Автор: Гордиенко Елена Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ гимназия "Лаборатория Салахова"
Населённый пункт: г. Сургут ХМАО–ЮГРА
Наименование материала: статья
Тема: "Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в рамках формирования эффективного социально–педагогического партнёрства."
Раздел: дошкольное образование
Гордиенко
Елена
Валентиновна
.
МБОУ
гимназия
«
Лаборатория
Салахова
»
г
.
Сургут
Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ с семьями
воспитанников в рамках формирования эффективного
социально-педагогического партнёрства.
«От того, как прошло детство, кто вёл
ребенка за руку в детские годы, что вошло
в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. В
законе «Об образовании» РФ записано, что родители являются первыми педагогами.
Они
обязаны
заложить
основы
физического,
нравственного,
интеллектуального,
личностного
развития
ребенка.
Работа
с
родителями
–
сложная
и
важная
часть
деятельности
педагога,
включающая
повышение
уровня
педагогических
знаний
родителей, умений, навыков, помощь педагогов родителям в семейном воспитании.
Концепция
модернизации
российского
образования
подчеркивает
исключительную
роль
семьи
в
решении
задач
воспитания
подрастающего
поколения.
Признание
приоритета
семейного
воспитания
требует
иных
форм
взаимодействия
семьи
и
детского сада.
В
нашем
дошкольном
учреждении
сложилась
своя
система
взаимодействия
с
родителями
воспитанников.
Одной
из
главных
целей
образовательного
процесса
является формирование единого сообщества: родители – дети – педагоги, основанного
на
гармоничных
партнёрских
отношениях,
для
создания
единого
пространства
детского
развития.
Задачей
взаимодействия
дошкольного
учреждения
с
семьей
является создание необходимых условий для развития доверительных, ответственных
отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности
дошкольника,
повышение
компетентности
родителей
в
области
воспитания.
За
последние
годы
как
никогда
отмечается
заинтересованность
родителей
во
всестороннем развитии и образовании своих детей. Работа с родителями должна иметь
дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а
также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью
ДОУ
на
современном
этапе
модернизации
системы
образования. Признание
педагогическим коллективом приоритета семейного воспитания с учетом социальной
среды,
окружающей
ребенка,
требует
иных
отношений
семьи
и
дошкольного
учреждения.
Один
из
способов
реализации
поставленных
задач
сотрудничества
педагогов и родителей – организация их совместной деятельности, в которой родители
–
не
пассивные
наблюдатели,
а
активные
участники
процесса.
Включение
в
деятельность
ДОУ
актуализирует
потребности
семьи
в
образовании
собственного
ребенка
и
способствует
педагогическому
просвещению
родителей
как
основных
заказчиков образовательных услуг.
Сотрудничество предполагает не только взаимные
действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание,
взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше
узнать
друг
друга,
способствует
усилению
их
взаимоотношений.
Выстраивая
взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать как традиционные
формы – это родительские встречи, лекции, практикумы, так и современные – устные
журналы,
газеты,
экскурсии,
родительские
клубы,
акции,
семейные
конкурсы,
конференции, оздоровительные мероприятия, игры и т.п.
Планируя ту или иную форму работы, мы как всегда исходим из представлений о
современных родителях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С
учётом
этого
выбираем
следующие
требования
к
формам
взаимодействия:
оригинальность, востребованность, интерактивность.
Взаимодействие с родителями начинается задолго до прихода ребенка в детский сад.
От
того,
как
пройдет
первая
встреча,
как
сложатся
отношения
между
всеми
ее
участниками, во многом зависит дальнейшее взаимодействие родителей и коллектива
дошкольного
учреждения.
В
связи
с
этим
в
нашем
дошкольном
учреждении
существует хорошая традиция - дни открытых дверей, когда детский сад, принимает
родителей своих будущих воспитанников и родителей детей, посещающих дошкольное
учреждение.
День
открытых
дверей
является
одной
из
форм
работы
с
родителями,
которая
предоставляет
им
возможность
познакомиться
с
дошкольным
образовательным
учреждением, его традициями, правилами, задачами воспитательно-образовательного
процесса.
Цель
проведения
данного
мероприятия
–
ознакомление
родителей
воспитанников детского сада с условиями воспитания, обучения и развития детей
дошкольного возраста, установление доверительных отношений между родителями и
педагогами,
определение
задач
совме стного
во спитания
детей
и
их
реализация.
Знакомство
с
родителями
будущих
воспитанников
мы
стараемся
наполнить
особым
содержанием,
направленным
на
установление
доверительных
отношений,
изучение
семьи
и
повышение
психолого-педагогической
культуры
родителей. Наша цель – создание наиболее благоприятных условий для адаптации
ребенка к детскому саду. Коллектив педагогов стремится показать родителям, что в
учреждении
создана
безопасная,
педагогически
грамотная
и
психологически
комфортная среда для развития ребенка и укрепления его здоровья.
Одна из форм информационно-аналитической работы – почтовый ящик. Родители
могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к
специалистам, заведующей или методисту. Такая форма работы позволяет родителям
делиться своими мыслями с коллективом учреждения и эффективна, когда нехватка
времени мешает педагогам встретиться с родителями лично.
На
протяжении
трех
лет
в
ДОУ
проводится
конкурс
«Семья
года»
среди
семей
воспитанников детского сада. Участие в конкурсе помогает повысить уровень личной
комфортности
детей
и
взрослых,
сформировать
позитивный
опыт
семейного
воспитания,
снять
затруднения
детско-родительских
отношений,
организовать
содержательный и разнообразный семейный досуг. Члены семьи делятся рецептами
кулинарных блюд, спортивными достижениями, увлекательно рассказывают о своих
семейных увлечениях, проявляют творчество. Активность родителей подтверждает,
что данная форма является успешной.
В прошлом году торжественно открылся «Папа-клуб», для пап, которые хотят стать
лучшими в вопросе воспитания своего ребенка. Наша цель объединить отцов между
собой, заинтересовать вопросами воспитания своих детей и позволить им общаться,
делиться опытом воспитания друг с другом. Помочь завоевать истинный авторитет у
ребенка, сблизить детский сад и семью. Участникам клуба может стать папа каждого
малыша ДОУ.
Исключительно в мужском кругу «замыкаться» папы не собираются, в
планах – активное общение и с мамами.
Самая популярная и любимая форма как у родителей, так и у детей – практикумы с
элементами тренинга – это активная форма работы с родителями, которые хотят
изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком,
сделать его более открытым и доверительным («Лаборатория чудес», «На пороге
школьной жизни», «Агрессивный ребенок: кто он и как ему помочь?», «Играем всей
семьей» и др.).
Организуются по инициативе родителей ежегодные конференции по организацию
питания в ДОУ с дегустацией блюд, где предоставлена возможность лично оценить
качество и разнообразие детского меню.
Традиционным стало проведение ежегодных экологических акций «Ёлочка-зеленая
иголочка»,
«Вырасти
себе
друга»,
«Накорми
животное».
Акции
направлены
на
сотрудничество семьи в рамках формирования экологической культуры и воспитания
детей, повышения роли и ответственности родителей в воспитания ребёнка. Данные
акции являются как общесадовскими, так и групповыми.
В
результате
проведения
акций
создаётся
благоприятная
среда
для
повышения
количества
контактов
родителей
с
педагогами,
формируются
положительные
отношения родителей к учреждению, вырастает потребность в организации семейного
досуга. В результате проведения акций создается благоприятная среда для повышения
количества контактов родителей с педагогами, сформировываются положительные
отношения родителей к учреждению, вырастает потребность в организации семейного
досуга.
В
заключение
необходимо
отметить,
что
преимущества
инновационных
форм
взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников неоспоримы и многочисленны.
Мы считаем, что чем лучше налажено социально-педагогическое партнёрство ДОУ с
семьёй, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в
детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый
социальный опыт будет успешным.
Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации
ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней
мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения
современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они
не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие
изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных
форм в работе с родителями.
Литература:
1.
Антипина,
Г.
А.
Новые
формы
работы
с
родителями
в
современном
ДОУ
[Текст] / Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. – С.88 – 94.
2.
Давыдова, О.И. Компетентностный подход в работе дошкольного
образовательного учреждения с родителями[Текст] / О.И.Давыдова. – СПб.:
ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013. – 128с.
3.
Тонкова, Ю.М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи. [Текст] / Ю.
М. Тонкова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы межд.
заоч. конфер. - Пермь: Меркурий, 2012. – С. 71 – 74.