Автор: Анжелика Генадиевна Антюхова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Ручеёк"
Населённый пункт: город Ноябрьск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Краткосрочный проект для детей и их родителей "Покормите птиц зимой"
Раздел: дошкольное образование
(Краткосрочный проект для детей и их родителей)
Разработала:
Воспитатель Антюхова А.Г.
«Покормите птиц зимой»
(Краткосрочный проект для детей и их родителей)
Акция «Покормите птиц!» впервые была проведена зимой 2002-2003 гг. в Иркутской области. Она была начата крупнейшими
областными газетами и посвящена памяти писателя Евгения Носова. В январе 2003 г . к акции присоединился г. Курск (родина
писателя). Союз охраны птиц России поддержал предложение иркутян внести в Российский экологический календарь следующие
даты:
12 ноября – Осенний день птиц - день Зиновия - Синичника по народному календарю природы (Синичкин день, Синичкин
праздник); предложено считать его началом общероссийской культурно-экологической акции «Покормите птиц!» памяти писателя
Евгения Носова.
А знаете ребята, что с давних пор на Руси 12 ноября отмечался « Синичкин день» – день встречи зимующих птиц. Издавна к этому дню
люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами. Почему этот день
называется «Синичкин день»? Да потому что в народе говорили, что «синица для Руси божья птица». Раньше в старину на неё гадали:
бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет
клевать крошки хлеба, то будет в доме достаток. В народе говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». А какие ещё
приметы, связанные с птицами вы знаете?
15 января - День зимующих птиц России (день рождения Евгения Носова).
22 марта – Праздник Сороки.
1апреля – Всемирный день птиц.
Акция предусматривает заготовку кормов, изготовление и размещение кормушек, организация регулярной подкормки птиц,
просветительскую и пропагандистскую работу.
Актуальность проблемы
Сильные морозы с обильным снегопадом и ветром осложняют жизнь зимующих у нас птиц. До корма не добраться, а зимний день
короток - мало времени, чтобы накопить энергии. Поэтому иногда попадаются замерзающие и погибшие пернатые. Воробьи на остановках
заглядывают в глаза и от голодухи становятся такими смелыми, что берут крошки или семечки из рук.
Зимняя бескормица губит немало полезных птиц. Особенно велики потери среди синиц. Натуралисты подсчитали, что из 10 синиц 8-9
гибнут в холодный период. Только большая плодовитость спасает этих птиц от уничтожения. А ведь синицы — наши друзья по борьбе с
вредителями леса и сада.
Задачи:
Воспитывать бережное отношение к птицам, желание помочь им в зимнее время.
Закрепить знания о зиме, уточнить признаки зимы.
Уточнить представления детей о птицах, об условиях их жизни.
Закрепить и уточнить название зимующих птиц.
Продолжать учти узнавать зимующих птиц по внешнему виду.
Дать представление о значении подкормки для зимующих птиц.
Участники проекта: дети.
Срок реализации проекта: 2 месяца (краткосрочный)
Подготовка к внедрению проекта:
1. Подобрать методическую, художественную, детскую литературу; иллюстративные материалы; картинки с изображением примет
зимы, картинки с изображением зимующих птиц, дидактические игры, кормушка, семена.
2. Оформить уголок для родителей о проведении проекта: «Зимующие птицы»
3. Составить перспективный план мероприятий.
Создание условий для самостоятельной деятельности: кормушка, подборка иллюстраций с зимующими птицами.
Продукт проекта: Выставка рисунков по теме «Зимующие птицы».
Формы реализации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Способы оценки результатов:
– анализ;
– самоанализ;
– рефлексия;
– подведение итогов.
Тема
Цели
Пути достижения цели
Оснащение
Преемственность:
детский сад - семья в
проектной
деятельности
1
2
3
4
5
«Покормите
птиц зимой»
Закреплять знания детей о птицах,
о
их
зависимости
от
сезонных
условий
Воспитывать
у
детей
любовь
к
родной природе, к малой родине;
учить
заботиться о «братьях наших меньших» -
птицах.
Учить детей регулярно выполнять
свои обязанности, доводить начатое дело
до конца.
Учить
детей
выразительно
читать
стихотворения,
передавать
интонацией
своё
отношение
к
зимующим
птицам,
чувствовать,
понимать
и
воспроизводить
образность языка стихотворения.
П р и в л е к а т ь
к
у ч а с т и ю
в
м е р о п р и я т и я х
м а л о а к т и в н ы х ,
стеснительных детей.
- Беседы «Зимующие
птицы»; «Покормите птиц
зимой»;
- Д/и «Улетают – не
улетают»;
- Разучивание стихов,
песен, танцев;
Изодеятельность:
- рисование, лепка,
аппликация, оригами на тему
«Птицы»;
Изготовление плакатов
на тему «Покормите птиц
зимой»;
-П/и «Воробьи и
вороны»; «Птичья суматоха»;
«Птицелов и птицы»;
-Изготовление афиши и
пригласительных билетов для
гостей.
Стихи, загадки,
скороговорки о птицах;
видео материалы;
схемы изготовления
птиц – оригами.
- Творческие
мастерские
«Изготовление
кормушек»;
- Изготовление
фотоальбома;
- Сбор корма для
птиц.
- изготовление
птиц – оригами.
Нуждина Т.Д. Мир животных и растений. Энциклопедия для малышей. Чудо- всюду – Ярославль : Академия развития. 2000.
Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир родного языка: Игры-занятия, развлечения, инсценировки, викторины по развитию речи дошкольников. –
М.:АРКТИ, 2008.
Энциклопедия для детей.
Дидактический материал: Птицы перелётные; зимующие птицы
Интегрированное развлечение «Покормите птиц зимой»; изготовление и укрепление кормушек на участках детского сада; сбор корма для
птиц; фотоальбом «Покормите птиц зимой».