Автор: Вайнбергер Оксана Александровна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: НРМДО БУ "Детский сад "Ручеек"
Населённый пункт: п. Сингапай
Наименование материала: конспект логопедического занятия
Тема: "Путешествие в страну Книг"
Раздел: дошкольное образование
Нефтеюганское районное муниципальное
дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад «Ручеек»
Конспект ООД на тему:
«Путешествие в страну Книг»
в логопедической группе.
Учитель- логопед:
Вайнбергер О.А.
п. Сингапай
2018
Цель: обучение детей пересказывать рассказ близко к тексту.
Задачи:
1) Обучающие:
учить соблюдать логику развития сюжета;
учить составлять рассказ по картинкам;
активизировать и пополнять словарный запас детей;
формировать умение следовать по инструкции, а так же действовать по аналогии.
2) Развивающие:
развивать умение отвечать на вопросы полным предложением;
развивать
у
детей
правильное
употребление
в
речи
притяжательных
прилагательных;
развивать и совершенствовать навык координации речи с движением.
развивать образное мышление, воображение, зрительное внимание, память.
3) Воспитывающие:
воспитывать у детей интерес к художественному слову;
воспитывать гуманное отношение к книге;
доброжелательное отношение к сверстникам, эмоциональную отзывчивость, умение
ждать, радоваться достигнутому результату, радостное сопереживание.
Оборудование:
презентация к занятию «Путешествие в страну Книг»;
большая книга для заполнения страниц с заданиями;
картинки с изображением семьи диких животных;
текст рассказа В.Бианки «Купание медвежат»;
предметные картинки с изображением медведицы, медвежат и охотника;
мнемотаблица скороговорка «У Мишки рубашка»;
маска медведя для физкультминутки.
Ход ООД:
Организационный
момент.
Развитие
речевого
слуха,
произвольного
внимания,
мышления.
Логопед: Друг на друга посмотрели,
Крепко за руки взялись.
Влево - вправо повернулись,
И друг другу улыбнулись.
Занятие наше необычное,
Даже очень символичное.
Ребята вы любите путешествовать?
Дети: Да!
Логопед: Посмотрите на экран. (Слайд 2) Я предлагаю вам сегодня побывать в сказочной
стране Книг. Представляете, в этой стране, все здороваются по-другому. У них свои
традиции. Хотите, научу!
Если я хлопну один раз нужно поздороваться друг с другом ладошками, если два раза –
пальчиками, три раза – поклониться друг другу. Правило: каждое действие вы должны
выполнять с новым партнёром. Раз, два, три, начало игры!
Игра «Поздороваемся».
Логопед: Ребята, в сказочной стране Книг много книжек. Что такое книга? Зачем она нам
нужна? Какие книги вы знаете? Какие книги бывают?
Дети: Книга - это наш большой друг, из книг мы узнаем много интересного и полезного и
нового.
Книга - это самая большая в мире сокровищница... Книга - это альбом художника,
2
в котором зарисованы красивые пейзажи. Книга - это дневник путешественника... Книга -
это заметки ученого... Книга - это способ изучения мира... Книги бывают разные, со
сказками, стихами, загадками, рассказами и т.д.
Логопед: Правильно ребята.
Посмотрите - какая полянка здесь, а на ней вот такая
большая волшебная книга, но страницы чистые. Давайте с вами напишем свою книгу! Вы
хотите? (на столе огромная книга, на которой нужно заполнить страницы)
Логопед: Посмотрите - на полянке много цветочков. Выберите любой цветочек, какой
вам
понравится.
Возьмите
его
и
пройдите
на
стульчик,
сядьте
по
порядку
и
у
нас
получится
сказка (на
цветочке
с
обратной
стороны
нарисовано
картинка
с
артикуляционным упражнением и цифра). Сейчас мы с вами выполним артикуляционную
гимнастику, я расскажу вам сказку.
Артикуляционная гимнастика «Сказка веселая прогулка».
1.Жил был Язычок в своем домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел
какая погода, а потом опять в домик спрятался.
2. Увидел Язычок, что погода хорошая, и побежал гулять во двор. Только сошел с
крылечка, как услышал, что в траве кто-то шуршит. Присмотрелся Язычок: из травы
иголки торчат. Это был… ежик. Он бегал в траве по кругу: то в одну сторону, то в другую.
Давай покажем, как бегал ежик.
3. Посмотрел Язычок по сторонам, увидел, что ребята в футбол играют. И захотел
присоединиться к ним. Давай и мы вместе с ними поиграем в футбол.
4. После футбола захотелось Язычку на качелях покачаться: вверх-вниз! Весело качаться с
Язычком на качелях! «Качели»
Сели дети на качели
И взлетели выше ели.
Даже солнышка коснулись,
А потом назад вернулись.
5. Слез Язычок с качелей и вдруг увидел грозного сердитого индюка. Индюк стоял
посреди двора и страшно ругался. Давай покажем, как ругался индюк. «Индюк»
Я – индюк «балды-балда»,
Разбегайтесь кто куда.
6. Испугался Язычок и убежал домой к маме. А в доме пахло чем-то вкусным: это мама
готовила тесто для блинов и пирогов. Язычок стал ей помогать месить тесто и скалкой
его раскатывать.
Давай и мы поможем Язычку. «Месим тесто»
Тесто мнем, мнем, мнем,
Тесто жмем, жмем, жмем,
После скалку мы возьмем,
Тесто тонко раскатаем,
Выпекать пирог поставим.
Раз, два, три, четыре, пять –
Не пора ли вынимать?
7. Помог Язычок маме тесто месить, и стали они блины печь. Давай покажем, какой у
Язычка получился блинчик. «Блинчики»
Испекли блинов немножко,
Остудили на окошке.
Есть их будем со сметаной,
Пригласим к обеду маму.
3
8. Поел Язычок блинчиков с вареньем и решил чаю выпить. Давай покажем, какая у него
была красивая чашка. «Чашка»
Вкусных мы блинов поели,
Выпить чаю захотели.
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем.
Попил Язычок чаю из своей красивой чашки, а мама ему и говорит:
«Язычок, пора спать!» Вот такая сказка у нас получилась!
Логопед: Ребята, чтобы написать книгу мы должны выбрать главного героя. Хотите узнать,
главного героя? Тогда отгадайте по описанию, о ком идет речь.
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придёт весна,
Просыпается от сна (медведь).
Логопед: Правильно, ребята! Посветим нашу волшебную книгу этому крупному хищному
млекопитающему.
Итак, первая страница игра «Назови семью».
Дети:
Называют
и
наклеивают
картинки. (Медведь – медведица – медвежата – это
медвежья семья). Расскажи, что ты знаешь о медведе (используя карточки).
Логопед: Молодцы! Открываем вторую страницу. Вспомните и назовите сказки, рассказы
в которых встречается медведь? А теперь найдите картинки этих сказок, и наклейте в нашу
книгу!
Дети: «Три медведя»,
«
Теремок»,
«
Колобок»,
«
Медвежонок-невежа»- А.Барто,
«
Маша и
медведь»,
«
Краденное
солнце»-
К.
Чуковский,
«
Винни-Пух и все-все-все»,
«
Вершки и
корешки»- русская народная сказка,
«
Зимовье зверей
»
,
«
Кот и Лиса
»
,
«
Лиса-повитуха
»,
рассказ Юрий Коваль «Стожок».
Логопед: Молодцы ребята, много знаете произведений. А сейчас самое время вспомнить и
провести физкультминутку «Медведь по лесу бродит». А Федя будет у нас ведущим
медведем (одевает маску) Физкультминутка «Медведь по лесу бродит»
Медведь по лесу бродит.
От дуба к дубу ходит. (Ходьба «вперевалочку», слегка согнувшись,
«загребая» чуть согнутыми руками)
Находит в дуплах мед
И в рот себе кладет. (Изображать, как он достает и ест мед)
Облизывает лапу
Сластена косолапый, (имитировать движение облизывает лапу)
А пчелы налетают, («Отмахиваться от пчел»)
Медведя прогоняют.
А пчелы жалят мишку: (Отвести руку вперед и поочередно касаться носа, щек)
Не ешь наш мед, воришка! (Прослеживаем за движением пальца глазами, стараясь не
4
поворачивать головы)
Бредет лесной дорогой
Медведь к себе в берлогу. (Ходьба «вперевалочку»)
Ложится, засыпает (Прилечь, руки под щеку)
И пчелок вспоминает. (улыбнуться и мечтать)
Логопед: Ребята, а у нас следующая страница. Давайте выучим скороговорку про медведя:
У Мишки рубашка, на рубашке кармашки, на кармашках - ромашки, на ромашке
букашка, у букашки крылышки, а на крылышках пятнышки.
(Сначала логопед произносит её быстро сам, потом медленно с детьми; один из детей
быстро; потом все вместе немного быстрее). Работа с мнемотаблицей. Ребята, какие
звуки часто встречаются в этой скороговорке? (Р,Ш).
Логопед: рассказ писателя Виталия Бианки (открыть изображение- портрет). Ребята у
нас осталась последняя страница, она очень важная.
Я
хочу
познакомить
вас
с
отрывком
рассказа
«Купание
медвежат»,
где
произошла
удивительная
история,
которую
описал
Виталий
Бианки.
Но
прежде
скажите,
как
называется человек, который пришёл в лес охотиться.
Чтение рассказа. Развитие произвольного внимания.
Наш знакомый охотник шел берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск
сучьев. Он испугался и влез на дерево.
Из леса вышли на берег большая бурая медведица и с ней два веселых медвежонка.
Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.
Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не
выполоскала в воде. Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в
лес.
Мать догнала его, надавала шлепков, а потом — в воду, как первого.
Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день
был знойный, и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо освежила
их. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошел домой.
Обсуждение прочитанного
логопед задаёт вопросы детям, добиваясь полного ответа:
-
Почему испугался охотник?
- Куда он взобрался от испуга?
-Кто появился на берегу реки?
-Что стала делать медведица?
-Почему один из медвежат убежал в лес?
-Почему медвежата остались довольны купанием?
(Ответы детей, демонстрация картинки).
Пересказ произведения детьми
Логопед: (просит одного ребёнка выйти к доске и пересказать рассказ)
А теперь я хочу послушать, как ты будешь рассказывать. Начинай!...
(Аналогичная работа проводится с остальными детьми).
Итог занятия.
Логопед: Вспомните и назовите, чем мы сегодня занимались на занятии?
Какая страница волшебной книги вам понравилась больше всего?
Ребята, давайте придумаем название нашей книги!
А какая страница была самой важной?
5
Как называется рассказ, который написал В. Бианки? Что больше всего вам понравилось из
рассказа?
Вот и закончилось наше путешествие в сказочную страну Книг. Нам надо возвращаться
обратно к своим делам в детский сад. Спасибо вам большое за вашу помощь!
6