Автор: Валикина Джамиля Хасуковна
Должность: учитель–дефектолог (олигофренопедагог)
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №9 "Кристаллик"
Населённый пункт: город Салехард, Тюменская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Путешествие в страну здоровья»
Раздел: дошкольное образование
Проект «Шаг навстречу»
Направление: « Сохраним и укрепим здоровье»
НОД «Путешествие в страну здоровья»
Учитель-дефектолог (олигофренопедагог):
Валикина Джамиля Хасуковна
МБДОУ «Детский сад №9 «Кристаллик»
г. Салехард
ОО «Познание»
ОО «Чтение художественной литературы»
Обучающие задачи:
формировать
у
детей
когнитивные
и
поведенческие
представления
о
ЗОЖ.
Расширять
знания
детей
о
соблюдении
правил личной гигиены.
Развивающие задачи:
развивать
слуховое
внимание,
з р и т е ль н у ю
п а м я т ь ,
м ы ш л е н и е ,
коммуникативные навыки.
Коррекционные задачи:
устранять
речевой
и
поведенческий
негативизм.
Воспитательные задачи:
воспитывать желание заниматься сообща,
помогать друг другу.
Оборудование: предметы личной гигиены
(мочалка,
мыло,
шампунь,
полотенце,
расчёска,
зубная
щетка,
зубная
паста),
предметные
картинки
(мочалка,
мыло,
шампунь,
полотенце,
расчёска,
зубная
щетка, зубная паста), метроном, книга «Как
беречь своё здоровье», конверт с заданиями
от друзей из детского сада «Кристаллик»,
сигналы - смайлики по количеству детей.
*Предварительная работа:
-чтение
с
детьми
произведений
К.
И.
Чуковского «Мойдодыр», «Айболит», В. В.
Маяковский «Что такое хорошо, что такое
плохо»;
-игры по валеологии «Полезно - неполезно»,
«Если хочешь быть здоровым»;
-экспериментально
-
исследовательская
деятельно сть
«В
Царстве
мыльных
пузырей»;
-
рассматривание
иллюстрации
в
книгах:
«Детям о здоровье», «Учебник здоровья»,
беседы по ним.
Организационный момент
«Давайте, познакомимся!»
Дети заходят в группу встают, образуя круг.
Воспитатель
здоровается
с
детьми
и
предлагает
детям
поздороваться
и
познакомиться. Называя своё имя ребёнок
должен назвать одно из качество, которым
он
обладает
(Например:
«Здравствуйте,
меня зовут Женя, я весёлый»)
Введение в тему
Воспитатель:
Я
н е
с л у ч а й н о
п о п р о с и л а
в а с
попривет ствовать
друг
друга
э т и м
волшебным
словом.
Так
же
как
и
ваши
родители, я хочу, чтобы вы были бодрыми,
весёлыми
и
жизнерадостными,
то
есть
здоровыми!
Когда
люди
говорят
вам:
«здравствуйте», они надеются, что болезни
обойдут
вас
стороной,
и
желают
вам
крепкого здоровья.
Но для того, чтобы быть здоровым, надо
хорошо
потрудиться.
Давайте
попробуем
сделать это вместе.
Сегодня я хочу вас
пригласить в волшебную страну здоровья.
А поможет нам в этом наша книга «Как
беречь
своё
здоровье?»
(Рассказы,
стихи,
загадки для детей).
Этап обучения
Педагог предлагает детям пройти и сесть на
стулья. Читает детям сказку из книги.
Педагог:
- Ребята, сейчас я прочитала вам сказку, кто
запомнил её название?
Ответы детей:
- «Приключение микробов».
Педагог:
- Как звали детей - главных героев сказки?
Ответы детей:
- Маша и Яша.
Педагог:
- Куда пошли дети?
Ответы детей:
- Дети пошли на прогулку.
Педагог:
Чем играли дети?
Ответы детей:
- Дети играли песком.
Педагог:
- Что сделали дома дети, когда мама позвала
с прогулки?
Ответы детей:
- Маша помыли руки. А Яша не стал мыть
руки.
Педагог:
- Кто обрадовался тому, что Яша не вымыл
руки? Что нашёптывали микробы на ушко
Яше?
Ответы детей:
- Микробы.
- «Молодец Яша, умница, настоящий герой,
так и дальше поступай, садись обедать с
грязными руками».
Педагог:
- Что произошло с детьми после обеда?
Ответы детей:
- Маша сказала «спасибо», а Яша не сказал,
он пошёл и лег в кровать.
Педагог:
-Почему Яша не сказал маме «спасибо», а
лег в кровать?
Ответы детей:
- Потому, что у него заболел живот.
Педагог:
- Как отреагировали микробы на плохое
самочувствие мальчика?
Ответы детей:
- Они обрадовались.
Педагог:
- Как решила помочь Яше мама?
Ответы детей:
- Она вызвала доктора «Пилюлькина».
Педагог:
- Что сказал доктор Яше?
Ответы детей:
-
Что
если
Яша
не
будет
мыть
руки,
микробы будут жить у него в животе всегда,
тогда ему надо будет делать Яше операцию,
вырезать гадких и страшных микробов.
Педагог:
-
Как
отреагировал
мальчик
на
слова
доктора?
Ответы детей:
-
Он
решил
избавиться
от
страшных
и
грязных микробов, он быстрее побежал в
ванную и стал мыть мылом руки.
Педагог:
- Чем закончилась сказка?
Ответы детей:
- Яша твердо решил мыть руки перед едой.
И микробам пришлось смыться в раковину.
Педагог:
- А среди вас есть такие Яши?
Ответы детей:
- Нет.
Педагог:
- Чему учит нас эта сказка?
Ответы детей:
- Она нас учить личной гигиене.
Педагог:
- Правильно, личная гигиена - это уход за
своим телом, содержание его в чистоте.
Дид. упражнение
Педагог:
Ребята,
я
хочу
вместе
с
вами
«Откуда берутся микробы»
провести
эксперимент
и
узнать,
откуда
берутся микробы.
Далее педагог предлагает одному ребёнку
пройти в туалетную
комнату
и вымыть
руки.
Второго
ребёнка
просит
выполнить
несколько простых поручений (взять мяч с
полки,
покатать
машину
по
полу,
нарисовать карандашом круг и раскрасить
его).
Затем обращает внимание на
В
камеру.
Объясняет как она устроенное назначение.
(Она похожа на большой микроскоп). С её
помощью мы рассмотрим ладошки наших
ребят.
Педагог вместе с детьми рассматривает по
очереди ладошки и подводит их к выводу о
том, где могут находиться микробы и так ли
важно своевременно мыть руки.
Педагог: А сейчас я предлагаю вам поиграть
в
игру
и
самостоятельно
составить
правила личной гигиены.
Дидактическое упражнения
«Полезно-неполезно»
Педагог предлагает детям проверить свои
з н а н и я
о
з д о р о в ь е
в ы п о л н и в
приготовленные
задания
(Работа
со
слайдами).
- Ребята, внимательно рассмотрите картинки
и выберите только те, которые подходят к
выражению
«полезно
для
здоровья»,
Выбрав подходящую картинку, свой ответ
начните
словами
«Для
з д о р о в ь я
полезно…»
Педагог:
- Ребята, почему, когда люди не умываются,
не чистят зубы, не моют руки и т. д. - это
плохо?
Ответы детей:
- Мы можем заболеть.
Педагог:
- Правильно. Но у людей есть предметы –
помощники,
которые
помогают
им
ухаживать за своим телом. У меня в двух
коробках
находятся
разные
предметы.
Внимание!
Достаньте только те, которые
помогают
человеку
ухаживать
за
своим
телом.
Проведение игры.
Далее воспитатель, проверяя правильный
выбор детей, предлагает проверить, знают
ли
они
части
тела, за
которыми им
помогают ухаживать эти предметы.
Динамическая пауза.
Один, два, три, четыре, пять - начинаем мы играть!
Покажи, что я скажу, а не то, что покажу.
(Воспитатель
показывает
части
тела
не
правильно
их
называя.
Дети
должны
быть
внимательны и показывать ту часть тела, которую назвал педагог).
Этап закрепления
Дид. игра «Запомни - назови!»
Педагог
предлагает каждому
ребёнку
выбрать себе
пару. Затем из этих пар
формируются
две
команды
игроков.
Педагог
предлагает
детям
придумать
названия своим командам.
Если дети затрудняются, предлагает им
на выбор два названия и путём детского
голосования
осуществляется
выбор
(Например:
«Витаминка»,
«Неболейка»,
«Здоровички», «Друзья Айболита»)
Ход
игры:
Воспитатель
размещает
предметы,
которые
достали
дети
из
коробки,
на
столе.
Далее,
закрыв
их
платком, предлагает участникам команд
по
очереди
назвать
все
предметы.-
Ребята, будьте
очень
внимательные,
потому что от каждого из вас зависит
успех
вашей
команды.
Каждый
игрок
должен назвать только один предмет.
После игры воспитатель даёт оценку
деятельности детей.
Ребята, мне понравилось, как вы играли,
вы очень дружные и весёлые. А знаете,
предметы тоже умеют дружить.
Игра «Что к чему подходит?»
Давайте проведем игру «Что к чему
подходит?» и узнаем, какой предмет, с
каким дружит.
Педагог
раздаёт
детям
по
одной
картинке (на них изображены: расчёска,
зубная щётка, мыло, мыльница, мочалка,
шампунь, зубная
паста, и т.д.
Далее
объясняет правила игры: пока работает
метроном, вы передвигаетесь по группе,
как только я его остановлю вы должны
найти
себе
пару,
выполнив
условие,
чтобы
ваш
предмет
на
к а р т и н ке
«дружил», подходил к картинке другого
участника игры). Метроном подскажет, с
к а к о й
с к о р о с т ь ю
в ы
д о л ж н ы
передвигаться по группе.
Дид. игра «ДА- НЕТ»
Педагог предлагает детям ответить на
вопросы, которые для них приготовили
их друзья из детского сада «Кристаллик».
Раздаёт сигналы - смайлики и объясняет
правила игры. (Если ребёнок согласен с
тем, что говорит педагог, он показывает
весёлого
смайлика
если
нет,
то
не
поднимает).
-Если
нет
своей
расчёски,
то
можно
расчесаться чужой, да?
-Руки
перед
едой
можно
просто
вытереть сухим полотенцем, да?
-Если
зубы
не
чистить,
то
они
будут
здоровые и крепкие, да?
-Руки надо мыть после еды, да?
-Люди должны мыться один раз в год,
да?
-Чтобы
сохранить
здоровье
нужно
закаляться, да?
Итог
Педагог:
- Молодцы
ребята,
вы
справились с
з а д а н и е м
в а ш и х
д р у з е й .
Н а ш е
п у т е ш е с т в и е
в
с т р а н у
з д о р о в ь я
заканчивается, и наша встреча подходит к
концу.
Я
хочу, чтобы
вы ещё
раз
вспомнили правила, которые помогут
вам сохранить и укрепить своё здоровье,
Дид. упр. «Совет друг другу».
- заниматься физкультурой
- правильно питаться
- соблюдать режим дня
- соблюдать личную гигиену
Приложение.
Приключения микробов
Жили-были микробы. Они любили маленьких грязных и неумытых детишек. Когда
дети забывали помыть руки, они тут – как тут прыг им в рот. Однажды, Маша и Яша
решили
пойти
погулять
на
улице,
пока
мама
готовила
обед.
На
улице
было
тепло,
солнышко светило, Маша и Яша играли в песочнице и не заметили, как испачкали руки
песком.
«Дети, идем обедать!» – позвала мама. Яша и Маша бегом побежали домой. Маша
сразу
стала
мыть
руки
после
улицы.
А
Яша
решил
что,
и
так
сойдет.
Микробы
обрадовались, что Яша не стал мыть руки и давай веселиться и нашептывать Яше на ухо:
«Молодец Яша, умница, настоящий герой, так и дальше поступай, садись обедать с
грязными руками». И Яша сел обедать с грязными руками.
«Как всё вкусно мама приготовила, спасибо тебе мамочка!» – сказала Маша. А Яша
почему то встал из-за стола и лег в кровать, даже спасибо не сказал. «Что случилось,
Яша?» – спросила мама. «У меня живот болит» – ответил Яша и заплакал. А микробы
хохочут в животе у Яши. Они с грязными руками прямо в рот и в живот к Яше прыгнули!
Мама вызвала доктора «Пилюлькина» он посмотрел на Яшу, на грязные руки и
говорит: «Если Яша не будет мыть руки, микробы будут жить у него в животе всегда, мне
тогда надо будет делать ему операцию, вырезать гадких и страшных микробов». Яше не
хотелось ложиться на операцию, и он решил избавиться от страшных и грязных микробов,
он быстрее побежал в ванную и стал мыть мылом руки. Что тут началось! микробам не
хотелось уходить от Яши, они пищали, кричали, уговаривали Яшу, чтобы он их оставил,
но Яша твердо решил мыть руки перед едой. И микробам пришлось смыться в раковину.
Теперь Яша всем детям рассказывает, какие страшные, гадкие, вредные микробы.