Автор: Толстова Юлия Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ №8"
Населённый пункт: город Магнитогорск
Наименование материала: статья
Тема: "Создание здоровьесберегающей среды на уроке"
Раздел: начальное образование
Создание здоровьесберегающей среды на уроке
Соответствующую среду на уроках создает учитель и окружающая обстановка. Администрация школы
должна оказывать учителям в этом поддержку.
Для создания среды, сохраняющей здоровье, учитель должен:
Поддерживать выполнение санитарно-гигиенических условий в учебном помещении.
Менять активные и пассивные формы и методы урока, использовать динамические паузы.
Менять виды деятельности учеников в течение урока.
Не допускать перегрузок на занятиях.
Анализировать уроки с валеологической точки зрения.
Положительный результат здоровьесберегающих технологий в школе зависит и от соблюдения
следующих условий:
Выявление и учет показателей здоровья детей.
Правильная организация места и времени учебных занятий.
Применение приемлемых для учебного заведения здоровьесберегающих технологий.
Тесное взаимодействие родителей, учителей и администрации по вопросам сбережения здоровья детей.
Благоприятные условия, поддержка со стороны родителей, искренняя заинтересованность учителя в
сохранении здоровья своих подопечных помогут достичь целей технологий, сохраняющих здоровье.
Виды здоровьесберегающих технологий в школе
Технологии здоровьесбережения делятся на несколько групп.
Общие здоровьесберегающие технологии на уроках представляют собой:
Физкультминутки для тела и глаз.
Тематические вставки о здоровье на каждом предмете.
Отслеживание эмоционального настроя.
Походы классом, школой.
Цветотерапия.
Смена деятельности 5-7 раз за урок.
Употребление слов и выражений, не унижающих ребенка, а помогающих поверить в себя.
Классные и родительские собрания по теме здоровья.
На конкретных предметах используются определенные методы здоровьесбережения.
Например, здоровьесберегающие технологии на уроках математики могут быть следующими:
Групповая и парная работа, в т. ч. и у доски. Такая работа снижает стресс.
Проговаривание правил и терминов вслух. Некоторые ученики хорошо усваивают в уме, но потом
затрудняются повторить вслух знакомый материал.
Ритуал окончания урока: что осталось непонятного, что понравилось.
Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка:
Пальчиковая зарядка.
Дыхательная гимнастика.
Тематические вставки: разбор текста, списывание с доски, обсуждение сказок на тему здоровья.
Написание сочинений по теме здоровья.
Здоровьесберегающие технологии в школе должны применяться с первого класса, а еще лучше начинать их
использовать с детского сада. Чем раньше приучить детей заботиться о своем здоровье, тем больше шансов,
что они будут делать это на протяжении всей жизни.