Напоминание

"Актуальность изучения правил дорожного движения в ДОУ"


Автор: Трошкина Ольга Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад № 86
Населённый пункт: город Орел
Наименование материала: статья
Тема: "Актуальность изучения правил дорожного движения в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Актуальность изучения правил дорожного движения в

ДОУ

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и

правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую

виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети,

которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах,

неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Детский

травматизм при несоблюдении правил дорожного движения остается одной

из самых болезненных проблем в наше время. А дети — это самое ценное

и дорогое, что есть в жизни каждого человека. Ежегодно на дорогах России

совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий

с участием детей и подростков. Однако дети дошкольного возраста – это

особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же

меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил

дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей

пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует

от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и

воспитания.

Поэтому свой педагогический опыт я направила на формирование у детей

необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых

привычек безопасного поведения на улице.

Актуальность данной проблемы на современном этапе очевидна, поскольку

круг проблем, связанных с безопасностью ребенка – дошкольника

невозможно решить только в рамках дошкольного учреждения. Маленькие

дети – особая категория пешеходов и пассажиров. У детей

отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную

обстановку, которая свойственна взрослым.

Учеными достаточно подробно рассмотрены причины несчастных случаев с

дошкольниками. Ребятам всё интересно на улице, и они стремятся туда, не

понимая ещё, что неожиданно появиться на проезжей части или перебежать

дорогу на близком расстоянии от проходящего транспорта - это большая

опасность. Также очень много случаев, когда дети вырываются из рук

родителей при переходе улицы или пытаются перебежать её сами. А бывает,

что взрослые вообще не держат ребёнка за руку, и тот идёт самостоятельно

через сложнейшие перекрёстки. Одной из основных причин дорожно-

транспортных происшествий с детьми является незнание ими правил

дорожного движения, правил посадки в автобус, троллейбус, трамвай и т.д.

В решении данной задачи важная роль принадлежит обучению детей

дошкольного возраста правилам дорожного движения. Я думаю, что сегодня

уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребенка с

правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на

улицах и дорогах, тем меньше будет происшествий на проезжей части.

Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному

поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного

движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные

учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные

учреждения.

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то

обстоятельство, что ДОУ является первой ступенью в системе непрерывного

образования, особое внимание уделяется обучению детей правилам

дорожного движения.

Целью работы является формирование и развитие у детей умений и навыков

безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.

Задачи:

1. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.

2. Знакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их

схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.

3. Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной

обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае

попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и

окружающих.

4. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей

дорожной среды.

5. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.

6. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил

дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.

7. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и

безопасного образа жизни среди родителей.

В основу моего опыта работы легли следующие принципы:

1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет

личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и

физического развития.

2. Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда». Чем меньше возраст

ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые

привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка

позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.

3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия:

дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие

последствия могут подстерегать их в дорожной средой. Однако нельзя

чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх

перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение

рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная

ситуация на дороге покажется ребенку опасной).

4. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно

разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся

объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать

восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные

действия выхода из опасной ситуации.

5. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что

они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила

поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует

Госавтоинспекция.

6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот

принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения.

Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых,

следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.

Использование информационно-коммуникационных технологий в

воспитательно-образовательном процессе в дошкольном учреждении – это

один из самых новых и актуальных вопросов в отечественной дошкольной

педагогике.

В своей практике я использую компьютерные презентации для ознакомления

детей с правилами дорожного движения в соответствии с возрастом детей.

Мультимедийные презентации обеспечивают наглядность, которая

способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.

Демонстрирую детям обучающие мультфильмы:

- «Смешарики изучают Правила дорожного движения»;

- «Про бабу Ягу и Правила дорожного движения».

- «Уроки тетушки Совы (Азбука безопасности на дороге)»;

Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения

на дороге невозможно без тесного контакта с семьями воспитанников.

Родители являются главными помощниками. С целью привлечения родителей

к решению этой проблемы, я использую различные формы взаимодействия:

- Папки-передвижки по ПДД;

- Индивидуальные консультации «Как развивать у ребенка интерес к

изучению правил дорожного движения»;

- Разработки памяток «Грамотный пешеход», «Наш друг – светофор»;

-Разработка рекомендаций родителям о различных приемах и методах

формирования у детей специальных навыков и знаний правил дорожного

движения.

В результате опроса родителей выяснилось: больше всего они затрудняются в

том, как обучать детей безопасному поведению на дороге и каким должно

быть содержание этого обучения. Так в уголке для родителей появилась новая

рубрика, куда были помещены рекомендации о различных приемах и методах

формирования у детей специальных навыков и знаний правил дорожного

движения.

Наряду с традиционными формами обучения в ДОУ, большое внимание

уделяется организации различных видов деятельности и приобретению

детьми опыта. Ведь всё, чему мы учим детей, они должны уметь применять в

реальной жизни, на практике.

Ведущая педагогическая идея моей работы заключается в гармоничном

соединении современных технологий с традиционными формами работы по

формированию у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения

на дороге.



В раздел образования