Автор: Кохан Екатерина Витальевна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: МБОУ "Школа № 5"
Населённый пункт: ЯНАО г.Муравленко
Наименование материала: развивающая программа
Тема: "Программа познавательного развития учащихся младшего школьного возраста"
Раздел: среднее образование
Программа познавательного развития
учащихся младшего школьного возраста
«Эврика»
Подготовила:
Педагог-психолог:
Кохан Е.В.
Тематический план для занятий
с младшими школьниками
№
занят
ия
Цели и задачи
Названия упражнений
№ 1
Р а з в и т и е
в н и м а н и я ,
связанного
с
координацией
слухового
и
двигательного
анализаторов
1.
Гимнастика
для
пальчиков
«Мы
капусту»
2. Упражнение «Корректурная проба»
3. Игра «Буквы алфавита»
4. Игра «Пишущая машинка»
5. Игра «Четыре стихии»
6. Игра «Писатель или не писатель»
№ 2
Развитие
памяти,
снятие
эмоционального напряжения.
1. Разминка
2. Игра «Что изменилось»
3. Игра «Все помню»
4. Игра «Живые картины»
5. Упражнение «Заметь все»
№ 3
Развитие мышления
1.Упражнение
«Назови
од н и м
словом»
2.Упражнение
«Найди
лишнюю
картинку»
3.Упражнение «Найди лишнее слово»
4. Игра «Отвечай быстро»
№ 4
Развитие
произвольности
и
мелкой моторики руки, снятие
эмоционального
напряжения
(тонизирование
организма,
получение
положительных
эмоций)
1.
Гимнастика
для
пальчиков
«Моя
семья»
2. Упражнение «Раскрась картинки»
3. Упражнение «Лабиринты»
4. Разминка «Клеевый дождик»
5. Упражнение «Нарисуй точно такие
же».
№ 5
Развитие речевого аппарата и
лексикона воспитанников
Читаем и обсуждаем сказки:
1.Первая рыбка
2.Пузырь, Соломинка и Лапоть
3.Познакомился
4.Про нос и язык
5.Тошкины сны
№ 6
Развитие мышления
Разгадываем загадки
№ 7
Р а з в и т и е
у м е н и я
концентрировать внимание на
деталях
1. Разминка
2. Игра «Волшебное слово»
3. Игра «Что нового»
4. Игра «Будь внимателен»
№ 8
Развитие внимания
1 . У п р а ж н е н и е
« Н а й д и
д в а
одинаковых предмете»
2.Упражнение «Найди отличия»
3.Упражнение
«Срисовывание
по
клеточкам»
4. Разминка
5.Упражнение «Сколько чего»
№ 9
Развитие речевого аппарата и
лексикона воспитанников.
1.Упражнение «Кто наблюдательней»
2.Упражнение «Полслова за вами»
3.Игра «Догадайся, что показал»
4.Игра «Опиши предмет»
5.Упражнение «Расшифруй письмо»
6.Упражнение «Кто лучше»
№ 10
Развитие мышления
1.Упражнение «Говори наоборот»
2.Игра «Бывает не бывает»
3.Упражнение «Угадай по описанию»
4.Упражнение «Разложи по порядку»
5 . Уп р а ж н е н и е
« о т г а д ы в а н и е
небылиц»
№ 11
Развитие памяти
1.Разминка
2.Игра «Ряд слов»
3.Игра «Подарок из дальних стран»
4.Упражнение «Запомни все»
Занятие №1.
Цели занятия: Развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного
анализаторов.
1.Гимнастика для пальчиков «Мы капустку».
Мы капустку рубим, рубим,
Мы капустку солим, солим,
Мы капустку трем, трем,
Мы капустку жмём, жмём.
Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев,
потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.
2. Упражнение «Корректурная проба»
3. Игра «Буквы алфавита»
Цель: развитие внимания.
Процедура игры: каждому ребенку присваивается определенная буква алфавита.
Ведущий называет букву, тот ребенок, которому присвоена буква, делает хлопок.
4. Игра «Пишущая машинка»
Цель: развитие волевого (произвольного) внимания, закрепление навыков чтения.
Процедура игры: как и в предыдущей игре каждому ребенку присваивается буква
алфавита. Не следует присваивать буквы й, ь (мягкий знак), т.к они редко встречаются в
односложных словах.
Ведущий пишет слово на доске мелом. Затем дети, которым присвоены буквы, хлопают в
ладоши (по одному хлопку) в той последовательности, в какой их буквы стоят в данном
слове. Когда все слово «напечатано», все дети хлопают в ладоши.
5. Игра «Четыре стихии»
Цель:
развитие
внимания,
связанного
с
координацией
слухового
и
двигательного
анализаторов.
Процедура:
дети
сидят
на
стульях
по
кругу,
по
команде
ведущего
выполняют
определенные движения руками.
Команды
Движения руками
«Земля»
Дети опускают руки вниз
«Вода»
Дети вытягивают руки перед собой
«Воздух»
Дети поднимают руки вверх
«Огонь»
Дети вращают руками в локтевых суставах, и
крутятся на месте.
6. Игра «Писатель или не писатель»
Цель: развитие внимания
Процедура: ведущий называет фамилии писателей, и каждый раз на слове писатель
поднимает вверх правую руку. Все играющие должны поднимать руку вслед за ним.
Неожиданно водящий вставляет в своей перечень фамилии других известных людей, не
являющимися писателями, но ведущий все равно прибавляет к ним слово писатель, и
поднимает
руку
вверх.
Играющие
не
должны
поддаваться
на
провокацию.
Тот,
кто
ошибается, выходит из игры. Игра должна идти в быстром темпе.
Занятие №2.
Цель занятия: Развитие памяти, снятие эмоционального напряжения.
1.Разминка. «Летает – не летает»
Дети
свободно
передвигаются
по
комнате:
бегом,
вприпрыжку,
кружась.
Ведущий
называет любые слова (рыба, самолёт, дерево). Если то, что названо, может летать, дети
имитируют полёт; если то, что названо, может плавать – имитируют плавание; если не
плавает, не летает – то дети останавливаются. Самый внимательный тот, кто ни разу не
ошибся.
2.Игра «Что изменилось»
Цель игры: развитие памяти
Процедура:
ведущий
раскладывает
мелкие
предметы
на
столе
(ручки,
карандаши,
ластики, линейки, тетради). Количество предметов 8-10. Первый участник подходит к
столу и в течении 30 секунд смотрит на предметы, стараясь запомнить их расположение.
Потом он поворачивается спиной к столу, а ведущий перекладывает 3-4 предмета по
другому. Участник должен сказать, что изменилось.
3. Игра «все помню»
Цель игры: учимся запоминать слова по заданному порядку.
Процедура игры: Ведущим делается подборка слов на определенную тему (названия
городов, животных, растений). Участники игры по кругу называют, например, названия
городов. Первый игрок говорит название города, второй повторяет уже названный город и
добавляет к нему свой город и т.д. Повторять нужно их в том же порядке не пропуская ни
одного. Допустивший ошибку, выбывает из игры.
4. Игра «Живые картинки»
Цель: развитие памяти
Процедура: Психолог вместе с детьми придумывает сюжет «живой картины». Например:
совершая поход, вы остановились на привале. Картина должна быть «нарисована» в двух
положения, с небольшими изменениями. Пока картина выстраивается, один игрок должен
выйти за дверь. Когда картина готова он заходит, запоминает картину, отворачивается,
картина меняется, игрок поворачивается и называет все изменения, которые он заметил.
Занятие №3
Цель занятия: развитие мышления.
1.Упражнение «Назови одним словом»
Цель: развитие словесно-логического мышления, развитие словарного запаса ребенка.
Процедура: Ребенку зачитываются слова и просят назвать их одним словом. Например:
лиса, заяц, волк – дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива – фрукты.
Для детей МШ возраста, можно дать обобщающее слово, и предложить им назвать
конкретные предметы, относящиеся к конкретному слову. Например, транспорт, птицы,
деревья.
2.Упражнение «Найди лишнюю картинку»
Цель: развитие
наглядно-образного
мышления,
мыслительных
процессов
обобщения,
выделения существенных признаков.
Процедура: Психолог подбирает серию картинок, среди которых три картинки можно
объединить в группу по какому-либо признаку, а четвертая лишняя. Предложить ребенку
найти лишнюю картинку. Спросить, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые
он оставил.
3.Упражнение «Найди лишнее слово»
Цель: развитие словесно-логического мышления (познание с помощью слов, понятий,
рассуждений).
Процедура: ребенку зачитывается серия слов. Психолог предлагает определить, какое
слово лишнее.
Старый, дряхлый, маленький, ветхий
Храбрый, злой, смелый, отважный
Термометр, часы, очки, градусник.
Яблоко, слива, огурец, груша.
4. Игра «Отвечай быстро»
Цель: развитие гибкости, оригинальности, точности, беглости мышления, воображения.
Процедура: Ведущий, бросая мяч ребенку, называет цвет, ребенок, возвращая мяч, должен
быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но и любое качество
(вкус, форму) предмета.
Занятие №4.
Цель занятия: развитие произвольности и мелкой моторики руки, снятие эмоционального
напряжения (тонизирование организма, получение положительных эмоций).
1. Гимнастика для пальчиков «Моя семья»
Моя семья:
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья!
Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончанию покрутить кулачком.
2. Упражнение «Раскрась картинки»
Цель: развитие графических навыков.
Психолог раздает детям картинки и просит их раскрасить данные картинки.
3. Упражнение «Лабиринты»
Цель: развитие мышления.
Процедура: психологом дается инструкция: «Нарисовать путь от центра до выхода, не
отрывая карандаш и не пересекая линии».
4. Разминка «Клеевый дождик».
Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие сплоченности детей.
Процедура: дети выстраиваются в шеренгу, психолог дает различные команды, которые
дети должны выполнять, не отпуская друг друга. Например:
пройти от одной стены
комнаты до другой, обходя все препятствия, перелезть с одного стула на другой и т.д.
5. Упражнение «Нарисуй точно такие же».
Цель: развитие мелкой моторики руки.
Процедура: психолог дает детям образец картинки, с изображением узора, и просит детей
нарисовать точно такой же.
Занятие №5.
Цель занятия: развитие речевого аппарата и лексикона воспитанников
Читаем и обсуждаем сказки:
1.Первая рыбка
2.Пузырь, Соломинка и Лапоть
3.Познакомился
4.Про нос и язык
5.Тошкины сны
Занятие №6.
Цель занятия: развитие мышления
Разгадываем загадки.
Занятие №7.
Цель занятия: развитие умения концентрировать внимание на деталях.
1. Разминка «Дракон кусает свой хвост».
Цель: снятие напряжения, невротических состояний, страхов.
Процедура: звучит веселая музыка, все участники встают один за другим. Первый человек
«голова дракона», последний «хвост дракона».«Голова» пытается поймать «хвост», а тот
старается увильнуть от нее. Психолог следит за тем, что бы участники не отпускали друг
друга. В роли «головы» и «хвоста» должны побывать все участники.
2. Игра «Волшебное слово»
Цель: развитие произвольности, самоконтроля и внимания.
Процедура: Дети становятся с ведущим в круг, который объясняет, что будет показывать
разные движения, а дети должны их повторить, но только в том случае, если ведущий
говорит слово «пожалуйста». Если психолог не произносит данное слово, дети остаются
неподвижными.
3. Игра «Что нового»
4. Игра «Будь внимателен»
Цель: стимулирование внимания.
Процедура: дети стоят свободно. Звучит музыка, дети маршируют под музыку. В ходе
марша даются разные команды. Дети реализуют движение в соответствии с командой.
Команда
Движение
Зайчики
Дети прыгают, имитируя движения зайца
Лошадки
Дети ударяют ногой об пол, как будто лошадь бьет копытом
Раки
Дети пятятся, как раки (спиной)
Птицы
Дети бегают, раскинув руки (имитация полета птицы)
Аист
Стоят на одной ноге
Лягушка
Присесть и скакать в присядку
Собачки
Дети сгибают руки (имитация движения, когда «собака
служит») и лают
Курочки
Дети ходят, «ищут зерна» на полу и произносят «ко-ко-ко»
Корова
Дети встают на руки и ноги (4 ноги у коровы) и произносят
«му-у-у»
Занятие №8
Цель: развитие внимания.
1.Упражнение «Найди два одинаковых предмете»
Цель: развитие наглядно-образного мышления, мыслительных процессов обобщения,
выделения существенных признаков.
Процедура: психолог предлагает карточки с изображением 4-5 предметов, из которых два
предмета одинаковые. Требуется найти одинаковые предметы, объяснить свой выбор.
2.Упражнение «Найди отличия»
Предлагается карточка с изображением двух картинок, имеющих несколько различий.
Необходимо как можно быстрее найти эти отличия.
3.Упражнение «Срисовывание по клеточкам»
Ребенку дается лист в клеточку (крупную или мелкую), образец для рисования (орнамент
или замкнутая фигура), карандаш. Необходимо перерисовать узор по клеточкам.
4. Разминка «Между лбами»
Цель: Обучение координации совместных действий, уверенному поведению в необычной
ситуации.
Процедура: участники делятся на пары, каждая пара получает один лист бумаги формата
А4. Их задача: совместно переместиться по заданной ведущим траектории (в простейшем
случае это прямая от одной стены до другой), зажав лист между лбами. Руки при этом за
спиной, придерживать лист губами, зубами, деталями одежды и т.д. нельзя. Если лист
падает, пара возвращается на исходную позицию и начинает движение сначала. Когда
участники немножко освоятся с таким способом перемещения, можно разделить их на 2-3
команды и организовать эстафету.
5.Упражнение «Сколько чего»
Ребенка просят осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся предметов
начинающихся на определенную букву или все стеклянные и металлические, все круглые
или все белые предметы.
Занятие №9
Цель: развитие речевого аппарата и лексикона воспитанников
1.Упражнение «Кто наблюдательней»
Цель: закрепление знаний о буквах, развитие внимания и наблюдательности.
Процедура: в ходе игры ведущий предлагает детям письменный текст, где дети находят
выбранную букву.
2.Упражнение «Полслова за вами»
Цель: развитие речи, пополнение словарного запаса и развитие фонематического слуха.
Процедура: психолог произносит начало слова (название предмета), дети заканчивают
слово.
3. Игра «Догадайся, что показал»
Цель: развитие внимания, наблюдательности, речи, терпения.
Процедура: ведущий изображает предмет (живой или не живой), не произнося никаких
звуков.
Остальные
участники
пытаются
догадаться,
что
изображает
ведущий,
и
высказывают свои предположения вслух. Тот, кто первым догадался, что изображает
ведущий сам становится ведущим.
4.Игра «Опиши предмет»
Цель: знакомство с понятиями «свойства и признаки предмета».
Процедура: психолог задумывает какой-либо предмет, дети задают наводящие вопросы,
пытаясь по признакам угадать задуманное.
5. Упражнение «Расшифруй письмо»
Цель: развитие наблюдательности, концентрации внимания.
Процедура: ведущий зашифровывает буквы любыми значками, и используя данные
обозначения «записывает» слово.
6.Упражнение «Кто лучше»
Упражнение организуется на фоне предыдущего, но дети уже сами зашифровывают слова,
используя имеющие значки.
Занятие №10.
Цель: развитие мышления
1.Упражнение «Говори наоборот»
Цель: развитие словесно-логического мышления
Процедура:
психолог
называет
слово
и
предлагает
детям
называть
слова
противоположенного
значения,
например:
веселый,
быстрый,
пустой,
умный,
трудолюбивый, сильный, тяжелый, трусливый, белый, твердый, шершавый.
2.Игра «Бывает не бывает»
Цель: развитие словесно-образного мышления, внимания.
Процедура: ведущий называет какую-либо ситуацию и бросает мяч. Ребенок должен
поймать мяч только в том случае, если данная ситуация бывает, в противном случае, мяч
следует отбить. Примеры ситуаций: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка
хочет есть; рыба пошла в магазин; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел
погулять; туфли стеклянные.
3.Упражнение «Угадай по описанию»
Цель: развитие словесно-образного мышления.
Процедура: психолог дает детям описание предмета и предлагает угадать о чем идет речь.
Например, это овощ, он красный, круглый, сочный (помидор).
4.Упражнение «Разложи по порядку»
Цель: развитие наглядно-действенного мышления.
Процедура:
используются
готовые
серии
сюжетных
последовательных
картинок.
Психолог дает ребенку картинки и просит их рассмотреть. Объясняет, что картинки
должны быть разложены по порядку развертывания событий. В заключении ребенок
составляет рассказ по картинкам.
5.Упражнение «отгадывание небылиц»
Цель: развитие мышления.
Процедура: ведущий рассказывает о чем-либо, включая в свой рассказ несколько
небылиц. Ребенок должен заметить их и объяснить, почему так не бывает.
Пример: вот вчера иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами
валяются. Вдруг из-за угла как выскочить собака, как зарычит на меня «Ку-ка-ре-ку!» и
рога уже наставила на меня. Я испугалась и убежала.
Или: иду я завтра по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу-гриб. На
веточке растет, прятался среди зеленых листочков. Я подпрыгнула и сорвала его.
Или: пришла я на речку. Смотрю – сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску
жует. Я подошла, а она прыг и в воду – уплыла.
Занятие №11
Цель: развитие памяти.
1.Разминка «Между лбами».
Цель: Обучение координации совместных действий, уверенному поведению в необычной
ситуации.
Процедура: Участники делятся на пары, каждая пара получает один лист бумаги формата
А4. Их задача: совместно переместиться по заданной ведущим траектории (в простейшем
случае это прямая от одной стены до другой), зажав лист между лбами. Руки при этом за
спиной, придерживать лист губами, зубами, деталями одежды и т.д. нельзя. Если лист
падает, пара возвращается на исходную позицию и начинает движение сначала. Когда
участники немножко освоятся с таким способом перемещения, можно разделить их на 2-3
команды и организовать эстафету.
2.Игра «Ряд слов»
Цель: развитие кратковременной памяти.
Процедура: психолог зачитывает детям ряд слов и просит их повторить данные слова в
любом порядке. Можно зачитать несколько рядов слов.
3.Игра «Подарок из дальних стран»
Цель: развитие оперативной памяти.
Процедура: одного участника выбирают водящим. Он отправляется в путешествие и
спрашивает нет ли у кого-нибудь к нему поручений. Все играющие обращаются к нему со
своим просьбами.
Например: «Будешь в Костроме, передай привет моей бабушке и и привези от нее
посылочку»
Или:
«У
меня
дядя
в
Саратове,
навести
его.
Он
обещал
что-то
прислать,
привези,
пожалуйста».
Каждый называет город и родственника или приятеля, к которому просит зайти. Водящий
выходит
из
комнаты
и
придумывает
предметы
какие
ему
необходимо
привезти.
Но
названия подарка должно начинаться на ту же букву, что и город, откуда он привезен.
Если водящий ошибается, он снова отправляется в дорогу.
4. Игра «Все помню»
Цель игры: учимся запоминать слова по заданному порядку.
Процедура игры: Ведущим делается подборка слов на определенную тему (названия
городов, животных, растений). Участники игры по кругу называют, например, названия
городов. Первый игрок говорит название города, второй повторяет уже названный город и
добавляет к нему свой город и т.д. Повторять нужно их в том же порядке не пропуская ни
одного. Допустивший ошибку, выбывает из игры.