Автор: Винтер Алена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ "Детский сад №2 "Метелица"
Населённый пункт: город Минусинск
Наименование материала: статья
Тема: "Роль игры в воспитании интереса к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Роль игры в
воспитании интереса к обучению в школе у детей
старшего дошкольного возраста
Подготовить
ребенка
к
школе
–
это
значит
воспитать
у
него
положительное отношение к учебной и общественной деятельности. Помочь
ему понять важность и необходимость обучения в школе, вызвать у него
желание стать школьником, возбудить симпатию к ученикам, стремление
быть похожим на них, уважение к личности и профессии учителя, понимание
общественно полезной значимости его труда и т.д.
Успешность подготовки детей к школе во многом определяется тем,
насколько педагог учитывает своеобразие деятельности дошкольников и, в
частности, как он использует для этой цели игру. Повышенное внимание к
учебному процессу в подготовительной к школе группе иногда приводит к
тому,
что
значение
творческой,
сюжетно-ролевой
игры
незаслуженно
принижается.
А
между
тем
она
таит
в
себе
огромные
воспитательные
возможности именно в подготовке детей к школе.
Через
игру
и
в
игре
постепенно
готовится
сознание
ребенка
к
предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и со
взрослыми,
формируются
качества
личности,
необходимые
будущему
школьнику. Играя, ребенок приучается действовать в коллективе сверстников,
подчинять личные желания интересам товарищей, выполнять установленные
правила, прилагать определенные усилия для преодоления встречающихся
трудностей. В игре формируются такие качества, как самостоятельность,
инициативность,
организованность,
развиваются
творческие
способности,
умения работать коллективно. Все это необходимо будущему первокласснику.
Однако не все, что дети узнают о школе, приводит к возникновению у
них замыслов, перерастающих в творческую игру. Чтобы вызвать ее, особое
внимание при ознакомлении ребят со школьной жизнью следует уделять
таким явлениям, которые воздействовали бы на их чувства. Необходимо
обращать
внимание
дошкольников
на
деятельность
учеников,
на
их
отношения между собой. Отношения с
учителем. Рассказывать о лучших
учениках, возбуждать желание подражать им.
Хорошо, если кто-либо из
учеников
выступит
перед
детьми
подготовительной
к
школе
группы,
расскажет об интересных школьных делах, о любимом уроке, о том, как
ребята помогают отстающим, как проводят субботники, участвуют в труде
взрослых, как отдыхают в лагере.
Методы и приемы, применяемые педагогом для ознакомления детей со
школой, должны дополнять друг друга. Различные занятия нужно сочетать с
трудом
и
игрой.
Знания,
полученные
детьми
во
время
экскурсии,
наблюдений, целевых прогулок, следует пополнять и уточнять, читая им
произведения художественной литературы, рассказывая им, ведя переписку с
детьми других детских садов.
Наблюдения за играми позволяют педагогу определить, какие события
школьной жизни более всего волнуют детей; насколько полно отображают
ребята
знакомые
им
явления
и
факты,
что
еще
требует
уточнения,
как
проявляется творчество и инициатива детей при подготовке к игре и походу
создания игрового образа. Такие наблюдения помогут воспитателю намечать
конкретные задачи своей дальнейшей работы.
Поддерживая интерес к играм на школьные темы, надо по ходу игры
напоминать детям о том, чем занимаются ученики в школе, с помощью
наводящих вопросов восстанавливать в их памяти известные им факты и
случаи, вносить предложения, советовать.
Игра выявляет отношение детей к изображаемому и в то же время
содействует закреплению и развитию такого отношения. Детям нравится
вновь и вновь переживать восхищение, радость, восторг, удивление, которые
они
испытывали
при
знакомстве
с
явлением,
объектом,
событием.
Этим
объясняется их устойчивый интерес к играм «Первое сентября», «Праздник
букваря», «Школьная мастерская», «Соревнование на стадионе». В течение
года
они
отражают
эти
события
в
играх
разного
содержания,
причем
наблюдается не просто фотографическое отображения, знакомых фактов, а
сложный синтез реальных явлений с плодами детской фантазии. Именно в
игре дети практически реализуют то, что они хотели бы увидеть в школе, в
первом классе.
В
игре
происходит
своеобразная
переработка
полученных
детьми
впечатлений,
их
осознание,
осмысление,
углубление.
Игры
в
школу
организуются обычно в течении всего года, и каждый раз при «школе»
открывается то библиотека и читальный зал, то музей и уголок животных, то
комната для гостей, то выставки поделок учеников, т.е. то, что в данный
момент
более
всего
занимает
детей,
то,
что
они
хотели
бы
увидеть
в
настоящей школе.
В ходе игры дети часто чувствуют недостаток своих знаний о школе, у
них появляется желание узнать больше, и потому во время последующих
экскурсий, бесед и встреч со школьниками они проявляют повышенную
познавательную
активность:
просят
показать
тетради
и
учебники,
расспрашивают об отдыхе в лагере, о занятиях в кружке.
У детей старшего дошкольного возраста со словом школа связывается
выполнение
определенных
требований
и
к
поведению,
и
к
учебным
заданиям.
Носителем
этих
требований,
как
правило,
выступает
учитель.
Наблюдая за тем, как дети играют роль учителя, можно выяснить, как они
относятся к этой профессии, как понимают ее знание, что считают наиболее
характерным для труда учителя и его отношения к ученикам.
В своих суждениях об учителе дети всегда отмечают его высокую
требовательность, сравнивают его с воспитателями и родителями.
Чтобы уточнить представления дошкольников о труде и общественно
полезной значимости профессии учителя, необходимо во время экскурсий в
школу, встреч с учителями, чтения произведений художественной литературы
специально акцентировать внимание ребят на том, что учитель много знает,
что
он
доброжелательно
относится
к
ученикам,
испытывает
радость
и
удовольствие от их успехов. Нужно рассказать им, что у каждого человека
был учитель, который научил его читать и писать. Первого учителя всегда
долго
помнят
и
любят.
В
результате
у
детей
формируется
уважение
к
профессии и личности учителя, что проявляется, прежде всего, при выборе
ими исполнителя этой роли в игре.
В играх в школу дети отражают следующие линии общения. Много
внимания уделяется отношению учителю к ученикам, на отношение учеников
к учителю, отношение родителей к учителю и ученикам.
В играх в школе большое воспитательное значение имеет стремление
ребят
подражать
любимым
героям,
желание
быть
похожими
на
них.
Подражая
школьникам,
дети
эмоционально
воспринимают
и
действенно
овладевают нормами поведения, которые лежат в основе взаимоотношений
ученика с учителем, учеников между собой. Нормы поведения, обязательные
в игре и диктуемые ролью, проявляются и в других видах деятельности.
Игры в школу способствуют сплочению детского коллектива, развитию
у ребят умения трудиться и заниматься сообща. Даже самые застенчивые и
робкие на «уроке» чувствуют себя свободней, с удовольствием отвечают на
вопросы, быстро входят в образ ученика, добросовестно выполняют все
требования «учителя». В играх на школьные темы проявляются творческие
способности
и
художественные
интересы
ребят.
Они
самостоятельно
выбирают темы для рисования и лепки, подбирают песни и пляски для
«уроков», обдумывают содержание «уроков».
По мере расширения и систематизации представлений детей о школе,
развития их творчества меняются изобразительные средства, которыми они
пользуются при создании игрового образа в творческих играх. В первых
играх
«ученики»
искажают
голос,
стараются
привлечь
к
себе
внимание,
нарушая дисциплину на «уроке». На вопрос, почему они себя так ведут, дети
отвечают: «Мы же маленькие, учимся в первом классе». Они еще плохо
представляют себе, чем отличается ученик от воспитанника детского сада. В
дальнейшем главным для «учеников» становятся их дисциплинированность,
умение правильно ответить точно, выполнить требования «учителя».
Подобные «экскурсии» на основе книг могут быть связаны с игрой в
школу и тогда использоваться детьми при проверки знаний «учеников», как
метод
сообщения
новых
и
точнее
имеющихся
знаний,
как
средство,
дисциплинирующие, и организующее «учеников».
Поощряя детей, которые проявляют себя «специалистами» по какой-то
одной тематики, например по книгам о природе, или о жизни людей другой
национальности, или по народным сказкам, надо в то же время развивать у
них интерес к другим книгам. Для этого педагог должен показать детям
взаимосвязь книг различной тематики.
Экскурсии
в
библиотеку,
встречи
с
писателями,
художниками,
работниками
издательства
и
типографии
также
являются
стимулом
к
организации игр, в которых закрепляются имеющиеся у детей представления
о знании книге как источника знаний, вырабатывается бережное отношение к
ней.
Любовь и бережное отношение к книге сохраняется у детей и в школе.
Те, кто в детском саду был увлечен игрой в библиотеку, записываются в
школьную
библиотеку
и
предлагают
сделать
библиотеку
в
классе;
с
интересом
занимаются
с
учебником;
во
время
внеклассного
чтения
предлагают
разные
формы
работы
с
книгой;
выступают
организаторами
викторин по произведениям любимых писателей; оформляют выставки книг.
Библиографический список
1.Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе : учеб. пособие. - 4-е
изд., перераб. и дополн. / Н. И. Гуткина. - СПб.: Питер, 2006.
2.Петроченко Г.Г. Развитие детей 6–7 лет и подготовка их к школе/ Под ред.
А.М. Леушиной. 2-й изд. - Минск, 1982.
3.Ткаченко О.В. Преемственность
детского
сада
и
школы
в
нравственном
воспитании. – М., 2000.
4.Подготовка ребенка к школе: Изд. 2-е, перераб. - Томск, 1994.