Автор: Салимова Эльмира Гилемзяновна
Должность: преподаватель вокально–хоровых дисциплин
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская школа искусств № 13 (татарская)"
Населённый пункт: Республика Татарстан, г. Набережные Челны
Наименование материала: статья
Тема: "Репертуар как основополагающий фактор музыкального воспитания хорового коллектива"
Раздел: дополнительное образование
Салимова Эльмира Гилемзяновна,
Преподаватель вокально-хоровых дисциплин
МАУ ДО «Детская школа искусств №13 (татарская)» г. Набережные Челны
РЕПЕРТАР КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ФАКТОР МУЗЫКАЛЬНОГО
ВОСПИТАНИЯ ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА.
Разговор двух мам:
- А мы на хор ходим…
- На хор? И не скучно?
К сожалению, для большинства людей детский хор – это 30 девочек с косичками в
бархатных красно-бардовых платьицах с белыми воротничками, чинно выводящие что-то
непостижимое, с каменными лицами.
И хор у нас ассоциируется только с детскими хорами советской эпохи, или чем-то
таким заунывным, куда уж точно ребенка не стоит отдавать.
А весь мир тем временем восторгается хоровой музыкой. В Америке и Европе
проводятся конкурсы, на которые приезжают сотни детских и взрослых хоров со всего
мира соревноваться в различных категориях хорового пения.
Стремительные тенденции к тому, что хор в последнее время на сцене перестает быть
статичным, возможно, изменит отношение массы к этому виду искусства. Все большее
число
хоров
стараются
из
исполняемого
произведения
сделать
что-то
интересное
–
приглашаются режиссеры, постановщики, и вот это уже не просто песня, а маленькое
театральное действие.
Хоровой
класс
в
школе
искусств
занимает
важное
место
в
системе
музыкального
воспитания. Хоровое пение развивает художественный вкус детей, расширяет и обогащает
их музыкальный уровень.
Главная задача современного обучения и воспитания детей состоит не только в
формировании
необходимых
знаний,
умений
и
навыков,
привития
общечеловеческих
ценностей, норм поведения, но и в обеспечении адаптации ребенка, как к окружающему
миру,
так
и
к
обучающей
среде.
Вот
некоторые
проблемы
развития
ребенка,
обусловленные неэффективно организованным школьным обучением:
- страх самовыражения;
- страх ситуации проверки знаний;
- общая тревожность в школьных ситуациях;
- переживание социального страха;
- страх перед нереализацией потребности в достижения успеха;
Хоровые занятия помогают в гармонизации отношений ребенка с окружающим миром
ч е р е з
с о б с т в е н н о е
т в о р ч е с т в о .
Занятия
хоровым
пением
способствуют
формированию
таких
личных
качеств
как
отношение к труду, природе, людям, потребность и готовность к эстетической певческой
деятельности,
поддерживают
стремление
к
высоким
нравственным
идеалам.
Хоровое
пение
–
это
коллективное
музицирование
в
атмосфере
творчества,
взаимопомощи,
ответственности каждого из обучающихся за результаты общего дела.
Ушли в прошлые времена, когда ребенок в массе детей не ощущал своей значимости в
хоре. Сейчас многие хоры состоят из небольшого количества участников – каждый певец –
как на ладони, у каждого – своя партия. И без нее произведение будет уже звучать совсем
не так. Поэтому распространенное мнение о том, что ребенок в хоре, если он не солист, не
может себя никак проявить – в корне не верно.
Именно такая атмосфера способствует формированию личности ребенка, помогает ему
поверить
в
свои
силы,
воспитывает
чувство
товарищества,
чувство
коллективизма
и
патриотизма.
Хоровой класс служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности
детей, помогает формированию интонационных навыков, необходимых для овладения
хоровым исполнительским искусством.
В работе над развитием образного мышления функционирует различные психические
процессы:
восприятие,
память,
представление,
воображение.
Весь
познавательный
процесс требует от ребенка специальных действий, благодаря которым внимание, память,
воображение приобретают выраженный преднамеренный характер. Ребенок специально
организует себя, развивается его воля.
Огромное влияние на развитие общей эмоциональности, музыкальности, на воспитание
личности
обучающихся
оказывает
тщательная
работа
над
художественным
образом
исполняемого произведения, выявление его идейно-эмоционального смысла, что является
одним из важнейших факторов мотивации детей к учебной деятельности.
Вокально-хоровая музыка связана со словом и поэтическим текстом. Здесь происходит
процесс интеграции музыки и слова, музыкального творчества и литературы. Разучивание
и исполнение вокально-хоровых произведений расширяет кругозор в области литературы,
углубляет знание, причем без фиксированных самим ребенком усилий.
Однако, работая с детским хоровым коллективом, современный педагог неизбежно
сталкивается
со
следующей
проблемой.
В
младшем
школьном
возрасте
дети
непосредственны
и
обаятельны,
выступая
на
сцене,
они
чувствуют
и
ведут
себя
естественно и интуитивно. Формирование вокально-хоровых навыков ведется с помощью
специальных
упражнений,
но
основную
роль
играет
работа
над
конкретными
музыкальными произведениями. При выборе репертуара необходимо руководствоваться
принципом
доступности.
Музыкальный
материал
должен
соответствовать
возрастным
особенностям детей, их техническим возможностям. Слишком сложные произведения
лишь замедлят певческое развитие и не принесут учащимся удовлетворения от результата.
Но подчас, уже в конце младшего школьного возраста, подобная непосредственность, как
правило,
исчезает,
появляются
психологические
зажимы,
связанные
с
боязнью
зрительного зала, страхом проявить себя, возникает неуклюжесть движений, неумение
выразить свои чувства.
Исходным
пунктом
в
решении
этой
проблемы
стала
работа
над
интонацией
художественно-музыкального образа. Именно интонация как носитель смысла побудила к
оживлению
образа
и
театрализации.
Работа
над
интонацией
художественного
образа
привела к тому, что песни преобразуются в мини-спектакли. У детей возникает интерес к
созданию продолжительных музыкальных спектаклей.
Одной из основных проблем, связанных с популяризацией хорового пения, является
проблема репертуара. Заслуженный работник культуры России, член Союза концертных
деятелей
России,
художественный
руководитель
детских
и
молодежных
областных
и
международных
хоровых
фестивалей
«Гатчинская
радуга»,
и
«Зеркало
времени»
И.В.Роганова отмечает: «Выступая сосвоими хоровыми коллективами на международных
хоровых конкурсах, я пришла к печальному выводу, что русские коллективы выглядят
«старомодно»,
в
то
время
как
у
зарубежных
коллективов
звучит
музыка
новая,
интересная». Действительно, обращаясь к программам детских и юношеских хоровых
коллективов
на
отечественных
фестивалях
и
конкурсах,
мы
сталкиваемся
с
частым
повторением
произведений,
и
почти
полным
отсутствием
музыки
современных
композиторов.
Современная музыка имеет множество отличий от классических, привычных слуху
произведений. Это выражается и в поиске новых ладовых красок, рождающих необычное
созвучие, в использовании инструментальных приемов изложения, в свободных формах
построения произведений. Столь явные различия в воплощении музыкальных образов
нуждаются в особой подготовке слушателя и исполнителя. Все необычное, новое зачастую
ведет к отторжению, и поэтому очень важно, воспитание особой культуры современного
музыканта-исполнителя.
Хоровая музыка, как яркий пример воздействия на духовный мир человека, играет не
только
развивающую,
но
и
в
первую
очередь,
воспитывающую
роль
для
молодого
поколения.
ЛИТЕРАТУРА:
1.
Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку. М., 1969.
2.
Кабалевский Д.Б. Как рассаказать детям о музыке. М., 1978.
3.
Попов
В.С.,
Халабузарь
П.В.
Хоровой
класс:
Методическое
пособие
для
музыкальных школи школ искусств. М., 1989.
4.
Соколов В.Г., Попов В.С., Абелян Л.М. Школа хорового пения М., 1987.
5.
Струве Г.А. Детская хоровая студия – эффективная форма массового музыкального
воспитания детей // Музыкальное воспитание / Сост. Л.А.Баранбойм. М., 1987.
Вып.1