Напоминание

"Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в рамках формирования эффективного социально–педагогического партнёрства."


Автор: Гордиенко Елена Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ гимназия "Лаборатория Салахова"
Населённый пункт: г. Сургут ХМАО–ЮГРА
Наименование материала: статья
Тема: "Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в рамках формирования эффективного социально–педагогического партнёрства."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Гордиенко

Елена

Валентиновна

.

МБОУ

гимназия

«

Лаборатория

Салахова

»

г

.

Сургут

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ с семьями

воспитанников в рамках формирования эффективного

социально-педагогического партнёрства.

«От того, как прошло детство, кто вёл

ребенка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш».

В. А. Сухомлинский

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. В

законе «Об образовании» РФ записано, что родители являются первыми педагогами.

Они

обязаны

заложить

основы

физического,

нравственного,

интеллектуального,

личностного

развития

ребенка.

Работа

с

родителями

сложная

и

важная

часть

деятельности

педагога,

включающая

повышение

уровня

педагогических

знаний

родителей, умений, навыков, помощь педагогов родителям в семейном воспитании.

Концепция

модернизации

российского

образования

подчеркивает

исключительную

роль

семьи

в

решении

задач

воспитания

подрастающего

поколения.

Признание

приоритета

семейного

воспитания

требует

иных

форм

взаимодействия

семьи

и

детского сада.

В

нашем

дошкольном

учреждении

сложилась

своя

система

взаимодействия

с

родителями

воспитанников.

Одной

из

главных

целей

образовательного

процесса

является формирование единого сообщества: родители – дети – педагоги, основанного

на

гармоничных

партнёрских

отношениях,

для

создания

единого

пространства

детского

развития.

Задачей

взаимодействия

дошкольного

учреждения

с

семьей

является создание необходимых условий для развития доверительных, ответственных

отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности

дошкольника,

повышение

компетентности

родителей

в

области

воспитания.

За

последние

годы

как

никогда

отмечается

заинтересованность

родителей

во

всестороннем развитии и образовании своих детей. Работа с родителями должна иметь

дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а

также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью

ДОУ

на

современном

этапе

модернизации

системы

образования. Признание

педагогическим коллективом приоритета семейного воспитания с учетом социальной

среды,

окружающей

ребенка,

требует

иных

отношений

семьи

и

дошкольного

учреждения.

Один

из

способов

реализации

поставленных

задач

сотрудничества

педагогов и родителей – организация их совместной деятельности, в которой родители

не

пассивные

наблюдатели,

а

активные

участники

процесса.

Включение

в

деятельность

ДОУ

актуализирует

потребности

семьи

в

образовании

собственного

ребенка

и

способствует

педагогическому

просвещению

родителей

как

основных

заказчиков образовательных услуг.

Сотрудничество предполагает не только взаимные

действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание,

взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше

узнать

друг

друга,

способствует

усилению

их

взаимоотношений.

Выстраивая

взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать как традиционные

формы – это родительские встречи, лекции, практикумы, так и современные – устные

журналы,

газеты,

экскурсии,

родительские

клубы,

акции,

семейные

конкурсы,

конференции, оздоровительные мероприятия, игры и т.п.

Планируя ту или иную форму работы, мы как всегда исходим из представлений о

современных родителях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С

учётом

этого

выбираем

следующие

требования

к

формам

взаимодействия:

оригинальность, востребованность, интерактивность.

Взаимодействие с родителями начинается задолго до прихода ребенка в детский сад.

От

того,

как

пройдет

первая

встреча,

как

сложатся

отношения

между

всеми

ее

участниками, во многом зависит дальнейшее взаимодействие родителей и коллектива

дошкольного

учреждения.

В

связи

с

этим

в

нашем

дошкольном

учреждении

существует хорошая традиция - дни открытых дверей, когда детский сад, принимает

родителей своих будущих воспитанников и родителей детей, посещающих дошкольное

учреждение.

День

открытых

дверей

является

одной

из

форм

работы

с

родителями,

которая

предоставляет

им

возможность

познакомиться

с

дошкольным

образовательным

учреждением, его традициями, правилами, задачами воспитательно-образовательного

процесса.

Цель

проведения

данного

мероприятия

ознакомление

родителей

воспитанников детского сада с условиями воспитания, обучения и развития детей

дошкольного возраста, установление доверительных отношений между родителями и

педагогами,

определение

задач

совме стного

во спитания

детей

и

их

реализация.

Знакомство

с

родителями

будущих

воспитанников

мы

стараемся

наполнить

особым

содержанием,

направленным

на

установление

доверительных

отношений,

изучение

семьи

и

повышение

психолого-педагогической

культуры

родителей. Наша цель – создание наиболее благоприятных условий для адаптации

ребенка к детскому саду. Коллектив педагогов стремится показать родителям, что в

учреждении

создана

безопасная,

педагогически

грамотная

и

психологически

комфортная среда для развития ребенка и укрепления его здоровья.

Одна из форм информационно-аналитической работы – почтовый ящик. Родители

могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к

специалистам, заведующей или методисту. Такая форма работы позволяет родителям

делиться своими мыслями с коллективом учреждения и эффективна, когда нехватка

времени мешает педагогам встретиться с родителями лично.

На

протяжении

трех

лет

в

ДОУ

проводится

конкурс

«Семья

года»

среди

семей

воспитанников детского сада. Участие в конкурсе помогает повысить уровень личной

комфортности

детей

и

взрослых,

сформировать

позитивный

опыт

семейного

воспитания,

снять

затруднения

детско-родительских

отношений,

организовать

содержательный и разнообразный семейный досуг. Члены семьи делятся рецептами

кулинарных блюд, спортивными достижениями, увлекательно рассказывают о своих

семейных увлечениях, проявляют творчество. Активность родителей подтверждает,

что данная форма является успешной.

В прошлом году торжественно открылся «Папа-клуб», для пап, которые хотят стать

лучшими в вопросе воспитания своего ребенка. Наша цель объединить отцов между

собой, заинтересовать вопросами воспитания своих детей и позволить им общаться,

делиться опытом воспитания друг с другом. Помочь завоевать истинный авторитет у

ребенка, сблизить детский сад и семью. Участникам клуба может стать папа каждого

малыша ДОУ.

Исключительно в мужском кругу «замыкаться» папы не собираются, в

планах – активное общение и с мамами.

Самая популярная и любимая форма как у родителей, так и у детей – практикумы с

элементами тренинга – это активная форма работы с родителями, которые хотят

изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком,

сделать его более открытым и доверительным («Лаборатория чудес», «На пороге

школьной жизни», «Агрессивный ребенок: кто он и как ему помочь?», «Играем всей

семьей» и др.).

Организуются по инициативе родителей ежегодные конференции по организацию

питания в ДОУ с дегустацией блюд, где предоставлена возможность лично оценить

качество и разнообразие детского меню.

Традиционным стало проведение ежегодных экологических акций «Ёлочка-зеленая

иголочка»,

«Вырасти

себе

друга»,

«Накорми

животное».

Акции

направлены

на

сотрудничество семьи в рамках формирования экологической культуры и воспитания

детей, повышения роли и ответственности родителей в воспитания ребёнка. Данные

акции являются как общесадовскими, так и групповыми.

В

результате

проведения

акций

создаётся

благоприятная

среда

для

повышения

количества

контактов

родителей

с

педагогами,

формируются

положительные

отношения родителей к учреждению, вырастает потребность в организации семейного

досуга. В результате проведения акций создается благоприятная среда для повышения

количества контактов родителей с педагогами, сформировываются положительные

отношения родителей к учреждению, вырастает потребность в организации семейного

досуга.

В

заключение

необходимо

отметить,

что

преимущества

инновационных

форм

взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников неоспоримы и многочисленны.

Мы считаем, что чем лучше налажено социально-педагогическое партнёрство ДОУ с

семьёй, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в

детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый

социальный опыт будет успешным.

Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации

ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней

мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения

современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они

не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие

изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных

форм в работе с родителями.

Литература:

1.

Антипина,

Г.

А.

Новые

формы

работы

с

родителями

в

современном

ДОУ

[Текст] / Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. – С.88 – 94.

2.

Давыдова, О.И. Компетентностный подход в работе дошкольного

образовательного учреждения с родителями[Текст] / О.И.Давыдова. – СПб.:

ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013. – 128с.

3.

Тонкова, Ю.М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи. [Текст] / Ю.

М. Тонкова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы межд.

заоч. конфер. - Пермь: Меркурий, 2012. – С. 71 – 74.



В раздел образования