Автор: Мищенко Валентина Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Привольненская СОШ
Населённый пункт: посёлок Привольный, Ростовская область
Наименование материала: конспект урока по русскому языку в 5 классе по программе М.М. Разумовской
Тема: "Когда слово употребляется в переносном значении"
Раздел: среднее образование
Урок русского языка в 5 классе
Тема урока: Когда слово употребляется в переносном значении.
Цели урока: - дать понятие о переносном значении слова;
- сформировать умение различать прямое и переносное значения слов,
находить слова с прямым и переносным значением слов в тексте.
Материально-техническое оборудование: мультимедийная доска.
ЗНАТЬ: УМЕТЬ:
- что такое прямое и переносное - различать прямое и переносное
значение слова значение слов;
- находить в текстах слова с
прямым и переносным значением.
Ход урока
I.
Оргмомент.
II.
Проверка домашнего задания.
А) Устный словарный диктант.
Осм…трет…ся, скри(п,б)ка, ус…ный, ч…до, п…еса, ключ…, вещ…, (не)
видеть, р…доват…ся, ул…тать, коро(п,б)ка, о(т,д)гадать, кирпич…,
мыш…, пощ…дить .
Б) Беседа с классом по вопросам:
- Ребята, на предыдущем уроке мы занимались однозначными и
многозначными словами.
- Давайте вспомним, какие слова называются однозначными и какие слова
называются многозначными? Приведите примеры.
(предполагаемые ответы: швейная игла – игла ели – игла ежа;
железнодорожное полотно – полотно пилы – льняное полотно; ствол
пушки – ствол дерева; нос лодки – человеческий нос многозначные; тюль,
шомпол, диалог, монолог - однозначные)
- Чем отличаются словарные статьи однозначных и многозначных слов?
(под номерами перечислены все значения).
III. Изучение нового материала.
А) - Ребята, никто из вас не задумывался о том, почему у слов возникает
второе, и даже
третье значение? Как это происходит? Это тоже тайна. Попробуем в неё
проникнуть (объявление темы урока, целей урока).
Б) Обратимся к лингвистическому тексту (упр. 254), выполним задания к
нему.
1. Чтение 1 и 2 абзацев текста. Объяснение.
2. Работа с 3 абзацем. Вопросы:
- В каком столбике словосочетания имеют в своём составе прилагательные с
прямым значением? А в каком – с переносным значением?
- Как оценивают они человека? Как описывают его? (образно, ярко)
Вывод: слова в переносном значении не только информируют нас о
предмете, но и образно, ярко описывают его.
- Вот мы и открыли один из секретов удивительной образности и
выразительности русского языка: в нём очень много слов, которые
употребляются не только в прямом, но и в переносном, образном значении.
В) Работа над составлением схемы (схема на мультимедийной доске).
- Продолжаем работу, составим схему, запишем её в тетради и дополним
примерами.
человек уснул дождь уснул
ослепительный свет ослепительная красота
мягкий хлеб мягкий характер
IV. Закрепление нового материала.
А) Работа с текстом (текст на мультимедийной доске).
Степь ожила после грозы. Звенели вверху бесчисленные жаворонки, остро
пахли травы. Вдали на востоке погромыхивал затихающий гром. Это была
последняя радость степи, и люди знали об этом. Днём и ночью на огромных
степных просторах не прекращалась работа. Совхозы спешили заготовить
сено, пока травы не погорели от жары. Через неделю в степи, далеко одна от
другой, замаячили высоченные скирды сена.
(В. Закруткин)
Задания:
1.
Определите тему текста (степь после грозы).
2.
Главная мысль текста (степь ожила после дождя).
3.
Найдите в тексте глаголы-сказуемые, употреблённые в переносном
значении. Запишите их в тетрадь.
ожила
звенели
спешили заготовить
не погорели
замаячили
Вывод: перенос наименования происходит, если у предметов, явлений,
действий есть какое-либо сходство, например, травы не погорели от
жары, как от огня; замаячили, т.е. как маяки появились в степи. В
художественных произведениях слова с переносным значением
используются как выразительное средство.
4.
Ребята, вы, наверняка, бывали летом с родителями в степи. Коротко
опишите, что вы видели. Составьте и запишите предложения. Если
возможно, употребите слова в переносном значении. Составьте
предложения, в которых бы о степи, травах, летнем громе или дожде, её
обитателях говорилось бы как об одушевлённых предметах.
Б) Работа с тестами (тесты на мультимедийной доске).
1. В каком примере выделенное слово используется в прямом значении?
А) идёт на пользу;
Б) идёт на попятную;
В) идёт на работу;
Г) из головы не идёт. 1В
2. В каком примере выделенное слово используется в переносном
значении?
А) железная миска;
Б) серебряные часы;
В) золотое сердце;
Г) жестяная ложка. 2В
3. В каком примере оба словосочетания содержат в своём составе слова,
употреблённые в переносном значении?
А) ледяная глыба, ледяной взгляд;
Б) море пшеницы, голубое море;
В) копирует чертёж, копирует походку;
Г) ветер уснул, пик успеха. 3Г
В) Выполнение тренировочных упражнений.
Выполнение упражнения 257.
1.
Найти слова, употреблённые в переносном значении.
2.
Записать в тетрадь второй абзац, выделить грамматические основы.
V. Подведение итогов.
VI. Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру «Гляжу в окно». В
своём сочинении описать осенний день, используя слова в переносном
значении.