Напоминание

Особенности интеллектуального развития детей среднего дошкольного возраста.


Автор: Дансарунова Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №104 "Зорька"
Населённый пункт: г.Улан–Удэ
Наименование материала: детская психология
Тема: Особенности интеллектуального развития детей среднего дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 104 «Зорька» комбинированного вида

Особенности интеллектуального развития детей

среднего дошкольного возраста.

Воспитатель:

Дансарунова Е.А

Улан-Удэ

2018

Оглавление

Введение……………………………………..………………………………………..3

1.

Теоретические

основы

интеллектуального

развития

детей

среднего

дошкольного возраста………………………………………………………………..7

1.1.

Понятие

и

структура

интеллектуального

развития...................................7

1.2. Интеллектуальное развитие детей среднего дошкольного возраста..............13

2. Экспериментальное исследование особенностей интеллектуального развития

детей среднего дошкольного возраста…………………………………………….22

2.1. Организация и проведение исследование особенностей интеллектуального

развития детей………………………………………………………………………22

2.2.

Анализ

результатов

исследования

интеллектуального

развития

детей

среднего дошкольного возраста……………………………………………………24

Заключение………………………………………………………………………….32

Список литературы………………………..…………………….………….………34

Приложение .....……………………………………………………………….….…37

2

ВВЕДЕНИЕ

Современные

требования

к

личности

нового

поколения

успешно

решаются только при условии формирования его интеллектуальной области.

Данный процесс начинается уже с первой ступени образовательной системы –

дошкольного воспитания и образования. Но, недостаточное внимание многих

исследователей к периоду дошкольного детства как первоначальной ступени

интеллектуального развития личности, становления единой интеллектуальной

культуры, является неоправданным, поскольку, как показывают современные

исследования, уже в дошкольном возрасте формируется положительный фон для

становления

интеллектуальной

сферы

детей,

а

возраст

4-7

лет

является

основным

в

плане

становления

способности

к

осмыслению

причинных

и

следственных связей.

Интеллектуальное

развитие

дошкольника

является

основным

компонентом общего психического развития, подготовки к школе, а также ко

всей будущей жизни. Интеллектуальное развитие является довольно непростым

процесс. Оно включает в себя развитие познавательных интересов, накопление

различных

знаний

и

умений,

а

также

овладение

речью.

Интеллектуальные

способности в свою очередь являются психологическими качествами, которые

выявляют легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности

их применения для решения различных задач.

Интеллектуальная сфера детей дошкольного возраста включает в себя

список

индивидуальных,

психологических

и

когнитивных

особенностей,

которые

проявляются

в

интеллектуальной

деятельности

и

являются

некой

гарантией успешности ее исполнения, и которые образуют в свою очередь,

основные интеллектуальные свойства личности.

3

Если в период дошкольного детства игнорируется интеллектуальная

деятельность детей, не придается должного внимания механизму развития и

формирования

их

интеллектуальных

способностей

и

умений,

то

в

школе,

успевшая

сформироваться

у

большей

части

детей

интеллектуальная

пассивность, чаще всего приводит к поиску ими обходных путей в обучении,

будь

то

механическое

заучивание

вместо

понимания

сути

проблемы,

либо

списывание готового решения задачи вместо умения обрабатывать информацию

и выстраивать алгоритм решения задачи.

Формирование интеллектуальных способностей имеет особое значение и

для подготовки детей к школьному обучению. При этом основную роль играет

то, какими именно знаниями обладает ребенок ко времени поступления в школу,

готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать,

делать

самостоятельные

выводы,

строить

замыслы

сочинений,

рисунков,

конструкций и многое другое.

Актуальность исследования состоит в том, интеллектуальное развитие

детей

дошкольного

возраста

имеет

первостепенное

значение,

потому

что

формирует

навыки

для

успешного

овладения

учебной

деятельностью.

В

дошкольном

возрасте

быстрыми

темпами

происходит

накопление

знаний,

совершенствуются познавательные процессы, формируется речь. Дошкольники

с развитым интеллектом быстрее осваивают и запоминают новый материал,

более

уверенны

в

собственных

силах

и,

как

показывает

практика,

имеют

большее желание учиться.

После введения ФГОС в систему дошкольного образования воспитатель

должен

заниматься

развитием

ребенка,

основываясь

на

комплексно-

тематическом

принципе

построения

образовательного

процесса;

решать

образовательные задачи не только в рамках непосредственно образовательной

деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со

4

спецификой дошкольного образования; строить образовательные процессы на

адекватных возрасту формах работы с детьми.

Противоречия. Материалы

исследований

и

опыт

массовой

практики

говорит о присутствии следующих противоречий:

1.

между необходимостью обеспечения у дошкольников интеллектуальных

умений и недостаточной разработанности проблемы их формирования;

2.

между

теоретическим

уровнем

разработанностью

проблемы

формирования интеллектуальных умений и практическим ее состоянием в

дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ);

3.

между

необходимостью

интеллектуального

развития

дошкольников

в

единстве

с

мотивационной,

эмоциональной

и

от су т с т в и е м

соответствующей методики, опирающейся на современные концепции и

педагогические технологии интеллектуального развития детей.

Цель исследования: изучение особенностей интеллектуального развития

детей среднего дошкольного возраста.

Объект исследования: интеллектуальная сфера психического развития

детей среднего дошкольного возраста.

Предметом

исследования

являются

возрастные

и

индивидуальные

особенности интеллектуального развития детей среднего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что в возрастном отношении

интеллектуальное

развитие

детей

среднего

дошкольного

возраста

будет

характеризоваться

социально-эмоциональным

развитием

ребенка,

развитием

общей моторики и мелкой моторики, а также интенсивным речевым развитием и

пониманием речи.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1.

охарактеризовать понятие, структуру интеллектуального развития, а также

интеллектуальное развитие детей среднего дошкольного возраста;

2.

определить

критерии

и

методики

диагностики

интеллектуального

развития детей;

5

3.

провести исследование и анализ особенности интеллектуального развития

детей среднего дошкольного возраста;

4.

предоставить

рекомендации

по

повышению

уровня

интеллектуального

развития у детей среднего дошкольного возраста.

Теоретико-методологическая

основа. Исследованию

проблем

интеллектуального развития детей посвятили свои труды большое количество

российских и зарубежных психологов, такие, как, Выготский Л.С., Менчинская

Н.А., Венгер Л.А., Гальперин П.Я., Подгорецкая Н.А. и многие другие.

Методами

исследования:

1)

теоретические

(изучение

и

анализ

литературы); 2) эмпирические (эксперимент, тест); 3) метод количественной и

качественной

обработки

данных.

Диагностический

инструментарий

представлен методиками: тест Гудинаф-Харриса "Нарисуй человека"; методика

Стребелевой Е.А.; методика «Самое непохожее» Венгер А.А.

Практическая

значимость

исследования

состоит

в

том,

что

данные

результатов исследования, разработанные рекомендации могут быть применены

воспитателями и психологом детского сада для того, чтобы повышать уровень

интеллектуального развития у детей среднего дошкольного возраста.

Б а з а

и с с л е д о в а н и я : муниципальное

бюджетное

дошкольное

образовательное учреждение Детский сад №104 «Зорька», города Улан-Удэ,

средняя группа «Лучики» и средняя группа «Гномики». В исследовании приняло

участие 10 детей, в возрасте 4-5 лет.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по

главам, заключения, списка литературы и приложения.

Глава 1. Теоретические основы интеллектуального развития детей

среднего дошкольного возраста

1.1. Понятие и структура интеллектуального развития

6

В обыденной жизни человек использует свои мыслительные способности

как

элемент

познания

окружающего

мира.

Современную

действительность

трудно представить себе без интеллекта, без самой возможности анализировать

и

сопоставлять

между

собой

предметы

и

явления.

Благодаря

своей

мыслительной

деятельности

личность

обнаруживает

в

себе

огромные

возможности для саморазвития и самосовершенствования. Не будь интеллекта,

человек не смог бы сделать научные открытия, такого вида деятельности, как

искусство вообще не существовало бы [30, с. 10].

Понятие

интеллекта

ввел

английский

ученый

Ф.

Гальтон

в

конце

19

столетия. За основу были взяты научные труды Чарльза Дарвина об эволюции.

Характеристики интеллекта исследовали такие ученые как А. Бине, Ч. Спирмен,

С.Колвин,

Э.Торндайк,

Дж.

Петерсон,

Ж.

Пиаже.

Все

они

рассматривали

интеллект

как

поле

безграничных

возможностей

человека.

Задача

каждого

конкретного индивида заключается в том, чтобы реализовать свой интеллект

грамотно, с пользой для себя и окружающих. На самом деле лишь немногие

понимают свое истинное предназначение и готовы вкладывать силы в развитие

способностей.

Сегодня существует огромное количество самых различных определений

интеллекта. Наиболее распространенным являются следующие:

1.

Система

психологических

механизмов,

обуславливающих

возможность

строить

внутри

индивида

адекватную

модель

(картину)

окружающего

мира и оптимально организовывать свое поведение и деятельность в нем,

создавая

порядок

из

хаоса

на

основе

приведения

в

соответствие

индивидуальные потребности с объективными требованиями [1, с. 18];

2.

Общие способности к познанию, пониманию и разрешению проблем.

Понятие

объединяет

все

познавательные

способности

индивида:

ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение

[29, с. 325];

7

3.

Способность

системы

создавать

в

ходе

самообучения

программы

первую очередь эвристические) для решения задач определенного класса

сложности и решать эти задачи

[2, с. 195];

4.

Высокоорганизованная

система

мышления

личности,

при

которой

появляются

новые

продукты

деятельности.

Интеллект

обязательно

затрагивает умственные способности и все познавательные процессы

[28,

с. 16];

5.

Устойчивая структура умственных способностей индивида, уровень его

познавательных

возможностей,

механизм

психической

адаптации

индивида

к

жизненным

ситуациям.

Интеллект

означает

понимание

существенных взаимосвязей действительности, включенность индивида в

социокультурный опыт социума

[3, с. 14].

Под современным определением интеллекта понимается способность к

осуществлению

процесса

познания

и

эффективному

решению

проблем,

в

частности при овладении новым кругом жизненных задач. Поэтому уровень

интеллекта, возможно, развить, как и повысить или понизить КПД интеллекта

человека [16, с. 60].

Интеллект

не

сводится

к

совокупности

познавательных

процессов,

которые, по сути, являются «рабочими средствами» интеллекта. Современная

психология рассматривает интеллект как устойчивую структуру умственных

способностей

индивида,

его

адаптируемость

к

различным

жизненным

ситуациям.

Интеллект

как

умственный

потенциал

индивида

может

быть

объектом психологической диагностики.

Новорожденный

ребёнок

имеет

определённые

схемы

действий,

позволяющие ему решать разнообразные познавательные задачи, важную роль

играют уже имеющиеся рефлексы. Эти схемы действий будут относительно

простыми у младенца, ищущего спрятанный под подушку предмет. И очень

сложным у подростка, решающего задачу в гипотетическом плане, с помощью

8

формальной

логики.

Но,

независимо

от

степени

трудности

стоящих

перед

ребёнком проблем, им используется два основных механизма - ассимиляции и

аккомодации [15, с. 137].

Интеллект, таким образом, обладает адаптивной природой. Кроме того,

можно

говорить

о

деятельной

природе

интеллекта.

Ребёнок

познает

окружающую его реальность, объекты, существующие независимо от него. И,

чтобы познать объекты, он их трансформирует - производит действия с ними,

перемещает их, связывает, комбинирует, удаляет и вновь возвращает. Познание

на всех этапах развития интеллекта связано с действиями, трансформациями.

Первоначально, у маленького ребенка, это внешние действия с предметами.

Собственно

интеллектуальная

деятельность

производна

от

материальных

действий, ее элементы представляют интериоризованные действия. Познание

окружающего,

в

результате,

становится

все

более

адекватным.

На

основе

действия формируются новые интеллектуальные структуры

[27, с. 5].

Интеллектуальное развитие ребёнка спонтанно, оно проходит ряд стадий,

порядок

следования

которых

всегда

остается

неизменным.

До

7

-

8

лет

взаимодействие

ребёнка

с

миром

вещей

и

людей

подчиняется

законам

биологического

приспособления.

Однако

биологическое

созревание

здесь

сводится только к открытию возможностей развития; эти возможности еще

нужно

реализовать.

Возрастные

рамки

появления

той

или

иной

стадии

интеллектуального развития зависят от активности самого ребёнка, богатства

или бедности его спонтанного опыта, от культурной среды. К биологическим

факторам

на

определенном

уровне

развития

присоединяются

социальные,

благодаря которым у ребёнка вырабатываются нормы мышления и поведения.

Это достаточно высокий и поздний уровень: лишь после переломного момента

(около 7 - 8 лет) социальная жизнь начинает играть прогрессивную роль в

развитии интеллекта. Ребёнок социализируется постепенно. Социализация –

процесс адаптации к социальной среде - приводит к тому, что ребёнок переходит

9

от своей узкой позиции к объективной, учитывает точки зрения других людей и

оказывается способным с ними сотрудничать.

Ученые, имеющие разные подходы и различный взгляд о том, как же все

таки

выглядит

структура

интеллекта,

выделяют

концепции,

позволяющие

определить, из чего состоит интеллект.

Спирмен говорил о наличии у каждого индивида, так называемого общего

интеллекта, который помогает приспосабливаться к той среде, в которой он

живет,

развивать

имеющиеся

склонности

и

дарования.

Индивидуальные

особенности этот ученый считал скрытыми возможностями для достижения

определенных целей

[14, с. 15].

Терстоун характеризуя грани общего интеллекта, выделил направления,

через которые происходит умственная реализация человека

[4, с. 90]:

1.

Способность легко оперировать числами, производить в уме вычисления и

математические действия.

2.

Способность

связно

выражать

свои

мысли,

облекать

их

в

словесную

форму. Ученый объяснял, от чего зависит степень овладения словом и

выделял связь мыслительной деятельности с развитием речи.

3.

Способность усваивать письменную и устную речь другого человека. Как

правило,

чем

больше

человек

читает,

тем

больше

он

узнает

об

окружающем

мире.

Развивается

самосознание,

расширяется

объем

памяти,

появляются

другие

(личностные)

возможности.

Информацию

индивид

чаще

всего

получает

посредством

вдумчивого

чтения.

Так

происходит

усвоение

нового

материала,

анализ

и

систематизация

уже

имеющихся знаний.

4.

Способность воображать, выстраивать в голове художественные образы,

развивать и совершенствовать творческую деятельность. Надо признать,

что

именно

в

продуктах

творческой

направленности

и

проявляется

высокий потенциал личности, раскрывается суть его возможностей.

10

5.

Способность

увеличивать

объем

памяти

и

тренировать

быстроту

запоминания. Современный человек нуждается в том, чтобы постоянно

работать над своим ресурсом.

6.

Способность выстраивать логические цепочки, рассуждать, анализировать

реалии жизни.

7.

Способность

анализировать,

выявлять

существенные

и

значимые

различия между предметами и явлениями.

Кэттел обнаруживал огромный потенциал возможностей, каким обладает

человек. Интеллект он определял как способность к абстрактному мышлению и

абстрагированию

[26, с. 18].

Основными качествами человеческого интеллекта являются пытливость,

глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность.

Пытливость

ума

стремление

разносторонне

познать

то

или

иное

явление в существенных отношениях. Данное качество ума лежит в основе

активной познавательной деятельности.

Глубина

ума

заключается

в

способности

отделять

главное

от

второстепенного, необходимое от случайного

[17, с. 144].

Гибкость

и

подвижность

ума

способность

человека

широко

использовать имеющиеся опыт и знания, оперативно исследовать известные

предметы в новых взаимосвязях, преодолевать шаблонность мышления.

При

этом

негативным

качеством

интеллекта

является

ригидность

мышления

негибкое,

предвзятое

отношение

к

сущности

явления,

преувеличение

чувственного

впечатления,

приверженность

шаблонным

оценкам.

Таким

образом,

интеллект

система

психологических

механизмов,

обуславливающих возможность строить внутри индивида адекватную модель

(картину) окружающего мира и оптимально организовывать свое поведение и

11

деятельность

в

нем,

создавая

порядок

из

хаоса

на

основе

приведения

в

соответствие индивидуальные потребности с объективными требованиями.

Интеллект

способность

индивида

обобщенно,

схематично

осмысливать конкретную ситуацию, оптимально организовать ум при решении

нестандартных задач. Однако сущность интеллекта нельзя понять только через

описание

отдельных

его

свойств.

Носителями

интеллекта

являются

опыт

умственной

деятельности

индивида,

сформировавшееся

у

него

ментальное

пространство,

способность

к

презентации

структурного

представления

исследуемого явления в сознании индивида

[5, с. 188].

Интеллектуальное развитие – это формирование способности к овладению

и

пользованию

различными

типами

мышления

(эмпирическим,

образным,

теоретическим, конкретно-историческим, диалектическим в их единстве). Его

органической частью является умение подвергать самостоятельному анализу

события

и

явления

действительности,

делать

самостоятельные

выводы

и

обобщения,

а

также

речевое

развитие:

владение

и

свободное

пользование

словарным

богатством

языка.

Содержательной

стороной

интеллектуального

развития

является

общедуховное,

включающее

в

себя

определенный

объем

основных

научных

знаний

о

мире

и

способность

философской,

конкретно-

исторической оценки действительности

[13, с. 15].

1.2. Интеллектуальное развитие детей среднего дошкольного возраста

Интеллектуальное развитие детей среднего дошкольного возраста имеет

первостепенное

значение,

потому

что

формирует

навыки

для

успешного

овладения учебной деятельностью. В дошкольном возрасте быстрыми темпами

12

происходит накопление знаний, совершенствуются познавательные процессы,

формируется речь. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее осваивают и

запоминают

новый

материал,

более

уверенны

в

собственных

силах

и,

как

показывает практика, имеют большее желание учиться

[25, с. 13].

В развитии интеллектуальных способностей дошкольников особое место

занимает дидактическая игра, которая является средством обучения и помогает

детям

усваивать

и

закреплять

знания,

а

также

овладевать

способами

познавательной

деятельности.

Благодаря

дидактической

игре,

которая

эффективно

повышает

интерес

детей

к

образовательной

деятельности,

дошкольники

учатся

классифицировать,

сравнивать

и

обобщать.

Интеллектуальное развитие детей раннего возраста должно способствовать не

только

усвоению

и

закреплению

знаний,

но

и

быть

направленным

на

активизацию мыслительной деятельности дошкольников [18, с. 15].

Интеллектуальное развитие детей в ДОУ должно включать:

1.

Развитие речи и речевого общения;

2.

Развитие

пространственного

мышления

и

воображения

(календарь,

время);

3.

Развитие логического мышления (классификация, соотношение);

4.

Формирование

сенсорной

координации

и

моторики

рук

(графические

символы, штриховка);

5.

Формирование умения наблюдать, описывать и строить предположения;

6.

Знакомство с правилами поведения по отношению к миру природы и миру

вещей, созданных человеком;

7.

Воспитание уважения к себе и окружающим и развитие этнически ценных

способов общения

[12, с. 70].

Интеллектуальное

развитие

дошкольников

многогранный

процесс,

связанный с развитием всех сторон личности ребёнка, оно является важнейшей

составной частью общего психического развития, подготовки к школе и ко всей

будущей

жизни.

Осуществляется

в

результате

воздействия

на

ребенка

13

обстоятельств

жизни

и

среды.

Ведущая

роль

в

интеллектуальном

развитии

принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию.

Интеллектуальное воспитание дошкольников — это систематическое и

целенаправленное педагогическое воздействие на подрастающего человека с

целью

развития

ума.

Оно

протекает

как

планомерный

процесс

овладения

подрастающим поколением общественно-историческим опытом, накопленным

человечеством и представленным в знаниях, навыках и умениях, в нормах,

правилах, оценках [6, с. 20].

Это

воздействие

осуществляется

взрослыми

и

включает

систему

разнообразных

средств,

методов,

создание

условий,

обеспечивающих

интеллектуальное развитие детей. Интеллектуальное развитие, в зависимости от

возраста имеет несколько стадий. В конце первого – начале второго года жизни,

пока ребенок не овладел активной речью, ему присуще наглядно – действенное

мышление. В этом возрасте он наглядно и активно знакомится с окружающей

действительностью

с

помощью

тактильного

изучения

предметов.

Главными

людьми, которые помогут ребенку познакомиться с предметами и способами их

использования, становятся родители. Именно эти навыки становятся первыми

знаниями на пути последующего познания окружающего мира

[19, с. 10].

Д. Б. Богоявленская, в частности, считает, что возраст 5–10 лет – это

возраст

становления

интеллектуальных

операций.

Не

побуждая

ребёнка

к

элементарной мыслительной деятельности в детском саду, (в данном случае

ребёнка старшего дошкольного возраста) и не закладывая основы формирования

общей интеллектуальной культуры и интеллектуального труда личности в этот,

поистине, уникальный по своей сенситивности, возрастной период, учить этому

ребёнка в школе будет не столь эффективно [1, с. 16].

В

дошкольном

возрасте

доминирующей

в

интеллектуальной

сфере

становится память. Она проходит большой путь в процессе своего развития и,

14

согласно

исследованиям

Л.

С.

Выготского,

имеет

несколько

характерных

особенностей, приведенных ниже.

1.

У детей 3-4 лет доминирует непроизвольная, зрительно-эмоциональная

память, у одарённых ещё и слуховая;

2.

Произвольное

воспроизведение

возникает

раньше

произвольного

запоминания. Сначала ребёнок осознаёт цель припомнить, затем – цель

запомнить. Он научается использовать специальные приёмы запоминания:

в 5-6 лет – повторение, в 6-7 лет – группировка материала, смысловое

соотношение запоминаемого с визуальным образом и т. д.;

3.

В процессе игровой деятельности происходит переход от непроизвольного

и непосредственного к произвольному и опосредованному запоминанию и

припоминанию;

4.

В

младшем

и

среднем

дошкольном

возрасте

запоминание

и

воспроизведение

осуществляется

в

естественных

условиях

развития

памяти

и

зависит

от

мотивации,

в

старшем

с

помощью

усвоения

мнемических операций, помогающих лучше запоминать, полнее и точнее

воспроизводить удержанный в памяти материал [6, с. 19].

У дошкольников происходит совершенствование наглядно-действенного

мышления

на

базе

развивающегося

воображения.

Улучшается

наглядно-

образное

мышление

на

основе

произвольной

и

опосредованной

памяти.

Начинает

активно

формироваться

словесно-логическое

мышление

путём

использования

речи

как

средства

постановки

и

решения

интеллектуальных

задач. Детский интеллект функционирует на основе принципа системности, в

нём представлены все виды и уровни мышления.

Развитие логического мышления предполагает оперирование словами и

понимание

логики

рассуждения.

Однако

у

большинства

дошкольников

проявляется феномен Пиаже – непонимание законов сохранения количества и

числа предметов при изменении их формы или расположения относительно друг

друга. Детскому мышлению присущ эгоцентризм – центральная особенность

15

мышления, означающая скрытую внутреннюю позицию. Характерные черты

мышления дошкольника – интеллектуальный реализм и моральный реализм,

выражающийся в том, что о поступке ребёнок судит не по намерениям, а по

внешнему материальному результату

[21, с. 18].

К началу дошкольного возраста у ребёнка формируется долговременная

память и её основные механизмы [24, с. 927].

Важно отметить, что дошкольный возраст от 4 до 5 имеет свои нормы

развития:

1.

Социально-эмоциональное

развитие

ребенка

характеризует ся

активизацией общения и совместных игр с детьми и взрослыми. Дети

любят обмениваться игрушками. Проявляют желание помогать взрослым,

они в состоянии выполнять простые обязанности и поручения по дому;

2.

Развитие

общей

моторики

и

мелкой

моторики

рук

усложняется.

Формируются графические навыки. Дети от 3 до 4 лет могут бросать мяч

через голову, хватать катящийся мяч. Они спускаются по лесенке вниз,

попеременно переставляя ноги. Прыгают на одной ноге, могут стоять на

одной ноге по несколько минут. Сохраняет равновесие на качелях. Хорошо

держат карандаш пальцами. Собирают конструкции из большого числа

кубиков (до 8-9);

3.

К 5 годам дошкольник уверенно прыгает на одной ноге, попеременно на

одной и другой ноге, ходит по бревну. Подбрасывает вверх мяч и ловит его

двумя

руками.

Мелкая

моторика

рук

в

среднем

дошкольном

возрасте

хорошо развивается за счет обучения складыванию бумаги в несколько раз

(доступны элементы оригами), нанизывания бусин на толстую леску или

проволоку,

лепки

из

глины

и

пластилина.

Закрепляются

навыки

самообслуживания: шнурует ботинки;

4.

Развивается

зрительно-двигательная

координация

в

предметно-игровой

деятельности. К 4 годам дети могут обводить по контурам, копируют

крест,

срисовывают

фигуру

в

форме

шестигранника.

Разбирают

и

16

складывают шестисоставную матрешку, вставляют фигурки в прорези,

складывают, разрезанную на 2-3 части, картинку путем целенаправленных

проб. Собирают небольшие конструкции из кубиков по подражанию [7, с.

14]. 5-летние дети разбирают и складывают матрешку (трехсоставную и

четырехсоставную) путем примеривания или зрительного соотнесения.

Складывание пирамидки так же идет путем зрительного соотнесения и

уже с учетом величины колец. Так же складывается разрезанная на 2-3

части картинка

[11, с. 50].

Интенсивное речевое развитие и понимание речи выражается в том, что

ребенок 4 лет умеет определять и называть цвет, форму, вкус, используя слова-

определения.

В

этот

период

дошкольного

возраста

словарный

запас

существенно повышается за счет названия основных предметов. Формируется

понимание

степеней

сравнения

(самый

близкий,

самый

высокий

и

т.п.).

Дошкольник понимает и применяет в речи полоролевые различия (он - папа, она

- мама). Осваивает временные понятия и использует прошедшее и настоящее

время. Может слушать довольно длинные сказки и рассказы. Считает до 5.

Выполняет

двусоставные

указания-инструкции

(принеси

красный

кубик

и

синий шар).

К

5

годам

осваивает

обобщающие

слова,

называет

животных

и

их

детенышей, профессии людей, части предметов. Пересказывает знакомые сказки

с помощью взрослых, читает наизусть короткие стихотворения.

К

5

годам

значительно

развивается

память

и

внимание:

ребенок

запоминает до 5 слов по просьбе взрослого; выполняет поручения, состоящие из

2-3 последовательных действий. Удерживает внимание на интересной для него

деятельности до 15-20 минут.

Формируются математические понятия и навыки счета: к 4-5 годам дети

считают

до

5.

Используют

в

речи

слова

«много»

и

«один»;

называют

геометрические

фигуры

и

формы

(треугольник,

круг,

квадрат,

куб,

шар).

17

Научаются выделять геометрические фигуры в окружающих предметах. Знают

и называют времена года и части суток (утро, день, вечер, ночь). Различают

правую и левую руку [23, с. 85].

У

дошкольников

в

возрасте

4-6

лет

просыпается

наглядно-образное

мышление. То есть, дошкольники мыслят наглядными образами и при этом еще

не

знакомы

с

конкретными

понятиями.

Мышление

детей

на

этом

этапе

подчинено их восприятию. Таким образом, интеллектуальное развитие ребенка

делится на несколько периодов, и каждый предыдущий создает фундамент для

последующего [8, с. 28].

Главное

условие

интеллектуального

развития

ребенка

хорошая

атмосфера в семье. Любящие родители, которые всегда адекватно отреагируют

на просьбу, помогут дружеским советом и делом, создают благоприятную почву

для развития. Спокойный, уверенный в своей значимости в этом мире ребенок

будет

с

большим

интересом

изучать

все,

что

его

окружает,

а

значит

и

гармонично развиваться

[20, с. 113].

Для ребенка игра - это жизнь. Игра - один из сложнейших, а в жизни

ребенка и важнейших, видов деятельности. С помощью игры можно привлечь

интерес

к

учебе,

познавательной

и

творческой

деятельности,

раскрыть

артистические

способности

дошкольников.

Можно

организовать

обучение

и

развитие ребенка в виде самой привлекательной, и главное, основной для него

деятельности - игры. Обычно игра способствует умению действовать и все

дольше концентрировать внимание. Тематические игры предполагают создание

окружающих и вымышленных ситуаций, еду несуществующих блюд, кормление

кукол придуманными кушаньями, они требуют наблюдательности, запоминания

и

воображения.

Лепка,

рисование

развивают

движения

рук

и

чувство

прекрасного

[10, с. 140].

18

В

возрасте

5-7

лет,

дети

отличаются

достаточно

высоким

уровнем

интеллектуального развития: появляется расчлененное восприятие, интенсивно

развивается воображение, вырабатываются обобщенные нормы мышления.

Для современной образовательной системы проблема интеллектуального

воспитания

чрезвычайно

важна,

повышаются

требования

к

умственному

во спит анию

подраст ающего

поколения.

Эффективное

р а з в и т и е

интеллектуальных

способностей

детей

дошкольного

возраста

одна

из

актуальных

проблем

на

сегодняшний

день.

Современные

дети

живут

и

развиваются

в

эпоху

компьютерных

и

информационных

технологий,

и

их

интеллектуальное развитие не может сводиться только к обучению конкретным

умениям: чтению, вычислениям, письму, для успешной учебы им необходимо

иметь

развитое

логическое

мышление,

устойчивое

произвольное

внимание,

хорошо тренированную смысловую память. Основы этих сложных психических

функций

можно

начинать

формировать

в

старшем

дошкольном

возрасте.

Развитие

дошкольника

можно

осуществить

только

в

естественном,

самом

привлекательном

для

него

виде

деятельности

игре.

Ребенок,

увлеченный

замыслом игры, не замечает, что он «учится», хотя при этом сталкивается с

учебными

трудностями

и

преодолевает

их.

Педагогу

лишь

остается

использовать

эту

естественную

потребность

для

вовлечения

детей

в

более

сложные и творческие формы игровой активности [22, с. 14].

Основные задачи интеллектуального воспитания дошкольников:

1.

Формирование правильных представлений об окружающем, о простейших

явлениях природы и общественной жизни;

2.

Развитие

познавательных

психических

процессов

ощущений,

восприятий, памяти, воображения, мышления, речи;

3.

Развитие любознательности и умственных способностей;

4.

Развитие интеллектуальных умений и навыков;

5.

Формирование простейших способов умственной деятельности.

19

Таким образом, интеллектуальное развитие является одним из важнейших

направлений развития детей в возрасте 5-7 лет. Эффективным средством такого

развития являются логические игры и головоломки. Обучение дошкольников

развивающим

играм

и

головоломкам

стало

хорошим

примером

того,

как

стремление к получению радости от игры постепенно переходит в радость

учения

[9, с. 15].

Используя

всестороннее

воздействие

на

сознание

ребенка,

можно

вырастить

гармонично

развитую

личность.

Процесс

интеллектуального

развития детей должны контролировать также и родители ребенка. Ведь только

в семье ребенок получает родительское одобрение, поддержку и заботу.

Выводы по 1 главе

Интеллект

система

психологических

механизмов,

обуславливающих

возможность

строить

внутри

индивида

адекватную

модель

(картину)

окружающего

мира

и

оптимально

организовывать

свое

поведение

и

деятельность

в

нем,

создавая

порядок

из

хаоса

на

основе

приведения

в

соответствие индивидуальные потребности с объективными требованиями.

Интеллект

способность

индивида

обобщенно,

схематично

осмысливать конкретную ситуацию, оптимально организовать ум при решении

нестандартных задач. Однако сущность интеллекта нельзя понять только через

описание

отдельных

его

свойств.

Носителями

интеллекта

являются

опыт

умственной

деятельности

индивида,

сформировавшееся

у

него

ментальное

пространство,

способность

к

презентации

структурного

представления

исследуемого явления в сознании индивида.

Интеллектуальное развитие – это формирование способности к овладению

и

пользованию

различными

типами

мышления

(эмпирическим,

образным,

теоретическим, конкретно-историческим, диалектическим в их единстве). Его

20

органической частью является умение подвергать самостоятельному анализу

события

и

явления

действительности,

делать

самостоятельные

выводы

и

обобщения,

а

также

речевое

развитие:

владение

и

свободное

пользование

словарным

богатством

языка.

Содержательной

стороной

интеллектуального

развития

является

общедуховное,

включающее

в

себя

определенный

объем

основных

научных

знаний

о

мире

и

способность

философской,

конкретно-

исторической оценки действительности.

Интеллект ребенка – специфическая форма организации индивидуального

познавательного

опыта,

обеспечивающая

возможность

эффективного

восприятия и понимания окружающего мира. Но познание окружающего мира у

дошкольников,

в

отличие

от

школьников,

не

концентрируется

на

учебных

занятиях – оно осуществляется в повседневной жизни, в процессе общения со

взрослыми

и

сверстниками,

в

игре,

труде,

различных

видах

продуктивной

деятельности.

Средний дошкольный возраст является важной ступенью поступательного

развития ребенка. Он осваивает много новых знаний, умений и навыков, крайне

важных для его дальнейшего полноценного развития.

Глава 2. Экспериментальное исследование интеллектуального

развития детей среднего дошкольного возраста

2.1. Организация и проведение исследования

Исследование проводилось на базе МБДОУ Детский сад №104 «Зорька»,

города Улан-Удэ, средняя группа «Лучики» и средняя группа «Гномики». В нем

приняло участие по 10 детей из каждой группы, в возрасте 4-5 лет. Целью

нашего

исследования

стало

исследование

особенностей

интеллектуального

развития детей среднего дошкольного возраста.

21

Задачи:

1.

Исследовать основные методики для психологического и педагогического

изучения

интеллектуального

развития

детей

среднего

дошкольного

возраста;

2.

Выявить

уровень

интеллектуального

развития

детей

среднего

дошкольного возраста;

3.

Разработать

методические

рекомендации

родителям

направленных

на

увеличение

степени

интеллектуального

развития

детей

среднего

дошкольного возраста.

Так, была использована методика Стребелевой Е.А.

Данная

методика

включает

в

себя

5

заданий,

которые

нацелены

на

исследование

интеллектуального

развития

детей

среднего

дошкольного

возраста. Каждое задание представлено в Приложении 1.

Был использован тест Гудинаф-Харриса "Нарисуй человека".

В приложении 2 представлена инструкция по выполнению заданий.

Методика «Самое непохожее» Венгер А.А.

В

таблице

1

представлены

критерии

и

показатели

диагностики

интеллектуального развития детей среднего дошкольного возраста.

Таблица 1.

Критерии и показатели диагностики интеллектуального развития

детей среднего дошкольного возраста

Критерии

Показатели

Методики

1 .

Ум е н и е

о п р е д е л я т ь

взаимосвязь

предметов

и

объектов.

Низкий

уровень,

ребенок

вялый,

малоактивный,

не

п р о я в л я е т

и н т е р е с а

к

заданиям. Средний уровень,

р е б е н о к

п е р и о д и ч е с к и

отвлекается,

не

усидчивый.

Высокий

уровень,

ребенок

хо р о ш о

с п р а в л я е т с я

с

заданиями,

п о с л у ш н ы й ,

активный, любознательный.

Те с т

Г уд и н а ф - Х а р р и с а

"Нарисуй человека"

22

2. Степень

сформированности у ребенка

зрительного восприятия

предметных картинок,

осознание жестовой

инструкции, анализа образца,

умения действовать по

подражанию, показу, степень

наглядно-действенного

мышления, умения

применять вспомогательное

средство, осознание речевой

инструкции, степень

сформированности

предпосылок к предметному

рисунку

Низкий уровень, у ребенка

плохое зрительное

восприятие, плохо действует

по подражанию. Средний

уровень, ребенок хорошо

понимает речевую

инструкцию, имеет хорошую

степень развития

предпосылок к предметному

рисунку. Высокий уровень,

ребенок очень хорошо

анализирует, осознает

речевую инструкцию.

Методика Стребелевой Е.А.

3. Степень овладения

мыслительными операциями

(анализ, сравнение,

объединение признаков).

Низкий уровень, ребенок

довольно плохо владеет

мыслительными операциями,

малоактивный, постоянно

отвлекается. Средний

уровень, ребенок обладает

умениями сравнивать и

объединять по признакам.

Высокий уровень, ребенок

очень хорошо владеет

мыслительными операциями.

Методика «Самое

непохожее» Венгер А.А.

2.2. Анализ результатов исследования развития памяти у детей

среднего дошкольного возраста

В

результате

проведения

эмпирической

части

исследования

были

получены

следующие данные.

При

выполнении

теста

Гудинаф-Харриса

"Нарисуй человека", семь детей из экспериментальной группы набрали от 26

до 30 баллов. Данные дети имеют высокий уровень умственного развития. Дети

хорошо

умеют

определять

взаимосвязь предметов

и

объектов,

дети

23

были внимательными

при

выполнении

данного

задания,

хорошо

слушали

инструкцию и не отвлекались на посторонние дела

.

Остальные 3 детей набрали от 15-19 б., в связи, с чем имеют средний

уровень интеллектуального развития. Это можно объяснить тем, что дети были

не до конца внимательны при выполнении задания, иногда отвлекались. Детей с

низким уровнем интеллектуального развития выявлено не было.

При проведении данного теста в контрольной группе были получены

следующие результаты. Шестеро детей набрали от 26 до 29 баллов исходя из

этого, данные дети имеют высокий уровень интеллектуального развития. Это

связано

с

тем,

что

дети

были

нацелены

на

получение

положительного

результата,

они

старались

выполнять

задание

как можно

лучше,

были

внимательны и на что не отвлекались.

Трое

детей

имеют средний

уровень интеллектуального

развития. Они

набрали от 14-18 баллов, несмотря на то, что дети были нацелены на результат,

во время исследования периодически отвлекались на разговоры с друг другом.

Одни ребенок из контрольной группы имеет низкий уровень интеллектуального

развития

(5

б.).

Это

можно

объяснить

тем,

что

он

без

особого

интереса

приступил

к

выполнению

предложенного

задания,

был

вялым.

Данные

по

методике приведены в таблице 2. Полученные данные свидетельствуют о том,

что уровень развития интеллекта в экспериментальной и контрольной группах

примерно одинаков.

Таблица 2.

Оценка уровня интеллекта по методике Гудинаф-Харриса

Показатель уровня

интеллекта

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Чел.

%

Чел.

%

Высокий

7

70%

6

60%

Средний

3

30%

3

30%

Низкий

0

0%

1

10%

24

В результате проведения методики Стребелевой Е.А. в экспериментальной

группе были получены следующие результаты. С первым заданием хорошо

справились четверо детей. Они хорошо различали цвета, выделяли их по слову,

а также отлично называли основные цвета. Все они были заинтересованы в

конечном итоге.

Другие дети различали только два цвета, но не выделяли цвет по слову

даже после того, как прошли обучение. Они были безразличны к конечному

результату. Двое детей различали и выделяли цвет по слову, а также проявляли

некий интерес к результату.

Выполняя

второе

задание,

пятеро

детей

сразу

его

поняли.

Они

самостоятельно

складывали

разрезную

картинку,

а

также

являлись

заинтересованными в конечном итоге. Другие дети также сразу поняли задание,

но складывали картинку лишь с помощью взрослого. После того, как прошли

обучение, начали сами складывать картинку, а также понимали, что конечный

результат был положительный. Остальные дети складывали разрезную картинку

с помощью взрослого. К конечному итогу были безразличны, самостоятельно

сложить картинку не смогли.

При

выполнении

третьего

задания

шестеро

детей

правильно

его

выполняли по образцу. Они были заинтересованы в конечном итоге. Трое детей

правильно поняли задание, но строили «молоточек» только после повторениями

за действиями взрослого. Являлись заинтересованными в конечном итоге. Один

ребенок после обучения пытался выстраивать фигуру, но соответствие образцу

не было достигнуто. К конечному результату были безразличны.

При выполнении четвертого задания практически все дети сразу нашли

правильное решение и выполнили задание, а также были заинтересованы в

конечном итоге. Другие дети пытались достать тележку за один конец тесемок.

После нескольких попыток достигли результата, а также понимали конечный

25

итог выполняемых действий. Один ребенок пытался достать рукой цель. После

двух неудачных попыток полностью отказался от выполнения задания.

При выполнении последнего задания четверо детей выполняли задание

соответственно

речевой

инструкции.

Присутствовала,

заинтересованы

в

конечном итоге (в большинстве ситуаций это прямая непрерывная линия). У них

была

конкретно

выявлена

основная

рука,

наблюдалось

согласованность

действий

каждой

руки.

Остальные

дети

поняли

инструкцию,

пытались

нарисовать дорожку, изображая ее многократными прерывистыми линиями без

конкретного направления. Понимали конечный итог выполняемых действий.

Была выявлена основанная рука, но не существовало согласованности действий

обеих рук. У одного ребенка было желание что-то изобразить (черкание). К

конечному изображению являлся безразличным. Не была определена главная

рука, а также не существовало согласованности действий каждой руки.

В

результате

проведения

методики

Стребелевой

Е.А.

в

контрольной

группе были получены следующие результаты. С первым заданием хорошо

справились трое детей. Они довольно неплохо отличали цвета, распределяли их

по слову, а также верно называли основные цвета. Все были заинтересованы в

конечном итоге.

Остальные дети отличали только два цвета, но не выделяли цвет по слову

даже после того, как прошли обучение. Они не были заинтересованы в конечном

результате. Один ребенок различал и выделял цвет по слову, а также проявляли

некий интерес к результату.

При выполнении второго задания, четверо детей сразу поняли, как верно

его

делать.

Они

сами

складывали

разрезную

картинку,

а

также

были

заинтересованы в конечном итоге. Остальные дети также сразу поняли задание,

но складывали картинку только при помощи взрослого. После того, как прошли

обучение, начали сами складывать картинку, а также понимали, что конечный

результат

был

положительный.

Оставшиеся

дети

складывали

разрезную

26

картинку

при

помощи

взрослого.

К

конечному

итогу

были

безразличны,

самостоятельно сложить картинку не смогли.

При выполнении третьего задания пятеро детей правильно его выполняли

только по образцу. Они были заинтересованы в конечном итоге. Четверо детей

правильно поняли задание, но строили «молоточек» только после повторениями

за действиями взрослого. Являлись заинтересованными в конечном итоге. Один

ребенок после обучения пытался выстраивать фигуру, но соответствие образцу

не было достигнуто. К конечному результату были безразличны.

При выполнении четвертого задания практически каждый ребенок сразу

нашел правильное решение и выполнил задание, дети были заинтересованы в

конечном

итоге.

Остальные

дети

пытались

достать

тележку

за

один

конец

тесемок. После нескольких попыток они все же достигли результата, а также

осознавали конечный итог выполняемых действий.

При выполнении последнего задания пятеро детей выполняли задание

соответственно речевой инструкции. Были заинтересованы в конечном итоге. У

них была конкретно выявлена основная рука, наблюдалось согласованность

действий

каждой

руки.

Остальные

дети

поняли

инструкцию,

пытались

нарисовать дорожку, изображая ее многократными прерывистыми линиями без

конкретного направления. Понимали конечный итог выполняемых действий.

Была выявлена основанная рука, но не существовало согласованности действий

обеих рук.

Таким

образом,

в

соответствии

с

проведенным

исследованием

детей

можно разделить на три основные группы.

В первую группу входят дети, у которых самим не получатся сделать

задание. Они с большим трудом вступают в контакт с взрослыми, а также

действуют без учета свойств предметов. В ситуации обучения, когда взрослый

просит сделать задание по подражанию, большинство из них справляются.

Однако после обучения самостоятельно сделать задание дети данной группы так

27

и не могут, что говорит о том, что они не смогли понять данный принцип

действия.

Во

вторую

группу

входят

дети,

которые

с

большим

интересом

сотрудничают с взрослыми. Они сразу же начинают делать задания, хорошо

осознают условия данных заданий и пытаются их сделать. Но, самостоятельно в

большинстве

ситуаций

у

них

не

получается

отыскать

нужный

способ

исполнения в связи с чем они периодически просят помощи у взрослого. После

того,

как

был

продемонстрирован

способ

верного

исполнения

задания

большинство

из

них

могут

сами

его

сделать,

при

этом

показав

огромную

заинтересованность в итоге своей работы.

В третью группу входят дети, которые с большим интересом принимают

все

задания,

делают

их

сами,

при

этом

действуя

на

уровне

практического

ориентирования,

а

в

некоторых

ситуациях

и

на

уровне

зрительного

ориентирования. При этом они являются очень заинтересованными в итоге

своей работы.

Характеристика оценки уровня интеллекта по методике Стребелевой Е.А.

приведена в таблице 3. Полученные данные свидетельствуют о том, что уровень

развития интеллекта в экспериментальной и контрольной группах примерно

одинаков.

Таблица 3.

Оценка уровня интеллекта по методике Стребелевой Е.А.

Показатель уровня

интеллекта

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Чел.

%

Чел.

%

Высокий

6

60%

5

50%

Средний

3

30%

3

30%

Низкий

1

10%

2

20%

В результате проведения исследования в экспериментальной группе по

методики Венгер А.А. были получены следующие результаты.

Пятеро детей

имеют высокий уровень выполнения задания. Данные дети при выборе самой

28

непохожей фигуры в подавляющем большинстве случаев ориентировались на

все три признака и называли их один или два раза. Четверо детей обладают

средним уровнем выполнения задания. Данные дети в большинстве случаев

делали выбор самой непохожей фигуры по двум признакам и называли один.

Один

ребенок

имеет

низкий

уровень

выполнения

задания.

Он

в

основном

ориентировался на один признак, при этом, не называя его.

В итоге можно сделать вывод о том, что большинство детей в группе

имеют достаточно большой уровень овладения мыслительными операциями.

Они довольно хорошо умеют проводить сравнение и анализ.

По итогам проведения исследования в контрольной группе по методики

Венгер А.А. шестеро детей обладают довольно большим уровнем выполнения

задания. Дети при выборе самой непохожей фигуры ориентировались на все три

признака и называли их один или два раза. Трое детей имеют средний уровень

выполнения задания. Дети в основном делали выбор самой непохожей фигуры

только по двум признакам и называли один. Один ребенок, также как и в

экспериментальной группе обладает низким уровнем выполнения задания. Он в

основном ориентировался на один признак, при этом, не называя его.

Таким образом, дети в двух группах показали практически одинаковые

результаты.

Дети

в

подавляющем

большинстве

обладают

высоким

уровнем

выполнения задания, остальные средним, и один ребенок в каждой группе имеет

низкий уровень выполнения задания.

Характеристика оценки уровня выполнения задания по методики Венгера

А.А. приведена в таблице 4. Полученные данные свидетельствуют о том, что

уровень выполнения задания в обеих группах практически одинаковый.

Таблица 4

Количественное распределение дошкольников

по уровням выполнения задания.

29

Показатель уровня

интеллекта

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Чел.

%

Чел.

%

Высокий

5

50%

6

60%

Средний

4

40%

3

30%

Низкий

1

10%

1

10%

Таким образом, исходя из итоговых показателей, которые представлены на

диаграмме 1 можно сделать вывод о том, что количество детей, имеющих

высокий

уровень

интеллектуального

развития

в

экспериментальной

группе

больше, чем в контрольной. Так, в экспериментальной группе 40% детей имеют

высокий

уровень

интеллектуального

развития,

что

на

10%

больше

чем

в

контрольной. Количество детей, имеющих низкий уровень интеллектуального в

развития в двух группах одинаковый, и составляет по 30% в каждой группе.

Количество

детей

со

средним

уровнем

интеллектуального

развития

в

контрольной группе больше (50%), чем в экспериментальной (30%).

Выводы по главе 2

Для проверки различия результатов контрольной и экспериментальной

групп интеллектуального развития использовались различные методики. При

сравнении исходного уровня развития интеллекта у детей экспериментальной и

контрольной группы результаты оказались сравнительно одинаковые.

Важным

моментом

при

проведении

исследования

являлся

выбор

критериев

оценки

полученных

результатов.

Оценка

проводилась

согласно

методическим указаниям интерпретации результатов тестирования.

30

У

детей,

как

в

экспериментальной,

так

и

в

контрольной

группах

достаточно

хорошо

развито

умение

определять

взаимосвязь

предметов

и

объектов, они хорошо понимают жестовые инструкции, умеют делать анализ

образца,

действуют

по

подражанию,

обладают

довольно

высоким

уровнем

наглядно-действенного мышления, умеют применять вспомогательное средство,

а

также

обладают

хорошим

уровнем

сформированности

предпосылок

к

предметному рисунку. Большинство детей в группах имеют достаточно большой

уровень овладения мыслительными операциями. Они довольно хорошо умеют

проводить сравнение и анализ. Дети в подавляющем большинстве обладают

высоким уровнем выполнения задания, остальные средним, и один ребенок в

каждой группе имеет низкий уровень выполнения задания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Интеллектуальное развитие - это и процесс, и уровень познавательной

деятельности

подрастающего

человека

во

всех

ее

проявлениях:

знаниях,

познавательных

процессах,

способностях

и

др.;

оно

осуществляется

в

результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды.

Ведущая, определяющая роль в интеллектуальном развитии принадлежит

систематическому интеллектуальному воспитанию. Оно, как целенаправленное

педагогическое воздействие, включает организацию и руководство процессом

31

освоения

знаний

и

управление

процессом

формирования

системы

интеллектуальных действий и познавательных способностей.

Предметом

особой

заботы

воспитателей

детского

сада

является

интенсивное

формирование

интеллектуального

развитие

д е т е й .

Интеллектуальная

деятельность

дошкольника

осуществляется

продуктивно,

если одновременно и слаженно развивается логическое и образное мышление.

Наилучшее запоминание обеспечивается тогда, когда в восприятии участвуют

все органы чувств одновременно. Такое восприятие стимулирует творчество

детей, способствует самореализации личности ребенка. Методика обучения и

воспитания

детей

должна

быть

рассчитана

на

более

полное

использование

образного мышления, на игровые методы познания окружающего мира.

И н т е л л е к т у а л ь н о е

р а з в и т и е

л и ч н о с т и

м о г у т

о б е с п е ч и т ь

высококвалифицированные

специалисты:

выбрать

такую

программу

и

технологию

обучения,

которая

в

большей

степени

отвечает

особенностям

субъектов системы и быть способным к конструированию элементов авторской

методики на основе собственных воззрений. Именно педагоги высокого класса

способны

внести

в

действие

резервы

главного

воспитательного

возраста

-

дошкольного.

В современных условиях разные образовательные программы ДОУ по-

разному рассматривают интеллектуальное развитие дошкольников. При этом

поддержание,

сохранение

психологического

здоровья

детей

-

одна

из

важнейших

задач

детских

учебных

и

воспитательных

учреждений.

От

её

решения,

зависит

как

построение

оптимальной

программы

воспитания

дошкольников,

так

и

формирование

интеллектуального

развития.

Интеллектуальное

развитие

дошкольников

-

это

систематическое

и

целенаправленное педагогическое воздействие на подрастающего человека с

целью развития ума.

32

Результаты исследований показали, что уровень развития мыслительных

процессов

у

детей

данного

возраста

соответствует

возрастным

показателям

развития

мышления

в

старшем

дошкольном

возрасте.

Решая

определенные

мыслительные

задачи,

они

рассуждают,

высказывают

суждения,

задают

вопросы, строят умозаключения и исходят при этом из определенных понятий о

предметах и явлениях окружающего мира. Детский интеллект в этом возрасте

функционирует

на

основе

системности.

В

нем

представлены

и

при

необходимости

одновременно

включаются

в

работу

все

виды

и

уровни

мышления:

наглядно-действенное,

наглядно-образное

и

словесно-логическое

(простейшие виды логических рассуждений).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Анисимова

Т.Г.

Проблема

интеллектуального

развития

детей

старшего

дошкольного

возраста

как

условие

успешного

обучения

в

школе

/

Т.Г.

Анисимова // Педагогика. – 2015.– №6. – С. 12-19.

2.

Березина

Ю.Ю.

Критерии

развития

познавательного

интереса

у

детей

старшего дошкольного возраста / Ю.Ю. Березина // Московский педагогический

государственный университет. – 2013. – №8. – С. 192-200.

33

3.

Бурмистрова Е.В. Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста:

проблемы и перспективы решения / Е.В. Бурмистрова // Вопросы психологии. –

2015. – №1. – С. 5-19.

4.

Выготский

Л.С.

Обучение

и

развитие

в

дошкольном

возрасте

/

Л.С.

Выготский // Психология развития ребенка. – 2014. – №7. – С. 89-94.

5.

Галеева

А.Р.

Исследование

уровня

развития

мыслительных

операций

у

детей

старшего

дошкольного

возраста

//

Международный

журнал

экспериментального образования. – 2015. – № 12-2. – С. 187-188.

6.

Голицин В.Б. Познавательная активность дошкольников / В.Б. Голицин //

Российская педагогика. – 2017. – № 3. – С. 19-23.

7.

Годовикова Д.П. Общение и познавательная активность у дошкольников /

Д.П. Годовикова // Вопросы психологии. – 2014. – № 1. – С. 8-15.

8.

Гризик Т. Методологические основы познавательного развития детей / Т.

Гризик // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 10. – С. 22-31.

9.

Дозморова Ю.М. Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста /

Ю.М. Дозморова // WomanAdvice. – 2016. – №3. – С. 12-17.

10.

Дьяченко О.М. Индивидуальные различия в развитии ребенка / Дьяченко

О.М. // Психологии. – 2007. – №3. – С. 138-142.

11.

Ильин В.А. Особенности интеллектуального развития и статус в группе

детского сада у детей дошкольного возраста / В.А. Ильин // Психологическая

наука и образование. – 2014. – №4. – 46-56.

12.

Истомина З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников /

З.М. Истомина // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. –

2014. – №8. – С. 67-77.

13.

Киселева Э.Р. Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста /

Э.Р. Киселева // Проблемы науки. – 2017. – №1. – С. 7-18.

14.

Миназова Л.И. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста /

Л.И. Миназова // Образование и наука. – 2015. – №2. – С. 12-17.

15.

Овчинникова

Т.Н.

Личность

и

мышление

ребенка,

диагностика

и

коррекция / Т.Н. Овчиникова. М.: Логос, 2014. – 216 с.

34

16.

Поддьяков Н.Н. К вопросу о развитии мышления дошкольников / Н.Н.

Поддъяков // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – 2016.

– №7. – С. 56-66.

17.

Смолер Е.И. Развитие интеллектуальной активности детей дошкольного

возраста / Смолер Е.И. – 2012. – 217 с.

18.

Савинова Ю.А.

Развитие интеллектуальных способностей детей среднего

дошкольного возраста посредством развивающих дидактических игр / Савинова

Ю.А. // Вопросы психологии. – 2016. – №7. – С. 14-18.

19.

Рошка Г. Что и почему запоминает ребенок / Г. Рошка //Дошкольное

воспитание. – 2016. – №3. – С. 9-12.

20.

Родина Е.В. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников / Е.В.

Родина. – М.: «Академия», 2012. – 208 с.

21.

Романько Е.Н. Интеллектуальное развитие дошкольников в условиях ФГОС

ДОУ / Е.Н Романько // Психология личности. – 2015. – №6. – С. 9-19.

22.

Султанахметова

И.Г.

Развитие

интеллектуальных

качеств

детей

дошкольного

возраста

в

процессе

детского

экспериментирования

/

И.Г.

Султанахметова // Образование и воспитание.– 2016. – №1. – С. 8-16.

23.

Тихомирова

Л.Ф.

Формирование

и

интеллектуальных

способностей

ребенка. - М.: Рольф, 2017. – 142 с.

24.

Ткачук

Е.А.

Некоторые

показатели

интеллектуального

развития

и

тревожности детей дошкольного возраста в условиях информатизации / Е.А.

Ткачук // Фундаментальные исследования. – 2013. – №5. – С. 925-929.

25.

Тупичкина Е. Программно-методическое обеспечение интеллектуального

развития современного ребенка / Е. Тупичкина // Детский сад от А до Я. – 2009.

– №1. – С.8-14.

26.

Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение / Н.И. Чуприкова //

Психологические основы развивающего обучения. – 2015. – №3. – С. 11-19.

27.

Чугунова

Н.Н.

Индивидуальный

план

повышения

профессионального

уровня «Развитие интеллекта дошкольников в соответствии с Федеральными

Государственными

Образовательными

Стандартами»

/

Н.Н.

Чугунова

//

Дошколенок. – 2016. – №1. – С. 2-10.

35

28.

Шендыгаева Н.В. Умственное воспитание детей дошкольного возраста /

Н.В. Шендыгаева // Дошкольная педагогика. – 2017. – №1. – С. 9-17.

29.

Щербакова

Т.А.

Исследования

уровня

и

динамики

интеллектуального

развития детей дошкольного и младшего школьного возраста / Щербакова Т.А. //

Молодой ученый. – 2009. – №2. – С. 324-327.

30.

Яфаева

В.Г.

Развитие

интеллектуальных

способностей

ребенка

/

В.Г,

Яфаева // Молодой ученый. – 2017. – №1. – С. 8-13.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Список детей участвующих в исследовании

Отбор

испытуемых

проводился

методом

случайной

выборки.

Характеристика по полу следующая 40% мальчиков и 60% девочек.

Список детей, которые приняли участие в исследовании представлены в

таблице 1.

Ф.И.О. ребенка

Дата рождения

1.

Р. Маша

06.10.2013 г.

2.

З. Марина

06.02.2013 г.

3.

Б. Ира

22.11.2013 г.

4.

К. Саша

19.07.2013 г.

5.

В. Глеб

30.04.2013 г.

6.

М. Таня

27.02.2013 г.

7.

Б. Даша

17.07.2013 г.

8.

П. Леша

05.12.2013 г.

9.

Г. Андрей

10.10.2013 г.

10.

Г. Зина

20.11.2013 г.

36

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Инструкции по проведению теста «Нарисуй человека»

Ребёнку

выдаётся

лист

белой

бумаги

стандартного

формата

и

один

простой карандаш. Ребёнка просят "как можно лучше" нарисовать человека

("мужчину", "дяденьку"). По ходу рисования комментарии не допускаются.

Если ребёнок выполняет рисунок человека не в полный рост, ему предлагают

сделать новый рисунок. По завершении рисования проводится дополнительная

беседа с ребёнком, в которой уточняются непонятные детали и особенности

изображения. Тестирование проводилось исключительно индивидуально.

37

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Сводная таблица результатов исследования

Имя ребенка

Умение

определять

взаимосвязь

предметов

и

объектов.

Степень

сформированности

у

р е б е н к а

зрительного

восприятия

предметных

картинок, осознание

жестовой

инструкции и т.д.

С т е п е н ь

о в л а д е н и я

мыслительными

операциями, такими как

анализ,

сравнение,

а

т а к ж е

о б ъ е д и н е н и е

признаков.

Уровень

интеллекту

ального

развития

1.

Маша

30

15

10

Высокий

2.

Марина

29

11

9

Средний

3.

Ира

19

7

7

Низкий

4.

Саша

26

14

10

Высокий

5.

Глеб

27

13

10

Высокий

6.

Таня

27

13

6

Средний

7.

Даша

15

10

9

Низкий

8.

Леша

28

15

7

Высокий

9.

Андрей

18

12

6

Низкий

10.

Зина

30

11

5

Средний

11.

Маша

28

15

8

Высокий

12.

Ира

17

10

4

Низкий

13.

Катя

29

6

10

Средний

14.

Костя

29

5

6

Средний

15.

Степан

26

9

7

Средний

16.

Павел

14

12

6

Низкий

17.

Юля

5

11

10

Низкий

18.

Даша

27

10

8

Высокий

19.

Лиза

26

13

9

Средний

20.

Павел

18

15

7

Средний

Уровни:

Низкий (30-40) 6

детей – 30%

Средний (40-50) 8

детей - 40%

Высокий (50-60) 6

38

детей – 30%

39



В раздел образования