Напоминание

"Азбука движений (искусство хореографии по ФГОС)"


Автор: Сары Галина Георгиевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: п.г.т. Уренгой Пуровский район Тюменской области
Наименование материала: Программа дополнительного образования
Тема: "Азбука движений (искусство хореографии по ФГОС)"
Раздел: дополнительное образование





Назад




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1», п.г.т. УРЕНГОЙ ПУ-

РОВСКОГО РАЙОНА

Программа дополнительного образования

Азбука движений

(искусство хореографии по ФГОС).

Возраст детей – 7-12 лет

Срок реализации – 4 года.

Автор программы: Г. Г. Сары,

педагог дополнительного образования.

п.г.т. Уренгой 2015г.

Пояснительная записка

Настоящая программа представляет собой программу художественного направления,

решающую проблемы ориентации ребенка младшего и среднего школьного возраста

в досуговой деятельности, эстетического и общекультурного воспитания учащихся,

общего оздоровления организма школьников, снятия психоэмоциональной нагрузки,

возникающей во время учебного процесса.

Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического

совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического разви-

тия. Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и

грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актёрском мастер-

стве.

Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосо-

знания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох необходимо,

т.к. каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его

душа, его история, его обычаи и характер. Немало важную роль играют правильно

подобранные костюмы в танце. Они добавляют красоту, изящность и яркость танца.

Значительная часть программы посвящена азбуке музыкального движения. Сюда

входят различные виды ходьбы, знакомство с рисунками танцев, упражнения и игры,

развивающие гибкость, музыкальность, координацию и ориентацию в пространстве,

что

подготавливает

детей

к

исполнительской

деятельности.

В

программу

также

включены сюжетные, игровые и народные танцы, развивающие в детях эмоциональ-

ность, воображение, актёрское мастерство.

Данная программа представляет собой комплексное обучение детей танцевальному

искусству и включает в себя следующие направления хореографии: бальный танец,

народный танец, современный танец, классический танец.

Классический танец можно назвать фундаментом всех сценических видов танца,

это азбука, изучение которой является необходимым условием для прочтения любого

танцевального стиля или направления. Занятия классическим танцем включает в

себя упражнения у станка, изучение и исполнение основных элементов классическо -

го танца и его комбинаций на середине зала, а также постановку танцевальных номе -

ров.

Бальные танцы способствуют формированию правильной постановки корпуса,

ног, рук, головы, развитию физических данных, выработки элементарной координа-

ции движений и актерскому мастерству.

Народный танец воспитывает навык правильной осанки, гармонично развивая всё

тело, раскрепощая движение. Занятия народным танцем также способствуют воспи-

танию опорно-двигательного аппарата, уравновешивая право- и левостороннее раз-

витие всех мышц корпуса и конечностей. Развитию сложной координации движений,

расширению двигательного диапазона, тренировке дыхательной и сердечно сосуди-

стой системы.

Занятия современными видами танцевального искусства способствуют раскрепоще-

нию ребенка, развивают координацию и пластику, добавляют уверенности в себе.

Учат выражать свои эмоции и получать огромный заряд бодрости и хорошего на-

строения!

Современные танцы - это возможность самопознания и самовыражения на уровне

ума, души и тела. Современные танцы это способ быть гармоничным и свободным в

выражении своих мыслей, чувств через движение.

Современные танцы - это ощущение красоты и свободы соприкосновения с окружа-

ющим миром. Магия движения современных танцев завораживает, влечёт, трогает

сердца.

2

Современные танцы - это производная от различных современных танцевальных

практик, позволяющая двигаться под любую клубную музыку.

Танцевальные упражнения и движения обеспечивают правильное формирование

осанки учащихся; правильную постановку корпуса, ног, рук, головы; развивают фи-

зические

данные;

координацию

движений;

тренирующие

дыхание;

воспитывают

эмоции; вырабатывают навык ориентации в пространстве.

Занятия по данной танцевальной программе помогут сформировать гармоничную

личность и станут фундаментом здорового образа жизни воспитанников творческого

объединения.

Цель программы – формирование и развитие общекультурной образовательной

компетенции и компетенции личностного самосовершенствования.

Задачи программы

Развитие понимания прекрасного в окружающей действительности, связи вну-

тренней и внешней культуры человека.

Содействие формированию оптимистического мироощущения.

Расширение кругозора учащихся, удовлетворение и развитие их познаватель-

ных потребностей.

Развитие креативности ребенка.

Развитие двигательных умений и навыков.

Воспитание стремления к развитию своих способностей.

Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы

является ее включенность в общий воспитательный процесс образовательного учре-

ждения (направленность на две из основных образовательных компетенций Модели

выпускника школы).

Программа «Азбука движений» разработана на основе методической литературы по

хореографии и опыта работы педагога дополнительного образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколе-

ния и направлена на формирование общей культуры, духовно – нравственное, соци-

альное, личностное, и интеллектуальное развитие обучающихся.

Создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечи-

вающей социальную успешность, развитие творческих способностей.

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся посредством занятий хореографи-

ей.

Личностные результаты;

= формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств в области

хореографического искусства;

= чувство гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной

принадлежности на основе изучения лучших образцов танцевального наследия рус-

ских хореографов и балетмейстеров, а так же танцевальные произведения разных

эпох, жанров и стилей.

= ориентация в культурном многообразии окружающей деятельности, участие в

творческой жизни класса, школы.

= формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравствен-

ной отзывчивости, понимания и сопереживание чувствам других людей.

Метапредметные результаты;

= овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процес-

сов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебно-

го предмета;

= обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их ис-

правления;

= анализ и объективная оценка результатов собственного труда;

= поиск возможностей и способов их улучшения; видение красоты движений;

=управление эмоциями, технически правильное выполнение двигательных действий.

= формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия

в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

3

= адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

= овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими

существенные связи и отношения между объектами и процессами

Предметные результаты;

= развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к танцевальному искусству и

различным видам танцевально-творческой деятельности;

= выполнение ритмических комбинаций на высоком уровне;

= развитие музыкальности (формирование музыкального восприятия, представления

о выразительных средствах музыки);

= развитие чувства ритма;

= умения характеризовать музыкальное произведение;

= согласовывать музыку и движение;

= умение воплощать музыкально – ритмические образы при создании театрализован -

ных и музыкально – пластических композиций, соблюдая технику безопасности на

занятиях и на сцене;

= представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных

традиций и постижения историко-культурной, этнической, религиозной самобытно-

сти танцевального искусства разных народов;

= использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-

образного содержания танцевальных произведений в различных видах хореографи-

ческой и учебно-творческой деятельности;

= участие в создании театрализованных и танцевально-пластических композиций,

импровизаций, театральных спектаклей, танцевальных фестивалей, концертов, кон-

курсов и др.

В реализации программы участвуют дети в возрасте 7-14 лет.

Срок реализации дополнительной образовательной программы - 2 года.

Работа по программе ведется на занятиях хореографического кружка во внеурочное

время во второй половине дня. Форма занятий корректируется педагогом в зависимо -

сти от состава творческого объединения и конкретных задач, поставленных педаго -

гом перед началом каждого занятия. Это может быть работа всем составом объедине-

ния, отдельными группами, индивидуальная работа с учащимися с разным уровнем

подготовки.

Процесс обучения в курсе хореографии в основном построен на реализацию

следующих принципов:

Принцип сознательности и активности предусматривает сознательность в отноше-

нии занятий, формирование интереса в овладении танцевальными движениями и

осмысленного отношения к ним, воспитание способности к самооценке своих дей-

ствий и к соответствующему их анализу.

Принцип наглядности помогает создать представление о темпе, ритме, амплитуде

движений; повышает интерес к более глубокому и прочному усвоению танцевальных

движений.

Принцип доступности требует постановки перед учащимися задач, соответствую-

щих их силам, постепенного повышения трудности осваиваемого учебного материа-

ла по дидактическому правилу: от известного к неизвестному, от легкого к трудному,

от простого к сложному.

Принцип систематичности предусматривает непрерывность процесса формирова-

ния танцевальных навыков, чередование работы и отдыха для поддержания работо-

способности и активности учащихся, определенную последовательность решения

танцевально-творческих заданий.

Принцип гуманности в воспитательной работе выражает безусловную веру в доброе

начало, заложенное в природе каждого ребенка, отсутствие давления на волю ребен-

ка. Глубокое знание и понимание физических, эмоциональных и интеллектуальных

потребностей детей. Создание условий для максимального раскрытия индивидуаль-

ности каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения;

4

Ожидаемые результаты работы по программе: развитие специальных практических

умений из области хореографии, воспитание учащихся, помощь классному руководи-

телю и педагогическому коллективу школы в целом в продвижении по пути воплоще-

ния в жизнь Модели выпускника.

Отслеживание результатов работы ведется в трех направлениях:

Начальный;

Основной;

Итоговый.

Начальный этап - педагогическое наблюдение, собеседование с детьми и родителя-

ми, беседа с воспитателем (или учителем - классным руководителем).

Основной этап – показательные выступления, участие в концертах и конкурсах.

Итоговый - творческий отчёт в форме контрольного урока или концерта, участие в

конкурсах различного уровня.

На начальном этапе ребенок получает первоначальные знания о хореографии, перво-

начальные знания и умения исполнять движения, у него формируется творческий

опыт работы с музыкой, закладывается фундамент для самостоятельной творческой

деятельности.

Главным результатом обучения являются:

1. укрепление в каждом ребенке веры в себя, свои возможности познавать и преоб-

разовывать мир;

2. развитие у детей чувства красоты, радости от выступлений перед своими близки -

ми, друзьями и другими людьми.

Первый этап обучения:

= Ритмика, музыкальное движение и развитие эмоциональной выразительности;

= Хореографическая азбука;

= Подготовительные упражнения,

= Элементы классического танца,

= Элементы народного танца,

= Элементы историко-бытового и бального танца;

= Детские танцы.

Дети должны знать и уметь исполнять:

= Характер музыки, темп, ритм.

= Музыкальная выразительность.

= Постановка корпуса и поклон.

= Позиции рук и ног.

= Элементы классического, народного и бального танца.

= Детские танцы.

= Соблюдать правила техники безопасности.

Второй этап обучения.

На этом этапе происходит развитие потребности в творческой деятельности, закреп-

ление и расширение знаний, полученных на первом этапе, через сочинение и выпол -

нение танцевальных комбинаций, продолжается совершенствование умений и навы-

ков в исполнении движений.

= Элементы классического экзерсиса;

= Партерный экзерсис;

= Пластика тела;

= Элементы классического и народного танца;

= Историко-бытовые и бальные танцы;

= Творческая деятельность;

= Элементы современного танца;

Дети должны знать и уметь исполнять:

= Экзерсис;

5

= Отдельные танцевальные движения и танцевальные композиции;

= Выразительность движения в соответствии с характером музыки;

= Изученные танцы;

= Анализировать выступления;

= Технику безопасности.

Третий этап обучения:

Творческий этап обучения способствует освоению большого объема разнообразных

композиций и отдельных видов движений, разных по стилю и характеру; формирует

у младших школьников познавательные мотивы учения, так как учащиеся видят ко -

нечный результат своей деятельности, который вызывает желание совершенствовать

умения.

= Элементы классического экзерсиса;

= Партерный экзерсис;

= Основы дыхания в хореографии;

= Актерское мастерство;

= Историко-бытовые и бальные танцы;

= Творческая деятельность;

= Современный танец.

Дети должны знать и уметь исполнять:

= Экзерсис;

= Основы актерского мастерства;

= Основы дыхания в хореографии;

= Историко-бытовые и бальные танцы;

= Современный танец;

= Создавать образы по собственному замыслу;

= Контролировать свои эмоции в процессе выступлений.

Главным результатом обучения являются: укрепление в каждом ребенке веры в себя,

свои возможности познавать и преобразовывать мир, развитие у детей чувства красо-

ты, радости от выступлений перед своими близкими, друзьями и другими людьми.

Итоги реализации дополнительной образовательной программы подводятся на про-

тяжении всего времени работы в ходе организации и проведения занятий.

Участия членов творческого объединения в конкурсах разного уровня, а также сов-

местно с классным руководителем и родителями учащегося,

наблюдении за лич-

ностным ростом ребенка.

Четвертый этап обучения:

- обучать навыкам технического выполнения основных упражнений на середине тан -

цевального зала.

- обучать технически сложным тренировочным комбинациям в продвижении

- обучать выполнению хореографической композиции (различные жанры хореогра-

фии).

- развивать физическую подготовку: силу, выносливость, ловкость.

- развивать навыки самоконтроля и проверки знаний в своей работе.

- воспитывать бережное отношение к концертным костюмам и атрибутике.

- сформировать потребность в здоровом образе жизни.

- обучить правилам культуры поведения на сценической площадке.

= Элементы классического экзерсиса;

= Партерный экзерсис;

= Основы дыхания в хореографии;

= Актерское мастерство;

= Историко-бытовые и бальные танцы;

= Творческая деятельность;

= Современный танец.

6

Дети должны знать и уметь исполнять:

= Экзерсис;

= Основы актерского мастерства;

= Основы дыхания в хореографии;

= Историко-бытовые и бальные танцы;

= Современный танец;

= Создавать образы по собственному замыслу;

= Контролировать свои эмоции в процессе выступлений.

= При исполнении акробатических элементов уметь соблюдать правила техники без-

опасности;

= Смело принимать активное участие в концертных и конкурсных программ школы,

поселка, района..

Учебно-тематический план

1-й год обучения

Младшая группа

п/п

Наименование разделов и тем

Количество учебных часов

всего

теория

практика

1

Работа

по

вовлечению

детей

в

детское

объединение

8

4

4

2

История и современность хореографии

10

5

5

3

Бальный танец и латиноамериканский та-

нец

40

10

30

3.1

Вальс

20

5

15

3.2

Рок-н-ролл

20

5

15

4

Классический танец

30

8

22

4.1

Азбука хореографии классического танца

10

2

8

4.2

Экзерсис на середине. Партер.

20

6

14

5

Народный танец

20

4

16

5.1

Русский народный танец.

10

2

8

5.2

Молдавский народный танец.

10

2

8

6

Детские танцы. Импровизация

20

0

20

7

Азбука хореографии с элементами гимна-

стики и акробатики

25

5

20

Итого

153

36

117

7

Учебно-тематический план

2-й год обучения

Младшая группа

п/п

Наименование разделов и тем

Количество учебных часов

всего

теория

практика

1

История и современность хореографии

8

3

5

2

Бальный танец и латиноамериканский та-

нец

40

10

30

2.1

Полька

20

5

15

2.2

Ча-ча-ча

20

5

15

3

Классический танец

30

6

24

3.1

Экзерсис у станка

15

3

12

3.2

Классический этюд

15

3

12

4

Народный танец

30

6

24

4.1

Ритмы Востока

15

3

12

4.2

Цыганский танец

15

3

12

5

Импровизация

25

0

25

6

Азбука хореографии с элементами гимна-

стики и акробатики

20

4

16

6.1

Растяжка в партере, "волчок"

10

2

8

6.2

Стойка на руках, "колесо"

10

2

8

Итого

153

29

124

8

Учебно-тематический план

1-й год обучения

Средняя группа

п/п

Наименование разделов и тем

Количество учебных часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие.

Основы дыханию в хореографии.

12

6

6

2

История и современность хореографии

3,5

3,5

0

3

Бальный танец и латиноамериканский та-

нец

40

10

30

3.1

Венский вальс

15

5

10

3.2

Танго.

10

2

8

3.3

Латино. Мамбо

15

5

10

4

Классический танец

15

5

10

4.1

Азбука хореографии

5

1

4

4.2

Основные классические термины

10

2

8

5

Современный танец

20

6

14

5.1

"Встреча под дождем"

10

3

7

5.2

"Журавли"

10

3

7

6

Народный танец

20

4

16

6.1

Русский народный танец

10

2

8

6.2

Татарский народный танец

10

2

8

7

Импровизация.

Основы актерского мастерства.

17

0

17

8

Азбука хореографии с элементами гимна-

стики и акробатики

20

5

15

8.1

Упражнения на развитие гибкости и коор-

динации

20

5

15

9

Постановка танцев.

Творческая деятельность.

10

2

8

Итого

157,5

41.5

116

9

Учебно-тематический план

2-й год обучения

Средняя группа

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

1

История и современность хореографии.

10,5

10,5

0

2

Бальный танец и латиноамериканский та-

нец

40

6

34

2.1

Танго.

20

3

17

2.2

Пасодобль.

20

3

17

3

Классический танец

15

5

10

3.1

Экзерсис у станка и на середине

15

5

10

4

Современный танец

20

5

15

4.1

"Современные ритмы"

20

5

15

5

Народный танец

25

5

20

5.1

Ненецкий народный танец

10

2

8

5.2

Испанский народный танец

15

3

12

6

Творческая деятельность.

Импровизация.

16

0

16

7

Актёрское мастерство.

15

5

10

7.1

Работа в партере.

15

5

10

8

Постановка танцев.

16

5

11

Итого

157,5

41.5

116

10

Содержание программы 1-го года обучения

Младшая группа

1. Работа по вовлечению детей в детское объединение.

Теория. Беседы с классными руководителями, учащимися, родителями.

Практика. Мастер-классы. Импровизации.

2. История и современность хореографии

Теория. Основные термины.

Практика. Позиции рук и ног. Балетный шаг на месте и по диагонали. Плие, рэлеве,

батман, гран-батман.

3. Бальный танец и латиноамериканский танец

Вальс

Теория. Общие сведения о вальсе.

Практика. Шаг вальса по квадрату. Вальсовая дорожка. Двойное вращение по линии.

Рок-н-ролл

Теория. Танец 60-х годов. Разнообразие танцевальных шагов и движений.

Практика. Поочередное выбрасывание ног вперед. Одинарный и двойной прыжок.

Приставные шаги на пятку вправо-влево. Вариация «бок-о-бок», закручивание и рас-

кручивание.

4. Классический танец

Азбука хореографии классического танца

Теория. Позиции рук и ног.

Практика. Первая, вторая, третья, четвертая и пятая позиции рук и ног в классиче-

ском стиле. Танцевальный шаг и выворотность.

Экзерсис на середине. Партер.

Теория. Основные термины. Основные упражнения в партере.

Практика. Плие, рэлеве. Батман: -тандью, -фандью. Рондэ жамб партер. Растяжка.

Корзинка.

5. Народный танец

Украинский народный танец. Гопак

Теория. Особенности и самобытность хореографии украинского народа. Украинский

национальный костюм.

Практика. Веревочка с прыжком. Одинарный голубец. Ковырялочка с низкой и высо-

кой ногой. Показ костюма, орнамент и основные цвета.

Молдавский народный танец. Сырба

Теория. Особенности и самобытность хореографии молдавского народа. Молдавский

национальный костюм.

Практика. Пружинящий шаг на месте и по кругу. Шаг с притопом и подскок. Показ

костюма, орнамент и основные цвета.

6. Импровизация

Теория. Составление хореографической композиции из нескольких комбинаций.

Практика. Комбинации танца.

7. Азбука хореографии с элементами гимнастики и акробатики

Теория. Профилактика заболеваний.

Упражнения на координацию и равновесие.

Дыхательная гимнастика.

Гимнастика для глаз.

11

Профилактика нарушения осанки

Практика. Упражнения на координацию и равновесие

Ласточка – стойка на одной ноге. Стойка на руках у стены.

Стойка по позициям с закрытыми глазами.

Дыхательная гимнастика

«Задуй свечу». Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. За-

тем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом

длительно произносить звук - «у».

«Ленивая кошечка». Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как ко-

шечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося

звук «а».

«Озорные щечки». Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание,

медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть

губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем

расслабить щеки и губы.

Зрительная гимнастика. Снимает напряжение с глаз, способствует тренировке зри-

тельно-моторной координации.

«Мигает фонарик». Быстрое и медленное мигание глазами.

«Быстрый водитель» - смотреть вправо, влево, вверх, вниз, исполнять движения в

разных темпах.

Профилактика нарушения осанки: «Кошка», «Рыбка», «Воробышек» - круги назад 6-

8 раз согнутыми руками, отводя локти назад. «Волна» - согнуть ноги и подтянуть их

к животу. Выпрямить, пауза и отпустить. «Мостик» - прогиб назад.

Содержание программы 2-го года обучения

Младшая группа

1.

История и современность хореографии.

Теория. Основные термины. Повторение. Расширение.

Практика. Позиции рук и ног. Балетный шаг на месте и по диагонали. Плие, рэлеве,

батман, гран-батман. Повторение, закрепление.

2.

Бальный танец и латиноамериканский танец

Полька

Теория. Традиционный европейский танец

Практика. Основной шаг польки. Переходные шаги назад и вперед.

Ча-ча-ча

Теория. История возникновения и краткие сведения о танце.

Практика. Латин кросс – 8 шагов. Открытый шаг и тайм степ – 10 шагов.

3.

Классический танец

Экзерсис у станка

Теория. Основные термины.

Практика. Плие, рэлеве с поддержкой. Рондэ жамб партер, анлер. Гран-батман.

Классический этюд

Теория. «Ветер и огонь».

Практика. Разучивание этюда.

4.

Народный танец

Ритмы востока

Теория. Ритмическая основа восточного танца.

Практика. Разучивание элементов восточного танца. Составление хореографической

композиции.

Цыганский танец

12

Теория. Основные понятия, стиль и особенности цыганского танца.

Практика. Приседания и полуприседания с наклоном корпуса. Колечки с вращением

в прыжке.

4.

Импровизация

Теория. Составление хореографической композиции из нескольких комбинаций по

желанию.

Практика. Исполнение танца.

6.

Азбука хореографии с элементами гимнастики и акробатики

Растяжка в партере

Теория. Основные упражнения.

Практика. "Охотник", "Рыбка", "Мостик", "Волчок", "Паук" и т.д.

Стойка на руках

Теория. Основные упражнения.

Практика. Стойка с поддержкой и без нее, "колесо" по диагонали и на месте и т.д.

Содержание программы 1-го года обучения

Средняя группа

1.

Вводное занятие:

Знакомство с планом занятий на год, гиена занятий, одежда и обувь, влияние заня-

тий хореографии на рост и физическое развитие.

2.

Основы обучения дыханию в хореографии:

Краткое сведение об анатомии и физиологии органов дыхания, основы положения

организации правильного дыхания, значения дыхания в хореографии. Научить тан-

цора управлять механизмами дыхания, предупреждать утомление, избегать явления

так называемой мёртвой точки, то есть чувства стеснения в груди, координация с

движением независима от ритма движений, так как движение в хореографии обу-

словливается временем, метро - ритмом, музыкой, в то время как дыхание зависит от

потребности организма в кислороде.

2.

История и современность хореографии.

Теория. Основные термины.

Практика. Позиции рук и ног. Балетный шаг на месте и по диагонали. Плие, рэлеве,

батман, гран-батман.

3.

Бальный танец и латиноамериканский танец.

Венский вальс.

Теория. Происхождение танца, общие понятия и отличительные особенности.

Практика. Шаг вальса по квадрату и по линии. «Окошко» и «волна». Одинарное и

двойное вращение.

Полонез.

Теория. История происхождения и общие сведения о танце.

Практика. Ориентировка в пространстве и на сцене: колонна, шеренга, круг и т.д. Ра -

зучивание танца.

Латино. Мамбо.

Теория. Антильский танец, характерные особенности.

Практика. Основные шаги: боковые, чередующиеся. Балансе – вращения.

4.

Классический танец.

Азбука хореографии.

Теория. Позиции рук и ног.

Практика. Первая, вторая, третья, четвертая и пятая позиции рук и ног в классиче-

ском стиле. Танцевальный шаг и выворотность.

Основные классические термины.

Теория. Классические термины хореографии.

13

Практика. Плие, рэлеве с поддержкой. Рондэ жамб партер, анлер. Гран батман. Ре-

левэлян.

5.

Современный танец

«Встреча под дождем».

Теория. Разновидности современного танца.

Практика. Разучивание базовых элементов и объединение их в единую композицию.

Разучивание, закрепление и исполнение танца.

"Журавли".

Теория. Тема патриотизма и гражданственности в современной хореографии.

Практика. Использование в хореографии разнообразных атрибутов (полотно). Поста-

новка и разучивание танца.

6.

Народный танец.

Русский народный танец.

Теория. Основные понятия народного танца. Русский народный танец. Кадриль.

Практика. Позиции рук и ног. Постановка и разучивание танца. Дробь и дробная до -

рожка.

Татарский народный танец.

Теория. Знакомство с танцем и костюмом.

Практика. Двойное вращение по кругу. Разучивание и закрепление танца в целом.

6.

Основы актёрского мастерства:

История развития актёрского мастерства.

Хореография как сценическое искусство.

Характер.

Манера.

Музыкальность.

Грим.

Жесты.

Пантомима.

Развитие творческой способности детей.

7.

Импровизация.

Теория. Составление хореографической композиции из нескольких комбинаций.

Практика. Комбинации танца.

Творческая деятельность:

Ритмопластики, упражнения танцевального тренинга, инсценированные стихотворе-

ний, песен, пословиц, сказок и т.д.;

Танцевальная импровизация — сочинение танцевальных движений, комбинаций в

процессе исполнения заданий на предложенную тему;

Этюды для развития выразительности движений.

При создании творческих ситуаций используется метод моделирования детьми

«взрослых отношений», например: «Я — учитель танцев», «Я - художник по костю-

мам» и др.

8.

Азбука хореографии с элементами гимнастики и акробатики.

Теория. Профилактика заболеваний.

Упражнения на координацию и равновесие.

Дыхательная гимнастика.

Гимнастика для глаз.

Профилактика нарушения осанки

Практика. Ласточка – стойка на одной ноге. Стойка на руках у стены.

Стойка по позициям с закрытыми глазами.

«Задуй свечу». Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. За-

тем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом

длительно произносить звук .

«Ленивая кошечка». Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как ко-

шечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося

звук.

14

«Озорные щечки». Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание,

медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть

губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем

расслабить щеки и губы.

«Мигает фонарик». Быстрое и медленное мигание глазами.

«Быстрый водитель» - смотреть вправо, влево, вверх, вниз, исполнять движения в

разных темпах.

«Кошка», «Рыбка», «Воробышек» - круги назад 6-8 раз согнутыми руками, отводя

локти назад. «Волна» - согнуть ноги и подтянуть их к животу. Выпрямить, пауза и

отпустить. «Мостик» - прогиб назад.

Содержание программы 2-го года обучения

Средняя группа

1.

История и современность хореографии.

Теория. Основные термины. Повторение. Расширение.

Практика. Позиции рук и ног. Балетный шаг на месте и по диагонали. Плие, рэлеве,

батман, гран-батман. Повторение, закрепление.

Повторяются ранее изученные движения отдельными частями тела (центрами) с це-

лью совершенствования техники изоляции, расслабление и напряжение мышц тела.

2.

Бальный танец и латиноамериканский танец.

Танго.

Теория. Краткая история происхождения танца.

Практика. Базовые элементы и основной шаг. Ритмическая основа: один – медлен-

ный и два счета – быстрые. Открытый променад.

Пасодобль.

Теория. Яркий представитель латиноамериканских танцев.

Практика. Пасодобль и ритм шагов. Притопывание и выстукивание дробей и дроб-

ный ход. Техника рук.

3.

Классический танец.

Экзерсис у станка.

Теория. Основные термины.

Практика. Плие, рэлеве с поддержкой. Рондэ жамб партер, анлер. Гран батман. Пор

дэ бра. Релевэлян.

4.

Современный танец.

"Современные ритмы".

Теория.

Разнообразие

современных

танцев.

Элементы

молодежных

субкультур

(брейк-данс и др.).

Практика. Разучивание танцевальных комбинаций. Базовые элементы брейк-данса.

5.

Народный танец.

Ненецкий народный танец.

Теория. Традиции и обряды коренных народов Севера.

Практика. Постановка и разучивание танца "Семь цветов радуги".

Испанский народный танец.

Теория. Испанский танец – темперамент и страсть.

Практика. Диагональный выход с бедрами. Выпады и повороты. Вращение на месте

с переступанием.

5.

Творческая деятельность. Импровизация.

Теория. Составление хореографической композиции из нескольких комбинаций по

желанию.

15

Практика. Исполнение танца, задания по развитию ритмопластики, упражнения тан -

цевального тренинга, инсценированные сказок и т.д., сочинение танцевальных ком -

бинаций на предложенную тему, этюды для развития выразительности движений.

6.

Актёрское мастерство:

Хореография как сценическое искусство.

Характер и манера исполнения.

Музыкальность, грим.

Жесты, пантомима.

Развитие творческой способности детей.

7.

Работа в партере.

Теория. Работа над гибкостью и растяжкой.

Практика. Мостик с переворотом в шпагат. Шпагаты с удивлением. Колесо на одну

руку. Перегибы корпуса.

Упражнения для исправления осанки и улучшения гибкости шеи.

Растяжка. Равновесие. Упражнения для выборочности ног.

Повороты и вращения. Упражнения на расслабление и напряжение мышц тела.

Прыжки.

8.

Постановка танцев.

Теория. Повторение основных положений, движений.

Практика. Практическая отработка элементов танцев и композиции. Расслабление и

напряжение мышц тела.

Координация движения: движение головой, движение плеч, затем рук.

Корпуса: сочетание движений – спираль, волна (вперед, снизу-вверх, боковая), сту-

пенчатое расслабление.

Танцевальные комбинации – уголки, сброс плеч, расслабление плеч, равновесие и т.

д. изученные движения собираются в различные комбинации, затем в интересные

танцы.

Краткое содержание танцевальных упражнений (положение рук, головы, шаги).

Разучивание хореографических композиций (исполнение отдельных фигур, элемен-

тов, отработка и соединение в рисунок). Работа над техникой исполнения и стилем.

16

Методическое обеспечение дополнительно

образовательной программы

Реализация программы предполагает освоение личностно - ориентированных техно -

логии обучения и воспитания: технологии мастерских, технологии разно уровневого

обучения.

Приоритет отдается активным формам преподавания: репетиционной и концертной

деятельности (выступления на школьных и поселковых праздниках, участие в кон-

курсах, выступления перед родителями, отчетные концерты).

Основные формы работы с детьми: фронтальная, групповая и индивидуальная.

Дидактический материал, используемый, в ходе работы по программе, представляет

собой следующее:

Тематические подборки иллюстраций, фотографий.

Методическая литература, разработки занятий, видеоматериалы на DVD, открытые

занятия, сценарии отчетных концертов.

Различные атрибуты; (скакалки, ленты, зонты, веера, цветы, веночки, обручи).

Материально-техническое

обеспечение

предполагает

наличие

хореографического

класса (помещения для занятий), станка, зеркала, аудио телеаппаратуры.

Формы подведения итогов обучения: выступления на школьных и поселковых празд-

никах, участие в конкурсах, выступления перед родителями, отчетные концерты в

конце учебного года.

17

Список литературы

1.

Барышникова Т. Азбука хореографии. М.: Рольф, 2000 г.

2.

Васильева Т.К. Секреты техники танца. С.-Пб.: Диамант, 1997 г.

3.

Диниц Е.В. Азбука танца. Донецк: АСТ, 2004 г.

4.

Гвидо Ригаццони. Латино-Американские танцы. М., 2001 г.

5.

Гвидо Ригаццони. Бальные танцы. М., 2001 г.

6.

Шевлюга С. Самоучитель испанских и цыганских танцев. Фламенко. Ростов-

на-Дону, 2005 г.

7.

Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. М.: 2003 г.

8.

Климов А. Основы русского народного танца – М.; издательство Московско-

го госуд. института культуры, 1994.

9.

Настюков Г. Народный танец на самодеятельной сцене – М.; Профиздат,

1976.

10.

Полонский В. Терминология классического танца – Смоленск, 1999.

11.

Попова У. Основы обучения дыханию в хореографии – М.; издательство «Ис-

кусство», 1968.

12.

Пуртова Е. Учите детей танцевать: Учебное пособие для студенческих учре -

ждений среднего проф. Образования – М.; Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

13.

Пол Боттомер. Уроки танца. М.: 2004 г.

14.

Смирнов И. Искусство балетмейстера: Учебное пособие для студентов культ.

- просвет. факультета. Вузов культуры и искусств – М.; Просвещение , 1986.

15.

Устинова Т. А. Избранные народные русские танцы – М.; «Искусство»,

16.

Фадеева С. Методическая разработка по изучению курса хореографии. С-Пб.

1997г..

17.

Чибрикова А. Ритмика - М.: Изд. дом «Дрофа», 1998.

18



В раздел образования