Автор: Денисова Виктория Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Д⁄С № 53 о.в"
Населённый пункт: город Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Долгосрочный проект для детей и их родителей на тему: " Природа родного края"
Раздел: дошкольное образование
Проект « Природа родного края»
Разработала:
Денисова Виктория Сергеевна.
Цель:
формирование
патриотических
чувств
детей
на
основе ознакомления с природой города и края.
Задачи:
- Систематизировать и обобщить знания детей о природе
родного края;
-Развивать
такие
качества,
как
любознательность,
наблюдательность, чувства прекрасного;
-Во спитывать
бережно е
отношение
к
п р и р од е ,
нетерпимость
к
бессмысленной
порче
растений
и
уничтожение насекомых, животных и птиц;
-Воспитывать умение сочувствовать и сопереживать;
- воспитывать чуткое отношение к природе родного края,
потребность любить и беречь ее;
-расширять представления об охране природы;
-показывать
на
конкретных
примерах
заботу
жителей
о
природе;
-формировать
действенное
отношение
к
окружению,
природе в городе;
- заинтересовать детей и родителей в изучении экологии
родного края.
-развивать
умение
отражать
свои
впечатления
в
разнообразной деятельности.
Т и п
п р о е к т а:
И н ф о р м а ц и о н н о -
п р а к т и к о -
ориентированный
Продолжительность проекта: долгосрочный
Участники проекта: педагоги, дети, родители.
Предполагаемый результат:
-
Осознание
детьми
и
взрослыми
значимости
изучения
природы родного края;
-Воспитание бережного и заботливого отношения к природе
города и края;
-Формировать стремления сохранять живописные места;
-
Накопление
детьми
эмоционально
позитивного
опыта
общения с природой;
-
Полноправное
участие
родителей
в
комплекс е
мероприятий;
Актуальность:
Современная
экологическая
ситуация
в
нашей
стране
определяет
острую
необходимость
формирования
нового
экологического мышления «экологизации» всех наук, всех
сфер
человеческой
деятельности.
Поэтому
так
актуальна
проблема
всеобщего
экологического
образования
и
воспитания. Основная цель экологического образования –
всестороннее развитие личности, ответственно относящейся
к
окружающей
среде.
В
настоящее
время
остро
встаёт
вопрос
уже
не
о
добыче,
разработки
и
использования
богатств нашей планеты, а о сохранении. На протяжении
долгого времени мы только «брали» всё от природы и не
задумывались о том, что когда-то придёт время отдавать.
Это время уже настало. Пора менять своё потребительское
отношение к природе. Необходимо менять представление о
неисчерпаемости
природных
ресурсов,
преодолеть
беспечное
отношение
и
воспитывать
нравственное,
гуманное отношение к природе. Умение видеть её красоту и
хрупкость, желание защитить и сохранить нашу природу.
О
значении
ознакомления
с
природой
и
пребыванием
в
природе упоминается ещё в 19 столетии. В высказываниях
С. Аксакова, Л. Толстого, Н. Короленко и других русских
писателей
показана
важность
влияния
мира
природы
на
душу
ребёнка.
К.
Д.
Ушинский
писал:
«
Один
день,
проведённый дитятей среди лесов и полей, стоит недели в
к л а с с н о й
к о м н а т е » .
В течение 20 столетия отечественные педагоги медленно
эволюционировали
от
ознакомления
с
природой
к
экологическому воспитанию.
Одной
из
задач
нашего
ДОУ
является
формирование
экологически
грамотного
отношения
детей
к
природе
родного края.
Подготовительный этап:
- сбор информации о природных зонах нашего края – река,
водохранилище,
горы,
лесостепи
(педагоги,
дети,
родители) ;
- накопление и оформление материала – стихи, загадки,
сказки, и др. (педагоги, дети, родители) ;
- консультации для родителей
- оформление информационного стенда для родителей
- консультации для педагогов «Ознакомление дошкольников
с природой родного края»
Подбор методической литературы
Подбор
дидактических
игр,
экологических
плакатов,
пособий и др.
Реализация проекта:
Совместная деятельность воспитателя и детей:
Познавательная деятельность:
-чтение
и
совместное
обсуждение
серии
литературных
рассказов о природе;
-использование
устного
народного
творчества:
загадок,
пословиц
и
поговорок
,
народных
примет
и
народного
календаря;
-заучивание стихотворений о природе и родной земле;
-показ
живописных
мест
ближайшего
окружения,
эмоциональное
общение
с
природой,
цикл
экскурсий
в
природу(«Природа города», «Обитатели парка», « Деревья
на нашей улице»);
-показ диафильма «Птицы наших лесов»;
-создание фотоальбома «Красота края»;
-коллекционирование открыток «Заповедные места края»;
-познавательные
беседы
(«Южный
Урал-край
лесов
и
полей», « Красота природы бесценна», « Как сохранить
богатства
края»,
«Заповедники-охраняемые
памятники
природы»);
-рассказы о местах отдыха ,об экологии города и края;
-интегрированные
занятия
(«Растения
нашего
края»,
«Животные нашего края»);
-выставка
репродукций
«Природа
края
гл а з а м и
художников».
Игровая деятельность:
-сюжетно-ролевые,
развивающие,
экологические
игры,
игры-драматизации;
-образовательные ситуации, включающие общение и игры
«Что
было
бы…»,
ситуации
(«Удивительное
рядом»,
«Путешествие
по
живописным
местам»,
путешествие
по
экологической тропе, «Угадай по описанию» и др.), сценки
о природе;
-тематическая
работа
в
уголке
природы:
изготовление
композиции «Лес».
-экологические праздники («Новоселье птиц», « Березовая
Русь»);
-фольклорный праздник на природе «В гостях у леса».
Художественное творчество по темам:
1.-«Лесостепь, ее обитатели и растительный мир»
-«Река Урал, ее обитатели и растительный мир»
-«Уральские горы»
-«Заповедник «Зюраткуль»
-« Такие знакомые насекомые»
2. Экскурсии и целевые прогулки при ознакомлении детей с
природой родного края:
-
экскурсия
в
библиотеку
(цель:
знакомство
детей
с
животными родного края, учить различать их по внешним
признакам, повадкам)
- целевая прогулка на берег р.Урал
- тематическая прогулка на участке детского сада «Столовая
для птиц»
Все экскурсии объединены общей целью: знакомить детей с
природой
родного
края
и
формировать
экологически
-
осознанное отношение к природе.
Целевые прогулки и экскурсии при ознакомлении детей с
природой родного края, оказывают положительное влияние
на
развитие
и
воспитание
детей.
В
непосредственном
общении с природой (и в этом, прежде всего, ценность
целевых прогулок) дети узнают о характерном для нашего
района растительном и животном мире, взаимоотношениях
человека и природы, познают себя как часть природной и
социальной среды.
Работа с родителями:
Консультации
Участие в изготовлении кормушек для птиц
Участие в экскурсиях, развлечениях.
Сбор природного материала
Домашние беседы с детьми на заданные темы
сентябрь
1 неделя.
1.
Постановка
целей,
определение
актуальности
и
значимости проекта.
2.
Подбор
методической
литературы
для
реализации
проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.).
Воспитатели
2 неделя.
1.
Подбор
наглядно-дидактиче ского
м ат е р и а л а ;
художественной литературы; дидактических игр, разработка
бесед.
2.
Разработка
рекомендаций
для
в о с п и т ат е л е й
подготовительной группы.
3. Разработка рекомендаций для родителей.
4. Подбор репродукций, художественных картин по теме
проекта
5.
Организация
развивающей
среды
в
группе
старших
дошкольников (размещение репродукций картин, плакатов
ВОВ)
Основной этап
Октябрь
1 неделя
1) чтение и обсуждение литературных произведений;
2) рассмотрение картин и плакатов
3)беседа «Детям о …»;
презентация
родителям
рекомендаций
(информационный
лист).
Дети, родители, воспитатели
Воспитатели группы
Октябрь
2 неделя
1-я
половина
дня:1)
чтение
и
обсуждение
литературных
произведений о …;
2) занятие «…».
2-я половина дня:
1) прослушивание песен о …;
2) рассмотрение картин и плакатов.
Дети, воспитатели
Воспитатели группы
Итог:
- Познавательная игра – викторина для педагогов «Природа
родного края»
-
Познавательная
игра
–
викторина
для
детей
«Знатоки
природы»
Бесспорно, красота родной природы раскрывает и красоту
человеческого труда, рождает желание сделать свой край
еще прекраснее. Поэтому так важно показать детям, как
человек
оберегает
и
преумножает
природные
богатства,
сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса и озера,
горы и реки.