Напоминание

"Основы правовых знаний"


Автор: Сидакова Фатима Зуберовна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МКОУ "Общеобразовательный лицей-интернат а. Хабез"
Населённый пункт: а. Хабез
Наименование материала: СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Тема: "Основы правовых знаний"
Раздел: полное образование





Назад




Из опыта работы учителя истории лицея а. Хабез Сидаковой Ф.З.

КЛАССНЫЙ ЧАС

«ОСНОВЫ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ»

ТЕМА: Права и обязанности.

ЦЕЛИ: – помочь детям разобраться в понятиях «права» и «обязанности»;

– воспитывать уважение к правам других;

ОБОРУДОВАНИЕ: Устав школы, иллюстрации, записи песен, ТСО – магнитофон

Ход классного часа.

Обязанности и права ты должен знать

Как дважды – два.

В наш бурный XXI век культурный,

Здравый человек осмыслить должен,

Для чего он на Земле живёт давно.

Давай представим, ты растёшь…

Учиться лет с шести пойдёшь,

Окончишь, скажем, ты Лицей,

Перед тобою сто путей,

И право, чем тебе заняться,

Ты сможешь выбрать постараться.

С ребятами спорили мы много раз,

Ведь есть же закон в поддержку для нас.

Классный руководитель: Сегодня наш классный час мы посвятим теме «Права и обязанности

ребёнка». Это связано с важной датой. 20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав

ребёнка, посвящённый принятию очень важного документа - Конвенции о правах ребёнка.

Скажите, а кто прежде всего проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей,

создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права?

Конечно, ваши родители, семья. Но о детях заботятся и многочисленные общественные и

государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей.

Что означают слова «права» и «обязанности»? «Право - охраняемая государством, узаконенная

возможность что - нибудь делать, осуществлять». Дети имеют право на получение

образования, отдых, медицинское обслуживание и т.д.

«Обязанность- круг действий, возложенных на кого - либо и безусловных для

выполнения». Дети обязаны хорошо учиться, уважать и слушаться своих родителей и т.д. ( Из

словаря Ожегова )

То есть права — это правила, по которым живут люди.

Из опыта работы учителя истории лицея а. Хабез Сидаковой Ф.З.

На территории РФ Конвенция ООН вступила в силу 2 сентября 1990 года.

Как в думаете до скольки лет , согласно Конвенции ООН , человек считается ребенком? На

доске 4 варианта ответов на этот вопрос:14,16,18,21 лет.

В соответствии с 1-ой статьей Конвенции ООН ребенком является каждое человеческое

существо до достижения 18-летнего возраста.

Всё начинается с права на жизнь. Это - первый шаг на пути в будущее.

Права ребенка - свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам

ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребенка, ребенок - это лицо, не достигшее 18 лет.

Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права,

как и взрослые.

Все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах

ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года ООН .

Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая

отняла у десятков миллионов людей их главное право - право на жизнь. Чтобы не допустить

третьей мировой войны, народы всего мира объединились в ООН.

К сожалению, наш мир не стал безопасным после войны. Теракты, преступления, аварии,

стихийные бедствия, голод, эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять

этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни

нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права . и была

принята Конвенция «О правах ребенка».

Конвенция – это соглашение. Это значит , что все государства. ,которые подписали эту

Конвенцию, согласились защищать права детей.

Право на имя при рождении. Сегодня мы будем говорить о правах детей. Но сначала мы

поиграем в игру «Имена». Каждый из вас по цепочке должен быстро подняться с места,

назвать свое имя и добавить прилагательное, которое начинается на ту же букву.

Классный руководитель: Ребята, имеете ли вы право на свои имена? Как вы считаете?

Ребята . Конечно имеем.

Классный руководитель: А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе. Что вы

не присвоили чужое имя и фамилию.

Ребята . Наши имена, фамилии, даты рождения записаны в свидетельстве о рождении.

Классный руководитель: Да, это ваш первый документ. А что там еще записано?

Ребята Там еще записаны имена наших родителей

Классный руководитель: Правильно , а еще там записано, что вы являетесь гражданином

России. А это значит , что государство защищает ваши права. В том числе и ваше право на имя.

А какие еще есть у детей права? Где они записаны? Кто их утверждал?

Ребята. Конституция, законы, указы.

Право на медицинскую помощь .А для реализации своего права на бесплатную медицинскую

помощь вам следует один раз в год заключать договор о медицинском страховании.

Из опыта работы учителя истории лицея а. Хабез Сидаковой Ф.З.

Право на образование. Сейчас ознакомимся с содержанием 28-й и 29-й статей Конвенции

правах ребенка .

Статья 28

1. Государства-участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного

достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности:

а) вводят бесплатное и обязательное начальное образование;

б) поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и

профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие

необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае

необходимости финансовой помощи:

в) обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с

помощью всех необходимых средств;

г) обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и

профессиональной подготовки для всех детей;

д) принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся,

покинувших школу.

2. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы

школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение

человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией.

3. Государства-участники поощряют и развивают международное сотрудничество по вопросам,

касающимся образования, в частности, с целью содействия ликвидации невежества и

неграмотности во всем мире и облегчения доступа к научно-техническим знаниям и

современным методам обучения. В этой связи особое внимание должно уделяться потребностям

развивающихся стран.

Статья 29

1. Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено

на:

а) развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом

полном объеме;

в) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам,

провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций;

с) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и

ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его

происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;

г) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира,

терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими,

национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;

Из опыта работы учителя истории лицея а. Хабез Сидаковой Ф.З.

д) воспитание уважения к окружающей природе.

2. Никакая часть настоящей статьи не толкуется как ограничивающая свободу отдельных лиц и

органов создавать учебные заведения и руководить ими при условии постоянного соблюдения

принципов, изложенных в пункте 1 настоящей статьи, и выполнения требования о том, чтобы

образование, даваемое в таких учебных заведениях, соответствовало минимальным нормам,

которые могут быть установлены государством

Право на отдых и досуг.

Право на имущество ( полученное в дар или по наследству, а также приобретённое на средства

ребёнка )

Право на свободное перемещение.

УСТАВ ЛИЦЕЯ.

Есть права и обязанности ученика в школе. (Знакомство с Уставом лицея.)

Закончи предложения:

Основные обязанности школьника

- В школе я должен

- В школу следует приходить аккуратно одетым, причёсанным.

- Все школьные вещи должны быть в порядке, аккуратно уложены в портфель.

- В школу надо приходить вовремя, без опозданий. Когда входишь в школу, не толкайся, не

спеши опередить всех, перед входом хорошо вытри ноги.

- Мальчики при входе в школу снимают шапки.

- Когда входишь в класс, поздоровайся сначала с учителем, а потом с товарищами

- Если ты опоздал на урок и заходишь в класс после звонка, спроси разрешения у учителя.

- Если в класс входит взрослый (учитель, директор, родитель), все дружно, но тихо и спокойно

встают за партами, приветствуя вошедшего. Сесть можно только после разрешения.

- Если учитель задает вопрос классу и ты хочешь ответить, не выкрикивай, а подними руку.

Руку надо поднимать и тогда, когда хочешь спросить что-либо у учителя.

- Обращаясь с просьбой к учителю или товарищам, употребляй «вежливые» слова:

«пожалуйста», «спасибо».

Из опыта работы учителя истории лицея а. Хабез Сидаковой Ф.З.

- Береги свою парту, не ломай ее, ничего не пиши на ней, не царапай, не порть острым

предметом.

- Выходить па перемену можно лишь после того, как разрешит учитель.

- В коридоре нельзя бегать и кричать.

- Во время перемен можно играть в различные игры.

- Со всеми взрослыми, которых встречаешь первый раз в этот день в школе, надо здороваться.

- Если в дверях встретился взрослый, уступи ему дорогу. Если рядом с тобой идет девочка,

пропусти ее вперед.

- Бумажки, огрызки следует бросать в специальную корзину, урну.

Школьник имеет право

- на учебу, на помощь в учёбе;

- на каникулы;

- на занятия в кружках и секциях;

- на общение друг с другом;

Школьник не имеет права

- опаздывать без уважительной причины;

- не выполнять домашние задания;

- плохо учиться;

- пропускать уроки без уважительной причины;

- врать старшим;

- обижать младших и своих сверстников;

Физкультминутка. (песни о правах.)

Исполняется отрывок из песни, дети свободно танцуют и отгадывают, о каких

правах ребёнка в ней идёт речь.

1). «Чему учат в школе» (право на образование)

Из опыта работы учителя истории лицея а. Хабез Сидаковой Ф.З.

2). « Песенка черепахи и львенка» (право на отдых)

3). «До чего дошёл прогресс» (право на пользование благами научно - технического прогресса)

- Как вы понимаете выражение «на ошибках учатся»?

- Делать ошибки – это нормально. На ошибках мы учимся. Главное – научиться не повторять

свои ошибки в дальнейшем.

Основными документами по правам ребенка являются :

Декларация прав ребенка;

Конвенция о правах ребенка;

Семейный кодекс РФ;

Ролевая игра.

Классный руководитель: Ребята, когда нарушаются наши права, вы обращаетесь за

консультацией к юристу. Консультация –это совет, разъяснение. А юристы- это люди которые

хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию,мы сможем защитить себя от

произвола и самоуправства .Давайте поиграем в игру «Юридическая консультация».

Представьте себе что вы юристы , вы хорошо знаете права детей. К вам за советом приходят

литературные герои. Посмотрите на доску, подумайте, какие права ребенка нарушены и

разъясните нашему герою его права. Только, пожалуйста,. давая консультацию , ссылайтесь на

Конвенцию « О правах ребенка». Надо начинать так: « Согласно Конвенции о правах

ребенка»…

МАУГЛИ: Так случилось , что я жил долгое время в лесу вместе с дикими зверями. Вот я

попал в общество людей. Имею ли я такие же права, как и все дети.

Ребята . Конечно, имеете. Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое

существо до 18- летнего возраста. Вам еще нет 18 лет. Значит, вы еще ребенок и имеете те же

права , что и все дети.

МАУГЛИ. Но я не умею говорить человеческим языком. Я говорю на языке зверей и птиц.

Поэтому люди посадили меня в клетку и обращаются со мной как с животным. Имеют ли они

на это право?

Ребята. Согласно Конвенции « О правах ребенка»никто не имеет права унижать ваше

человеческое достоинство.

Согласно Конвенции « О правах ребенка» никто не имеет права подвергать вас

жестокому обращению, насилию и оскорблениям.

Согласно Конвенции « О правах ребенка» вы имеете право на медицинское

обслуживание , образование, развитие своих способностей.)

Классный руководитель: Да. Ребята, согласно Конвенции каждый ребенок, даже в чем- то

неполноценный, должен жить в условиях, не унижающих его достоинства .А теперь подошла

очередь другого литературного героя, Гарри Поттера.

ГАРРИ ПОТТЕР: Мой опекун постоянно перехватывает и читает письма, адресованные мне.

Нарушает ли он при этом мои права.

Ребята: Согласно Конвенции « О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на

личную жизнь, на тайну переписки.

Из опыта работы учителя истории лицея а. Хабез Сидаковой Ф.З.

Согласно Конвенции « О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на уважение

его достоинства.

Классный руководитель: .Как , вы думаете, ребята, почему права детей не всегда соблюдаются.

Ребята:- Не все знают права детей.

- Не считают детей полноценными людьми.

- Не уважают детей, считают их глупыми.

Классный руководитель: Да . я согласна с вами, что многие взрослые не считают детей

полноправными личностями, не уважают детей, поэтому не соблюдают их права.

У каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда , когда не нарушаются

права других людей. Уважать права других людей- обязанность каждого человека .

Сейчас я вам раздам листочки , где записаны некоторые ситуации. Вы должны ответить

и рассказать о правах, которые нарушены.

Классный руководитель: Какой документ очень хорошо знают наши герои.

Ребята Конвенцию « О правах ребенка».

Классный руководитель: А чего они совершенно не знают?

Ребята. Они должны уважать права других людей.

Классный руководитель: Как же примирить свои права с правами других людей?

Ребята: -Если ты будешь уважать права других, то и твои права будут уважать

-Нельзя свои права ставить выше прав других людей.

-Как вы считаете, полезно ли детям знать свои права.

Право на заботу и воспитание родителями.

Ребята ,а теперь я хочу дополнить еще одно право , о том, что каждый ребенок имеет право быть

воспитанным своими родителями. На свете не должно быть брошенных детей. Сюжет , который

мы сейчас посмотрим подтвердит это.(Мультик «МАМА ДЛЯ МАМАНТЕНКА»)

Какое впечатление оставили просмотренные кадры, и что вы можете сказать?

Наш классный час подошел к концу, я надеюсь, что вы узнали немало о своих правах о

обязанностях. Желаю всем счастья, радости, согласия и, чтобы ваши права всегда защищали

вас, но не забывайте выполнять и свои обязанности.



В раздел образования