Автор: Сидакова Фатима Зуберовна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МКОУ "Общеобразовательный лицей-интернат а. Хабез"
Населённый пункт: а. Хабез
Наименование материала: СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Тема: "Основы правовых знаний"
Раздел: полное образование
Из опыта работы учителя истории лицея а. Хабез Сидаковой Ф.З.
КЛАССНЫЙ ЧАС
«ОСНОВЫ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ»
ТЕМА: Права и обязанности.
ЦЕЛИ: – помочь детям разобраться в понятиях «права» и «обязанности»;
– воспитывать уважение к правам других;
ОБОРУДОВАНИЕ: Устав школы, иллюстрации, записи песен, ТСО – магнитофон
Ход классного часа.
Обязанности и права ты должен знать
Как дважды – два.
В наш бурный XXI век культурный,
Здравый человек осмыслить должен,
Для чего он на Земле живёт давно.
Давай представим, ты растёшь…
Учиться лет с шести пойдёшь,
Окончишь, скажем, ты Лицей,
Перед тобою сто путей,
И право, чем тебе заняться,
Ты сможешь выбрать постараться.
С ребятами спорили мы много раз,
Ведь есть же закон в поддержку для нас.
Классный руководитель: Сегодня наш классный час мы посвятим теме «Права и обязанности
ребёнка». Это связано с важной датой. 20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав
ребёнка, посвящённый принятию очень важного документа - Конвенции о правах ребёнка.
Скажите, а кто прежде всего проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей,
создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права?
Конечно, ваши родители, семья. Но о детях заботятся и многочисленные общественные и
государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей.
Что означают слова «права» и «обязанности»? «Право - охраняемая государством, узаконенная
возможность что - нибудь делать, осуществлять». Дети имеют право на получение
образования, отдых, медицинское обслуживание и т.д.
«Обязанность- круг действий, возложенных на кого - либо и безусловных для
выполнения». Дети обязаны хорошо учиться, уважать и слушаться своих родителей и т.д. ( Из
словаря Ожегова )
То есть права — это правила, по которым живут люди.
Из опыта работы учителя истории лицея а. Хабез Сидаковой Ф.З.
На территории РФ Конвенция ООН вступила в силу 2 сентября 1990 года.
Как в думаете до скольки лет , согласно Конвенции ООН , человек считается ребенком? На
доске 4 варианта ответов на этот вопрос:14,16,18,21 лет.
В соответствии с 1-ой статьей Конвенции ООН ребенком является каждое человеческое
существо до достижения 18-летнего возраста.
Всё начинается с права на жизнь. Это - первый шаг на пути в будущее.
Права ребенка - свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам
ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребенка, ребенок - это лицо, не достигшее 18 лет.
Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права,
как и взрослые.
Все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах
ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года ООН .
Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая
отняла у десятков миллионов людей их главное право - право на жизнь. Чтобы не допустить
третьей мировой войны, народы всего мира объединились в ООН.
К сожалению, наш мир не стал безопасным после войны. Теракты, преступления, аварии,
стихийные бедствия, голод, эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять
этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни
нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права . и была
принята Конвенция «О правах ребенка».
Конвенция – это соглашение. Это значит , что все государства. ,которые подписали эту
Конвенцию, согласились защищать права детей.
Право на имя при рождении. Сегодня мы будем говорить о правах детей. Но сначала мы
поиграем в игру «Имена». Каждый из вас по цепочке должен быстро подняться с места,
назвать свое имя и добавить прилагательное, которое начинается на ту же букву.
Классный руководитель: Ребята, имеете ли вы право на свои имена? Как вы считаете?
Ребята . Конечно имеем.
Классный руководитель: А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе. Что вы
не присвоили чужое имя и фамилию.
Ребята . Наши имена, фамилии, даты рождения записаны в свидетельстве о рождении.
Классный руководитель: Да, это ваш первый документ. А что там еще записано?
Ребята Там еще записаны имена наших родителей
Классный руководитель: Правильно , а еще там записано, что вы являетесь гражданином
России. А это значит , что государство защищает ваши права. В том числе и ваше право на имя.
А какие еще есть у детей права? Где они записаны? Кто их утверждал?
Ребята. Конституция, законы, указы.
Право на медицинскую помощь .А для реализации своего права на бесплатную медицинскую
помощь вам следует один раз в год заключать договор о медицинском страховании.
Из опыта работы учителя истории лицея а. Хабез Сидаковой Ф.З.
Право на образование. Сейчас ознакомимся с содержанием 28-й и 29-й статей Конвенции
правах ребенка .
Статья 28
1. Государства-участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного
достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности:
а) вводят бесплатное и обязательное начальное образование;
б) поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и
профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие
необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае
необходимости финансовой помощи:
в) обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с
помощью всех необходимых средств;
г) обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и
профессиональной подготовки для всех детей;
д) принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся,
покинувших школу.
2. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы
школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение
человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией.
3. Государства-участники поощряют и развивают международное сотрудничество по вопросам,
касающимся образования, в частности, с целью содействия ликвидации невежества и
неграмотности во всем мире и облегчения доступа к научно-техническим знаниям и
современным методам обучения. В этой связи особое внимание должно уделяться потребностям
развивающихся стран.
Статья 29
1. Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено
на:
а) развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом
полном объеме;
в) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам,
провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций;
с) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и
ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его
происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;
г) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира,
терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими,
национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;
Из опыта работы учителя истории лицея а. Хабез Сидаковой Ф.З.
д) воспитание уважения к окружающей природе.
2. Никакая часть настоящей статьи не толкуется как ограничивающая свободу отдельных лиц и
органов создавать учебные заведения и руководить ими при условии постоянного соблюдения
принципов, изложенных в пункте 1 настоящей статьи, и выполнения требования о том, чтобы
образование, даваемое в таких учебных заведениях, соответствовало минимальным нормам,
которые могут быть установлены государством
Право на отдых и досуг.
Право на имущество ( полученное в дар или по наследству, а также приобретённое на средства
ребёнка )
Право на свободное перемещение.
УСТАВ ЛИЦЕЯ.
Есть права и обязанности ученика в школе. (Знакомство с Уставом лицея.)
Закончи предложения:
Основные обязанности школьника
- В школе я должен …
- В школу следует приходить аккуратно одетым, причёсанным.
- Все школьные вещи должны быть в порядке, аккуратно уложены в портфель.
- В школу надо приходить вовремя, без опозданий. Когда входишь в школу, не толкайся, не
спеши опередить всех, перед входом хорошо вытри ноги.
- Мальчики при входе в школу снимают шапки.
- Когда входишь в класс, поздоровайся сначала с учителем, а потом с товарищами
- Если ты опоздал на урок и заходишь в класс после звонка, спроси разрешения у учителя.
- Если в класс входит взрослый (учитель, директор, родитель), все дружно, но тихо и спокойно
встают за партами, приветствуя вошедшего. Сесть можно только после разрешения.
- Если учитель задает вопрос классу и ты хочешь ответить, не выкрикивай, а подними руку.
Руку надо поднимать и тогда, когда хочешь спросить что-либо у учителя.
- Обращаясь с просьбой к учителю или товарищам, употребляй «вежливые» слова:
«пожалуйста», «спасибо».
Из опыта работы учителя истории лицея а. Хабез Сидаковой Ф.З.
- Береги свою парту, не ломай ее, ничего не пиши на ней, не царапай, не порть острым
предметом.
- Выходить па перемену можно лишь после того, как разрешит учитель.
- В коридоре нельзя бегать и кричать.
- Во время перемен можно играть в различные игры.
- Со всеми взрослыми, которых встречаешь первый раз в этот день в школе, надо здороваться.
- Если в дверях встретился взрослый, уступи ему дорогу. Если рядом с тобой идет девочка,
пропусти ее вперед.
- Бумажки, огрызки следует бросать в специальную корзину, урну.
Школьник имеет право
- на учебу, на помощь в учёбе;
- на каникулы;
- на занятия в кружках и секциях;
- на общение друг с другом;
Школьник не имеет права
- опаздывать без уважительной причины;
- не выполнять домашние задания;
- плохо учиться;
- пропускать уроки без уважительной причины;
- врать старшим;
- обижать младших и своих сверстников;
Физкультминутка. (песни о правах.)
Исполняется отрывок из песни, дети свободно танцуют и отгадывают, о каких
правах ребёнка в ней идёт речь.
1). «Чему учат в школе» (право на образование)
Из опыта работы учителя истории лицея а. Хабез Сидаковой Ф.З.
2). « Песенка черепахи и львенка» (право на отдых)
3). «До чего дошёл прогресс» (право на пользование благами научно - технического прогресса)
- Как вы понимаете выражение «на ошибках учатся»?
- Делать ошибки – это нормально. На ошибках мы учимся. Главное – научиться не повторять
свои ошибки в дальнейшем.
Основными документами по правам ребенка являются :
Декларация прав ребенка;
Конвенция о правах ребенка;
Семейный кодекс РФ;
Ролевая игра.
Классный руководитель: Ребята, когда нарушаются наши права, вы обращаетесь за
консультацией к юристу. Консультация –это совет, разъяснение. А юристы- это люди которые
хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию,мы сможем защитить себя от
произвола и самоуправства .Давайте поиграем в игру «Юридическая консультация».
Представьте себе что вы юристы , вы хорошо знаете права детей. К вам за советом приходят
литературные герои. Посмотрите на доску, подумайте, какие права ребенка нарушены и
разъясните нашему герою его права. Только, пожалуйста,. давая консультацию , ссылайтесь на
Конвенцию « О правах ребенка». Надо начинать так: « Согласно Конвенции о правах
ребенка»…
МАУГЛИ: Так случилось , что я жил долгое время в лесу вместе с дикими зверями. Вот я
попал в общество людей. Имею ли я такие же права, как и все дети.
Ребята . Конечно, имеете. Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое
существо до 18- летнего возраста. Вам еще нет 18 лет. Значит, вы еще ребенок и имеете те же
права , что и все дети.
МАУГЛИ. Но я не умею говорить человеческим языком. Я говорю на языке зверей и птиц.
Поэтому люди посадили меня в клетку и обращаются со мной как с животным. Имеют ли они
на это право?
Ребята. Согласно Конвенции « О правах ребенка»никто не имеет права унижать ваше
человеческое достоинство.
Согласно Конвенции « О правах ребенка» никто не имеет права подвергать вас
жестокому обращению, насилию и оскорблениям.
Согласно Конвенции « О правах ребенка» вы имеете право на медицинское
обслуживание , образование, развитие своих способностей.)
Классный руководитель: Да. Ребята, согласно Конвенции каждый ребенок, даже в чем- то
неполноценный, должен жить в условиях, не унижающих его достоинства .А теперь подошла
очередь другого литературного героя, Гарри Поттера.
ГАРРИ ПОТТЕР: Мой опекун постоянно перехватывает и читает письма, адресованные мне.
Нарушает ли он при этом мои права.
Ребята: Согласно Конвенции « О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на
личную жизнь, на тайну переписки.
Из опыта работы учителя истории лицея а. Хабез Сидаковой Ф.З.
Согласно Конвенции « О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на уважение
его достоинства.
Классный руководитель: .Как , вы думаете, ребята, почему права детей не всегда соблюдаются.
Ребята:- Не все знают права детей.
- Не считают детей полноценными людьми.
- Не уважают детей, считают их глупыми.
Классный руководитель: Да . я согласна с вами, что многие взрослые не считают детей
полноправными личностями, не уважают детей, поэтому не соблюдают их права.
У каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда , когда не нарушаются
права других людей. Уважать права других людей- обязанность каждого человека .
Сейчас я вам раздам листочки , где записаны некоторые ситуации. Вы должны ответить
и рассказать о правах, которые нарушены.
Классный руководитель: Какой документ очень хорошо знают наши герои.
Ребята Конвенцию « О правах ребенка».
Классный руководитель: А чего они совершенно не знают?
Ребята. Они должны уважать права других людей.
Классный руководитель: Как же примирить свои права с правами других людей?
Ребята: -Если ты будешь уважать права других, то и твои права будут уважать
-Нельзя свои права ставить выше прав других людей.
-Как вы считаете, полезно ли детям знать свои права.
Право на заботу и воспитание родителями.
Ребята ,а теперь я хочу дополнить еще одно право , о том, что каждый ребенок имеет право быть
воспитанным своими родителями. На свете не должно быть брошенных детей. Сюжет , который
мы сейчас посмотрим подтвердит это.(Мультик «МАМА ДЛЯ МАМАНТЕНКА»)
Какое впечатление оставили просмотренные кадры, и что вы можете сказать?
Наш классный час подошел к концу, я надеюсь, что вы узнали немало о своих правах о
обязанностях. Желаю всем счастья, радости, согласия и, чтобы ваши права всегда защищали
вас, но не забывайте выполнять и свои обязанности.