Автор: Романова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ "Школа 1561"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Игра–экспериментирование "Волшебница Соль"
Раздел: дошкольное образование
Волшебница Соль
Игра-экспериментирование в старшей группе детского сада
Составила воспитатель ГБОУ «Школа №1561» Романова Е.Н
Задачи: познакомить детей со способом изготовления цветной соли(перемешав ее с
цветным мелом; научить пользоваться теркой; познакомить детей с отличиями соленой
воды от пресной, показать, как наличие соли в воде влияет на плавучесть предметов.
Материалы: цветные мелки, соль, прозрачная высокая бутылка или ваза, два мешочка,
мелкие терки, миски, ложки, воронка, 2 баночки с водой , сырое яйцо.
Описание: К детям приходит Зайка Любознайка и просит детей отгадать, что у него в
мешочках. Дети пробуют определить на ощупь (В одном мешочке соль, в другом –цветные
мелки )Воспитатель открывает мешочки и дети проверяют свои предположения. Дети
рассматривают содержимое: Что это? Какая соль? Для чего нужна соль? Какого цвета мел?
Какой мел на ощупь? Можно его сломать? Для чего он нужен?
Зайка Любознайка спрашивает: «Может ли соль быть цветной? Что будет, если мы соль
перемешаем с мелом? Как сделать так, чтобы мел был таким сыпучим как соль? Галчонок
хвастается, что у него есть инструмент для превращения мела в мелкий порошок.
Показывает детям терку. Что это? Как ею пользоваться? Дети по примеру Зайчонка берут
миски и терки, трут мел. Воспитатель помогает.
Что получилось? Какого цвета (имя ребенка) порошок получился? Зайчонок спрашивает
каждого ребенка.
Как теперь сделать соль цветной? Смотрите. Как я это сделаю. Дети насыпают соль в миску
и перемешивают ее ложками с цветным мелом. Дети рассматривают разноцветную соль,
делятся своими впечатлениями.
Зайчонок предлагает детям сделать красивую вазу с разноцветными слоями соли.
Дети при помощи воронки насыпают по очереди разноцветные слои соли в вазу, немного
наклоняя её то в одну, то в другую сторону при насыпании. Какая красота получилась.
Такая ваза может стать украшением в доме, можно и на день рождения кому-нибудь
подарить.
Дети благодарят Зайку Любознайку за то, что он их научил делать такую красоту.
Зайка –Любознайка: Ребята, приближается лето, многие из вас поедут на море. А как вы
думаете, чем вода в море отличается от воды в озере, реке.(Дети отвечают)
Действительно, в морях и океанах вода соленая на вкус, а в озерах и реках –пресная. В
соленой воде живут одни обитатели. А в пресной- другие. Пресноводные обитатели не
смогут жить в соленой воде, а обитатели морей и океанов не будут жить в воде пресной.
Однако не все знают, что , кроме вкуса, соленую воду легко отличить от пресноводной по
одному ее удивительному свойству. Как вы думаете, по какому?(предположения детей).
Посмотрим, чем же отличается соленая вода на примере. В этом нам поможет обычное
сырое яйцо. Проведем опыт: наполним два стакана обычной пресной водой и опустим
яйцо в один из них. Как вы думаете. Что с ним произойдет?(Ответы детей).Опускаем….
Яйцо опустилось на дно стакана.
Во вторую пробирку положить 5 ложек соли. Растворим ее, мы уже знаем, что вода
хорошо растворяет соль. Полученная соленая вола почти как в море. Теперь опустим яйцо
в пробирку с соленой водой. Как вы думаете, что с ним произойдет? Опускаем…яйцо уже
не тонет( в зависимости от количества соли. Яйцо может повиснуть в середине стакана с
соленой водой, если соли много, плавать на поверхности)
Как вы думаете, почему яйцо не утонуло в соленой воде?(предположения
детей).Оказывается, что растворенная соль помогает воде удерживать предметы, вода
становится более плотной(Соль-изначально твердое вещество. Она передала свои
свойства воде).
Давайте попробуем добавить немного соли в первый стакан с утонувшим яйцом.Добавляя
и размешивая соль по одной ложечке, сделаем так, чтобы яйцо не опускалось на самое
дно. Но и не держалось на поверхности. А как бы «парило» посередине стакана с водой.
Воспитатель предлагает детям самостоятельно провести опыт с индивидуальным
стаканом, с целью добиться такого же эффекта «висящего» яйца.
Зайка Любознайка: Ребята. Мне пора уходить. А напоследок я вам хочу подарить
красивый кристалл , который я сделал тоже из волшебницы соли. Я к вам приду на
следующее занятие и расскажу , как я его вырастил.