Напоминание

"Национально-региональное краеведение в ДОУ"


Автор: Артеева Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида"
Населённый пункт: деревня Пожня
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: "Национально-региональное краеведение в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Национально –региональное краеведение в развивающей среде ДОУ.

С целью реализации Конституции Республики Коми (ст. 3, ст. 67), Закона

Республики Коми «Об образовании» (ст.2, ст. 5, ст.6), Закона Республики

Коми « О государственных языках РК» и указа Главы РК от 13.07.2001 г.

№301 «О национально –региональном компоненте государственных

стандартов РК для образовательных учреждений» наше дошкольное

учреждение начало внедрять национально – региональный компонент в свою

деятельность. Начало приобщения детей культурным ценностям, в том

числе и национальным, начинается в дошкольном возрасте. Прежде чем ,

начать систематическую работу по внедрению НРК в образовательный

процесс, я прошла краткосрочное обучение при ГАОУДПО «КОМИ

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» семинар

«Инновационная деятельность в обучении детей коми языку и приобщение к

коми культуре» в ноябре 2012 года.

Основными направлениями в работе НРК являются:

Работа с детьми –совместная деятельность, организация посещения

музеев, выставок, экскурсии, проведение соревнований и т.д.

Работа с педагогами – систематизация и расширение знаний педагогов

в области НРК путём посещения методических объединений,

консультаций, семинаров и самообразования.

Работа с родителями – консультации, проведение семейных

спортивных и национальных праздников, организация просмотров

мероприятий, проводимых в дошкольном учреждении, выпуск

лэпбуков.

Я разработала план работы на основе Программы развития и воспитания

детей в дошкольном образовательном учреждении РК «ПАРМА» под

общей редакцией Белых С.С., Потолицыной Н.Б., Штекляйн С.В.

Создание программы связано с необходимостью решения задач по

воспитанию патриотизма, формированию нравственных чувств,

эстетического воспитания. В данной программе освещен круг вопросов,

связанных с историей, материальной и духовной культурой коми народа.

Она предполагает систему проведения совместной деятельности во всех

возрастных группах детского сада.

В основе системы лежит комплексный подход, в котором используется

принцип концентричности, т.е. в каждой возрастной группе происходит

расширение и углубление темы.

Определяющими механизмами в планировании являются:

1.

Приобщение воспитанников к ценностям национальной культуры;

2.

Обеспечение преемственности в обучении детей младшего и

старшего дошкольного возраста;

3.

Погружение воспитанников в богатство национальной культуры

через различные виды деятельности;

4.

Соприкосновение с материальной национальной культурой на базе

этнографического мини-музея ДОУ.

Перспективный план работы по ознакомлению с жизнью, бытом и

традициями народа коми с детьми младшего и среднего возраста

Задачи:

1.

Положить начало формированию представлений о предметах быта на

основе функционального назначения: (посуда, солонка, короб,

хлебница), одежде – женской и мужской, обуви (пимы), об

особенностях материала и строения.

2.

Формировать представления о растениях Севера и их плодах.

3.

Познакомить с отдельными представителями животного мира Севера.

4.

Дать сведения о национальном северном жилище, приспособлении к

жизни в суровых условиях, доме (чум).

5.

Формировать представления о людях коми, их национальном языке и

искусстве (сказки, песни); о добрых качествах личности (трудолюбии,

народных традициях).

6.

Обогащать игры детей, побуждать к использованию в играх предметов

национального быта.

Планирование по ознакомлению детей с бытом, традициями коми

народа во второй младшей группе

Тема

Задачи

Вид и форма

занятия

Развивающая

среда

Методы и

приемы

Деятельность

детей

сентябрь

Женский

народный

костюм

Познакомить

детей с

женским

народным

костюмом;

рассмотреть

костюм,

Познавательный с

элементами игры

Кукла-девочка в

коми народном

костюме

Словесный,

наглядный,

практичес-кий

Дидактическая

игра «Одень

куклу»

октябрь

Мужской

народный

костюм

Познакомить

детей с

мужским

народным

костюмом;

рассмотреть

Познавательный с

элементами игры

Кукла-мальчик в

коми народном

костюме

Словесный,

наглядный,

практичес-кий

Дидактическая

игра «Одень

куклу»

ноябрь

Узорное

вязание

коми

Познакоми с

узорным

вязанием

коми;

рассмотреть

подлинный

Познавательный

Вязаные вещи

(варежки, носки,

гольфы);

иллюстрации

Словесный,

наглядный,

практический

Аппликация

«Укрась

варежку»

декабрь

Народный

орнамент

коми

Познакомить с

орнаментом

коми народа

«круг»

Познавательный с

элементами

творчества

Куклы в

народных

костюмах;

Иллюстраци в

книгах

Словесный,

наглядный

Украшение

фартука

орнаментом

«круг»

январь

Предметы

быта коми

народа

Познакомить

детей с

предметами

быта коми

народа

(посуда,

познавательный

Порсуда,

домашняя

утварь; Уголок

коми избы в

группе;

иллюстрации,

Словесный,

наглядный,

практический

Декоративное

рисование

«Уточка»

(солонка)

февраль

Мой

родной

город

Познакомить

детей с

названием

столицы Коми

республики

Познавательный

Иллюстрации в

книгах «Коми

край мой

северный»,

«сказ о земле

Словесный,

наглядный

Рассматри-

вание

комплекта

открыток

«сыктывкар

март

Использование

бересты у

коми

Познакомить

детей с

плетеной

корзиной

Познавательный

с элементами

игры

Пестерь,

корзина

Словесный

наглядный

Русская

народная

сказка «Маша и

медведь»;

Инсценировка

апрель

Животные

тайги

Познакомить

с

животными,

которые

живут в лесу

познавательный

Альбом

«животные

Коми края»

Иллюстрации

в книгах;

Словесный

наглядный

Дидактические

игры «Назови

детенышей»,

«Зоологическое

лото»; Загадки

май

Растения

тайги; Ягоды –

дары северной

природы

(клюква,

брусника,

Познакомить

детей с

клюквой

(форма, цвет,

вкус);

сравнить с

познавательный

Картины с

изображением

ягод;

демонстрация

настоящих

ягод

Словесный

наглядный

Дидактическая

игра «Сравни

по форме,

цвету, вкусу»

дегустация

ягод

Планирование работы с детьми средней группы

Тема

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 квартал

1

Ознакомление с предметами

быта коми народа (посуда,

утварь)

Рассмотрение

предметов быта

Раскрашивание шаблона

туеска Д/и «Чего не стало».

«Угадай, что это»

2

Ознакомление с женскими

народными костюмом коми

Внесение куклы в

народном женском

костюме. Повторение

сведений о составных

частях костюма.

Раскрашивание шаблона

куклы

3

Ознакомление с мужским

народным костюмом коми

Внесение куклы в

народном мужском

костюме. Повторение

сведений

Раскрашивание шаблона

куклы

4

Ознакомление с народным

орнаментом коми

Внесение кукол в

народных костюмах.

Показ подлинных

узорных поясов.

Аппликация.украшение

пояса коми народным

орнаментом «Рога оленя»

2 квартал

5

Ознакомление с

художественной обработкой

меха у коми

Внесение куклы в

малице. Обьяснение

покроя малицы.

Рассматривание ковра

«Оленья упряжка»

Раскрашивание шаблона

куклы в малице

6

Ознакомление с вязанием у

коми

Внесение кукол в

народном костюме

коми. Объяснение

процесса вязания

подлинных вязаных

Украшение шаблона

варежки элементами коми

орнамента «Рога оленя»,

«круг»

вещей

7

Герои народных коми сказок

Внесение кукол «пера-

богатырь», «Ворса»

(иллюстрации). Чтение

сказки «Пера-

богатырь». «Лиса и

заяц»

Раскрашивание шаблона

куклы «Пера-богатырь»

8

Животные тайги. Формировать

представление детей о

приспособлениях диких

животных ( белка, волк, лиса) к

сфере обитания. Формировать

представление о подготовке

птиц к зиме

Рассматривание

иллюстрации о

подготовке и жизни

животных зимой.

Загадки о животных и

птицах. «Кто прилетел

к кормушке?»

«Зоологическое лото»

Чтение рассказов

Чарушина и других

авторов о животных

Изготовление

(конструирование)

кормушек для зимующих

птиц. «Дорисуй дикое

животное» Д/и «Назови

детенышей» «Соберем

брусники спелой целое

лукошко»

9

Растения тайги. Расширять

представления детей об

условиях произростания

овощей в РК и фруктов,

завозимых на Север

Наблюдения, рассказы

из личного опыта детей

об огородных работах (

с целью формирования

уважения к труду

Рисование «Соберем

брусники спелой целое

лукошко»

Аппликация «Ягоды на

10

Художественная обработка

дерева у коми

Внесение подлинных

предметов из дерева и

бересты. Сравнение

качества материалов.

Формы предметов

Лепка из пластилина.

Повторение формы формы

деревянного ковша.

11

Народные праздники .

развлечение «весна-красна» на

материале народного

творчества. Погружение детей в

богатство национальной

Рассматривание

иллюстраций об

изменениях в живой

природе весной.

Наблюдение в природе

Разучивание стихов о весне.

Д/и «какое время года?

Бывает – не бывает». Чтение

художественных

произведений о весне.



В раздел образования