Автор: Он Ольга Менчуновна
Должность: преподаватель по общему курсу фортепиано, концертмейстер
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств "Этнос"
Населённый пункт: г.Южно–Сахалинск, Сахалинская область
Наименование материала: статья
Тема: Развитие технических навыков у учащихся начальных классов обучения в классе фортепиано
Раздел: дополнительное образование
Развитие технических навыков у учащихся начальных классов
обучения в классе фортепиано
Он О.М., преподаватель по общему курсу фортепиано,
концертмейстер
Организация
игрового
аппарата
на
начальном
этапе
обучения является одним из самых сложных элементов в
учебном комплексе. Кроме того, маленький пианист, в
отличие
от
струнников,
не
располагает
детским
и н с т р у м е н т о м :
с к р и п ко й
и л и
в и о л о н ч е л ь ю
соответствующих размеров, ему приходится играть сразу
на большом инструменте для взрослых, который требует
довольно большого размера формы руки, позволяющий
брать большие интервалы, октавы и аккорды.
С
чего
можно
начинать
изучение
развитие
технических
навыков?
Поскольку
у
нас
конкретный
объем
технических
знаний
должен
быть
в
процессе обучения музыки, то мы взялись за гамму во всех ее видах, какие
возможны на данном этапе.
Что же такое «Техника»? Это средства для достижения выразительной и
качественной игры на фортепиано, т.е. она помогает нам развить руку, кисть
и пальцы, чтобы они были сильными и умелыми.
Цель исполнения гамм - добиться плавного непрерывного исполнения
пассажа без толчков и ровного по звучанию.
Основная
причина
толчков,
неровности
игры
-
малоподвижность
1
пальца. Поэтому, чтобы обеспечить ровное и беглое исполнение, необходимо
развивать его ловкость и лёгкость, и подкладывать его незаметно. Легато при
исполнении гамм ощущается как бы внутри ладони, кисть ведётся плавно и
спокойно на одном уровне. Ровность и полнота звучания достигаются при
постоянном ощущении опоры, которые обеспечиваются не только точным
взятием звука, но и точным по времени снятием пальцев с клавиш.
Главным условием
хорошего
звукоизвлечения
является
абсолютная
свобода руки, запястья и всего тела вообще. Только пальцы и суставы кисти
должны
при
необходимости
более
или
менее
фиксироваться.
Поэтому
первостепенная цель каждого пианиста, это стремление добиться абсолютной
свободы и сохранить ее в полной мере.
Для укрепления и цепкости игрового аппарата музыкант проходит через
ряд упражнений, которые позволяют достичь следующих результатов:
тренировка быстроты пальцев рук
улучшение ловкости рук и их скоординированной работы
тренировка мышц пальцев рук, что позволит играть без утомления
более долгое время
формирование
механизмов,
которые
позволят
мозгу
быстрее
реагировать, а значит получить более отточенную технику игры.
Для примера, несколько упражнений стоя:
а) поднимаем руки в сторону от корпуса и произвольно опустим их,
сознательно сосредоточившись на полной пассивности их падения;
б) раскачаем руки вдоль корпуса и продолжим их пассивное колебание
вплоть до остановки;
в)
размашистыми
движениями
вращаем
вытянутыми
руками
вокруг
корпуса и над головой с ощущением абсолютной свободы плечевых суставов;
г) уперев третий палец о край стола, легко двигаем кистью в запястье без
перерыва
вверх-вниз.
Движения
чередуются
с
круговыми
движениями
запястья.
Выполним «дыхательное упражнение». Кисть ставится на 2-3-4 пальцы
одновременно,
или
только
на
третий
палец,
предлагается
задание
–
«подышать» рукой, движение запястья вверх – это вдох, вниз – выдох. В
случаи, если при движении вниз запястье «провисает», ученику предлагается
делать «большой глубокий вдох» и «маленький выдох».
П е р е й д е м
к
г о р и з о н т а л ь н ы м
д в и ж е н и я м
з а п я с т ь я ,
ко т о р ы е
необходимы для достижения ровности
звучания в гаммах. Данное движение
м ож н о
о с в о и т ь
в
у п р а ж н е н и и
«Рулевой». Рулевым назначается третий
п а л е ц
к а к
с а м ы й
д л и н н ы й
и
занимающий центральное место, затем
кисть с помощью запястья совершает
повороты вправо и влево до отказа только по горизонтали.
Вращательные
движения
запястья
– «Рисуем круг». Третий палец на
клавише, запястьем рисуем круги в разные стороны. Обыгрывая упражнение,
руки соревнуются между собой, какая лучше из них нарисует круг и получит
высшую оценку, становясь «учителем» другой руки.
Тем
самым,
проделав
ряд
упражнений,
пианистический
аппарат
получает разнообразную двигательную информацию.
Известно,
что
обязательным
и
необходимым
условием
развития
технической базы музыканта является работа над гаммами и упражнениями.
К.Черни назвал гаммы фундаментом фортепианного обучения, это и
понятно, потому что весь гаммовый комплекс, это прежде всего фактура
произведений периода классицизма в сонатах Моцарта, Гайдна и Клементи.
Также гамма является основой инструктивной этюдной литературы. В работе
над гаммой развивается ловкость, четкость, активность, самостоятельность
пальцев, координация рук и определенные аппликатурные принципы. Но
когда мы работаем над гаммами необходимо помнить о том, что мы ставим не
только технические задачи в работе над гаммами, но и художественные
задачи. Ребенок, должен понимать какие перед ним ставятся задачи в гаммах,
решать их с помощью звукового контроля, и в итоге эти гаммы являются
заготовками для работы над фортепианными произведениями.
И для того, чтобы гаммы не казались такими скучными упражнениями,
можно немного пофантазировать и придумать различные формы работы,
которые нам необходимы для достижения того или иного результата.
Переходим к работе над гаммой Ми-мажор. Почему именно эта гамма?
Потому что позиционно это самая удобная гамма, позиция руки чувствует
себя удобно и она близка формуле Шопена.
Показ
гаммы
на
штрих
легато,
задачи
перед
учащимся
ставятся
следующие:
слушать мелодическую линию, выразительное легато, которое достигается в
позициях,
при
незаметном
и
тихом
подкладывании
1-го
пальца,
для
сохранения длинной мелодической линии. Также перед ребенком ставится
динамическая задача, а именно при движении наверх используем крещендо,
ассоциируя с подъемом в гору, а на обратном движении вес руки все легче и
легче, тем самым получается диминуэндо.
Остановимся более подробно на подкладывании 1-го пальца, т.к. это
наиболее сложный и ответственный момент в гаммах. Связанные с ним
неудобства объясняются тем, что при естественном положении рук первый
палец как бы противостоит остальным пальцам. Игровая позиция скрипача,
виолончелиста более естественна, движущийся первый палец не играет. У
пианиста же играют все пять пальцев, причем в одной плоскости.
При подкладывании - 1-й палец нужно готовить заранее, мышца первого
пальца должна быть мягкой во время игры других пальцев. В момент взятия
звука
первым
пальцем
рука
движется
плавно,
не
допуская
«ныряния»
запястья. При смене позиции следим, чтобы первый держался уверенно на
клавише,
и
кисть
была
развернута
по
направлению
движения.
Задача
–
соединить правильную работу руки и пальцев.
Существуют
начальные
упражнения
для
первого
пальца,
которые
нацелены
на
то,
чтобы
дать
ученику
представление
о
его
двигательных
в
о
з
м
о
ж
н
о
с
т
я
х
.
Упражнение
-
игра
в
«Разведчика».
Первый
палец
-
наш
разведчик,
выполняющий
важные
задания.
Наш
разведчик
живет
в
лесу,
поэтому
строим
для
него
шалаш.
Шалаш
строится
из
четырех
пальцев,
которые
ставятся на одну плоскость. У шалаша должна быть высокая крыша – это
свод. Если суставы кисти не образуют свод, то разведчик не может жить в
ш а л а ш е
с
« п р о в а л е н н о й »
к р ы ш е й .
Первое задание – «разведчик выходит на связь»: первый палец проходит под
ладонью и касается пальца педагога, находящегося у наружной стороны
пясти
ученика,
«передает
информацию»,
затем
возвращается
в
исходное
положение.
Обязательным
условием
игры
является
«неподвижность
шалаша», особенно его «крыши». Если при движении первого пальца под
ладонью запястье поднимается, пропуская палец, то разведчик может быть
о б н а р у ж е н
–
ш а л а ш
д в и ж е т с я .
При переносе этого упражнения на клавиатуру «шалаш крепится» на третьем
пальце. К примеру, третий палец находится на клавише «ре», первый же
играет
поочередно
«до»
и
«ми».
При
этом
соблюдается
условие
неподвижности кисти и запястья. Движения осуществляются за счет гибкости
п е р в о г о
п а л ь ц а .
Далее
можно перейти к исполнению гаммы поочередно каждой рукой,
применяя
следующую
аппликатуру:
1-2,
затем
1-3,
потом
1-4.
Главное
условие, при «подкладывании» первый палец берет необходимую клавишу
без вспомогательных движений кисти и запястья. Необходимо следить, чтобы
первый палец после извлечения звука сразу же был подведен под играющий
вслед за ним палец – «разведчик, выполнив задание прячется».
Далее
для
разнообразия
работы
ставим
артикуляционные
задачи,
а
именно игра различными штрихами:
- игра на нон легато и на форте. По ассоциациям ходит большой слон в
тапочках, потому что звук должен быть глубоким, опора в кончики пальцев,
но не резким.
- игра на нон легато и на пиано, представляем картинку как на листике
блестит росинка, которая плавно стекает в кончик пальца.
Далее, для точного звукоизвлечения ставим ритмические задачи, т.е.
работа с акцентами, игра дуолями с акцентом на 1-ю, затем на 2-ю доли;
триолями, квартолями.
Техника
пианиста,
многие
ее
виды
настолько
сложны,
что
без
специальной и многолетней работы овладеть ею невозможно. Эта работа
начинается с момента первого знакомства с клавиатурой и продолжается у
пианистов всю жизнь. Не случайно занятия на фортепиано принято начинать
с
раннего
детства,
что,
в
первую
очередь,
связано
с
трудностями
приобретения техники.
Приобретение
техники
движений
всегда
связано
с
развитием
как
физических (мышечных), так и психических (волевых) свойств. С точки
зрения большинства обучающихся музыке, техника – это скорость, точность
и беглость пальцев. Однако, техника понятие более объемное. Оно включает
в себя все, чем должен обладать пианист, стремящийся к содержательному
исполнению. Есть техника в широком и в узком смысле слова. В узком
смысле – это все то, что характеризуется словами: ловко, четко, с блеском, без
видимого
напряжения. Техника
музыканта
–
исполнителя
в
широком
понимании – это умение художника материализовать задуманное в звуках,
выразить то, что он хочет передать.