Напоминание

"Когда слово употребляется в переносном значении"


Автор: Мищенко Валентина Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Привольненская СОШ
Населённый пункт: посёлок Привольный, Ростовская область
Наименование материала: конспект урока по русскому языку в 5 классе по программе М.М. Разумовской
Тема: "Когда слово употребляется в переносном значении"
Раздел: среднее образование





Назад




Урок русского языка в 5 классе

Тема урока: Когда слово употребляется в переносном значении.

Цели урока: - дать понятие о переносном значении слова;

- сформировать умение различать прямое и переносное значения слов,

находить слова с прямым и переносным значением слов в тексте.

Материально-техническое оборудование: мультимедийная доска.

ЗНАТЬ: УМЕТЬ:

- что такое прямое и переносное - различать прямое и переносное

значение слова значение слов;

- находить в текстах слова с

прямым и переносным значением.

Ход урока

I.

Оргмомент.

II.

Проверка домашнего задания.

А) Устный словарный диктант.

Осм…трет…ся, скри(п,б)ка, ус…ный, ч…до, п…еса, ключ…, вещ…, (не)

видеть, р…доват…ся, ул…тать, коро(п,б)ка, о(т,д)гадать, кирпич…,

мыш…, пощ…дить .

Б) Беседа с классом по вопросам:

- Ребята, на предыдущем уроке мы занимались однозначными и

многозначными словами.

- Давайте вспомним, какие слова называются однозначными и какие слова

называются многозначными? Приведите примеры.

(предполагаемые ответы: швейная игла – игла ели – игла ежа;

железнодорожное полотно – полотно пилы – льняное полотно; ствол

пушки – ствол дерева; нос лодки – человеческий нос многозначные; тюль,

шомпол, диалог, монолог - однозначные)

- Чем отличаются словарные статьи однозначных и многозначных слов?

(под номерами перечислены все значения).

III. Изучение нового материала.

А) - Ребята, никто из вас не задумывался о том, почему у слов возникает

второе, и даже

третье значение? Как это происходит? Это тоже тайна. Попробуем в неё

проникнуть (объявление темы урока, целей урока).

Б) Обратимся к лингвистическому тексту (упр. 254), выполним задания к

нему.

1. Чтение 1 и 2 абзацев текста. Объяснение.

2. Работа с 3 абзацем. Вопросы:

- В каком столбике словосочетания имеют в своём составе прилагательные с

прямым значением? А в каком – с переносным значением?

- Как оценивают они человека? Как описывают его? (образно, ярко)

Вывод: слова в переносном значении не только информируют нас о

предмете, но и образно, ярко описывают его.

- Вот мы и открыли один из секретов удивительной образности и

выразительности русского языка: в нём очень много слов, которые

употребляются не только в прямом, но и в переносном, образном значении.

В) Работа над составлением схемы (схема на мультимедийной доске).

- Продолжаем работу, составим схему, запишем её в тетради и дополним

примерами.

человек уснул дождь уснул

ослепительный свет ослепительная красота

мягкий хлеб мягкий характер

IV. Закрепление нового материала.

А) Работа с текстом (текст на мультимедийной доске).

Степь ожила после грозы. Звенели вверху бесчисленные жаворонки, остро

пахли травы. Вдали на востоке погромыхивал затихающий гром. Это была

последняя радость степи, и люди знали об этом. Днём и ночью на огромных

степных просторах не прекращалась работа. Совхозы спешили заготовить

сено, пока травы не погорели от жары. Через неделю в степи, далеко одна от

другой, замаячили высоченные скирды сена.

(В. Закруткин)

Задания:

1.

Определите тему текста (степь после грозы).

2.

Главная мысль текста (степь ожила после дождя).

3.

Найдите в тексте глаголы-сказуемые, употреблённые в переносном

значении. Запишите их в тетрадь.

ожила

звенели

спешили заготовить

не погорели

замаячили

Вывод: перенос наименования происходит, если у предметов, явлений,

действий есть какое-либо сходство, например, травы не погорели от

жары, как от огня; замаячили, т.е. как маяки появились в степи. В

художественных произведениях слова с переносным значением

используются как выразительное средство.

4.

Ребята, вы, наверняка, бывали летом с родителями в степи. Коротко

опишите, что вы видели. Составьте и запишите предложения. Если

возможно, употребите слова в переносном значении. Составьте

предложения, в которых бы о степи, травах, летнем громе или дожде, её

обитателях говорилось бы как об одушевлённых предметах.

Б) Работа с тестами (тесты на мультимедийной доске).

1. В каком примере выделенное слово используется в прямом значении?

А) идёт на пользу;

Б) идёт на попятную;

В) идёт на работу;

Г) из головы не идёт. 1В

2. В каком примере выделенное слово используется в переносном

значении?

А) железная миска;

Б) серебряные часы;

В) золотое сердце;

Г) жестяная ложка. 2В

3. В каком примере оба словосочетания содержат в своём составе слова,

употреблённые в переносном значении?

А) ледяная глыба, ледяной взгляд;

Б) море пшеницы, голубое море;

В) копирует чертёж, копирует походку;

Г) ветер уснул, пик успеха. 3Г

В) Выполнение тренировочных упражнений.

Выполнение упражнения 257.

1.

Найти слова, употреблённые в переносном значении.

2.

Записать в тетрадь второй абзац, выделить грамматические основы.

V. Подведение итогов.

VI. Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру «Гляжу в окно». В

своём сочинении описать осенний день, используя слова в переносном

значении.



В раздел образования