Напоминание

Развитие технических навыков у учащихся начальных классов обучения в классе фортепиано


Автор: Он Ольга Менчуновна
Должность: преподаватель по общему курсу фортепиано, концертмейстер
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств "Этнос"
Населённый пункт: г.Южно–Сахалинск, Сахалинская область
Наименование материала: статья
Тема: Развитие технических навыков у учащихся начальных классов обучения в классе фортепиано
Раздел: дополнительное образование





Назад




Развитие технических навыков у учащихся начальных классов

обучения в классе фортепиано

Он О.М., преподаватель по общему курсу фортепиано,

концертмейстер

Организация

игрового

аппарата

на

начальном

этапе

обучения является одним из самых сложных элементов в

учебном комплексе. Кроме того, маленький пианист, в

отличие

от

струнников,

не

располагает

детским

и н с т р у м е н т о м :

с к р и п ко й

и л и

в и о л о н ч е л ь ю

соответствующих размеров, ему приходится играть сразу

на большом инструменте для взрослых, который требует

довольно большого размера формы руки, позволяющий

брать большие интервалы, октавы и аккорды.

С

чего

можно

начинать

изучение

развитие

технических

навыков?

Поскольку

у

нас

конкретный

объем

технических

знаний

должен

быть

в

процессе обучения музыки, то мы взялись за гамму во всех ее видах, какие

возможны на данном этапе.

Что же такое «Техника»? Это средства для достижения выразительной и

качественной игры на фортепиано, т.е. она помогает нам развить руку, кисть

и пальцы, чтобы они были сильными и умелыми.

Цель исполнения гамм - добиться плавного непрерывного исполнения

пассажа без толчков и ровного по звучанию.

Основная

причина

толчков,

неровности

игры

-

малоподвижность

1

пальца. Поэтому, чтобы обеспечить ровное и беглое исполнение, необходимо

развивать его ловкость и лёгкость, и подкладывать его незаметно. Легато при

исполнении гамм ощущается как бы внутри ладони, кисть ведётся плавно и

спокойно на одном уровне. Ровность и полнота звучания достигаются при

постоянном ощущении опоры, которые обеспечиваются не только точным

взятием звука, но и точным по времени снятием пальцев с клавиш.

Главным условием

хорошего

звукоизвлечения

является

абсолютная

свобода руки, запястья и всего тела вообще. Только пальцы и суставы кисти

должны

при

необходимости

более

или

менее

фиксироваться.

Поэтому

первостепенная цель каждого пианиста, это стремление добиться абсолютной

свободы и сохранить ее в полной мере.

Для укрепления и цепкости игрового аппарата музыкант проходит через

ряд упражнений, которые позволяют достичь следующих результатов:

тренировка быстроты пальцев рук

улучшение ловкости рук и их скоординированной работы

тренировка мышц пальцев рук, что позволит играть без утомления

более долгое время

формирование

механизмов,

которые

позволят

мозгу

быстрее

реагировать, а значит получить более отточенную технику игры.

Для примера, несколько упражнений стоя:

а) поднимаем руки в сторону от корпуса и произвольно опустим их,

сознательно сосредоточившись на полной пассивности их падения;

б) раскачаем руки вдоль корпуса и продолжим их пассивное колебание

вплоть до остановки;

в)

размашистыми

движениями

вращаем

вытянутыми

руками

вокруг

корпуса и над головой с ощущением абсолютной свободы плечевых суставов;

г) уперев третий палец о край стола, легко двигаем кистью в запястье без

перерыва

вверх-вниз.

Движения

чередуются

с

круговыми

движениями

запястья.

Выполним «дыхательное упражнение». Кисть ставится на 2-3-4 пальцы

одновременно,

или

только

на

третий

палец,

предлагается

задание

«подышать» рукой, движение запястья вверх – это вдох, вниз – выдох. В

случаи, если при движении вниз запястье «провисает», ученику предлагается

делать «большой глубокий вдох» и «маленький выдох».

П е р е й д е м

к

г о р и з о н т а л ь н ы м

д в и ж е н и я м

з а п я с т ь я ,

ко т о р ы е

необходимы для достижения ровности

звучания в гаммах. Данное движение

м ож н о

о с в о и т ь

в

у п р а ж н е н и и

«Рулевой». Рулевым назначается третий

п а л е ц

к а к

с а м ы й

д л и н н ы й

и

занимающий центральное место, затем

кисть с помощью запястья совершает

повороты вправо и влево до отказа только по горизонтали.

Вращательные

движения

запястья

– «Рисуем круг». Третий палец на

клавише, запястьем рисуем круги в разные стороны. Обыгрывая упражнение,

руки соревнуются между собой, какая лучше из них нарисует круг и получит

высшую оценку, становясь «учителем» другой руки.

Тем

самым,

проделав

ряд

упражнений,

пианистический

аппарат

получает разнообразную двигательную информацию.

Известно,

что

обязательным

и

необходимым

условием

развития

технической базы музыканта является работа над гаммами и упражнениями.

К.Черни назвал гаммы фундаментом фортепианного обучения, это и

понятно, потому что весь гаммовый комплекс, это прежде всего фактура

произведений периода классицизма в сонатах Моцарта, Гайдна и Клементи.

Также гамма является основой инструктивной этюдной литературы. В работе

над гаммой развивается ловкость, четкость, активность, самостоятельность

пальцев, координация рук и определенные аппликатурные принципы. Но

когда мы работаем над гаммами необходимо помнить о том, что мы ставим не

только технические задачи в работе над гаммами, но и художественные

задачи. Ребенок, должен понимать какие перед ним ставятся задачи в гаммах,

решать их с помощью звукового контроля, и в итоге эти гаммы являются

заготовками для работы над фортепианными произведениями.

И для того, чтобы гаммы не казались такими скучными упражнениями,

можно немного пофантазировать и придумать различные формы работы,

которые нам необходимы для достижения того или иного результата.

Переходим к работе над гаммой Ми-мажор. Почему именно эта гамма?

Потому что позиционно это самая удобная гамма, позиция руки чувствует

себя удобно и она близка формуле Шопена.

Показ

гаммы

на

штрих

легато,

задачи

перед

учащимся

ставятся

следующие:

слушать мелодическую линию, выразительное легато, которое достигается в

позициях,

при

незаметном

и

тихом

подкладывании

1-го

пальца,

для

сохранения длинной мелодической линии. Также перед ребенком ставится

динамическая задача, а именно при движении наверх используем крещендо,

ассоциируя с подъемом в гору, а на обратном движении вес руки все легче и

легче, тем самым получается диминуэндо.

Остановимся более подробно на подкладывании 1-го пальца, т.к. это

наиболее сложный и ответственный момент в гаммах. Связанные с ним

неудобства объясняются тем, что при естественном положении рук первый

палец как бы противостоит остальным пальцам. Игровая позиция скрипача,

виолончелиста более естественна, движущийся первый палец не играет. У

пианиста же играют все пять пальцев, причем в одной плоскости.

При подкладывании - 1-й палец нужно готовить заранее, мышца первого

пальца должна быть мягкой во время игры других пальцев. В момент взятия

звука

первым

пальцем

рука

движется

плавно,

не

допуская

«ныряния»

запястья. При смене позиции следим, чтобы первый держался уверенно на

клавише,

и

кисть

была

развернута

по

направлению

движения.

Задача

соединить правильную работу руки и пальцев.

Существуют

начальные

упражнения

для

первого

пальца,

которые

нацелены

на

то,

чтобы

дать

ученику

представление

о

его

двигательных

в

о

з

м

о

ж

н

о

с

т

я

х

.

Упражнение

-

игра

в

«Разведчика».

Первый

палец

-

наш

разведчик,

выполняющий

важные

задания.

Наш

разведчик

живет

в

лесу,

поэтому

строим

для

него

шалаш.

Шалаш

строится

из

четырех

пальцев,

которые

ставятся на одну плоскость. У шалаша должна быть высокая крыша – это

свод. Если суставы кисти не образуют свод, то разведчик не может жить в

ш а л а ш е

с

« п р о в а л е н н о й »

к р ы ш е й .

Первое задание – «разведчик выходит на связь»: первый палец проходит под

ладонью и касается пальца педагога, находящегося у наружной стороны

пясти

ученика,

«передает

информацию»,

затем

возвращается

в

исходное

положение.

Обязательным

условием

игры

является

«неподвижность

шалаша», особенно его «крыши». Если при движении первого пальца под

ладонью запястье поднимается, пропуская палец, то разведчик может быть

о б н а р у ж е н

ш а л а ш

д в и ж е т с я .

При переносе этого упражнения на клавиатуру «шалаш крепится» на третьем

пальце. К примеру, третий палец находится на клавише «ре», первый же

играет

поочередно

«до»

и

«ми».

При

этом

соблюдается

условие

неподвижности кисти и запястья. Движения осуществляются за счет гибкости

п е р в о г о

п а л ь ц а .

Далее

можно перейти к исполнению гаммы поочередно каждой рукой,

применяя

следующую

аппликатуру:

1-2,

затем

1-3,

потом

1-4.

Главное

условие, при «подкладывании» первый палец берет необходимую клавишу

без вспомогательных движений кисти и запястья. Необходимо следить, чтобы

первый палец после извлечения звука сразу же был подведен под играющий

вслед за ним палец – «разведчик, выполнив задание прячется».

Далее

для

разнообразия

работы

ставим

артикуляционные

задачи,

а

именно игра различными штрихами:

- игра на нон легато и на форте. По ассоциациям ходит большой слон в

тапочках, потому что звук должен быть глубоким, опора в кончики пальцев,

но не резким.

- игра на нон легато и на пиано, представляем картинку как на листике

блестит росинка, которая плавно стекает в кончик пальца.

Далее, для точного звукоизвлечения ставим ритмические задачи, т.е.

работа с акцентами, игра дуолями с акцентом на 1-ю, затем на 2-ю доли;

триолями, квартолями.

Техника

пианиста,

многие

ее

виды

настолько

сложны,

что

без

специальной и многолетней работы овладеть ею невозможно. Эта работа

начинается с момента первого знакомства с клавиатурой и продолжается у

пианистов всю жизнь. Не случайно занятия на фортепиано принято начинать

с

раннего

детства,

что,

в

первую

очередь,

связано

с

трудностями

приобретения техники.

Приобретение

техники

движений

всегда

связано

с

развитием

как

физических (мышечных), так и психических (волевых) свойств. С точки

зрения большинства обучающихся музыке, техника – это скорость, точность

и беглость пальцев. Однако, техника понятие более объемное. Оно включает

в себя все, чем должен обладать пианист, стремящийся к содержательному

исполнению. Есть техника в широком и в узком смысле слова. В узком

смысле – это все то, что характеризуется словами: ловко, четко, с блеском, без

видимого

напряжения. Техника

музыканта

исполнителя

в

широком

понимании – это умение художника материализовать задуманное в звуках,

выразить то, что он хочет передать.



В раздел образования