Напоминание

Долгосрочный проект для детей и их родителей на тему: " Природа родного края"


Автор: Денисова Виктория Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Д⁄С № 53 о.в"
Населённый пункт: город Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Долгосрочный проект для детей и их родителей на тему: " Природа родного края"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект « Природа родного края»

Разработала:

Денисова Виктория Сергеевна.

Цель:

формирование

патриотических

чувств

детей

на

основе ознакомления с природой города и края.

Задачи:

- Систематизировать и обобщить знания детей о природе

родного края;

-Развивать

такие

качества,

как

любознательность,

наблюдательность, чувства прекрасного;

-Во спитывать

бережно е

отношение

к

п р и р од е ,

нетерпимость

к

бессмысленной

порче

растений

и

уничтожение насекомых, животных и птиц;

-Воспитывать умение сочувствовать и сопереживать;

- воспитывать чуткое отношение к природе родного края,

потребность любить и беречь ее;

-расширять представления об охране природы;

-показывать

на

конкретных

примерах

заботу

жителей

о

природе;

-формировать

действенное

отношение

к

окружению,

природе в городе;

- заинтересовать детей и родителей в изучении экологии

родного края.

-развивать

умение

отражать

свои

впечатления

в

разнообразной деятельности.

Т и п

п р о е к т а:

И н ф о р м а ц и о н н о -

п р а к т и к о -

ориентированный

Продолжительность проекта: долгосрочный

Участники проекта: педагоги, дети, родители.

Предполагаемый результат:

-

Осознание

детьми

и

взрослыми

значимости

изучения

природы родного края;

-Воспитание бережного и заботливого отношения к природе

города и края;

-Формировать стремления сохранять живописные места;

-

Накопление

детьми

эмоционально

позитивного

опыта

общения с природой;

-

Полноправное

участие

родителей

в

комплекс е

мероприятий;

Актуальность:

Современная

экологическая

ситуация

в

нашей

стране

определяет

острую

необходимость

формирования

нового

экологического мышления «экологизации» всех наук, всех

сфер

человеческой

деятельности.

Поэтому

так

актуальна

проблема

всеобщего

экологического

образования

и

воспитания. Основная цель экологического образования –

всестороннее развитие личности, ответственно относящейся

к

окружающей

среде.

В

настоящее

время

остро

встаёт

вопрос

уже

не

о

добыче,

разработки

и

использования

богатств нашей планеты, а о сохранении. На протяжении

долгого времени мы только «брали» всё от природы и не

задумывались о том, что когда-то придёт время отдавать.

Это время уже настало. Пора менять своё потребительское

отношение к природе. Необходимо менять представление о

неисчерпаемости

природных

ресурсов,

преодолеть

беспечное

отношение

и

воспитывать

нравственное,

гуманное отношение к природе. Умение видеть её красоту и

хрупкость, желание защитить и сохранить нашу природу.

О

значении

ознакомления

с

природой

и

пребыванием

в

природе упоминается ещё в 19 столетии. В высказываниях

С. Аксакова, Л. Толстого, Н. Короленко и других русских

писателей

показана

важность

влияния

мира

природы

на

душу

ребёнка.

К.

Д.

Ушинский

писал:

«

Один

день,

проведённый дитятей среди лесов и полей, стоит недели в

к л а с с н о й

к о м н а т е » .

В течение 20 столетия отечественные педагоги медленно

эволюционировали

от

ознакомления

с

природой

к

экологическому воспитанию.

Одной

из

задач

нашего

ДОУ

является

формирование

экологически

грамотного

отношения

детей

к

природе

родного края.

Подготовительный этап:

- сбор информации о природных зонах нашего края – река,

водохранилище,

горы,

лесостепи

(педагоги,

дети,

родители) ;

- накопление и оформление материала – стихи, загадки,

сказки, и др. (педагоги, дети, родители) ;

- консультации для родителей

- оформление информационного стенда для родителей

- консультации для педагогов «Ознакомление дошкольников

с природой родного края»

Подбор методической литературы

Подбор

дидактических

игр,

экологических

плакатов,

пособий и др.

Реализация проекта:

Совместная деятельность воспитателя и детей:

Познавательная деятельность:

-чтение

и

совместное

обсуждение

серии

литературных

рассказов о природе;

-использование

устного

народного

творчества:

загадок,

пословиц

и

поговорок

,

народных

примет

и

народного

календаря;

-заучивание стихотворений о природе и родной земле;

-показ

живописных

мест

ближайшего

окружения,

эмоциональное

общение

с

природой,

цикл

экскурсий

в

природу(«Природа города», «Обитатели парка», « Деревья

на нашей улице»);

-показ диафильма «Птицы наших лесов»;

-создание фотоальбома «Красота края»;

-коллекционирование открыток «Заповедные места края»;

-познавательные

беседы

(«Южный

Урал-край

лесов

и

полей», « Красота природы бесценна», « Как сохранить

богатства

края»,

«Заповедники-охраняемые

памятники

природы»);

-рассказы о местах отдыха ,об экологии города и края;

-интегрированные

занятия

(«Растения

нашего

края»,

«Животные нашего края»);

-выставка

репродукций

«Природа

края

гл а з а м и

художников».

Игровая деятельность:

-сюжетно-ролевые,

развивающие,

экологические

игры,

игры-драматизации;

-образовательные ситуации, включающие общение и игры

«Что

было

бы…»,

ситуации

(«Удивительное

рядом»,

«Путешествие

по

живописным

местам»,

путешествие

по

экологической тропе, «Угадай по описанию» и др.), сценки

о природе;

-тематическая

работа

в

уголке

природы:

изготовление

композиции «Лес».

-экологические праздники («Новоселье птиц», « Березовая

Русь»);

-фольклорный праздник на природе «В гостях у леса».

Художественное творчество по темам:

1.-«Лесостепь, ее обитатели и растительный мир»

-«Река Урал, ее обитатели и растительный мир»

-«Уральские горы»

-«Заповедник «Зюраткуль»

-« Такие знакомые насекомые»

2. Экскурсии и целевые прогулки при ознакомлении детей с

природой родного края:

-

экскурсия

в

библиотеку

(цель:

знакомство

детей

с

животными родного края, учить различать их по внешним

признакам, повадкам)

- целевая прогулка на берег р.Урал

- тематическая прогулка на участке детского сада «Столовая

для птиц»

Все экскурсии объединены общей целью: знакомить детей с

природой

родного

края

и

формировать

экологически

-

осознанное отношение к природе.

Целевые прогулки и экскурсии при ознакомлении детей с

природой родного края, оказывают положительное влияние

на

развитие

и

воспитание

детей.

В

непосредственном

общении с природой (и в этом, прежде всего, ценность

целевых прогулок) дети узнают о характерном для нашего

района растительном и животном мире, взаимоотношениях

человека и природы, познают себя как часть природной и

социальной среды.

Работа с родителями:

Консультации

Участие в изготовлении кормушек для птиц

Участие в экскурсиях, развлечениях.

Сбор природного материала

Домашние беседы с детьми на заданные темы

сентябрь

1 неделя.

1.

Постановка

целей,

определение

актуальности

и

значимости проекта.

2.

Подбор

методической

литературы

для

реализации

проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.).

Воспитатели

2 неделя.

1.

Подбор

наглядно-дидактиче ского

м ат е р и а л а ;

художественной литературы; дидактических игр, разработка

бесед.

2.

Разработка

рекомендаций

для

в о с п и т ат е л е й

подготовительной группы.

3. Разработка рекомендаций для родителей.

4. Подбор репродукций, художественных картин по теме

проекта

5.

Организация

развивающей

среды

в

группе

старших

дошкольников (размещение репродукций картин, плакатов

ВОВ)

Основной этап

Октябрь

1 неделя

1) чтение и обсуждение литературных произведений;

2) рассмотрение картин и плакатов

3)беседа «Детям о …»;

презентация

родителям

рекомендаций

(информационный

лист).

Дети, родители, воспитатели

Воспитатели группы

Октябрь

2 неделя

1-я

половина

дня:1)

чтение

и

обсуждение

литературных

произведений о …;

2) занятие «…».

2-я половина дня:

1) прослушивание песен о …;

2) рассмотрение картин и плакатов.

Дети, воспитатели

Воспитатели группы

Итог:

- Познавательная игра – викторина для педагогов «Природа

родного края»

-

Познавательная

игра

викторина

для

детей

«Знатоки

природы»

Бесспорно, красота родной природы раскрывает и красоту

человеческого труда, рождает желание сделать свой край

еще прекраснее. Поэтому так важно показать детям, как

человек

оберегает

и

преумножает

природные

богатства,

сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса и озера,

горы и реки.



В раздел образования