Авторы: Николаева Наталья Васильевна, Ермачкова Надежда Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 121"
Населённый пункт: г. Рязань
Наименование материала: конспект НОД по развитию речи
Тема: литературное море
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ « Детский сад №121»
Конспект образовательной деятельности в подготовительной логопедической
группе по развитию речи.
«Литературное море»
Авторы: воспитатель высшей квалификационной категории Ермачкова. Н.Г.
Воспитатель высшей квалификационной категории Кубанова.Е.И.
Учитель-логопед высшей квалификационной категории Рывкина. Н.П.
2017 год
Город Рязань
Цель:
Социально-коммуникативное
развития
детей,
развитие
речи
дошкольников.
Задачи: Развивать связную монологическую речь детей.
Обучать навыкам чтения.
Воспитывать любовь к чтению.
Оборудование: Проектор. Экран.
Организационный момент.
Воспитатель:
Сегодня, дорогие ребята, нас ждут интересные встречи и увлекательные
игры. Мы отправимся путешествовать по морю, но по морю необычному.
Оно тоже огромное. (На экране слайд море) А называется наше море
«Литературное».
Как называется первая пристань, прочитайте. (На экране слайд)
"Стихи для самых маленьких"
Вы догадались, о ком мы сейчас будем говорить? (на экране портрет)
Ребенок:
Агния Львовна Барто писала стихи для самых маленьких. Своими стихами
она учит детей относиться друг к другу вежливо, решать возникшие вопросы,
быть отзывчивыми и верными в дружбе. Помогать малышам и тем, кто
нуждается в помощи. Начиная с маленького возраста и до тех пор, пока не
станем совсем взрослыми.
Эти
стихи
остаются
с
нами
на
всю
жизнь,
усиливают
способность
к
сопереживанию и дают первые уроки доброты.
Стихи А. Л. Барто нас учат быть добрыми, заботливыми, душевными.
Пристань №2 .
(на экране портрет и слайд с обложками книг писателя)
Ребенок: Корней Иванович Чуковский удивительный детский писатель. Он
родился 31 марта 1882 года в городе Петербурге. Он был очень весёлым
человеком, и даже свой день рождения отмечал 1 апреля в день смеха. А
свою настоящую фамилию и имя Николай Васильевич Корней
Чуков переделал и стал Корней Чуковский. К. И. Чуковский радовал своими
сказками ещё ваших бабушек и дедушек, они не представляли своей жизни
без сказок Чуковского.
Воспитатель: А давайте мы с вами проверим, знаем ли мы сказки Чуковского.
Я буду читать отрывки из сказок, а вы отгадывайте из какой сказки:
Муха, муха-цокотуха, позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла. Муха денежку нашла...
Д: «Муха-цокотуха» (на экране появляется картинка мухи)
Я кровожадный, я беспощадный, я злой разбойник
Бармалей!
И мне не надо ни мармелада, ни шоколада,
А только маленьких, да, очень маленьких детей!
_ У меня зазвонил телефон!
–
Кто говорит?
–
-Слон.
–
Откуда?
–
От верблюда.
–
Что вам надо?
–
Шоколада.
Уж не буду, уж не буду я посуду обижать.
Буду, буду я посуду, и любить и уважать!
Одеяло убежало, улетела простыня.
И подушка, как квакушка, убежала от меня.
Сказки Чуковского учат добру, послушанию, смелости.
Пристань №3
(слова на экране)
Посмотрите на слова. Название пристани нужно составить из первых букв
этих слов (сова, утка, трава, ели, енот, внук).
Ребенок: Сутеев написал чудесные сказки для детей. Но не только. Он сам
иллюстрировал свои произведения, был художником-мультипликатором.
Когда
мы
с
вами
читали
сказки
Сутеева,
вы
тоже
были
художниками-
иллюстраторами вместе со своими родителями.
Вот они, ваши чудо книги. ( Выставка книг.)
Воспитатель: А теперь викторина! (на экране задания)
Кого первым заяц угостил яблоками?
Ворону, медведя, зайчиху. Ёжика
Кто принёс зайчихе грибы? («Мешок яблок».)
бельчата — коза — крот — ёжик
Чего не было в подарках? («»+Мешок яблок».)
овощи — грибы — фрукты — мёд
Кто не жил в теремке? («Разные колёса».)
ёжик — петух — лягушка — заяц
Чья была телега? («Разные колёса».)
медведя — вороны — зайца — ёжика
Кто первым спрятался под гриб? («Под грибом».)
воробей — муравей — бабочка — мышка
От кого прятался заяц? («Под грибом».)
от волка — от медведя — от лисы — от собаки
Кто не прятался под грибом? («Под грибом».)
воробей — мышка — бабочка — лягушка
Кто не строил кораблик? («Кораблик».)
лягушонок — цыплёнок — мышонок — муравей
Кто увидел яблоко? (Сказка «Яблоко».)
ёжик — заяц — ворона — медведь
Сказки Сутеева учат добру, взаимовыручке, смелости.
Пристань №4
Угадайте,
как
называется
следующая
пристань.
(Слайды
с
ребусами
на
экране)
(Дети отгадывают ребус: к слову марш прибавить два звука из слова акула.)
Ребенок: Самуил Яковлевич Маршак (1887-1964) — автор множества стихов,
переводов, пьес. Произведения Маршака читали не только наши мамы и
папы, но и бабушки с дедушками. (Портрет на экране).
А в детстве мы запоминаем на всю жизнь «Сказку о глупом мышонке»,
«Сказку об умном мышонке», «Тихую сказку», «Детки в клетке», «Где обедал
воробей», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом», «Азбуку про всё на
свете», сказку «12 месяцев».
Воспитатель: В этом году мы читали произведения Маршака и испытывали
радость и счастье от жизни. А самое любимое произведение - «Азбука про
всё на свете».
Дети показывают буквы и читают стихи.
Аист с нами прожил лето.
А зимой гостил он где-то.
Бегемот разинул рот.
Булку просит бегемот. И т.д.
С.Я.Маршак учит любить Родину и родное слово.
Пристань № 5.
Узнайте по первым звукам фамилию автора в словах: (Слайд на экране)
бегемот, индюк, аист, носорог, кит, ирис.
Ребенок: Витилий Бианки писатель-сказочник. Он наблюдал за жизнью
животных,
птиц,
насекомых
и
писал
интересные
рассказы.
(На
экране
портрет писателя с произведениями)
Воспитатель: Мы с вами читали рассказ В. Бианки «Лесные домики».
А теперь внимательно смотрите на экран и скажите, где, чей домик (показ
сюжетных картинок на экране).
–
В какую игру играли ласточки Береговушки? (выбрать ответ: пятнашки,
прятки, классики).
–
Какой хищник охотился на Береговушку? (орёл, чеглок-сокол, ястреб).
–
Кто строит гнездо в камнях и на песке? (иволга, пеночка, зуёк). Где
живёт зуёк? (в камнях).
–
Кто строит домик из веточек, накидывая их на другие ветки? (витютень,
белка, чомга). Понравился ли домик витютьня Береговушке? А почему не
понравился?
–
Какая птичка строит домик на воде из сухого тростника? (зуёк, пеночка,
чомга).
–
-Кто строит домик из сучьев, палок и внутри утепляет мхом? (белка,
иволга, пеночка).
–
Кто строит шалашик в траве из сухой травы и мха? (чомга, зуёк,
пеночка).
–
Кто вьёт лёгкий домик из волосков, пенки и стебельков? (иволга,
пеночка, витютень).
–
На что похож домик иволги? (на плетёную корзину).
Почему её домик не понравился ласточке? (потому что качается).
–
Нашла ли ласточка свой домик? А где её домик находится?
Мы
узнали,
какие
домики
у
птиц,
как
птицы
прячутся
от
врагов
и
выращивают своих птенцов.
Из других рассказов: Теремок, Купание медвежат, Синичкин календарь, Лис и
мышонок,
Сова
мы
узнавали
о
чудесах,
которые
происходят
в
живой
природе.
Скажем все вместе:
«Большое спасибо Бианки за рассказы о живой природе».
Пристань №6.
Игра «Чью фамилию спрятали буквы? (Игра на экране, слайд с портретом
писателя)
Ребенок: Сергей Владимирович Михалков родился в 1913 году. И уже в 15
лет напечатал своё первое стихотворение. Он автор многочисленных стихов
для детей, басен. Автор гимна Российской Федерации.
Журнал «Пионер» в 1935 году опубликовал поэму Михалкова «Дядя Стёпа».
Редактор
журнала
решил
публиковать
её
немедленно.
Но
нужны
были
иллюстрации,
а
за
такой
короткий
срок
рисунков
не
сделать.
И
вдруг
редактор посмотрел внимательно на поэта и неожиданно произнёс:
«Зачем нам рисунки, когда можно просто сфотографировать вас. Вы — самый
настоящий дядя Стёпа»!
Сергей Владимирович был очень высокий! Он — долгожитель, прожил 97
лет. Умер в 2009 году. Посмотрите, это был очень приятный человек.
Воспитатель: А теперь игра «Угадайкино».
Я буду вам читать отрывки из произведений Михалкова, а вы будете его
называть.
«В доме восемь дробь один
у заставы Ильича
жил высокий гражданин по прозванью Каланча»...
(«Дядя Стёпа»)
Я сегодня сбилась с ног, у меня пропал Щенок.
Два часа его звала, два часа его ждала
за уроки не садилась, и обедать не могла»... («Щенок)
«На прививку, первый класс!
Вы слыхали? Это нас! Я прививки не боюсь,
если надо — уколюсь! Ну, подумаешь, укол!
Укололи — и пошёл» («Прививка»)
«Заходите к нам ребята, посмотреть и посчитать.
Родились у нас котята. Их. Поверьте. Ровно пять»
( «Котята».)
«Тра-та-та!
Тра-та-та!
Мы
везём
с
собой
кота!
Чижика,
собаку,
Петьку-
забияку, обезьяну, попугая! Вот кампания какая!» («Песенка друзей»)
Давайте ещё раз скажем о том, чему нас учат стихи Михалкова.
Дети читают: (Слайд на экране)
Быть
добрыми,
сильными.
Находчивыми,
решительными,
помогать
друг
другу,
не
быть
лентяями,
не
быть
хвастунишками,
уважать
старших
и
пожилых людей, любить свою Родину и защищать её.
Пристань №7
Угадайте название пристани по последним звукам слов: паровоз, сила, горох,
колесо, удод, чтение, хор. (Слова на экране)
Ребенок: Борис Заходер родился в городе Калуге. Он окончил литературный
институт, сразу решив, что будет писателем. Б.В. Заходер писал для детей и о
детях, об их горестях и радостях. В сказках Заходера всегда побеждает добро.
Воспитатель: Но больше всего нам известен этот писатель как переводчик.
Он перевёл на русский язык стихи польских писателей, произведения В.Гёте.
Произведения Милна «Винни-Пух и все, все, все...», «Алиса в стране чудес»
Л. Кэролл, «Мэри Поппинс» зазвучали в переводе Б. Заходера весело и по-
новому.
Давайте вспомним 33 родных сестрицы из «Песенки-азбуки.
Ребенок: АБВГДЕЖ — прикатили на еже. ИКЛМНО — быстро вылезли в
окно. ПРСТУФХ — оседлали петуха. ЦЧШЩЭЮЯ — вот и все мои друзья.
О каких животных написал Б. Заходер в "Мохнатой Азбуке" вы узнаете, если
расшифруете слова:
АЮДГКА, ЛАШКА, ЯЦАПЛ, ИДЮНК. (Слова на экране)
Спасибо за чудесные сказки Б.Заходеру.
Пристань №8.(на экране портрет поэта)
Ребята, это портрет Александра Сергеевича Пушкина.
Ребенок:
Это
писатель,
без
которого
нельзя
представить
русскую
и
зарубежную литературу. Пушкин — это чудесный русский язык.
Он написал много чудесных, гениальных стихов. Его сказки тоже чудесны.
Воспитатель: Давайте их вспомним. Дети читают на экране названия сказок:
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»,
«Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом
петушке».
Игра «Волшебный мешочек».
Дети достают следующие предметы: зеркальце, белочку, петушка и читают
отрывки из сказок.
Воспитатель: Итак, ребята. О чем мы сегодня говорили?
Где плавали? Почему это море так называется?
(ответы детей)
Воспитатель: Каждое произведение нас многому учит.
И в заключении наша считалочка. «Как хорошо уметь читать»