Автор: Трошкина Ольга Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад № 86
Населённый пункт: город Орел
Наименование материала: статья
Тема: "Актуальность изучения правил дорожного движения в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Актуальность изучения правил дорожного движения в
ДОУ
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и
правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую
виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети,
которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах,
неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Детский
травматизм при несоблюдении правил дорожного движения остается одной
из самых болезненных проблем в наше время. А дети — это самое ценное
и дорогое, что есть в жизни каждого человека. Ежегодно на дорогах России
совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий
с участием детей и подростков. Однако дети дошкольного возраста – это
особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же
меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил
дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей
пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует
от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и
воспитания.
Поэтому свой педагогический опыт я направила на формирование у детей
необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых
привычек безопасного поведения на улице.
Актуальность данной проблемы на современном этапе очевидна, поскольку
круг проблем, связанных с безопасностью ребенка – дошкольника
невозможно решить только в рамках дошкольного учреждения. Маленькие
дети – особая категория пешеходов и пассажиров. У детей
отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную
обстановку, которая свойственна взрослым.
Учеными достаточно подробно рассмотрены причины несчастных случаев с
дошкольниками. Ребятам всё интересно на улице, и они стремятся туда, не
понимая ещё, что неожиданно появиться на проезжей части или перебежать
дорогу на близком расстоянии от проходящего транспорта - это большая
опасность. Также очень много случаев, когда дети вырываются из рук
родителей при переходе улицы или пытаются перебежать её сами. А бывает,
что взрослые вообще не держат ребёнка за руку, и тот идёт самостоятельно
через сложнейшие перекрёстки. Одной из основных причин дорожно-
транспортных происшествий с детьми является незнание ими правил
дорожного движения, правил посадки в автобус, троллейбус, трамвай и т.д.
В решении данной задачи важная роль принадлежит обучению детей
дошкольного возраста правилам дорожного движения. Я думаю, что сегодня
уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребенка с
правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на
улицах и дорогах, тем меньше будет происшествий на проезжей части.
Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному
поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного
движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные
учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные
учреждения.
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то
обстоятельство, что ДОУ является первой ступенью в системе непрерывного
образования, особое внимание уделяется обучению детей правилам
дорожного движения.
Целью работы является формирование и развитие у детей умений и навыков
безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.
Задачи:
1. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
2. Знакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их
схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
3. Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной
обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае
попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и
окружающих.
4. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей
дорожной среды.
5. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
6. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил
дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
7. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и
безопасного образа жизни среди родителей.
В основу моего опыта работы легли следующие принципы:
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет
личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и
физического развития.
2. Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда». Чем меньше возраст
ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые
привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка
позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия:
дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие
последствия могут подстерегать их в дорожной средой. Однако нельзя
чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх
перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение
рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная
ситуация на дороге покажется ребенку опасной).
4. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно
разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся
объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать
восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные
действия выхода из опасной ситуации.
5. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что
они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила
поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует
Госавтоинспекция.
6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот
принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения.
Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых,
следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.
Использование информационно-коммуникационных технологий в
воспитательно-образовательном процессе в дошкольном учреждении – это
один из самых новых и актуальных вопросов в отечественной дошкольной
педагогике.
В своей практике я использую компьютерные презентации для ознакомления
детей с правилами дорожного движения в соответствии с возрастом детей.
Мультимедийные презентации обеспечивают наглядность, которая
способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.
Демонстрирую детям обучающие мультфильмы:
- «Смешарики изучают Правила дорожного движения»;
- «Про бабу Ягу и Правила дорожного движения».
- «Уроки тетушки Совы (Азбука безопасности на дороге)»;
Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения
на дороге невозможно без тесного контакта с семьями воспитанников.
Родители являются главными помощниками. С целью привлечения родителей
к решению этой проблемы, я использую различные формы взаимодействия:
- Папки-передвижки по ПДД;
- Индивидуальные консультации «Как развивать у ребенка интерес к
изучению правил дорожного движения»;
- Разработки памяток «Грамотный пешеход», «Наш друг – светофор»;
-Разработка рекомендаций родителям о различных приемах и методах
формирования у детей специальных навыков и знаний правил дорожного
движения.
В результате опроса родителей выяснилось: больше всего они затрудняются в
том, как обучать детей безопасному поведению на дороге и каким должно
быть содержание этого обучения. Так в уголке для родителей появилась новая
рубрика, куда были помещены рекомендации о различных приемах и методах
формирования у детей специальных навыков и знаний правил дорожного
движения.
Наряду с традиционными формами обучения в ДОУ, большое внимание
уделяется организации различных видов деятельности и приобретению
детьми опыта. Ведь всё, чему мы учим детей, они должны уметь применять в
реальной жизни, на практике.
Ведущая педагогическая идея моей работы заключается в гармоничном
соединении современных технологий с традиционными формами работы по
формированию у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения
на дороге.