Автор: Артеева Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида"
Населённый пункт: деревня Пожня
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: "Национально-региональное краеведение в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Национально –региональное краеведение в развивающей среде ДОУ.
С целью реализации Конституции Республики Коми (ст. 3, ст. 67), Закона
Республики Коми «Об образовании» (ст.2, ст. 5, ст.6), Закона Республики
Коми « О государственных языках РК» и указа Главы РК от 13.07.2001 г.
№301 «О национально –региональном компоненте государственных
стандартов РК для образовательных учреждений» наше дошкольное
учреждение начало внедрять национально – региональный компонент в свою
деятельность. Начало приобщения детей культурным ценностям, в том
числе и национальным, начинается в дошкольном возрасте. Прежде чем ,
начать систематическую работу по внедрению НРК в образовательный
процесс, я прошла краткосрочное обучение при ГАОУДПО «КОМИ
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» семинар
«Инновационная деятельность в обучении детей коми языку и приобщение к
коми культуре» в ноябре 2012 года.
Основными направлениями в работе НРК являются:
Работа с детьми –совместная деятельность, организация посещения
музеев, выставок, экскурсии, проведение соревнований и т.д.
Работа с педагогами – систематизация и расширение знаний педагогов
в области НРК путём посещения методических объединений,
консультаций, семинаров и самообразования.
Работа с родителями – консультации, проведение семейных
спортивных и национальных праздников, организация просмотров
мероприятий, проводимых в дошкольном учреждении, выпуск
лэпбуков.
Я разработала план работы на основе Программы развития и воспитания
детей в дошкольном образовательном учреждении РК «ПАРМА» под
общей редакцией Белых С.С., Потолицыной Н.Б., Штекляйн С.В.
Создание программы связано с необходимостью решения задач по
воспитанию патриотизма, формированию нравственных чувств,
эстетического воспитания. В данной программе освещен круг вопросов,
связанных с историей, материальной и духовной культурой коми народа.
Она предполагает систему проведения совместной деятельности во всех
возрастных группах детского сада.
В основе системы лежит комплексный подход, в котором используется
принцип концентричности, т.е. в каждой возрастной группе происходит
расширение и углубление темы.
Определяющими механизмами в планировании являются:
1.
Приобщение воспитанников к ценностям национальной культуры;
2.
Обеспечение преемственности в обучении детей младшего и
старшего дошкольного возраста;
3.
Погружение воспитанников в богатство национальной культуры
через различные виды деятельности;
4.
Соприкосновение с материальной национальной культурой на базе
этнографического мини-музея ДОУ.
Перспективный план работы по ознакомлению с жизнью, бытом и
традициями народа коми с детьми младшего и среднего возраста
Задачи:
1.
Положить начало формированию представлений о предметах быта на
основе функционального назначения: (посуда, солонка, короб,
хлебница), одежде – женской и мужской, обуви (пимы), об
особенностях материала и строения.
2.
Формировать представления о растениях Севера и их плодах.
3.
Познакомить с отдельными представителями животного мира Севера.
4.
Дать сведения о национальном северном жилище, приспособлении к
жизни в суровых условиях, доме (чум).
5.
Формировать представления о людях коми, их национальном языке и
искусстве (сказки, песни); о добрых качествах личности (трудолюбии,
народных традициях).
6.
Обогащать игры детей, побуждать к использованию в играх предметов
национального быта.
Планирование по ознакомлению детей с бытом, традициями коми
народа во второй младшей группе
Тема
Задачи
Вид и форма
занятия
Развивающая
среда
Методы и
приемы
Деятельность
детей
сентябрь
Женский
народный
костюм
Познакомить
детей с
женским
народным
костюмом;
рассмотреть
костюм,
Познавательный с
элементами игры
Кукла-девочка в
коми народном
костюме
Словесный,
наглядный,
практичес-кий
Дидактическая
игра «Одень
куклу»
октябрь
Мужской
народный
костюм
Познакомить
детей с
мужским
народным
костюмом;
рассмотреть
Познавательный с
элементами игры
Кукла-мальчик в
коми народном
костюме
Словесный,
наглядный,
практичес-кий
Дидактическая
игра «Одень
куклу»
ноябрь
Узорное
вязание
коми
Познакоми с
узорным
вязанием
коми;
рассмотреть
подлинный
Познавательный
Вязаные вещи
(варежки, носки,
гольфы);
иллюстрации
Словесный,
наглядный,
практический
Аппликация
«Укрась
варежку»
декабрь
Народный
орнамент
коми
Познакомить с
орнаментом
коми народа
«круг»
Познавательный с
элементами
творчества
Куклы в
народных
костюмах;
Иллюстраци в
книгах
Словесный,
наглядный
Украшение
фартука
орнаментом
«круг»
январь
Предметы
быта коми
народа
Познакомить
детей с
предметами
быта коми
народа
(посуда,
познавательный
Порсуда,
домашняя
утварь; Уголок
коми избы в
группе;
иллюстрации,
Словесный,
наглядный,
практический
Декоративное
рисование
«Уточка»
(солонка)
февраль
Мой
родной
город
Познакомить
детей с
названием
столицы Коми
республики
Познавательный
Иллюстрации в
книгах «Коми
край мой
северный»,
«сказ о земле
Словесный,
наглядный
Рассматри-
вание
комплекта
открыток
«сыктывкар
март
Использование
бересты у
коми
Познакомить
детей с
плетеной
корзиной
Познавательный
с элементами
игры
Пестерь,
корзина
Словесный
наглядный
Русская
народная
сказка «Маша и
медведь»;
Инсценировка
апрель
Животные
тайги
Познакомить
с
животными,
которые
живут в лесу
познавательный
Альбом
«животные
Коми края»
Иллюстрации
в книгах;
Словесный
наглядный
Дидактические
игры «Назови
детенышей»,
«Зоологическое
лото»; Загадки
май
Растения
тайги; Ягоды –
дары северной
природы
(клюква,
брусника,
Познакомить
детей с
клюквой
(форма, цвет,
вкус);
сравнить с
познавательный
Картины с
изображением
ягод;
демонстрация
настоящих
ягод
Словесный
наглядный
Дидактическая
игра «Сравни
по форме,
цвету, вкусу»
дегустация
ягод
Планирование работы с детьми средней группы
Тема
Деятельность педагога
Деятельность детей
1 квартал
1
Ознакомление с предметами
быта коми народа (посуда,
утварь)
Рассмотрение
предметов быта
Раскрашивание шаблона
туеска Д/и «Чего не стало».
«Угадай, что это»
2
Ознакомление с женскими
народными костюмом коми
Внесение куклы в
народном женском
костюме. Повторение
сведений о составных
частях костюма.
Раскрашивание шаблона
куклы
3
Ознакомление с мужским
народным костюмом коми
Внесение куклы в
народном мужском
костюме. Повторение
сведений
Раскрашивание шаблона
куклы
4
Ознакомление с народным
орнаментом коми
Внесение кукол в
народных костюмах.
Показ подлинных
узорных поясов.
Аппликация.украшение
пояса коми народным
орнаментом «Рога оленя»
2 квартал
5
Ознакомление с
художественной обработкой
меха у коми
Внесение куклы в
малице. Обьяснение
покроя малицы.
Рассматривание ковра
«Оленья упряжка»
Раскрашивание шаблона
куклы в малице
6
Ознакомление с вязанием у
коми
Внесение кукол в
народном костюме
коми. Объяснение
процесса вязания
подлинных вязаных
Украшение шаблона
варежки элементами коми
орнамента «Рога оленя»,
«круг»
вещей
7
Герои народных коми сказок
Внесение кукол «пера-
богатырь», «Ворса»
(иллюстрации). Чтение
сказки «Пера-
богатырь». «Лиса и
заяц»
Раскрашивание шаблона
куклы «Пера-богатырь»
8
Животные тайги. Формировать
представление детей о
приспособлениях диких
животных ( белка, волк, лиса) к
сфере обитания. Формировать
представление о подготовке
птиц к зиме
Рассматривание
иллюстрации о
подготовке и жизни
животных зимой.
Загадки о животных и
птицах. «Кто прилетел
к кормушке?»
«Зоологическое лото»
Чтение рассказов
Чарушина и других
авторов о животных
Изготовление
(конструирование)
кормушек для зимующих
птиц. «Дорисуй дикое
животное» Д/и «Назови
детенышей» «Соберем
брусники спелой целое
лукошко»
9
Растения тайги. Расширять
представления детей об
условиях произростания
овощей в РК и фруктов,
завозимых на Север
Наблюдения, рассказы
из личного опыта детей
об огородных работах (
с целью формирования
уважения к труду
Рисование «Соберем
брусники спелой целое
лукошко»
Аппликация «Ягоды на
10
Художественная обработка
дерева у коми
Внесение подлинных
предметов из дерева и
бересты. Сравнение
качества материалов.
Формы предметов
Лепка из пластилина.
Повторение формы формы
деревянного ковша.
11
Народные праздники .
развлечение «весна-красна» на
материале народного
творчества. Погружение детей в
богатство национальной
Рассматривание
иллюстраций об
изменениях в живой
природе весной.
Наблюдение в природе
Разучивание стихов о весне.
Д/и «какое время года?
Бывает – не бывает». Чтение
художественных
произведений о весне.