Напоминание

"Интеграция как дидактический принцип обучения в детской школе искусств"


Автор: Галямова Наталья Николаевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МАУ ДО ДМШ им. Р. Глиэра
Населённый пункт: г. Калининград
Наименование материала: статья
Тема: "Интеграция как дидактический принцип обучения в детской школе искусств"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Интеграция

как дидактический принцип обучения в Детской Школе Искусств.

Галямова Наталья Николаевна, преподаватель теоретических дисциплин МАУ ДО «ДМШ

им. Р. Глиэра», г. Калининград

В

с о в р е м е н н о й

п е д а г о г и к е

п о т р е б н о с т ь

в

г л у б о к о м

взаимопроникновении учебного материала достаточно велика и интеграция

как

дидактический

принцип

обучения

является

одним

из

наиболее

перспективных. Мир музыки, в который погружаются дети, учась в школе

искусств, должен познаваться ими во всем своем многообразии и единстве.

Однако, предметы школьного цикла дробят его на разрозненные фрагменты,

так как направлены на решение отдельных, часто прикладных, задач. Это

происходит

потому,

что существующее образование, как основное, так и

дополнительное, по сути своей предметоцентрично.

Количество предметов

в

учебном

плане

велико.

Функционируют

они

как

автономные

образовательные

системы,

что

порождает

серьёзные

трудности

в

формировании

у

учащихся

целостной

картины

мира

и

препятствуют

органичному

восприятию

культуры. Выходом

из

такой

ситуации

представляется

изменение

многопредметности

в

сторону

интеграции

учебных дисциплин, которая способна систематизировать знания и развить

самостоятельность учащихся.

Таким образом, цель интеграции - через органическую связь учебных

дисциплин помочь ученикам сформировать целостное мировоззрение.

Задачами интегрированного обучения являются:

моделирование

в

образовательной

системе

природы

и

социальной

жизни в их органичной целостности;

включение знаний в процесс жизнедеятельности;

активное и сознательное вхождение ребенка в мир культуры;

Интеграция может быть реализована при соблюдении трёх условий:

если объекты исследования совпадают либо достаточно близки;

если в интегрированных учебных предметах используются одинаковые

или близкие методы исследования;

если

интегрируемые

учебные

предметы

строятся

на

общих

закономерностях.

Учебные предметы Музыкальной Школы, базируясь на изучении

одного вида

искусств - музыки,

обладают

большим

интеграционным

потенциалом. В программах многих дисциплин есть немало «перекрёстных

тем», общих проблем. «Изолированное»

преподавание в этих условиях

недостаточно и просто ущербно для ребенка.

Интеграция

специальности

с

сольфеджио и музыкальной литературой, а тех, в свою очередь, с хором,

ритмикой и

коллективным музицированием, не только выводит

знания

учащихся на новый уровень, но и глубже раскрывает творческий

потенциал музыкантов - исполнителей. Интеграция

расширяет тематику

изучаемого материала, вызывая необходимость более глубокого анализа и

обобщения явлений. Возможна интеграция

предметов дополнительного и

основного образования. Связь специальности с литературным источником

произведения,

слушания

музыки

с

фактами

истории,

сольфеджио

с

математической логикой, теории музыки с законами физики, коллективного

музицирования с явлениями окружающего мира.

Интеграция дает возможность для

самореализации и творчества

самого педагога, который неизбежно перерабатывает учебный материал и

создает новые связи между предметами. Они подразделяются:

а/ По способу усвоения – на репродуктивные или поисково - творческие.

б/ По широте осуществления - на внутрицикловые или межцикловые.

в/ По хронологии реализации – на преемственные или перспективные.

г/ По способу установления – на односторонние или многосторонние.

д/ По постоянству реализации – на эпизодические или систематические.

е/ По форме «организации» - на тематические или комплексные.

Темп

интегрированных

уроков

всегда

достаточно

высок,

он

концентрирует внимание учащихся, а

за счёт переключения с одного вида

деятельности на другой, снимает

у них утомляемость и перенапряжение.

Форма проведения интегрированных уроков, как правило, нестандартна.

Она подчинена

авторскому замыслу или педагогической идее творческой

группы преподавателей. Это:

Урок обмена знаниями – когда учащиеся сообщают друг другу о

своих изысканиях на заданную тему.

Урок - взаимопроверка, работа в парах и группах.

Урок творческого поиска

- дети самостоятельно ищут решение

поставленной проблемы.

Контрольный урок - защита творческих работ или викторина -

конкурс.

В ДМШ им. Р. Глиэра есть опыт проведения интегрированных уроков по

сольфеджио и музыкальной литературе. Это «Изучение особенностей ладо -

гармонического языка Н. А. Римского – Корсакова на основе сказочных опер»

в

6

классе.

Материалом

для

исследования

послужил

обзор

девяти

сказочных

опер

композитора

при

более

глубоком

изучении

опер

«Снегурочка» и «Садко». «Изучение гармонии П.И.Чайковского на примере

вокальной и оперной музыки композитора» в 7 классе. Интегрированный

урок базировался на изучении отдельных сцен из опер «Евгений Онегин» и

«Пиковая дама» и некоторых романсов композитора.

Форма

проведения этих интегрированных уроков зависела и от поставленных

задач, и от аудитории. В 7 классе – это лабораторная работа по изучению

поставленной проблемы.

В 6 классе урок по сказочным операм Римского - Корсакова содержал

элементы ролевой игры. Были сформированы три творческие группы:

«Архаисты»,

«Модернисты»

и

«Синестетики». Соревнование

очень

активизировало учащихся и побудило их к самостоятельным действиям и

решениям. Интегрированные уроки всегда увлекательны и способны, по

словам М. Казиника, «…зажечь ученика, как светильник»,

направляя его к

следующему

уровню

- к

созданию интегрированных

творческих

проектов. Теоретическое

отделение Детской Музыкальной Школы им. Р.

Глиэра накопило большой опыт организации таких проектов. Это:

- «Музыкальный пилигрим», путешествия учащихся и преподавателей

по

местам

жизни

и

творчества

великих

композиторов

исследовательская экскурсия

«Глиэровские

чтения»,

в

рамках

которого

проводится

конкурс

творческих

работ

«Композиторы

20-21

веков»,

ученическая

конференция «Храни огонь родного очага»

-

мультимедийный

продукт

«Форум юных музыкантов» - деловая игра ( подробнее о ней ниже).

«Театр вокруг нас», тематические праздники, включающий знаковые

события

в

жизни

юных

«глиэровцев»-

посвящение

в

музыканты,

музыкально - тематические композиции, выпускные юмористические

«капустники».

Интегрированный творческий проект

«Музыкальный пилигрим»

стал аккумулятором музыкальных впечатлений учащихся. По результатам

каждого путешествия сочиняются стихи, готовятся выставки рисунков,

создаются мультимедийные презентации и видеоролики. С творческими

отчетами учащиеся

выступают перед всей

школой, вовлекая в

ряды

«Музыкального пилигрима»

еще

большее число

единомышленников.

Особенно

хочется

отметить

незабываемые

поездки

«Музыкального

пилигрима» последних лет. Это - «Моцартиана», путешествие в Зальцбург

– Вену – Прагу. «Шопениана» - в Желязову Волю и Варшаву. «Бахиана» -

специально

для

нашей группы

был разработан маршрут, далекий

от

традиционных туристских троп – в Айзенах, Веймар, Кетен, Лейпциг.

Первая

межшкольная

ученическая

конференция,

посвященная

патриотическому воспитанию «Храни огонь родного очага» и проведенная

осенью 2017 года в ДМШ им. Р. Глиэра, стала интеграцией музыкальной

литературы и Истории Отечества. Участники в увлекательной форме

поведали об исторических событиях в культурной жизни России, представив

эссе,

презентации,

музыкально

-

литературные

композиции,

сольное

и

ансамблевое пение, ритмические композиции.

Самым

крупным

интегрированным образовательным

проектом

является

«Форум

юных

музыкантов», в

основе

которого

лежит

взаимосвязь

всех

предметов

музыкально

-

теоретического

цикла:

сольфеджио, слушания музыки, музыкальной литературы и ритмики. Это

долгосрочный проект, ежегодно собирающий около 150 учащихся из 30

Детских Школ Искусств Калининградской области.

Модель

Римского

Форума

с

соревнованием

«Ораторов»

-

учащихся

при

поддержке

«Кураторов» – преподавателей и «Центурионов» – болельщиков в зале, с

«Сенатом» - жюри из старшеклассников оказалась очень гибкой. Ее можно

каждый раз наполнять новым и оригинальным содержанием. Интригу в

«Форум»

вносит

и жеребьевка

команд

(«Тоника»- «Субдоминанта» -

«Доминанта»), и голосование центурионов в финале игр. Болельщики

активны всю игру: с увлечением поют двухголосные каноны, прохлопывают

ритмические партитуры.

Эффективна

технология самоуправления в виде

детского сената - жюри. «Претор» назначает баллы по системе жетонов,

«Адвокат» поощряет

участников, « Эдил»

штрафует за

неправильные

ответы, «Банкир» подсчитывает баллы. В разделе проекта «Сольфеджио»

серьезные педагогические задачи решаются через игровые формы заданий.

Таковыми являются «Паутинка тональностей», «Интервалы на карнавале»,

«Чуткое ушко»

и другие.

Задания по слушанию музыки и музыкальной

литературе имитируют: пресс-конференцию, интервью, дискуссию, блиц -

опрос. Привлекаются знания учащихся

из смежных видов искусства и

истории. Результаты игры «Форум юных музыкантов также формируются

по

моделям

Римского

Форума.

консул,

цензор,

трибун.Интеграцией

музыки, пластики и театра

является

третья

часть

«Форума

юных

музыкантов» - тематические фестивали по ритмике:

«Ритмы и звуки планеты Земля»- в 2013,

«Алиса в стране Зазеркалья» - в 2014,

«Праздник всегда с тобой» - в 2015,

«На балу у

«Спящей красавицы». Музыкально – ритмическое

приношение любимому композитору» - в 2016 году,

Старинные танцы» в 2017 году,

«Музыка народов России» в 2018 году.

Творческий

проект

«Театр вокруг нас»

- является, по сути,

внеклассным

мероприятием.

В

нем

интегрируются

литература,

театр,

живопись, хореография и музыка. Это «Посвящение первоклассников в

музыканты», «Новогодние утренники» на отделении раннего эстетического

развития

«Серебряный

камертончик»,

тематические

музыкально

-

литературные композицииВыпускные глиэровские «Капустники».

Результаты интегрированного

обучения

проявляются

в

развитии

творческого мышления учащихся:

Достигается интенсификация учебной деятельности.

Знания приобретают качества системности.

Умения становятся обобщенными.

Эффективно формируются убеждения.



В раздел образования