Автор: Смолина Ольга Александровна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ "Основная общеобразовательная школа села Бессоновка Новоузенского района Саратовской области"
Населённый пункт: село Бессоновка, Саратовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Отношение христианина к природе
Раздел: среднее образование
Отношение христианина к природе
1.Ф.И.О.: Смолина Ольга Александровна
2.Место работы: МОУ «Основная общеобразовательная школа села Бессоновка
Новоузенского района Саратовской области»
3.Должность: учитель истории и обществознания
4. Предмет: Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы
православной культуры».
5. Класс: 4
6. Тема и номер урока в теме: Отношение христианина к природе.
Урок № 26.
7.
Базовый
учебник:
Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов
России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.
4-5 классы: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе/А.В.
Кураев./ М.: Просвещение, 2017..
8.Цель
урока: формирование у учащихся представлений об особенностях отношения
христианина к природному миру.
9. Задачи:
- личностные: помочь осознать общегражданскую и личную ответственность человека за
вверенный ему мир и сформировать правила поведения в нем:
-метапредметные: совершенствовать навыки работы с учебной информацией, развивать
умения делать выводы;
-предметные: познакомить с христианским отношением к природе, как к творению
Божиему; дать представление о губительном воздействии человека на природу.
10. Ожидаемые результаты: В результате занятия учащиеся смогут дать определения
понятиям, используемым на уроке, назвать случаи вредного воздействия человека на
природу, высказать собственное представление о христианском милосердии к «живому»
миру, составить правила поведения в природе.
11. Тип урока: урок «открытия» нового знания.
12. Формы работы учащихся: работа с иллюстративным и дидактическим материалом,
схемами; работа в парах и группе.
13.
Необходимое
техническое
оборудование:
компьютеры,
интерактивная
доска,
презентация к учебному занятию.
14.Структура и ход урока
Структура урока:
1.
этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;
2.
актуализация и фиксирование индивидуального затруднения пробного действия
3.
этап выявления места и причины затруднения;
4.
этап построения проекта выхода из затруднения;
5.
этап реализации построенного проекта;
6.
первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
7.
этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
8.
этап включения в систему знаний и повторения;
9.
этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Ход урока:
Технологическая карта урока
Врем
я
Этапы урока
Действия учителя
Действия
учащихся
Формируемые
УУД
2 мин
I.Этап
мотивации к
учебной
деятельности
Приветствует
учащихся.
-Добрый день! Я рада
приветствовать вас на
уроке.
Скажите, пожалуйста, с
каким настроением вы
пришли на урок? Что вы
желаете от него
получить? Я надеюсь,
что вы не разочаруетесь.
Предлагает посмотреть
видеоклип «Живет
повсюду красота»
(Ю.Антонов) -фрагмент
Показывают
готовность к
уроку и
усвоению
учебного
материала.
Отвечают на
вопросы
Воспринимают
информацию и
осмысливают
ее.
Л –
формирование
стартовой
мотивации к
изучению
нового.
4 мин
II. Этап
актуализации и
пробного
учебного
действия.
Вступает в диалог с
учащимися:
-Представьте себе, что
вы идете по лугу, легкий
ветерок колышет траву,
вы чувствуете приятный
аромат полевых цветов,
жужжание насекомых.
Объясните ваши
ассоциации.
Читает стихотворение
М.Лермонтова «Когда
волнуется желтеющая
нива»
-Что помогает поэту
справиться с тревогой?
-Почему природа так
благотворно действует
на человека?
-В чем он видит счастье?
Вступают в
диалог с
учителем,
называют
ассоциации
Отвечают на
вопросы,
пытаются
сделать выводы.
К – умение
вести диалог,
выражать свое
мнение.
К- умение
обмениваться
мнениями.
-Как связаны его
ощущения и видение
Бога?
-Кто отвечает за мир
природы?
Попробуйте
сформулировать тему
урока.
5 мин
III.
Этап
выявления места
и причины
затруднения.
Организует работу в
группах по составлению
кластера «Природа».
Проговорите каждый в
своей группе:
-Какие слова у вас
ассоциируют со словом
природа? Запишите
каждый одно слово.
Обращается к работе с
символами.
-Нарисуйте символы,
означающие понятие
«Природа».
Дайте собственное
определение данному
понятию.
Работают в
группах,
представляют
результат
работы от
группы на
ватмане.
Работают с
символами.
Формулируют
собственное
определение
понятию.
К – умение
работать в
группе
К –формировать
навыки учебного
сотрудничества.
П- научится
давать
определения
понятиям
6 мин
IV.Этап
построения
проекта выхода
из затруднения.
Обращается к работе с
текстом учебника.
-Внимательно
прочитайте текст и
объясните, почему
забота об окружающем
мире – это задание Бога
– Творца человеку?
Обращаются к
работе с
учебником,
находят
необходимую
информацию.
П – выделять
информацию из
текста.
3 мин
V. Этап
реализации
проекта.
Предлагает работу:
-О каких книгах
Ломоносов говорил, что
они написаны Богом?
Был ли великий русский
ученый Михаил
Васильевич Ломоносов
верующим человеком?
-Как вы это поняли?
-Почему именно человек
должен заботиться о
природе?
Объясняют
собственное
понимание
проблемы.
П – умение
самостоятельно
добывать
информацию и
работать с ней.
8 мин
VI. Этап
первичного
закрепления.
Проводит работу в
парах.
Нарисуйте три круга.
Расположите их один за
М – уметь
работать в паре
другим. Впишите в них
слова: природа, Бог,
человек так, чтобы
получилось
христианское
представление о том, кто
кому (чему) служит.
Проговорите это задание
в парах, приведите
доводы,
свидетельствующие о
правильном порядке
следования.
-Какая разница между
человеком и животными
по замыслу Божьему?
Найдите и зачитайте
ответ из учебника.
Побуждает к диалогу:
Задание 3. Есть ли у вас
домашние питомцы?
Какие у вас обязанности
перед ними?
Проводит
динамическую паузу.
Ну, ребята, дружно встали.
Вот в Россию мы попали.
Что увидели мы в ней,
Станет нам всего милей:
В небо купол взмыл высоко,
Лес шумит листвой далеко,
Ручейки звенят здесь звонко,
Птицы в небе поют громко.
Работают с
текстом
учебника,
находят
информацию.
Вступает в
диалог, делятся
рассказами.
Выполняют
упражнения
П- выделять
информацию из
текста.
Л-формирование
нравственных
чувств и
поведения
Л-формирование
мотивации к
здоровому
образу жизни
5 мин
VII. Этап
самостоятельно
й работы.
Дает задание
Нарисовать результаты
воздействия человека на
природу:
1 вариант -
положительного
2 вариант-
отрицательного
Иллюстрируют
в рабочих
тетрадях
П- представлять
результат
работы в форме
творческого
отчета
6 мин
VIII. Этап
включения в
систему знания
и повторения.
Предлагает
-составить синквейн на
тему «Природа»
-провести игру
«Летающий плакат».
-Что может сделать
ребенок, школьники
даже дошкольник для
Составляют
синквейн и
зачитывают
несколько
вариантов
Каждая группа
пишет свой
совет на плакате
и вывешивает
его.
П – применение
понятийного
аппарата при
работе с
текстом.
К- слушать и
слышать друг
друга.
христианского
отношения к природе?
6 мин
IX Рефлексия.
Д/З..
Предлагает поделиться
впечатлениями об
уроке. Продолжите,
пожалуйста, следующие
фразы:
-Что нового вы узнали на
уроке?
-Что осталось
непонятным?
-Что хотели бы узнать?
-Отметьте в таблице
настроение, степень
участия в уроке.
Объясните, почему?
Домашнее задание.
1.Сделайте
фотовыставку «Наши
домашние питомцы».
2.Найдите пословицы и
поговорки народов
России об отношении к
природе.
3.Напишите мини-
сочинение «Милосердие
к животным»
Завершают
фразы
предложенные
учителем,
участвуют в
рефлексии
Дети отвечают
на вопросы.
Делают
самоанализ и
самооценку.
Записывают в
дневники
задание,
выбирают его
вариант.
Л-формирование
диагностически
х навыков.
Р –
самостоятельно
определять вид
учебной
деятельности.