Напоминание

"Прилагательное как часть речи"


Автор: Парадеева Людмила Ильинична
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №5 им. И.Д.Черняховского"
Населённый пункт: г.Черняховск, Калининградская область
Наименование материала: Открытый урок
Тема: "Прилагательное как часть речи"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «средняя

общеобразовательная школа № 5 им. И.Д.Черняховского»

Урок по теме «Прилагательное как часть речи»

(открытый урок для 5 класса по программе А.Д.Шмелёва)

Подготовила: учитель русского языка

и литературы

Парадеева Людмила Ильинична

г. Черняховск 2018 год

Прилагательное как часть речи

(5 класс)

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: комбинированный.

Метод: частично-поисковый.

Оборудование: интерактивная доска, электронная

презентация, тетради,

учебники, карточки с заданиями.

Цели:

- обучающая: проверка степени усвоения изученных частей речи;

дать понятие о прилагательном как части речи;

- развивающая: научить находить прилагательные в речи, правильно их

употреблять, определять роль прилагательных в тексте;

- воспитательная: способствовать углублению знаний по русскому языку,

обогащению словарного запаса.

Задачи урока через планируемые результаты:

Личностные:

Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.

Создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к

другу.

Предметные:

Распознавать прилагательные в тексте.

Корректировать индивидуальную работу в соответствии с коммуникативной

целью.

Анализировать и характеризовать особенности прилагательных.

Моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей

высказывания.

Метапредметные:

Адекватно понимать письменные высказывания.

Регулятивные:

Формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение

принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.

Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на

вопросы, слушать и слышать.

Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:

Формировать умение работать с прилагательными.

Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний,

преобразовывать, структурировать и применять её с учётом решаемых задач.

Извлекать нужную информацию.

Ход урока

I.

Добрый день, дорогие ребята!

Я рада, что у вас хорошее настроение. Давайте улыбнёмся друг другу и

начнём

свой

урок.

Мы

с

вами

путешествуем

по

стране

языкознания

и

посетили уже много островов этой замечательной страны, но у нас остался

ещё один интересный остров. Жители этого удивительного острова ждут нас

сегодня в гости. А что это за жители, вы сами должны будете догадаться.

Итак, в путь!

II. Разминка. Выход на тему урока.

Учитель:Давайте вспомним, как называется раздел языкознания, в котором

изучается слово как часть речи? (морфология)

Вспомните, на какие две группы делятся все части речи? (самостоятельные и

служебные)

Какую часть речи мы только что изучили? (существительное)

К

служебным

или

с амо стоятельным

частям

речи

о т н о с и т с я

существительное? (самостоятельным)

Почему?

(обозначает

предмет,

отвечает

на

вопросы,

является

членом

предложения).

(1сл.)

Перед

вами

на

слайде

отрывок

из

поэмы.

Сначала

необходимо

восстановить

этот

отрывок.

Как

вы

думаете,

какие

слова

пропущены?

(зелёный, златая, учёный)

У лукоморья дуб …;

… цепь на дубе том:

И днем и ночью кот …

Всё ходит по цепи кругом;

Идет направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

Кто скажет, из какого произведения этот отрывок и кто автор? (А.С.Пушкин

«Руслан и Людмила») (2сл)

Молодцы, а теперь давайте посмотрим, от каких слов к пропущенным словам

можно задать вопрос? (Ученики выписывают на доске) (дуб (какой?)

зелёный, цепь (какая?) златая, кот (какой?) учёный).

Какими частями речи являются слова дуб, цепь, кот? (Существительные, т.к.

отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет).

Учитель:К какой же части речи принадлежат слова, к которым мы задаём

вопрос от существительного, а, значит, они показывают признак предмета?

(Прилагательное)

Учитель: Это ещё одни жители страны языкознания, и к ним мы сегодня

отправимся в гости.

- Запишите число и классную работу.

-

Ребята,

как

можно

сформулировать

сегодняшнюю

тему

урока?

(Ребята

предлагают:

(Прилагательное;

Прилагательное

как

часть

речи;

Прилагательное как самостоятельная часть речи)(3сл.)

-

Сформулируйте

перед

собой

учебную

задачу

при

изучении

этой

темы

(Учащиеся

ставят

задачи.

(Повторить:

-

на

какие

вопросы

отвечают

прилагательные;

- что обозначают прилагательные;

- чем чаще всего прилагательное бывает в предложении;

Закрепить: употребление прилагательных в речи.

Научиться

различать

разряды

прилагательных,

определять

род,

число,

падеж прилагательных.

(Задачи

написаны

учителем

на

обратной

стороне

доски.После

того,

как

ученики поставят задачи, можно открыть и посмотреть)

III.

Усвоение

и

закрепление

материала.

Отработка

знаний,

умений,

навыков.

Учитель: Ребята,

ваши

одноклассники

выяснили

этимологию

слова

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.

Учитель: а что такое этимология?

О т в е т

у ч е н и к а:

Этимоло́

гия- раздел языкознания,

изучающий

происхождение слов.

Учитель:Чтобы лучше понять это слово, стоит попробовать разобраться с его

происхождением. Итак, смотрим:

1 уч.ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ – это перевод с латинского adjectivum – «то, что

добавляют (прилагают) к существительному».

Учитель: То, что прилагательное прилагается, можно доказать, если мы это

слово разберём по составу. Посмотрите внимательно на корень в этом слове

Это корень лаг, в корне пишется а, потому что …

Дети: после корня стоит суффикс а.

Учитель: Кто скажет, а что показывает приставка при? (Присоединение), т.е.

присоединяется к какой части речи? (к существительному) (4сл.)

1 уч.Так же мы выяснили, что род, число и падеж прилагательного мы

определяем

по

тому

существительному,

к

которому

отно сит ся

прилагательное.

Например,

(5

сл.) Синий шар. Шар м.р.. ед.ч. Им.п. и

прилагательное тоже м.р., ед.ч и Им.п. синяя ваза – ваза ж.р. ед.ч. Им.п и

прилагательное

тоже

ж.р.,

ед.ч,

Им.п синее

перо

ср.

р.

Ед.ч.

Им.п

и

прилагательное тоже ср. р.. ед.ч, Им п. А вот брюки мн. ч. и прилагательное

используется тоже во мн. ч. Род такого прилагательного не определяем. То

же самое мы можем рассмотреть со словом красный.

2 уч. Мы ещё выяснили, что прилагательные могут сравниваться. Это очень

хорошо видно на примере слова длинный. (6 сл.)

3уч. А вот те прилагательные, которые отвечают на вопросы чей? чья? чьё?

чьи? показывают, кому же принадлежит данный предмет. Например, чьи это

кроссовки? Папины, т.е. принадлежат папе. Чья эта шляпа? Мамина. Чьи это

очки? Бабушкины. Чей это хвост? Лисий. (7 сл.)

Учитель:

Работа

с

источником: Спасибо,

ребята,

молодцы!

Хорошо

поработали. А теперь давайте посмотрим по учебнику стр 195, что мы можем

ещё добавить к тому, что уже знаем про имя прилагательное? ( по группам

рассказывают про разряды прилагательных).

Закрепление по учебнику:

Упр.

11

по

группам

(1гр.-1

четверостишие,

2-я

второе,

3-я

третье)

Определить род, число и падеж.

Работа

по

парам.

Допишите

окончания

прилагательных.

Для

этого

согласуйте прилагательное с существительным в роде, числе и падеже. (по

карточкам) ( Ран… утро, добр… руками, ласков… солнце, родн…городом, о

любим…

школе,

остр…

ножницы,

папин…

рукописи,

хорош…

работой,

справедлив… замечание) Инд. у доски: Под лучами весеннего солнца быстро

тает снег.(синт. разбор) Русский язык красив и певуч.(подчеркнуть члены

предложения)

Вывод?

Каким

членом

предложения

чаще

всего

может

быть

прилагательное в предложении? (определением и сказуемым)

Учитель:

Давайте

вместе сформулируем правило. Итак, прилагательное –

это…, отвечает на вопросы…, обозначает…, изменяется по родам, числам и

падежам, имеет три разряда…, в предложении чаще всего бывает…

А

теперь

давайте

проверим,

всё

ли

правильно

мы

определили

(учебник

стр.196)

IV. Физминутка.

Игра «Найди лишнего».

- Представьте, что мы приходим на экскурсию во дворец прилагательных и

видим множество признаков. Вы должны хлопнуть в ладоши, если слово не

подходит к данной группе, т.е. не является прилагательным.

Школьный, весенний, урок, бегают, умный, добрый, я, ласковая, прыгают,

девочки, веселье, мышка, ласковая, радость.

V. Метапредметная связь.

Учитель: Ребята, вы изучаете два иностранных языка. А мне вот интересно

стало, а есть в немецком и английском языках слова, которые тоже могут

характеризовать предметы? Давайте послушаем ваших одноклассников. Они

нам покажут, можно ли дать характеристику другу (выступления учащихся).

Учитель:

Интересные

языки.

В

наше

время,

чтобы

быть

успешным,

обязательно надо знать иностранные языки, но самым богатым, певучим,

выразительным является русский язык. Например, мне кажется, что только в

русском языке есть слова с переносным значением. Попробуем подобрать к

прямому значению словосочетание с переносным значением.

Железные гвозди – железное здоровье

Золотые серёжки – золотые руки

Холодная вода – холодное сердце

VI. Работа с текстом (8 сл.)

Учитель:Вместо точек поставить подходящие по смыслу прилагательные.

Как вы думаете, какой текст интересней, ярче?

Наступила (… ) весна.

(…) лучи солнца осветили

дома, деревья и поляны. На деревьях стали

распускаться первые (…) листочки.

VII. Проектная работа по группам.

Учитель: 1

гр.

Цветик

-

семицветик.

Учащиеся

на

семи

лепестках

записывают

прилагательные,

которые

характеризуют

человека.

(Весёлый,

трудолюбивый, добрый, заботливый, честный, милосердный.Ответственный)

2гр. Дерево весны. Учащиеся на листочках дерева записывают признаки –

прилагательные весны. (Солнечная, тёплая, зелёная, весёлая, ранняя, поздняя,

дождливая, сухая, долгожданная)

3гр. Наклеить животных к тем прилагательным, которые их характеризуют.

Бурый, мохнатый, косолапый. (Медведь)

Хитрая, рыжая, пушистая. (Лиса)

Маленький, желтый, пушистый. (Цыпленок)

Серый, хищный, жадный.(Волк)

Серый, косой, трусливый. (Заяц)

VIII. Вывод по уроку. Давайте, ребята, посмотрим, справились мы сегодня с

поставленной задачей или нет?

IX Самостоятельная работа. (9сл)

1. На какие вопросы отвечает прилагательное?

А) Что делать? Что сделать?

Б) Какой? Чей?

В) Когда? Где?

2. С какой частью речи “дружит” имя прилагательное.

А) С наречием

Б) С местоимением

В) С имением существительным

3. Что обозначает прилагательное

A) Предмет

Б) Признак предмета

B) Действие предмета

4. Чем, как правило, является в предложении прилагательное.

А) Подлежащим

Б) Определением

В) Сказуемым

X. Домашнее задание. Как ты представляешь имя прилагательное? Опиши

его. Нарисуй его портрет. Почему у него такое странное название? И почему

оно “прилагается?”. Кто его вечный спутник? Или упр. … на стр…

XI. Итоговая рефлексия (напечатано на листочках).Каждый из вас сегодня

порадовал меня своими ответами, продемонстрировал свои возможности, и

сейчас

мне

бы

очень

хотелось

услышать

мнение

о

сегодняшнем

уроке

каждого из вас. Ответьте, пожалуйста, на вопросы, которые лежат перед

вами и поставьте себе оценку за сегодняшний урок.

1.Что для меня было самым полезным на уроке?_________________________

_________________________________________________________________

2.Что для меня на уроке было самым интересным?_______________________

__________________________________________________________________

3.Что для меня на уроке было трудным?_____________________-__________

__________________________________________________________________

4.На что мне нужно обратить внимание в домашней работе при подготовке к

следующему уроку?________________________________________________

__________________________________________________________________

5.Где можно использовать прилагательное?_____________________________

6.Моя оценка за урок.________________________________________________

XII. Задание – загадка. (10сл., 11сл.) Итак, ребята, посмотрим на последний

слайд.

Как

вы

думаете,

какая

часть

речи

нам

шлёт

своё

послание?

(прилагательное)

Я – часть речи интересная, широко в миру известная, опишу любой

предмет – в этом равных со мной нет. Речь со мною выразительна, и

точна, и удивительна. Чтоб красиво говорить, мною нужно дорожить!

-

С существительным дружу

И нисколько не тужу.

Моя основная примета:

Обозначаю признак предмета.

Лед какой? Холодный, гладкий.

Чай какой? Горячий, сладкий.

Изменяюсь по родам,

Числам и падежам.

Люблю детей внимательных.

Кто я?...



В раздел образования