Автор: Чиркова Марина Владимировна
Должность: Преподаватель по классу домра
Учебное заведение: МБУ ДО "Верхнесалдинская детская школа искусств"
Населённый пункт: Свердловская обл., г.Верхняя Салда
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: "Народные инструменты" "8–9 классы – домра"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Верхнесалдинская детская школа искусств»
РАБОЧАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО
ИСКУССТВА
«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
«ДОМРА» 8-9 КЛАССЫ.
Подготовила Чиркова М.В.
преподаватель высшей категории
по классу домры.
г. Верхняя Салда 2018г.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1.Пояснительная записка
2.Содержание учебного предмета
- сведения о затратах учебного времени
- годовые требования по классам
3.Требования к уровню подготовки учащихся
4.Методическое обеспечение учебного процесса
- методические рекомендации педагогическим работникам
- методические рекомендации по организации самостоятельной
работы
5.Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
- учебная литература
- учебно-методическая литература
- методическая литература
1 .
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
.
Программа учебного предмета «Домра»8-9 классы разработана на основе и с
учетом федеральных государственных требований к дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программе в области
музыкального искусства «Народные инструменты».
Срок реализации программы рассчитан на 2 года.
Настоящая программа направлена на профессиональное, творческое,
эстетическое и духовно-нравственное развитие учащихся и подготовку
одаренных детей к поступлению в средние специальные и высшие
образовательные учреждения музыкального искусства.
Основная направленность программы – воспитание профессионализма,
творческой инициативы и активной музыкальной деятельности.
На занятиях учащиеся знакомятся с выдающимися образцами музыкальной
культуры, что способствует расширению их музыкального кругозора.
Цель программы – формирование у учащихся комплекса знаний, умений и
навыков, необходимых для будущего музыканта.
Содержание программы дает возможность реализовать основные цели:
-формирование устойчивого интереса к дальнейшему обучению музыке.
-овладение навыками и умениями для дальнейшего профессионального
образования.
- развитие художественно-творческих и интеллектуальных способностей,
образного мышления, фантазии, вкуса.
-воспитание культуры восприятия музыкальных произведений мировой
классики.
Задачи реализации данной программы:
-формирование осознанной мотивации к продолжению профессионального
обучения и подготовки к вступительным экзаменам в профессиональное
образовательное учреждение
- актуализация имеющегося у учащегося опыта
-формирование целостного представления о роли музыки в культурно-
историческом процессе развития человечества
-формирование навыков сольной исполнительской практики
-достижение уровня образованности, позволяющего самостоятельно
ориентироваться в мировой музыкальной культуре
-приобретение коммуникативной и социально-эстетической компетентности
(участие в конкурсах всероссийского и международного уровней)
В процессе обучения совершенствуется техническое развитие учащегося.
К задачам технического развития следует отнести развитие чувства
метроритма, аппликатурных навыков и т. д.
Задачи художественно-эмоционального развития:
-активизирование образного мышления и творческого начала
-развитие образного мышления, осмысленность фразировки
Программа содержит необходимые для организации занятий параметры:
-сведения о затратах учебного времени
-распределение учебного материала по годам обучения
-требования к уровню подготовки учащихся
-методическое обеспечение учебного процесса
В соответствие с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета»
2.
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
.
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета «Домра» 8-9 классы на максимальную, самостоятельную
нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Срок обучения 2 года.
Таблица 1.
Распределение по годам обучения
Класс
8
9
Продолжительность учебных занятий (в нед.)
33
33
Количество часов на аудиторные занятия в
неделю
3
3
Общее количество часов на аудиторные занятия
99 99
Количество часов на внеаудиторные занятия в
неделю
10
14
Общее количество часов на внеаудиторные
(самостоятельные) занятия по годам
330
462
Максимальное количество часов занятия в
неделю
13
17
Общее максимальное количество часов по
годам
429
561
Общее максимальное количество часов на весь
период обучения
990
Виды внеаудиторной работы:
- самостоятельные занятия по подготовке учебной программы
- подготовка к концертным, конкурсным выступлениям
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов,
музеев и др.)
- участие в творческих мероприятиях и культурно-просветительской
деятельности образовательного учреждения и др.
Годовые
требования
по
классам
8 класс (3 часа в неделю)
Совершенствование всех ранее освоенных музыкально-исполнительских
навыков игры на инструменте должно проходить в тесной связи с развитием
общего культурного уровня учащегося, его стремлением к творческой
самостоятельности, активности, в связи с решением задач средней степени
сложности.
Разнообразная по стилям, жанрам учебная программа должна включать все
ранее освоенные приемы игры, штрихи, их комбинированные варианты.
В течение 8 года обучения ученик должен пройти:
Упражнения, наиболее необходимые для дальнейшего совершенствования
игровых умений;
Игра гамм должна иметь четкую, последовательную схему по принципу «от
простого к сложному» и направлена на стабилизацию ранее освоенных
штрихов и приемов;
Этюды на различные виды техники; требования к исполнению этюдов
приближаются к требованиям исполнения художественного произведения;
4-6 пьес разного характера, включая переложения зарубежных и
отечественных композиторов.
За учебный год учащийся должен исполнить:
Таблица 2
1 полугодие
2 полугодие
Декабрь – зачет (2 разнохарактерных
произведения)
Февраль – технический зачет (один
этюд, чтение нот с листа, подбор по
слуху)
Май – экзамен (3 разнохарактерных
произведения, включая виртуозное
произведение, произведение
кантиленного характера).
Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия
1.
Цыганков А. «Плясовые наигрыши»
Аренский А. «Экспромт»
2.
Рахманинов С. «Вокализ»
Рогалев И. «Рондо в старинном стиле»
3.
Марчелло Б. «Скерцандо»
Русская народная песня « Ах, Настасья» обр. Дителя В.
Примерный репертуарный список переводного экзамена
1.
Фрескобальди Дж. «Токката»
Аренский А. «Романс»
Цыганков А. «Мар Дяндя»
2.Цыганков А. Фантазия на тему р.н.п. «Белолица – круглолица»
Вивальди А. Концерт из цикла «Времена года» «Зима»
Балакирев М. «Экспромт»
9 класс (3 часа в неделю)
Продолжение совершенствования всех ранее освоенных музыкально-
исполнительских навыков игры на инструменте.
Подготовка к различным
конкурсам.
В течение 9 года обучения ученик должен продемонстрировать:
Умение сыграть любую (одно-двух октавную минорную, мажорную) гамму
всеми ранее освоенными штрихами, приемами, динамикой и т.д. в
максимально быстром темпе; исполнение 3-х этюдов, один из которых может
быть заменен виртуозной пьесой либо вариацией.
За учебный год учащийся должен исполнить:
Таблица 3
1 полугодие
2 полугодие
Октябрь – технический зачет (этюд
или виртуозная пьеса)
Декабрь – дифференцированное
прослушивание части программы
Март – прослушивание оставшихся
произведений из программы, не
сыгранных в декабре.
Май – экзамен (конкурс) (4
разнохарактерных произведения, включая
произведение крупной формы, виртуозное
произведение, произведение, написанное
для домры).
Примерный репертуарный список итоговой аттестации:
1 .Гендель Г. «Пассакалия»
Рахманинов С. «Элегия»
Бызов А. «Ша, штил»
Цыганков А. «Интродукция и чардаш»
2.Дварионас Б. «Элегия»
Крейслер «Прелюдия и аллегро в стиле Пуньяни»
Будашкин Н. «Концерт»
Цыганков А. «Мар дяндя»
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
Содержание программы направлено на обеспечение художественно-
эстетического развития и совершенствование исполнительских знаний,
умений и навыков учащегося.
Таким образом, в процессе реализации программы перед учащимся
возникает ряд учебных и творческих задач:
- знание основных направлений музыки – эпохи барокко, венской классики,
романтизма, русской музыки 19 века, отечественной и зарубежной музыки 20
века, музыки современных композиторов, а также популярной музыки.
- приобретение навыков по решению музыкально-исполнительских задач
- знание технических и художественно-эстетических особенностей
характерных для сольного исполнительства на домре
- уметь на базе приобретенных специальных знаний давать грамотную
адекватную оценку многообразным музыкальным событиям
- приобретение практики концертных и конкурсных выступлений
- активизация творческого потенциала, создание условий для
профессиональной ориентации
- приобретение навыков исполнительского поведения на сцене
- наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.
4.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА.
Методические рекомендации педагогическим работникам.
В работе с учащимися преподаватель должен следовать основным
принципам дидактики: последовательность, систематичность, доступность в
освоении материала.
Педагог должен неустанно контролировать уровень развития музыкальных
способностей учащихся.
Совершенствованию техники в узком смысле слова (беглости, четкости,
ровности и т.д.) способствует систематическая работа над упражнениями,
гаммами и этюдами.
Работа над качеством звука, интонацией, разнообразными ритмическими
вариантами должна последовательно проводиться на протяжении всего
обучения и быть предметом постоянного внимания педагога. В этой связи
педагогу необходимо научить ученика слуховому контролю и контролю по
распределению мышечного напряжения.
Работа над музыкальным произведением должна проходить в тесной
художественной и технической связи.
Важной задачей предмета является развитие навыков самостоятельной
работы над домашним заданием.
Большое значение в воспитании музыкального вкуса отводится изучаемому
репертуару. Помимо обработок народных мелодий, органично звучащих на
народных инструментах и составляющих основу репертуара, необходимо
включать в учебные программы переложения лучших образцов зарубежной и
отечественной классики, произведений, написанных для других инструментов
или для голоса. Рекомендуется исполнять переложения, в которых сохранен
замысел автора и в то же время грамотно, полноценно использованы
характерные особенности данного инструмента – домры.
Вся творческая деятельность педагога – музыканта должна иметь научно
обоснованный характер и строиться на базе имеющейся методической
литературы, а также обращаться к методикам других специальностей
(скрипка, фортепиано и др.)
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы:
- самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими
- периодичность занятий – каждый день
- объем самостоятельных занятий в неделю – не менее 10 часов
Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и
должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по
специальности.
5.
СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ
НОТНОЙ
И
МЕТОДИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
Учебная литература:
1.
Александров А. Гаммы и арпеджио. М., 1967
2.
Бейгельман Л. 50 этюдов для трехструнной домры. М., 2000
3.
Бейгельман Л. 60 этюдов для трехструнной домры. М., 2001
4.
Белов Р. Гаммы, арпеджио и упражнения для трехструнной домры. М.,
1996
5.
Будашкин Н. Концерт для домры с оркестром. М., 1963
6.
Вольская Т., Гареева И. Технология исполнения красочных приемов игры на
домре. Екатеринбург, 1995
7.
Городовская В. Новые сочинения для трехструнной домры. М., 1996
8.
Джоплин С. Регтаймы для трехструнной домры и фортепиано. С-Петербург,
2002
9.
Камалдинов Г. Пьесы и этюды. М., 1983
10. Клебанов Д. Концерт для домры с оркестром. М., 1958
11. Концертные пьесы. Вып. 1. М., 1961
12. Концертные пьесы. Вып. 2. М., 1967
13. Концертные пьесы. Вып. 3. М., 1968
14. Концертные пьесы. Вып. 4. М.,1971
15. Концертные пьесы. Вып. 5. Составитель Евдокимов В., М.,1972
16. Концертные пьесы. Вып. 6. М., 1973
17. Концертные пьесы. Вып. 7. М., 1975
18. Концертные пьесы. Вып. 8. М., 1980
19. Концертные пьесы. Вып. 9. М., 1981
20. Концертные пьесы. Вып. 10. М., 1982
21. Концертные пьесы. Вып. 11. М., 1983
22. Концертные пьесы. Вып. 12. М., 1984
23. Концертные пьесы. Вып. 13. Составитель Чунин В.,М., 1985
24. Концертные пьесы. Вып. 14. Составитель Крючков А.,М., 1987
25. Концертные пьесы. Вып. 15. Составитель Чунин В.,М., 1987
26. Концертный репертуар домриста. М., 1962
27. Концертный репертуар. М., 1967
28. Концертный репертуар. М., 1981
29. Концертный репертуар. Вып. 2. М., 1983
30. Концертный репертуар. Вып. 3. Составитель Цыганков А., М., 1984
31. Концертный репертуар. Вып. 4. Составитель Цыганков А., М., 1991
32. Концерты для трехструнной домры и фортепиано. Вып. 1. М., 2006
33. Круглов В. Пьесы для трехструнной домры. М., 1998
34. Лаптев В. Концерты для домры. М., 1997
35. От классики до джаза. Пьесы для трехструнной домры и ф-но. С-
Петербург, 2007
36. Популярные джазовые композиции для трехструнной домры и ф-но. С-
Петербург, 2003
37. Пьесы для домры и ф-но. Композиторы Испании, Италии и Франции
рубежа 19-20-веков. Составители Иванов В. И Николаев А., С-Петербург,
2007
38. Пьесы для трехструнной домры. Играет Цыганков А., М.,1979
39. Тамарин И. Пьесы для домры и ф-но. Составитель Глейхман В., М., 2007
40. Хрестоматия домриста 1-2 курсы музыкальных училищ. Составитель
Александров А., М., 1974
41. Хрестоматия домриста 1-2 курсы музыкальных училищ. Составитель
Чунин В., М., 1986
42. Хрестоматия домриста 3-4 курсы музыкальных училищ. Составитель
Чунин В., М., 1986
43. Хрестоматия для трехструнной домры. 1 часть. Для средних и старших
классов ДМШ, начальных курсов музыкальных училищ. Составитель
Бурдыкина Н., М., 2003
44. Хрестоматия для трехструнной домры. 2 часть. Составитель Бурдыкина Н.,
М., 2003
45. Хрестоматия домриста. Трехструнная домра. Старшие классы ДМШ. 3
часть. Составитель Бурдыкина Н., М., 2004
46. Цыганков А. Избранные произведения для трехструнной домры и ф-но.
М., 1982
47. Цыганков А. Избранные произведения для трехструнной домры и ф-но.
М., 1985
48. Шалов А. Пьесы в переложении для трехструнной домры. С-Петербург,
2000
49. Шишаков Ю. 12 этюдов. М., 1961
50. Этюды для трехструнной домры соло. Составители Сазонова Г. и Сиваков
В., 2004
Учебно-методическая литература
1.
Круглов В. Искусство игры на трехструнной домре. М., 2001
2.
Круглов В. Школа игры на домре. М., 2003
3.
Мироманов В. К вершинам мастерства. Развитие техники игры на
трехструнной домре. М., 2003
Методическая литература
1.О пластике движений домриста (техника правой руки). В сб.
Проблемы педагогики и исполнительства на русских народных
инструментах. Вып. 95., М., 1987