Автор: Змеева Татьяна Георгиевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СШ № 35
Населённый пункт: город Дзержинск, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Инновационные технологии при внедрении ФГОС"
Раздел: полное образование
Инновационные технологии при внедрении ФГОС.
Змеева Т. Г., учитель математики
Что изменится в школах при переходе на новый федеральный государственный стандарт
общего
образования? Такой вопрос задают родители, учителя, а так же руководители школ.
Если говорить о детях то, те, которые учатся в школе сегодня, не почувствуют никаких революционных
перемен. Все, что заложено в новом стандарте, адресовано не столько ребенку, сколько органам власти всех
уровней - руководителям системы образования, директорам школ, учителям. Новый стандарт определил
требования, которым должны соответствовать образовательный процесс, его результат и, что не менее важно,
условия обучения.
Инновации в системе образования связаны с внесением изменений:
• в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления;
• в стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса;
• в систему контроля и оценки уровня образования;
• в систему финансирования;
• в учебно-методическое обеспечение;
• в систему воспитательной работы;
• в учебный план и учебные программы;
• в деятельность учащегося и преподавателя.
Дело в том, что стандарт 2009 года принципиально отличается от стандарта 2004 года. Раньше в
стандарте детально описывалось содержание образования – темы, дидактические единицы, служившие
основой
для
разработки
учебников
и
образовательных
программ
по
предметам.
В
стандарте
нового
поколения содержание образования детально и подробно не прописано, зато четко обозначены требования к
его результатам, не только предметным, но и метапредметным, и личностным. И теперь задача системы
образования
-
делать
все
возможное
для
достижения
обозначенных
результатов:
разрабатывать
новые
образовательные
программы,
программы
по
предметам,
применять
эффективные
образовательные
технологии, совершенствовать условия, в которых учатся учащиеся.
Остановимся на педагогических технологиях и подходах в учебно-воспитательном процессе.
Педагогические технологии и подходы в учебно-воспитательном процессе
развивающее обучение;
проблемное обучение;
коммуникативное обучение;
проектная технология;
игровые технологии;
диалог культур;
информационно-коммуникативные технологии; которой отводится большое значение, т.к. ученик должен
владеть информацией, уметь ею пользоваться, выбирать из нее необходимое для принятия решения,
работать
со
всеми
видами
информации
и
т.д.
И
сегодня
учитель
должен
понимать,
что
в
информационном обществе он перестает быть единственным носителем знания, как это было раньше. В
некоторых ситуациях ученик знает больше, чем он, и роль современного учителя – это в большей
степени роль проводника в мире информации.
дидактическая многомерная технология;
групповые технологии;
КСО
компетентностный подход;
деятельностный подход; предполагает наличие у учащихся познавательного мотива (желания узнать,
открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; выявление и
освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по
ходу; включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
личностно-ориентированный подход
Организационные формы:
учебная исследовательская деятельность;
изготовление учебных продуктов;
работа в системе погружения.
Использования возможностей современных развивающих технологий, позволит обеспечить формирование
базовых компетентностей современного человека:
информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения
проблем);
коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно
использовать личностные ресурсы);
самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию
на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).
Остановимся на некоторых из них более подробно.
Проблемное обучение
Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не
знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным
ему способом действия. Это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия.
Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, познавательной творческой деятельности. Она
побуждает
начало
мышления,
активную,
мыслительную
деятельность,
которая
протекает
в
процессе
постановки и решения проблемы.
Познавательная потребность возникает у человека в том случае, когда он не может достичь цели с помощью
известных ему способов действия, знаний. Эта ситуация и называется проблемной. Именно проблемная
ситуация помогает вызвать познавательную потребность учащегося, дать ему необходимую направленность
мысли и тем самым создать внутренние условия для усвоения нового материала, обеспечить возможность
управления со стороны педагога.
Проблемная ситуация стимулирует мыслительную деятельность учащегося в процессе обучения.
Проблемная ситуация - центральное звено проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль,
познавательная потребность, активизируется мышление, создаются условия для формирования правильных
обобщений.
Совершенствование процесса обучения определяется стремлением учителей активизировать учебно-
познавательную деятельность учащихся. Суть активизации обучения младшего школьника заключается в
такой организации учебной деятельности, при которой учащийся приобретает основные навыки получения
знаний и на основе этого научится самостоятельно «добывать знания».
Педагогическая практика показывает, что возникновение проблемной ситуации и ее осознание учащимися
возможно
при
изучении
почти
каждой
темы.
Подготовленность
ученика
к
проблемному
обучению
определяется, прежде всего, его умением (или возникшую в ходе урока) увидеть выдвинутую учителем
проблему, сформулировать ее, найти решение и решить ее эффективными приемами. На основе анализа
психолого-педагогических исследований можно сделать вывод, что проблемная ситуация представляет собой
затруднение, новых знаний и действий. В проблемной ситуации ученик ставится перед противоречиями и
потребностью самостоятельного поиска выхода из этих противоречий.
Основными элементами проблемной ситуации являются вопросы, задача, наглядность, задание. Вопрос
имеет первостепенное значение, т. к. стимулирует и направляет мыслительную деятельность учащихся.
Задача является важным фактом повышения познавательной активности учеников. Наглядность служит
инструментом
«схватывания»
обобщенного
«видения»
содержания
новых
абстрактных
понятий
и
представлений и облегчает формирование научных понятий.
Человечество
постоянно
развивается,
поток
информации
постоянно
увеличивается,
но
сроки
ее
интерпретации в школе остаются прежними. Приоритет отдается осознанному усвоению знаний. Опора на
мотивационную
сферу
позволяет
удерживать
внимание
к
данному
предмету,
развивая
не
только
интеллектуальные,
но
и
личностные
качества
учащихся.
Учить,
используя
традиционные
формы,
не
оптимально. Поэтому именно за проблемным обучением будущее современной школы.
Игровые технологии
Уровень
обучения
и
воспитания
в
школе
в
значительной
степени
определяется
тем,
насколько
педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это
предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с
целью
выявления
индивидуальных
вариантов
развития,
творческих
способностей
каждого
ребенка,
укрепления
его
собственной
позитивной
активности,
раскрытия
неповторимости
его
личности,
своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении. Особенно важно это в
младших
классах
школы,
когда
только
начинается
целенаправленное
обучение
человека,
когда
учеба
становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка,
прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы,
самооценка, способность к сотрудничеству и пр.).
В связи с этим возникает актуальность в разработках игровых технологий для современной школы. В
последнее
время
опубликовано
несколько
пособий
по
игровым
технологиям.
Хочется
отметить
работу
А.Б.Плешаковой
«Игровые
технологии
в
учебном
процессе»,
А.В.Финогенова
«Игровые
технологии
в
школе» и О.А.Степановой «Профилактика школьных трудностей у детей».
Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и
медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего,
тем,
что
в
игре
органически
сочетается
занимательность,
делающая
процесс
познания
доступным
и
увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение
знаний становится более качественным и прочным.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — наличием четко
поставленной
цели
обучения
и
соответствующего
ей
педагогического
результата,
которые
могут
быть
обоснованы, выделены в ясном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе, сочетания элементов игры и учения
во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.
В развивающих играх, в этом заключается их главная особенность – удалось объединить один из
основных
принципов
обучения
–
от
простого
к
сложному
–
с
очень
важным
принципом
творческой
деятельности
–
самостоятельно
по
способностям,
когда
ребенок
может
подняться
до
«потолка»
своих
возможностей.
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость
вхождения
в
образы.
Дети
легко
вовлекаются
в
любую
деятельность,
особенно,
в
игровую.
Они
самостоятельно
организуются
в
групповую
игру,
продолжают
игры
с
предметами
и
появляются
неимитационные игры.
Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-
вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного
процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается
параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд
учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов – забота каждого
учителя школы.
Использование ИКТ
Уроки
с
использованием
информационных
технологий
имеют
ряд
преимуществ
перед
традиционными
уроками.
Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся,
следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень
наглядности на уроке.
Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий,
тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке освобождается время для дополнительных
заданий (за счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде).
Повышение эффективности урока за счет наглядности. Конечно, достигнуть этого можно и другими
методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают
гораздо более высокий уровень наглядности.
Возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно. Современные
персональные
компьютеры
и
программы
позволяют
с
помощью
анимации,
звука,
фотографической
точности
моделировать
различные
учебные
ситуации,
имеют
возможность
представления
в
мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов);
визуализации изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами.
Информационные
технологии
предоставляют
широкие
возможности
для
индивидуализации
и
дифференциации обучения, причем не только за счет разноуровневых заданий, но также и за счёт
самообразования учащегося.
Всякое включение ИКТ в образовательную среду должно быть аргументировано.
Необходимо учитывать, что урок с использованием информационных технологий несколько отличается от
традиционного
урока.
Единую
структуру
подобного
урока
выделить
сложно,
так
как
каждый
урок
индивидуален, что определяется рядом причин: спецификой предметной области, содержанием конкретного
урока, привязкой к аппаратным средствам информационных технологий, дидактическими возможностями
программных средств, типом и качеством электронных ресурсов, ИКТ – компетенцией педагога.
Разработка урока с использованием информационных технологий возможна лишь при наличии
электронного ресурса. Учебные электронные ресурсы можно разделить на три группы, в зависимости от
выполняемой функции.
1. Иллюстрация учебного материала (таблицы, схемы, опыты, видеофрагменты);
2. Поддержка учебного материала (задания, тесты и т.д.)
3. Источник учебного материала (электронный учебник, разработка задания для самостоятельной
работы учащегося).
По способу разработки они могут принадлежать к одному из следующих видов:
1. Интернет ресурсы (могут использоваться не только непосредственно на уроке, но и для подготовки).
2. Специальные (сюда включаются все электронные ресурсы, выпускаемые различными издательствами).
3. Универсальные (Word, Excel, Power Point и т.д.- предназначены для создания педагогами собственных
образовательных ресурсов).
Самыми интересными и эффективными уроками являются уроки с использованием универсальных
образовательных ресурсов, то есть уроки, разработанные педагогом с учётом особенностей конкретного
ученического
коллектива
и
для
конкретных
учащихся.
В
процессе
создания
такого
урока
возникает
уникальный образовательный ресурс, в который вложены не только знания, умения и опыт педагога-
разработчика, но и частичка его души. Именно такие уроки будут наиболее интересны детям, а значит, и
наиболее эффективными.
Выделяют следующие этапы подготовки урока с использованием ИКТ:
I.
Концептуальный:
Аргументируется
необходимость
использования
средств
ИКТ:
дефицит
источников
учебного материала; возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных
материалов
(картин,
рукописей,
видеофрагментов);
визуализация
изучаемых
явлений,
процессов
и
взаимосвязей между объектами; необходимость объективного оценивания в более короткие сроки и т.п.
Формулировка
учебных
целей
с
ориентацией
на
достижение
результатов
(формирование,
закрепление,
обобщение знаний, контроль усвоения и т.п.); Выбор типа образовательных электронных ресурсов.
II. Технологический: Выбор методики проведения занятий и проектирование основных видов деятельности
учителя и учащихся; Выбор способа взаимодействия учителя и ученика.
III. Операциональный: Осуществляется поэтапное планирование урока, подготовка учебных материалов.
Для каждого этапа определяются: формулировка цели с ориентацией на конкретный результат;
длительность
этапа;
форма
организации
деятельности
учащихся
со
средствами
ИКТ;
функции
преподавателя и основные виды его деятельности на данном этапе; форма промежуточного контроля.
IV. Педагогическая реализация: Роль учителя на уроке с использованием ИКТ изменяется, учитель теперь не
только источник знаний, но и менеджер процесса обучения, главными задачами педагога становятся:
управление познавательной деятельностью учащегося.
ИКТ приводит к интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, обеспечивая:
повышение эффективности и качества процесса обучения за счёт реализации средств ИКТ; обеспечение
побудительных
мотивов
(стимулов),
обуславливающих
активизацию
познавательной
деятельности;
углубление межпредметных связей за счёт использования современных средств обработки информации, в
том числе и аудиовизуальной, при решении задач из различных предметных областей.
Применение новых информационных технологий раскрывает неограниченные возможности для
повышения
качества
знаний
обучающихся,
обеспечивая
интеллектуальное
развитие
каждого
ребенка;
обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Урок с применением
компьютерных
технологий
не
только
оживил
учебный
процесс
(что
особенно
важно,
если
учитывать
психологические
особенности
младшего
школьника,
в
частности
длительное
преобладание
наглядно
образного мышления над абстрактно-логическим), но и повысил мотивацию в обучении. Использование
компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя.
Это способствует значительному повышению качества образования, что ведет к решению главной задачи
образовательной политики.
Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требует от школьного педагога
нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором
знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной
жизни, реальной ситуации. В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны
даже не столько сами знания, сколько умение добывать их и умение самостоятельно добытые знания
применять
во
всевозможных
ситуациях.
Если
каждый
урок
будет
включать
в
себя
средства
ИКТ,
то
инфантильных
и
расторможенных
детей
будет
меньше.
Использование
ИКТ
преобразит
преподавание
традиционных учебных предметов, оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного материала, а
главное – поднимет на неизмеримо более высокий уровень интерес детей к учёбе.
Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной
компетентности учителя. Это способствует значительному повышению качества образования, что ведет к
решению главной задачи образовательной политики.