Напоминание

"Оздоровительные игры"


Автор: Аблинова Лариса Геннадьевна
Должность: воспитатель ДОУ
Учебное заведение: МКДОУ детский сад "Оленёнок"
Населённый пункт: ЯНАО п.Тазовский
Наименование материала: Консультация для родителей "Лечимся – играя"
Тема: "Оздоровительные игры"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Лечимся, играя

К

двум

годам

у

ребенка

уже

отрегулировались

главные

функции

организма-

пищеварительная, дыхательная и т. д. Малыш уже вполне приспособлен к окружающей

среде, и у него появилось гораздо больше возможностей продолжить изучение мира

вокруг него, теперь он может удовлетворять свой исследовательский интерес на новом

этапе развития.

В этот период жизни ребенка уровень его интеллектуального развития очень зависит от

уровня его двигательной активности. В этом возрасте малыш должен уметь уже немало:

уверенно ходить, прыгать, достаточно быстро бегать, ловко лазить, бросать предметы.

Когда ребенок заболевает, то это становится общей бедой. Неокрепший организм борется с

болезнью,

и

мы

всеми

силами

стараемся

помочь

малышу:

обследуем

его

у

лучших

специалистов, достаем наиболее эффективные лекарства, стараемся обеспечить покой. Это

все правильно при сложном течении заболевания. Однако есть еще ряд моментов, которые

обычно ускользают от внимания даже самых заботливых родителей, бабушек и дедушек.

Прежде

всего,

хотелось

бы

напомнить

о

том,

насколько

важно

учитывать

психофизиологические особенности детского организма, чтобы ускорить выздоровление

малыша. Замечено, у взрослых людей более 70% заболеваний имеют психосоматическую

основу,

то

есть

заболевание,

как

правило,

является

реакцией

организма

на

психоэмоциональные проблемы, и у детей часто болезнь является результатом восприятия

беспокойства, тревоги родителей- ведь именно в таком состоянии мы пребываем, когда

болеют дети. Этот негативный эмоциональный фон очень мешает ребенку справиться с

болезнью.

Другая особенность организма ребенка- постоянный рост органов. Недостаток движения

плохо сказывается не только на больном органе, но и на нервной и эндокринной системах

в целом. Поэтому бытующее мнение, что выздоравливающему ребенку поможет только

покой,

ошибочно.

Как

избежать

этого?

Использовать

наработки

одной

из

систем

медицины-

лечебно-профилактической

физкультуры.

Значит,

нужно

подобрать

упражнения- и выздоровление малыша не за горами. Однако психика ребенка устроена

так, что малыша практически невозможно насильно заставить выполнять какие-либо

упражнения. Малыш будет их выполнять только при одном условии: ему должно быть

интересно, движение должно ему нравиться. Поэтому мы подобрали упражнения- игры.

Они

помогут

вашему

ребенку

окрепнуть

и

предупредят

возникновение

новых

заболеваний. Именно радость, именно эмоциональный подъем необходимы растущему

организму.

Оздоровительные игры

Игры при рините, ринофарингите, гайморите, аденоидах, хроническом бронхите.

«Запасливые хомячки»

Цель игры: тренировка носового дыхания, умения смыкать губы при выполнении

движений, развитие координации движений.

Что надо для игры: два стула. несколько листов бумаги, несколько маленьких игрушек

для каждого игрока.

Ход игры: игру начните с рассказа о том, что хомячки носят запас еды за щечками, отчего

их щечки кажутся надутыми. Затем предложите детям изобразить запасливых хомячков,

которые должны перенести таким образом зерно через болото. В качестве ноши

используют маленькие игрушки, которые держат в руках. В чем же сходство с хомячками?

Малыши будут передвигаться с надутыми щечками.

Установите границы болота- поставьте в разных концах помещения 2 стула. Между

стульями положите несколько листов бумаги – это будут «кочки», по которым и должен

проходить путь зверьков.

Каждому хомячку дают по маленькой игрушке и просят надуть щеки. Вот в таком виде и с

такой ношей игроки и переходят на другую сторону болота строго по «кочкам». Преодолев

маршрут, они оставляют свои игрушки на стуле, хлопают себя по щечкам и возвращаются

обратно, опять же по «кочкам».

Затем «хомячки» начинают свой путь снова. И так до тех пор, пока каждый из них не

перенесет свои игрушки.

«Совушки»

Цель игры: развитие координации движений рук с движением грудной клетки, обучение

углубленному вдоху.

Ход игры:дети, которые согласились поиграть в сов, должны сесть перед вами полукругом.

После того вы скажете «День», они должны медленно должны повернуть головы сначала

влево, а потом в право. После того как вы скажите «Ночь», они должны посмотреть перед

собой и взмахнуть руками, как крыльями. Опуская их вниз, игроки должны на выдохе

протяжно, без напряжения произнести: « У-у-ф-ф-ф». Игру повторяют 2-4 раза.

«Чей шарик дальше?»

Цель игры: укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыков носового дыхания при

спокойно сомкнутых губах.

Что надо для игры: стол, два шарика для пинг-понга (лучше их сделать разноцветными),

два кубика (или пуговицы) таких же цветов, как и шарики, ленточка.

Ход игры: сформируйте из детей пары, которые будут состязаться по очереди. Каждому из

игроков вручите по шарику от пинг-понга. На столе разверните ленту и на нее положите

шарики.

По вашему сигналу каждый из двух игроков, участвующих в соревнованиях, должен

сделать вдох через нос и потом что есть сил подуть на шарик. Там, где шарик остановится,

рядом кладут кубик или пуговицу соответствующего цвета.

Побеждает тот участник игры, чей шарик за три попытки укатился дальше.

«Надуй шарик»

Цель игры: восстановление правильного носового дыхания, формирование глубокого

вдоха и выдоха, а также умения правильно смыкать губы, развитие чувства ритма.

Что надо для игры: маленькие призы.

Ход игры: дети должны сесть полукругом напротив вас. Предложите им «надуть шарик»

только понарошку.

Чтобы «надуть» воздушный шар, дети должны широко развести руки в стороны и сделать

глубокий вдох через нос, потом что есть выдохнуть в воображаемый шарик через рот,

издав звук «Ф-ф-ф…», и медленно соединить ладони под «шариком».

Но сааме интересное начинается потом. Вы хлопайте в ладоши, что означает-«шарик»

неожиданно лопнул, и точно так же должных хлопнуть в ладоши и дети. Что происходит,

когда шарик лопнул? Конечно, из него выходит воздух. Поэтому дети должны произнести

звук «Ш-ш-ш…» на выдохе, и «прошипеть» надо как можно дольше. При этом они делают

губы трубочкой и складывают руки на коленях.

Воображаемый шарик нужно «надувать» от двух до пяти раз. У кого это получится лучше,

чем у других игроков, получит в награду маленький приз, остальных похвалите.

«Самолетик-самолет»

Цель игры: формирование правильного дыхания (его глубины и ритма), укрепление мышц

рук и грудной клетки, усвоение понятий «налево», «направо», развитие координации

движений.

Ход игры: покажите ребенку, как играть в «самолет». Потом еще раз выполните все

действия, но уже вместе с ними.

Сначала разведите руки в разные стороны ладонями вверх, поднимите голову вверх и

глубоко вдохните. После чего сделайте поворот влево и скажите на выдохе: «Ж-ж-ж».

Встаньте прямо и опустите руки – это будет означать отдых на аэродроме и т.д.

Упражнения выполняются 2-3 раза. Затем ведущий читает стишок, а ребенок все

движения, о которых в нем говорится, выполняет самостоятельно.

Самолетик-самолет

(ребенок разводит руки в стороны ладонями вверх).

Отправляется в полет.

(тоже самое действие).

Жу-жу-жу

(ребенок делает поворот вправо на выходе и говорит: «Ж-ж-ж»)

Жу-жу-жу

(тоже самое действие).

А теперь он отдохнет

(ребенок встает прямо, опустив руки,- пауза)

Чтоб отправится в полет.

(ребенок поднимает голову и делает вдох).

Жу-жу-жу

(ребенок делает поворот влево на выходе и говорит: «Ж-ж-ж»),

Жу-жу-жу

(ребенок встает прямо и отпускает руки- пауза).

А теперь он отдохнет,

Сил в дорогу наберет.

«Ветер»

Цель игры: развитие координации движений, усвоение понятий «налево», «направо»,

«вниз», формирование ритмичного глубокого дыхания.

Ход игры: вы читаете стихотворение, показывая при этом, как надо выполнять движения, а

ребенок должен их повторять за вами:

Я ветер сильный, я лечу

(руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос),

Лечу, свищу куда хочу

(тоже самое движение):

Хочу – налево посвищу

(поворот головы налево, губы вытянуты в трубочку и надуты),

Могу подуть направо

(голова прямо, ребенок делает вдох, голова направо- выдох, губы трубочкой),

Налево, потом прямо.

Могу подуть вверх – облака

(голова прямо – вдох через нос, опустить голову так, чтобы подборотком коснуться

груди,- спокойный глубокий выдох через рот),

Но занят я, друзья, пока.

Пока я тучи разгоняю

(ребенок делает круговые движения руками),

Я их движенье направляю.

«Мишка и Мышка»

Цель игры: формирование глубокого ритмичного дыхания, развитие координации

движений, укрепление мышц позвоночника.

Что надо для игры: Игрушку- мышонок и медвежонок

Ход игры: расскажите малышу историю про большого медвежонка и маленькую мышку.

А вовремя своего рассказа показывайте движения. Малыш должен их повторять за вами.

Какой большой у мишки дом

(надо выпрямиться ,встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на

руку –вдох),

Чтоб поместился мишка в нем.

У мышки домик маленький,

Лишь, для нее удаленькой.

(надо присесть, обхватив руками колени, опустить голову и на выходе произнести звук

«ш-ш-ш»).

Любит мишка ходить к мышке.

(надо походить по комнате).

Нет, совсем наоборот,

Он же к ней не попадет!

Мышка ходит в гости к мишке

Рассказ с движениями повторяют 4-6 раз.

Игры при бронхолегочных заболеваниях

«Давай быстрей, но не беги!»

Цель игры: улучшение дренажной функции бронхов, общеукрепляющее воздействие,

развитие ловкости.

Что надо для игры: Кусочек мела (или 2 ленточки) для обозначения линий старта и

финиша

Ход игры: проведите на полу мелком линию старта. На расстоянии 20-30 метров от старта

при помощи мелка обозначьте линию финиша. Попросите детей построиться в две

колонны рядом с линией старта и, если надо, помогите им в этом.

По вашему сигналу начинается состязание двух команд. Игроки должны как можно

быстрее достигнуть финиша. При этом бежать нельзя: можно кувыркаться, перекатываться

с боку на бок, ходить на коленях, четвереньках и т.п.

«Поезд»

Цели игры: улучшение дыхания, обучение умению действовать в коллективе и быстро

реагировать на сигнал.

Ход игры: попросите детей встать в колонну, в затылок друг другу. Стоящий самым

первым будет «паровозом». Остальные- « вагоны»- должны согнуть руки в локтях и взять

за руки (повыше локтей) впереди стоящих игроков.

Паровоз должен прогудеть («гу, гу…») и отправиться в путь. «Вагоны» послушно следуют

за ним, все время издавая тот же звук. Сначала «поезд» движется медленно, но постепенно

он набирает ход- и игроки переходят на ускоренный шаг, а потом на бег. После ваших слов

«Поезд приехал на станцию» «поезд» постепенно сбавляет ход, а потом по вашей команде

начинает двигаться задом до вашего объявления «Приехали!».

«Подпрыгни и подуй»

Цели игры: обучение правильному дыханию, адаптация дыхания и организма в целом к

физическим нагрузкам.

Что надо для игры: воздушный шарик.

Ход игры: подвесьте воздушный шарик так, чтобы ребенок, проходя мимо него, мог

подпрыгнуть и подуть на шарик. Если в игре участвуют несколько детей, то можно

определить победителя. Им окажется тот, у кого шарик отлетит дальше. Не забудьте

похвалить остальных.

«Вверх ногами»

Цель игры: укрепление мышц верхних конечностей, улучшение дыхательной функции

бронхов, общеукрепляющее воздействие, тренировка вестибулярного аппарата.

Что надо для игры: салфетки из ткани или из бумаги в несколько слоев

Ход игры: предложите ребенку встать у стенки вниз головой и вверх ногами. В таком

положении он должен продержатся некоторое время. На пол рядом с малышом положите

салфетку. Если накопилось много мокроты, ребенок будет откашливаться и отхаркивать

мокроту на салфетку.

Важно!

При выполнении упражнении тщательно страхуйте ребенка!

Игры при частых острых респираторных вирусных инфекциях,

а также при рахите и гипотрофии

«Заинька, попляши!»

Цель игры: развитие координации движений, чувства ритма, развитие навыка выполнять

команды, повышение настроения.

Ход игры: встаньте напротив ребенка и просите его выполнять движения, о которых он

услышит в песенке. Песенку вы исполните сами. Не забудьте, что малышу надо

показывать движения.

Заинька, поклонись,

Серенький, поклонись

(выполнение поклонов в разные стороны),

Вот так, поклонись

(тоже самое действие),

Вот так, поклонись!

Заинька, повернись,

Серенький, повернись

(поворот направо, руки на поясе),

Вот так, повернись

(поворот налево, руки на поясе),

Вот так, повернись.

Заинька, топни ножкой,

Серенький, топни ножкой

(топанье правой ножкой)

Вот так, топни ножкой

(топанье левой ножкой)

Вот так, топни ножкой.

«Найди пуговку»

Цель игры: преодоление задержки психомоторного развития, поднятие настроения.

Что надо для игры: пуговица, любая хорошая детская песенка.

Ход игры: все дети должны сесть или встать в кружок, их руки сложены в кулачки.

Потихоньку дайте одному из игроков, стоящему в кругу, пуговку. При помощи считалки

выберите водящего, который должен выйти из круга и встать в сторонке

Вместе детьми напевайте песенку. Подайте сигнал водящему (например, махните ему

рукой), чтобы он под пение песенки начал обходить всех играющих. Когда водящий станет

приближаться к ребенку с пуговкой, песня должна звучать громче, когда он будет удалятся

от него- тише.

Остановившись перед игроком, у которого, как он предполагает, спрятана пуговка,

водящий говорит: «Дай». Если предположение оказалось правильным, владелец пуговки

протягивает ее водящему и говорит: «На». Если водящий не угадал, он продолжает поиск.

«Гимнастика для ежика»

Цель игры: укрепление мышечного корсета позвоночника.

Ход игры: в начале игры покажите детям, кА ежик делает гимнастику. Для этого лягте на

спину и поднимите руки за голову, а потом максимально вытянитесь- «ежик вытянулся».

Затем, приподнимая верхнюю половину туловища, наклонитесь вперед, сгруппируйтесь,

обхватив ноги под коленями,- это будет обозначать, что «ежик свернулся».

Потом ваши движения должны по очереди выполнить дети, а вы будете корректировать их

действия, если возникнет необходимость.

После этого по вашему сигналу дети самостоятельно делают «гимнастику ежика» 5-6 раз.

Перед каждым повторением они обязательно должны полежать и отдохнуть,

расслабившись, как тряпичная кукла.

«Веселая карусель»

Цель игры: тренировка вестибулярного аппарата, развитие координации движений.

Что надо для игры: обруч или скакалка.

Ход игры: предложите детям поиграть в карусель. Скажите: «Вот обруч, мы беремся за

него и бежим в правую сторону со словами:

Мы катались на качелях,

А теперь- на карусели,

Поначалу еле-еле,

А потом, потом, потом

Все быстрей- и бегом».

Вы и в самом деле можете бежать по кругу вместе с детьми. Сделав 1-2 круга, вы подаете

команду «Стоп!», и дети останавливаются, а потом берутся за обруч другой рукой и бегут

в противоположную сторону. На этот раз под такой стишок:

Снова, снова еле-еле

В путь пустились карусели.

А потом опять по кругу

Подгоняли мы друг друга.

Заканчивают игру такие слова:

Карусель остановите,

Не спешите, не спешите.

Раз- два, раз- два,

Вот и кончилась игра.

Сделав 1-2 круга, дети постепенно замедляют шаг. После того как прозвучит последняя

строка, они останавливаются, кладут обруч на пол и хором повторяют за вами стишок.

«Воробушек»

Цель игры: обучение умению прыгать, укрепление мышечного корсета позвоночника.

Ход игры: постелите на пол коврик. Предложите ребенку сесть на него, как сидит

воробушек,- на корточках и согнув руки в локтях, касаясь при этом пальцами плеч, тем

самым изображая крылышки. Взрослый помогает ребенку выпрямить спину, поглаживая

его по лопаткам и притягивая локти назад, как можно ближе к телу. Затем ребенок встает и

выполняет прыжки на месте( прыгает, как воробушек).

«Танец»

Цель игры: развитие координации движений, чувства правильной позы, ритма, слуха,

тренировка вестибулярного аппарата.

Что надо для игры: музыкально сопровождение, если вы решили напевать стишок.

Ход игры: предложите детям потанцевать в ритме стишка, который вы будете произносить

или напевать. Танцуя, они будут хлопать в ладоши ( перед собой, над самой головой,

над коленями поочередно поднимаемых ног)

Ой, ду-ду, ду-ду,ду-ду!

Сидит ворона на дубу.

Он играет во трубу

Во серебряную.

«Спящий пес»

Цель игры: укрепление мышц ног, воспитание терпения, развитие быстроты реакции.

Ход игры: прежде всего надо выбрать из игроков при помощи считалки «пса», который

должен сесть на некотором отдалении от всех. По вашему сигналу дети должны медленно

подойти к нему, повторяя вслед за вами:

Вот сидит чудесный пес-

Ушки, хвостик, лапки, нос.

Посмотри, он сладко спит!

Или просто он сидит?

Вот посмотрим мы с тобой,

А потом уйдем домой.

Дети, подойдя к «собаке», должны громко хлопнуть в ладоши. «Пес» при этом вскакивает

и пытается поймать дразнящихся детей. Игру повторяю 3-4 раза. Каждый раз можно

выбирать нового «спящего пса», или им может становиться первый игрок, попавшийся в

лапы предыдущего «пса», разбуженного веселой компанией ребятишек.

«Передай мяч»

Цель игры: развитие чувства ритма, координации и быстроты движений.

Что надо для игры: мячик, музыкальное сопровождение.

Ход игры: дети должны сесть в круг. Вы включаете музыку, берете мяч, кладете его на пол

рядом с собой и потом толкаете в направлении одного из сидящих детей, сидящих в круге.

Ребенок, поймавший мяч, тоже должен оттолкнуть его, чтобы мяч докатился до другого

игрока, и т.д.

Неожиданно для всех вы должны выключить музыку. Тот игрок, в чьих руках оказался

мяч, выбывает из круга.

Игра продолжается до тех пор, пока не останется самый удачливый ребенок.

«Найди свой дом»

Цель игры: умение ориентироваться в пространстве, развитие координации движений во

время ходьбы, бега, прыжков, развитие быстрой реакции, зрительной памяти и мышления.

Что надо для игры: несколько игрушек- по числу играющих, несколько стульев- по числу

играющих и игрушек, музыкальное сопровождение.

Ход игры: раздайте каждому ребенку по игрушке (они все должны быть разными!) и

попросите рассмотреть ее как следует, чтобы запомнить. После этого каждую игрушку

положите на отдельный стул (стул - это ее «дом»).

По вашему сигналу дети садятся, а игрушки кладут себе на колени. Вы приглашаете

играющих: «Пойдемте погулять»- включаете музыку. Дети должны оставить игрушки и

начать играть, бегать и прыгать. Тем временем вы незаметно меняете игрушки местами

(детям можно сказать, что они «переехали» в другие дома).

После того как музыка умолкнет, ведущий говорит: «пошел сильный дождь»- дети должны

поспешить к стульям, на которых находится их игрушки, и сесть на них, взяв игрушки в

руки. Кто не ошибется и сделает это быстрей других- победитель (но похвалить нужно

всех).

«Лев в цирке»

Цель игры: укрепление мышц туловища и конечностей, развитие навыков лазанья.

Что надо для игры: обруч и мячик.

Ход игры: немного расскажите ребенку о цирке, о том, как там на арене с дрессировщиком

выступают различные звери: львы и тигры, лошади и обезьяны и т.д. предложите ему

поиграть во льва, который пролезает через обруч.

Подставьте обруч вертикально на пол. Ребенок должен сначала перекатить через обруч

мячик, а потом и сам пролезть через него. Естественно, сначала надо провести несколько

репетиций. Как только малыш почувствует себя уверенней, дайте команду «Гоп!», и он

должен выступить с подготовленным номером, как если бы это делал на арене цирка:

сначала перекатить мячик через обруч, а потом пролезть и самому. Но на этом

выступление не заканчивается: продолжайте подавать команды «Гоп!» и дальше, все время

сокращая между ними время, таким образом вынуждая ребенка движении все быстрее.

«Мышка- лакомка»

Цель игры: привитие навыков ходьбы, бега, лазанья, обучение умению быстро

реагировать на сигнал, а также играть в команде.

Что надо для игры: кубики, мячики, веревка.

Ход игры: прикрепите веревку к стенам или к стульям, стоящим на некотором расстоянии

друг от друга, отгородив таким образом «норку», в которой будет жить мышка. На другой

половине комнаты разбросайте кубики и мячики – это будут продукты, которые так любит

мышка,- кусочки сыра, сухари, овощи и т.д.

С помощью считалки определите, кто из играющих будет кошкой( если в игре участвует

много детей), или становитесь ею сами, если другого выхода нет.

Ребенок, исполняющий роль мышки( или несколько мышей-мышат ), должен подлезть под

веревку ( выбежать из норки) и как можно быстрее собирать разбросанные игрушки( еду ,

которой можно поживится). Но кошка не дремлет: она неожиданно выбегает из укрытия,

чтобы схватить непрошенную гостью. Мышка должна постараться убежать от нее в свою

норку.



В раздел образования