Автор: Перминова Марина Алексеевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ дс "Теремок"
Населённый пункт: г.п. Петров Вал ,Камышинский район ,Волгоградская область
Наименование материала:
Тема: Методические объединения, как форма организации методической работы.
Раздел: среднее образование
Методические объединения, как форма организации методической работы.
Сложность и многообразие функций и задач методической работы в дошкольном учреждении
- разносторонний, постоянно обновляющийся характер ее содержания, а так же конкретные
особенности того или иного ДОУ предполагают и достаточное разнообразие форм работы,
постоянное обогащение и повышение эффективности устоявшихся, традиционных форм и
новаторское применение новых форм.
Форма определяется как внутренняя структура, строение,связь и способ взаимодействия
частей и элементов явлений, она всегда находится в единстве с содержанием, зависит от него, но
обладает и относительной самостоятельность и поэтому может оказывать влияние на содержание
- на его способность к прогрессивному развитию или же обесценивать его.
Разнообразие форм методической работы определяется, прежде всего, сложностью стоящих
перед ней целей, многоликостью конкретных условий, в которых находятся дошкольные
образовательные учреждения.
Целесообразно выделить две группы организационных форм методической работы -
коллективные и индивидуальные. К первым относятся семинары и практикумы, научно -
практические конференции, методические объединения, творческие микрогруппы педагогов,
методические кабинеты ДОУ и так далее; ко вторым - стажировка, индивидуальные
консультации, наставничество, работа над личной творческой темой, индивидуальное
самообразование и т.д.
Одной из самых важных форм методической работы является изучение, обобщение и
внедрение передового педагогического опыта. При правильном выборе целей и задач по данной
проблеме эта работа организует. Объединяет все другие формы, становится ситсемообразующим
фактором.
Одна из самых распространенных форм коллективной методической работы - методические
объединения. Это объединения как педагогов однопредметников, так и педагогов нескольких
дисциплин, нацеленные на конкретное преломление общедидактических и общепедагогических
положений применительно к конкретному занятию или воспитательному мероприятию.
Методические объединения создаются в детском саду при наличии не менее трех воспитателей,
работающих в одних и тех же возрастных группах, преподающих один учебный предмет или
раздел учебной программы. Педагоги других проблем и направлени1 могут объединяться в
цикловые предметные объединения гуманитарного или естественно - научного профилей.
При определении состава методических объединений необходимо учитывать конкретные
условия данного детского сада, начиная с общего числа педагогов по данному направлению,
возможности продуктивной работы в рамках одного объединения педагогов но разных
направлений ( а это во многом зависит от единой методической темы в детском саду,
квалификации педагогов и т.д.). Только исходя их конкретных условий, и применяя
разнообразные формы и приемы работы, можно избежать формализма, которым страдают
многие объединения , более эффективно использовать эту достаточно продуктивную форму
методической работы, осовременить ее и оказать реальную помощь педагогам в решении задач
детского сада.
Заседания методобъединений проводятся, как правило, раз в месяц в соответствии с общим
планом и учетом циклограмм, однако их деятельность не сводится только к этим заседаниям, она
носит повседневный характер, и это является большим достоинством этой работы.
Каждое заседание методического объединения включает в себя как теоретическую часть -
доклады, сообщения, обзор методической литературы, так и практическую - посещение занятий и
их обсуждение, практикумы, выполнение планов самообразование педагогов, подведение итогов
творческих и конкурсных детских работ. В конце учебного года завершают работу методических
объединений выставки, конференции педагогов ит.д.. В детском саду практикуют выпуск
рукописных методических журналов, выступления педагогов по обмену опытом на заседаниях
педсовета, оформление стендов эффективности занятий и т.д..
На заседаниях методобъединений обсуждаются индивидуальные планы самообразования
педагогов, заслушиваются их сообщения о ходе самообразовательной работы.
Работа методобъединений может проводиться по следующим направлениям:
Изучение вопросов теории воспитания и обучения, овладение их научной методологией;
Ознакомление с новыми программами и учебными пособиями, уяснение их особенностей
и требований; изучение новых сложных программных тем с использованием
дополнительного научного материала;
Углубленное изучение методики воспитания и обучения по разделу общей программы
детского сада; предварительное изучение методики преподавания наиболее сложных
разделов программы с последующей практикой проведения открытых занятий,
подготовленных опытными педагогами;
Изучение положений дидактики и теории воспитания, возможность их практического
применения;
Изучение возрастной и педагогической психологии, психолого - педагогических
особенностей детей разных возрастных групп;
Информация о новых книгах по разделам программ, материалах и методических
рекомендациях в педагогической печати по содержанию и методике учебно -
воспитательной работы в детском саду;
Систематическое изучение состояния знаний, умений и навыков, уровня воспитанности,
интеллектуального развития дошкольников;
Дополнительная индивидуальная и дифференцируемая работа по воспитанию и развитию
личности дошкольника.