Автор: Галямова Наталья Николаевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МАУ ДО ДМШ им. Р. Глиэра
Населённый пункт: г. Калининград
Наименование материала: статья
Тема: "Интеграция как дидактический принцип обучения в детской школе искусств"
Раздел: дополнительное образование
Интеграция
как дидактический принцип обучения в Детской Школе Искусств.
Галямова Наталья Николаевна, преподаватель теоретических дисциплин МАУ ДО «ДМШ
им. Р. Глиэра», г. Калининград
В
с о в р е м е н н о й
п е д а г о г и к е
п о т р е б н о с т ь
в
г л у б о к о м
взаимопроникновении учебного материала достаточно велика и интеграция
как
дидактический
принцип
обучения
является
одним
из
наиболее
перспективных. Мир музыки, в который погружаются дети, учась в школе
искусств, должен познаваться ими во всем своем многообразии и единстве.
Однако, предметы школьного цикла дробят его на разрозненные фрагменты,
так как направлены на решение отдельных, часто прикладных, задач. Это
происходит
потому,
что существующее образование, как основное, так и
дополнительное, по сути своей предметоцентрично.
Количество предметов
в
учебном
плане
велико.
Функционируют
они
как
автономные
образовательные
системы,
что
порождает
серьёзные
трудности
в
формировании
у
учащихся
целостной
картины
мира
и
препятствуют
органичному
восприятию
культуры. Выходом
из
такой
ситуации
представляется
изменение
многопредметности
в
сторону
интеграции
учебных дисциплин, которая способна систематизировать знания и развить
самостоятельность учащихся.
Таким образом, цель интеграции - через органическую связь учебных
дисциплин помочь ученикам сформировать целостное мировоззрение.
Задачами интегрированного обучения являются:
моделирование
в
образовательной
системе
природы
и
социальной
жизни в их органичной целостности;
включение знаний в процесс жизнедеятельности;
активное и сознательное вхождение ребенка в мир культуры;
Интеграция может быть реализована при соблюдении трёх условий:
если объекты исследования совпадают либо достаточно близки;
если в интегрированных учебных предметах используются одинаковые
или близкие методы исследования;
если
интегрируемые
учебные
предметы
строятся
на
общих
закономерностях.
Учебные предметы Музыкальной Школы, базируясь на изучении
одного вида
искусств - музыки,
обладают
большим
интеграционным
потенциалом. В программах многих дисциплин есть немало «перекрёстных
тем», общих проблем. «Изолированное»
преподавание в этих условиях
недостаточно и просто ущербно для ребенка.
Интеграция
специальности
с
сольфеджио и музыкальной литературой, а тех, в свою очередь, с хором,
ритмикой и
коллективным музицированием, не только выводит
знания
учащихся на новый уровень, но и глубже раскрывает творческий
потенциал музыкантов - исполнителей. Интеграция
расширяет тематику
изучаемого материала, вызывая необходимость более глубокого анализа и
обобщения явлений. Возможна интеграция
предметов дополнительного и
основного образования. Связь специальности с литературным источником
произведения,
слушания
музыки
с
фактами
истории,
сольфеджио
с
математической логикой, теории музыки с законами физики, коллективного
музицирования с явлениями окружающего мира.
Интеграция дает возможность для
самореализации и творчества
самого педагога, который неизбежно перерабатывает учебный материал и
создает новые связи между предметами. Они подразделяются:
а/ По способу усвоения – на репродуктивные или поисково - творческие.
б/ По широте осуществления - на внутрицикловые или межцикловые.
в/ По хронологии реализации – на преемственные или перспективные.
г/ По способу установления – на односторонние или многосторонние.
д/ По постоянству реализации – на эпизодические или систематические.
е/ По форме «организации» - на тематические или комплексные.
Темп
интегрированных
уроков
всегда
достаточно
высок,
он
концентрирует внимание учащихся, а
за счёт переключения с одного вида
деятельности на другой, снимает
у них утомляемость и перенапряжение.
Форма проведения интегрированных уроков, как правило, нестандартна.
Она подчинена
авторскому замыслу или педагогической идее творческой
группы преподавателей. Это:
Урок обмена знаниями – когда учащиеся сообщают друг другу о
своих изысканиях на заданную тему.
Урок - взаимопроверка, работа в парах и группах.
Урок творческого поиска
- дети самостоятельно ищут решение
поставленной проблемы.
Контрольный урок - защита творческих работ или викторина -
конкурс.
В ДМШ им. Р. Глиэра есть опыт проведения интегрированных уроков по
сольфеджио и музыкальной литературе. Это «Изучение особенностей ладо -
гармонического языка Н. А. Римского – Корсакова на основе сказочных опер»
в
6
классе.
Материалом
для
исследования
послужил
обзор
девяти
сказочных
опер
композитора
при
более
глубоком
изучении
опер
«Снегурочка» и «Садко». «Изучение гармонии П.И.Чайковского на примере
вокальной и оперной музыки композитора» в 7 классе. Интегрированный
урок базировался на изучении отдельных сцен из опер «Евгений Онегин» и
«Пиковая дама» и некоторых романсов композитора.
Форма
проведения этих интегрированных уроков зависела и от поставленных
задач, и от аудитории. В 7 классе – это лабораторная работа по изучению
поставленной проблемы.
В 6 классе урок по сказочным операм Римского - Корсакова содержал
элементы ролевой игры. Были сформированы три творческие группы:
«Архаисты»,
«Модернисты»
и
«Синестетики». Соревнование
очень
активизировало учащихся и побудило их к самостоятельным действиям и
решениям. Интегрированные уроки всегда увлекательны и способны, по
словам М. Казиника, «…зажечь ученика, как светильник»,
направляя его к
следующему
уровню
- к
созданию интегрированных
творческих
проектов. Теоретическое
отделение Детской Музыкальной Школы им. Р.
Глиэра накопило большой опыт организации таких проектов. Это:
- «Музыкальный пилигрим», путешествия учащихся и преподавателей
по
местам
жизни
и
творчества
великих
композиторов
–
исследовательская экскурсия
«Глиэровские
чтения»,
в
рамках
которого
проводится
конкурс
творческих
работ
«Композиторы
20-21
веков»,
ученическая
конференция «Храни огонь родного очага»
-
мультимедийный
продукт
«Форум юных музыкантов» - деловая игра ( подробнее о ней ниже).
«Театр вокруг нас», тематические праздники, включающий знаковые
события
в
жизни
юных
«глиэровцев»-
посвящение
в
музыканты,
музыкально - тематические композиции, выпускные юмористические
«капустники».
Интегрированный творческий проект
«Музыкальный пилигрим»
стал аккумулятором музыкальных впечатлений учащихся. По результатам
каждого путешествия сочиняются стихи, готовятся выставки рисунков,
создаются мультимедийные презентации и видеоролики. С творческими
отчетами учащиеся
выступают перед всей
школой, вовлекая в
ряды
«Музыкального пилигрима»
еще
большее число
единомышленников.
Особенно
хочется
отметить
незабываемые
поездки
«Музыкального
пилигрима» последних лет. Это - «Моцартиана», путешествие в Зальцбург
– Вену – Прагу. «Шопениана» - в Желязову Волю и Варшаву. «Бахиана» -
специально
для
нашей группы
был разработан маршрут, далекий
от
традиционных туристских троп – в Айзенах, Веймар, Кетен, Лейпциг.
Первая
межшкольная
ученическая
конференция,
посвященная
патриотическому воспитанию «Храни огонь родного очага» и проведенная
осенью 2017 года в ДМШ им. Р. Глиэра, стала интеграцией музыкальной
литературы и Истории Отечества. Участники в увлекательной форме
поведали об исторических событиях в культурной жизни России, представив
эссе,
презентации,
музыкально
-
литературные
композиции,
сольное
и
ансамблевое пение, ритмические композиции.
Самым
крупным
интегрированным образовательным
проектом
является
«Форум
юных
музыкантов», в
основе
которого
лежит
взаимосвязь
всех
предметов
музыкально
-
теоретического
цикла:
сольфеджио, слушания музыки, музыкальной литературы и ритмики. Это
долгосрочный проект, ежегодно собирающий около 150 учащихся из 30
Детских Школ Искусств Калининградской области.
Модель
Римского
Форума
с
соревнованием
«Ораторов»
-
учащихся
при
поддержке
«Кураторов» – преподавателей и «Центурионов» – болельщиков в зале, с
«Сенатом» - жюри из старшеклассников оказалась очень гибкой. Ее можно
каждый раз наполнять новым и оригинальным содержанием. Интригу в
«Форум»
вносит
и жеребьевка
команд
(«Тоника»- «Субдоминанта» -
«Доминанта»), и голосование центурионов в финале игр. Болельщики
активны всю игру: с увлечением поют двухголосные каноны, прохлопывают
ритмические партитуры.
Эффективна
технология самоуправления в виде
детского сената - жюри. «Претор» назначает баллы по системе жетонов,
«Адвокат» поощряет
участников, « Эдил»
штрафует за
неправильные
ответы, «Банкир» подсчитывает баллы. В разделе проекта «Сольфеджио»
серьезные педагогические задачи решаются через игровые формы заданий.
Таковыми являются «Паутинка тональностей», «Интервалы на карнавале»,
«Чуткое ушко»
и другие.
Задания по слушанию музыки и музыкальной
литературе имитируют: пресс-конференцию, интервью, дискуссию, блиц -
опрос. Привлекаются знания учащихся
из смежных видов искусства и
истории. Результаты игры «Форум юных музыкантов также формируются
по
моделям
Римского
Форума.
–
консул,
цензор,
трибун.Интеграцией
музыки, пластики и театра
является
третья
часть
«Форума
юных
музыкантов» - тематические фестивали по ритмике:
«Ритмы и звуки планеты Земля»- в 2013,
«Алиса в стране Зазеркалья» - в 2014,
«Праздник всегда с тобой» - в 2015,
«На балу у
«Спящей красавицы». Музыкально – ритмическое
приношение любимому композитору» - в 2016 году,
Старинные танцы» в 2017 году,
«Музыка народов России» в 2018 году.
Творческий
проект
«Театр вокруг нас»
- является, по сути,
внеклассным
мероприятием.
В
нем
интегрируются
литература,
театр,
живопись, хореография и музыка. Это «Посвящение первоклассников в
музыканты», «Новогодние утренники» на отделении раннего эстетического
развития
«Серебряный
камертончик»,
тематические
музыкально
-
литературные композицииВыпускные глиэровские «Капустники».
Результаты интегрированного
обучения
проявляются
в
развитии
творческого мышления учащихся:
Достигается интенсификация учебной деятельности.
Знания приобретают качества системности.
Умения становятся обобщенными.
Эффективно формируются убеждения.