Автор: Кашина Ирина Геннадьевна
Должность: педагог – организатор
Учебное заведение: Дворец творчества детей и молодёжи Колпинского района
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Люблю свою планету".
Раздел: дополнительное образование
Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение
«Санкт-Петербургский Городской Дворец Творчества Юных» Городской центр
развития дополнительного образования.
Курсы повышения квалификации.
«Технология проектирования и реализация досуговых программ».
Аттестационная работа.
Игровая познавательная программа
«Люблю свою планету».
Для учащихся 4-х классов
Автор: Гусейнова Алина Махмудовна
педагог-организатор
ГБНОУ «СПБГДТЮ»
г. Санкт-Петербурга
Куратор: Карелова Ирина Михайловна
Заведующий кабинетом научно-методического сопровождения
досуговых программ ГБОУ ЦО «СПб
ГДТЮ»
г. Санкт-Петербург
2017г.
Оглавление
Пояснительная записка.................................................................................3
Сценарий игровой познавательной
программы «Люблю свою планету» ….......................................................7
Оценочные и методические материалы......................................................10
Список литературы.......................................................................................11
Приложение 1................................................................................................12
Приложение 2................................................................................................13
Пояснительная записка
В наше время практически каждый день появляются всевозможные
технологические новшества. Мир и общество захвачен появлением нового,
развитием техники, информационное поле становится все шире. Наука не
перестает удивлять человечество, ведь сколько всего появилось интересного
и полезного хотя бы за последние сто лет! Но за молниеносным движением
прогресса мы забыли о главном — об экологии. У медали две стороны и, к
сожалению, прогресс и стал главной причиной загрязнения планеты, а люди
перестали обращать внимание на эту проблему, увлеченные большим
объемом постоянно поступающей информации.
Актуальность программы: В настоящем времени внимание подрастающего
поколения совсем не привлекается к проблемам окружающей среды, тем
более не подчеркивается ответственность каждого человека перед экологией
города/страны/планеты, где он живет. Общество превращается в
потребителей материальных благ и услуг, забыв о том, что необходимо
созидать и беречь самое главное, что есть — природу. Программа направлена
на необходимость воспитать в детях не только чувство гражданской
ответственности за свои поступки, а еще и любовь, желание оберегать мир, в
котором они живут. Программа моделирует ситуацию, в которой подросткам
предстоит практически спасти родную планету, с помощью идеи «Решение
глобальной проблемы экологии начинается с себя!» старается донести,
что крайности,когда планету придётся спасать, можно избежать, проявляя
активную позицию в настоящем.
Педагогические задачи:
1.
Комплексные задачи:
Формирование осознания сопричастности к проблеме экологии, воспита-
ние неравнодушного отношения к происходящему в природе.
Осмысление и принятие участниками идеи программы: «Решение глобаль-
ной проблемы экологии начинается с себя!»
2.
Познавательно-мировозренческие задачи:
понимание значимости даже небольшого поступка
осознание объемов увлекательной информации об окружающем мире и
желание изучить понравившееся более глубоко
осознание необходимости и важности как личного выбора, так и принятия
командных решений
3.
Эмоционально-волевые задачи:
стремление сделать мир вокруг чище и красивее
открытие, что прекрасное можно найти не только на экранах гаджетов и
телевизоров, а в красоте природы
формирования понимания, что самый незначительный хороший поступок
а самом деле имеет огромную ценность
4.
Действенно-практические задачи:
получения первоначального багажа знаний по взаимодействию с природой
отрабатывание
навыка
заменить
привычные
действия
(бросить
мусор,
например) на правильную и полезную привыску
получение вдохновения для создания технологических новшеств коорые
будут защищать природу,а не разрушать
Люблю свою планету
Идея: «Решение глобальной проблемы экологии начинается с тебя!»
Игровая задача: Каждой из команд необходимо внести свой вклад в
спасение планеты.
Тип программы: краткосрочная игровая познавательная программа
Ожидаемые результаты:
осознание значимости окружающей среды и ее обитателей
возможность
оценить,
как
личный
выбор
повлиял
на
разрешение
ситуации
получение опыта создания креативных проектов
получение навыков работы в команде
Условия и особенности реализации программы
Программа
рассчитана
на
30
участников
в
возрасте
10-11
лет.
Программа
проводится
в
ГБНУ
«СПБГДТЮ».
Основные
места
действия – малая сцена 3 этажа, оформленная как машина времени, и 3
гостиные, стилизованных под три составляющих окружающей среды
(вода, земля,небо) . Завязка игры проходит на малой сцене 3 этажа
одновременно для всех участников. После завязки каждая команда в
составе 10 человек отправляется в одну из гостиных. Завязка длится
около 30 минут, время на прохождение всех заданий в гостиной так же
30
минут
(команды
не
переходят
из
гостиной
в
гостиную).
После
выполнения заданий в гостиной, команды собираются на территории
малой сцены, где происходит заключительная часть театрализации, а
так же отмечаются лучшие команды и участники.
Для деления состава класса на команды используются ленточки трех цветов
(синий,
зеленый,
белый).
Каждый
участник
тянет
произвольно
ленточку
перед началом программы и повязывает ее на руку.
Игровая программа не требует предварительной дополнительной подготовки
для участников.
Материально-техническое обеспечение: Экран, проектор, ноутбук, радио-
микрофон (4 штуки),
микшерный пульт, колонки, заготовленные презентация
и видеоряд для театрализации
Реквизит: ленточки для деления на команды по 10 штук каждого из
цветов (синий,зеленый белый), 3 ватмана формата А1, чистые листы бумаги
размером А4, ручки, фломастеры
Продолжительность программы – 90 минут.
Сценарий игровой познавательной программы «Люблю свою планету»
для учашихся 4-х классов
Действующие лица:
Ученый из будущего — озадаченный проблемной ситуацией забавного вида
пожилой ученый
Ученый в настоящем — восторженный и немного неуклюжий сотрудник
НИИ экологии
Капелька — младшая научная сотрудница, молодая смешливая девушка,
помощница ученого из будущего
Листик — младший научный сотрудник, серьезный и ответственный
молодой человек, помощник ученого из будущего
Облачко — младший научный сотрудник, талантливая, хотя и летающая в
облаках дама, младший научный сотрудник, помощник ученого
Детей встречает ученый, повязывает на руку каждому ребенку ленточку
белого, зелёного или голубого и провожает в зал.
Ученый: Здравствуйте дорогие друзья! Я очень рад видеть вас сегодня здесь!
А, самое главное, очень надеюсь, что вы сможете помочь в одной очень
серьёзной проблеме. Потому что, среди вас точно множество светлых умов и
будущих учёных и все вы ребята, любящие планету на которой живут. Вы
ведь поможете нам, правда?
Дети: Да!
Ученый: Тогда я открою вам секрет...Мне пришло письмо из будущего,
срочно просят о помощи! А вы как раз сидите в самой настоящей машине
времени, которая перенесёт нас на 100 лет вперед! Закройте глаза, хлопните
один раз в ладоши и произнесите стартовую команду для запуска машины
времени «Экологус хелпус»
Свет гасится и начинает мигать, звучит музыка, на экране идет видеоряд,
имитирующий путешествие во времени.
Все замолкает и тут из-за кулис неловко выходит Ученый, выглядит очень
смущенным и озадаченным, поправляет на носу очки, спотыкается, наконец-
то встает посреди сцены, оглядывается
Ученый из будущего: Ого, здравствуйте! Я очень надеялся, что кто-нибудь
прилетит помочь мне, но даже и не надеялся, что прилетит столько
помощников! Разводит руками удивляясь и радуясь. Как я рад! Теперь
появилась надежда на спасение нашей Земли! Поглядите как она изменилась
всего за сто лет!
На экране появляется видео иллюстрирующее ужасающее состояние
экологии (отсутствие растений, свалки, мертвые обитатели морей, смог
вместо чистого воздуха и т.д.)
Ученый: Это же совсем не дело.. Я долго думал как быть.. Ведь исправить
что-то уже практически невозможно.. А потом понял! Что лучше не
исправить, а предотвратить беду!
Поэтому отправил сигнал SOS в прошлое, и
произошло чудо! Вы преодолели время и пространство, как настоящие герои,
и я уверен, что вы сможете спасти родную планету!
Но перед тем как начать спасательную миссию, вы должны познакомиться с
моими младшими научными сотрудниками под кодовыми именами
«Капелька», «Листик» и «Облачко». Они протестируют вас на
профпригодность, ведь дело ответственное!
Капелька, Листик, Облачко: Привет, ребята!
Капелька: Я отвечаю за всю-всю воду в мировом океане и мой спасательный
отряд поможет сохранить морских обитателей и чистую воду в морях, реках и
океанах!
Листик: А я заведую всеми растениями, почвой, и животными! Моему
отряду тоже предстоит на славу потрудиться!
Облачко: Небесные спасатели, у нас тоже дел невпроворот!Ведь все мы так
любим любоваться небом..звездами, облаками..солнцем и луной..
Листик: Облачко, ты опять отвлекаешься от темы, времени все меньше,
соберись!
Облачко: Что это я?! Озоновых дыр все больше, уровень кислорода все ниже!
Срочно за работу пока мы все не задохнулись!
Ученый: Ребята вверяю вас в руки моих помощников! Те, у кого на руке
повязана голубая ленточка. идут вслед за Капелькой, все с зеленой ленточкой
идут с Листиком, а с белой – за Облачком.
Три спасательных отряда расходятся каждый в свою гостиную (далее см.
Приложение 2)
Ученый: Ох и долго же вас не было!
Листик: Так это потому что мы не только научные вопросы разобрали и
исследовательские работы провели, а еще и придумали изобретения, которые
Землю спасать будут!
Капелька: Да-да, ребята на славу потрудились!
Облачко: Потрудились, а на небо так и не полюбовались, а за окном птички
поют..
Капелька и Листик: Облачко!!Мы тут серьёзными вещами занимаемся, а ты
опять в облаках витаешь!
Ученый из будущего: Вот это вы молодцы! Ай, хвалю! Тогда устроим мини-
научную конференцию с защитой проектов и выявлением лучшего!
Облачко,Листик и Капелька приглашает каждую из команд по очереди на
сцену для презентации их изобретения.
Ученый из будущего
: Просто потрясающе! Я считаю, что все изобретения
нужно срочно вводить в эксплуатацию и в вашем, и в нашем времени! А
победителя мы выберем честно – аплодисментами! Я называю команду, а вы
хлопаете изо всех сил!
Подводятся итоги, команду победившую в номинации «Изобретатель века»
поздравляют (возможно поощрение грамотами,конфетками или тем, что
принесет на призы школа). Листик/Облачко/Капелька помогают
награждать участников и работают «на подхвате» (могут добавить что-
то по тексту).
Ученый из будущего: А еще я знаю, что вас всех отмечали звездочками за
прекрасное знание экологии. Осталось только узнать какая команда больше
всего звездочек набрала и
оказалась самой эрудированной, а еще какой из
всех-всех юных учёных самым умным да подготовленным является.
Опять подводятся итоги с помощью Листика/Облачка/Капельки и
награждаются лучшие.
Ученый из будущего: Если бы в вашем времени ребята вам не предстояла
очень ответственная миссия, я бы таких умников оставил у себя в
исследовательском институте и даже на своём лётомобиле покатал.. Но
делать нечего, придётся прощаться..
Осталось узнать самое важное! Пожалуйста, помните, что спасение планеты
и решение даже такой глобальной проблемы начинается с каждого из вас
лично! Расскажите друзьям и родным какой погибающей может стать наша
планета, если ничего не изменить! Ведь теперь вы обладаете всеми знаниями
и навыками, чтобы предотвратить беду! А Теперь поглядите, каким будет наш
мир, если прямо сегодня мы начнём его беречь!
Опять включается видео на котором показыают прекрасные зеленые луга,
чистое море, яркие краски, прекрасных животных и т.д. Учёный тем
временем (вместе с помощниками) как бы «затягивается» за кулисы (просто
время работы машины времени подошло к концу) Одновременно
заканчивается видео и мигают огни, показывая, что мы перемещаемся
обратно в прошое.
Выходит учёный
Учёный: Кажется я немного не рассчитал время путешествия..Но я надеюсь
вы успели там в будущем помочь?! Вы там мир спасали?? Такие молодые,а
уже и в будущем побывали и мир спасли..мне бы так, только и доверяют, что
машиной времени управлять.. А может вы,ребята, меня как-нибудь с собой
возьмете мир спасать?К
Дети: Конечно!
Ученый: Я тогда тоже стану героем, как вы! Хотя, ведь каждый из нас может
быть героем каждый день и каждый день мир спасать, правда?
Дети: Да!
Ученый: Тогда до встречи, ребята!
Оценочные и методические материалы
Отслеживание
результатов
реализации
программы
может
осуществляться
путем:
- наблюдением за участниками в течение игровой программы
-
проведения
анкетирования
для
участников
игровой
программы
(Приложение 1)
Список литературы:
1.
Педагогика развития: содержательный досуг и его секреты/ под ред. И.
М. Кареловой. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 371, [1] c. – (Социальный
проект).
2.
И.М. Карелова, Проектирование игровых досуговых программ: учебно-
методическое пособие. – СПб.: ГОУ ЦО «СПб ГДТЮ», 2011. - 77 с.
Приложение 1
Оцените утверждение от 1 до 5
Я многое узнал на этой программе
Я научился работать в команде
Оказывается, экология может быть увлекательной
Теперь я знаю, как много сам могу сделать для свое планеты
На программе я здорово и весело провел время
Что мне
понравилось:_________________________________________________
_____________________________________________________________
Что мне
понравилось:_________________________________________________
_____________________________________________________________
Приложение 2
В каждой из готиных участникам предстоит узнать основную информацию
по экологии ( у каждой команды в основном будет тематика того
спасательного отряда, в котором они находятся). Герои проведут несколько
познавательных игр. После каждого задания/вопроса/загадки/игры каждый из
героев будет поощрять лучшего участника звездочкой (типо прищепки),
прикрепляя ее на леточку участника отряда.
После прохождения всех заданий/игр в гостиной каждой из команд будет
выдан ватман и фломастеры и предложено придумать изобретение будущего,
которое поможет предотвратить проблемы экологии в той или иной сфере
(вода, земля, воздух).
Гостиная неба.
1)
Будет задана тематика. Дети, руководствуясь тематикой должны будут
сыграть в асоциации. Тем самы будет проверена из подкованность по
той или иной теме и восстановится в памяти материал.
2)
Затем на доске будет предложен небольшой кроссворд. Задания могут
быть в разной форме: вопрос, загадка, в форме игры «Крокодил» и др.
3)
Краткая справка об экологии неба с возможностью проявить свою
эрудированность.
Гостиная земли.
1)
Задание на сопоставление фактов и предметов. На одной части достки
висят факты ( например 600 лет), на другой предмет (например
Самшит). Догадавшись, что с чем сопоставить ребята получат какое-то
явление ( например около 600 лет требуется для выращивания
взрослого самшитового деревца)
2)
Загадки
3)
Краткая справка об экологии неба с возможностью проявить свою
эрудированность.
Гостиная воды.
1)
Каждый участник получает карточку с каким-то морским существом
или растением. Описывая свои внешние характеристики (возможно
дополнительно показывая) и особенности он должен объяснить другим
ребятам кем он является и по возможности рассказать имеющуюся
информацию ( остальные могут дополнить).
2)
Игра, рассказывающая о всевозможных сферах применения и
волшебных фактах о воде. ( В разработке)
3)
Краткая справка об экологии неба с возможностью проявить свою
эрудированность.