимает.
5. Жизнь дана на добрые дела.
6. На добрый привет – добрый ответ.
7. Доброе дело лечит- злое калечит.
8. При солнышке тепло - при матушке добро.
9. Доброе дело дороже - богатства.
10.В добре жить хорошо.
- Ребята, а чему учат все эти пословицы?
– Дети: Надо быть добрым, внимательным, заботливым, совершать добрые
поступки.
- Молодцы, ребята, вы справились со всеми испытаниями, которые встречались
на вашем нелегком пути, и поэтому двери волшебной страны Доброты и
Вежливости для вас открыты. Добро пожаловать!
«Страна доброты и вежливости»
Ученик:
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя.
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!
- А, так, как это страна волшебная, давайте станем, ребята, тоже добрыми
волшебниками для окружающих людей, подарим им немного радости, счастья и
тепла и мы сами станем от этого счастливее!
- А, какие правила добрых и вежливых поступков вы знаете?
Правила добрых и вежливых поступков
Читают дети.
- Здоровайся при встрече.
- Не груби, даже если сердит.
- Проявляй доброжелательность.
- Будь вежлив и воспитан.
- Призывай окружающих к хорошим взаимоотношениям.
- Совершай добрые дела просто так, из хороших побуждений.
V. Заключительная часть
-В заключении нашего занятия, давайте, ребята, еще раз вспомним, о чем мы
сегодня говорили?
-На каких станциях побывали?
Песня «Дорогою добра»
– Ну вот, пришло время прощаться.
- Мне бы хотелось узнать, ребята, с каким настроением вы уходите с
сегодняшнего занятия.
- Я хочу, чтобы вы сами дали оценку нашему занятию. Перед вами лежат
солнышки и тучки.
Ваше настроение
- Кому было интересно на занятии, кто узнал много нового и интересного, у
кого хорошее настроение поднимите солнышко, а кто скучал на занятии, кому
было неинтересно – поднимите тучку.
– На этом наше занятие окончено.
Спасибо за внимание! До новых встреч!