Автор: Колонтаева Лариса Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №1 Красноярск
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Методическая разработка по гражданско-правовому и духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе в МБДОУ патриотическое направление"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад№1»
г. Красноярска
Методическая разработка по гражданско-правовому и духовно-
нравственному воспитанию в подготовительной группе в МБДОУ
патриотическое направление
Выполнила: Воспитатель
Колонтаева Л. В.
Красноярск 2017 г.
1
Содержание
Аннотация................................................................................................................ 3
Пояснительная записка........................................................................................... 4
Методическая разработка по гражданско-правовому и духовно-
нравственному воспитанию в подготовительной группе в МБДОУ
патриотическое направление..................................................................................6
Список рекомендуемой литературы...................................................................... 8
2
Аннотация
Настоящая методическая разработка посвящена правовому воспитанию
(патриотическому
направлению)
в
подготовительной
группе
дошкольного
учреждения,
в
частности,
через
формирование
первичных
представлений
старших дошкольников о Красноярске.
Данная методика разработана в целях формирования у дошкольников
первичных представлений о Красноярске как части большой страны, где они
живут, в целях знакомства с историей города, известными людьми города.
Важно не просто познакомить ребят с городом и его историей, но в первую
очередь сформировать гордость за свою малую родину.
В качестве основных источников практического опыта, положенных в
основу данной методики, выступили:
Информация об основных достопримечательностях Красноярска и о
его истории;
Информация об известных красноярцах;
Информация об истории города;
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
и
его
принципы,
в
соответствии
с
которыми
разработана
предлагаемая
методика.
Разработанная методика может быть применена в любом дошкольном
образовательном
учреждении
города
Красноярска
и
модифицирована
с
учетом
его
специфики
(места
расположения
ДОУ,
особенностей
воспитанников и т.д.).
3
Пояснительная записка
Как
отмечает
О.Г.
Романенко,
воспитатель
МБДОУ
центр
развития
ребёнка – д/с №31 «Журавлик» (г. Старый Оскол, Белгородская обл.), как бы
не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к
своей стране, гордости за неё необходимо всегда.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в
жизни общества, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям
нашего
народа,
к
его
вековым
корням.
Современные
дети
страдают
дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций,
равнодушно относятся к близким людям, товарищам по группе, испытывают
недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования
ставятся
цели
по
патриотическому
воспитанию:
создание
условий
для
становления
основ
патриотического
сознания
детей,
возможности
позитивной
социализации
ребенка,
его
всестороннего
личностного,
морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и
творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту
видов деятельности.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации
процесса воспитания патриотизма дошкольника.
Патриотическое
воспитание
–
понятие
ёмкое.
Задача
педагогов
и
родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к
родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые
помогут ему стать человеком и гражданином общества. Для дошкольного
периода
характерны
наибольшая
обучаемость
и
под атливо с т ь
педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то всё, что
усвоено в этот период, – знания, навыки, привычки, способы поведения,
складывающиеся
черты
характера
оказываются
особенно
прочными
и
являются
в
полном
смысле
слова
фундаментом
дальнейшего
развития
личности.
С моей точки зрения, формируя первичные представления о родном
городе, дети, во-первых, получают базовые знания о географии и истории
города
и
страны
в
целом;
во-вторых,
обретают
понятие
малой
родины,
ощущение общности, понимания себя как части не только своей семьи, но
большого дома, имя которого - Красноярск.
В связи с этим считаю очень важным уделение в образовательном
процессе
дошкольного
учреждения
времени
на
формирование
у
детей
первичных представлений о Красноярске.
Таким
образом,
все
вышесказанное
говорит
о
необходимости
и
значимости патриотического воспитания дошкольников, в частности, через
знакомство дошкольников с их малой родиной - городом Красноярском.
4
Настоящая
методическая
работа
может
оказать
посильную
помощь
педагогом
дошкольного
образования
при
реализации
программы
патриотического воспитания, в частности, при знакомстве детей с их малой
родиной - городом Красноярском.
Цели
предлагаемой
методической
разработки
заключаются
в
следующем:
воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому,
детскому саду, улице, городу;
развитие интереса к своей стране и малой родине;
формирование элементарных знаний о правах человека;
расширение представлений о городе Красноярске;
развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны и
города.
Ожидаемые
результаты:
в
ходе
предложенных
мероприятий,
дети
получат
первичные
знания
о
Красноярске,
узнают
о
его
истории,
известнейших людях города. Данная программа позволит также определить
детьми место Красноярска в России и его значение для целой страны. В ходе
предложенной
игровой
деятельности
ребята
смогут
познакомиться
с
географическими
картами
и
научиться
ориентироваться
по
ним.
Следовательно,
предложенные
мероприятия
помогут
оптимизировать
познавательную
деятельность
старших
дошкольников,
дадут
возможность
старшим дошкольниками получить широкий спектр информации, которая
будет весьма полезна для них в ходе школьного обучения. Кроме того, данные
мероприятия помогут сформировать у детей патриотическое отношение к
своему
городу
и
своей
стране,
понять,
что
все
люди
нашего
большого
Красноярска – это одна большая семья, каждый член которой обязательно
поможет тебе в трудную минуту. Все это, бесспорно, самым положительным
образом
скажется
на
воспитании
ребенка
гуманной
и
всегда
способной
прийти на помощь личности.
Новизна данной разработки заключается в том, что она ориентирована,
главным образом, на формирование патриотического воспитания в рамках
знакомства с малой родиной, более подробного изучения истории и культуры
города Красноярска. Кроме того, данная работа носит практический характер
и ориентирована на непосредственное значение с городом.
Также следует
отметить, что ввиду того, что согласно ФГОС ДОО, основной формой работы
с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них
является игра, считаю, что знакомство дошкольников с Красноярском должно
быть построено в игровой форме.
Методическая разработка по гражданско-правовому и духовно-
нравственному воспитанию в подготовительной группе в ДОУ
патриотическое направление
Таким
образом,
исходя
из
всего
вышесказанного,
в
рамках
данной
методической разработки предложены следующие направления деятельности,
5
связанные
с
расширением
представлений
старших
дошкольников
о
Красноярске.
Здесь следует сказать, что получение ребенком первичных знаний о
родном городе именно в подготовительной группе детского сада оправданно
в
связи
с
возрастными
особенностями
детей.
В
старшем
дошкольном
возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-
волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности
характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются
знания
о
предметах
и
явлениях,
которые
ребенок
не
наблюдал
непосредственно.
Детей
интересуют
связи,
существующие
между
предметами и явлениями.
Методическая разработка включает в себя следующие элементы:
экскурсии
с
закреплением
полученных
в
ходе
них
знаний
в
изобразительной деятельности и игре;
знакомство
дошкольников
с
памятниками
известным
красноярцам,
закрепление знаний в игре «На кого я хочу быть похож»;
закрепление знаний о городе и идентификации себя как его части через
коллективный рисунок;
применение игры «Кто где живет?»;
знакомство детей с местом Красноярска и Красноярского края в России.
Далее
рассмотрим
каждый
из
элементов
методической
разработки
более подробно.
1. Как отмечает Е.М. Титова, воспитатель МБДОУ № 6 «Алёнушка» г.
Строитель Яковлевского района Белгородской области, центральным звеном
в
макросреде
по
знакомству
с
родным
краем
являются
экскурсии.
На
экскурсиях
дети
получают
знания
о
родном
городе,
крае,
обогащаются
знаниями о труде людей, их жизни. Постигая новое, дети начинают активно
общаться между собой и со взрослыми. Поэтому в ходе знакомства с родным
городом в первую очередь рекомендуется проведение экскурсий по городу
(по центральной улице Мира) с акцентированием внимания на основных
достопримечательностях и памятниках архитектуры (драматический театр
им. А.С. Пушкина, Дом кино, Детский мир (бывший дом купца Гадалова),
Свято-покровский кафедральный собор, здание Администрации Красноярска
и т.д.). Затем, спустя 2-3 дня после экскурсии рекомендуется попросить детей
нарисовать то, что они увидели во время экскурсии, то, что запомнилось и
понравилось им больше всего. Развить и закрепить полученную информацию
можно с помощью небольшой игры. Дети садятся в круг, а воспитатель
показывает им их же рисунки. Другие дети должны угадать, что именно
изображено на рисунке их товарища. В игру можно внести также элемент
соревнования, разбив ребят на группы и подсчитывая групповое количество
очков (угаданных картинок).
2. Родной город – это, прежде всего люди, которые в нем живут и
которые
его
прославили.
Если
первая
экскурсия
рекомендуется
как
ознакомительная с основными памятниками архитектуры, то цель второй
экскурсии – это знакомство детей с памятниками людям, прославившим
6
Красноярск – В.И. Суриковым, А.Г. Поздеевым, В.П. Астафьевым, В. Ф.
Войно-Ясенецким, И.С. Ярыгиным и т.д. После знакомства с известными
красноярцами детям предлагается игра «На кого я хочу быть похож». В ходе
этой игры каждый из детей говорит, на кого из известных красноярцев он
хотел бы быть похож и почему.
3.
Знакомство
с
родным
городом
–
это
ощущение
себя
как
части
большой
семьи,
поэтому,
в
ходе
формирования
у
детей
первичных
представлений
о
Красноярске
предлагается
также
создать
коллективный
рисунок
нашего
города.
Перед
этим
дети
знакомятся
с
географическим
расположением
Красноярска,
рассматривают
карты
города,
фотографии
памятных
мест,
знакомятся
с
основными
географическими
названиями
(р.Енисей, Красноярский заповедник Столбы, Караульная гора, Стрелка и
т.д.). После знакомства детям предлагается нарисовать на большом листе
ватмана коллективный рисунок, где каждый будет изображать что-то свое, то,
что больше всего нравится именно ему.
4. Знакомство с родиной начинается с малого – со знакомства с домом,
со
своим
двором
и
улицей.
Поэтому
детям
рекомендуется
дать
задание
выяснить адрес, где они живут, и выучить его. Затем закрепить полученные
знания в игре «Кто где живет?». Воспитатель может распечатать большую
карту
части
Красноярска,
где
расположен
детский
сад,
так,
чтобы
он
находился в центре и дать детям задание найти свой дом на этой карте,
определить, насколько далеко они живут от детского сада и друг от друга.
5. Переходя от малого к большому, предлагается также познакомить
детей с местом Красноярска и Красноярского края в России. Так, например,
возможно рассказать детям о расположении Красноярского края в самом
центре России, о том, что Красноярский край занимает 1/10 часть территории
России, познакомить их с особенностями Сибирской флоры и фауны и т.д.
Затем, также с помощью Карты мира или карты России предложить каждому
ребенку найти места, где они когда-то бывали (это может быть поездка с
родителями в отпуска за границу или путешествие на лето к бабушке в
деревню) или где живут их родственники, и посмотреть, на сколько это
далеко от нашего города.
7
Список рекомендуемой литературы
1.
Красноярск. Путеводитель по городу. — Красноярск, 2001. — 200 с.
2.
Красноярск / Ред-сост. Л. И. Ярославцева. — Красноярск: Красноярское
книжное издательство, 1988. — 366 с.
3.
Колесов А. Н. По Енисею. Путеводитель. — Красноярск: Красноярское
книжное издательство, 1971. — 192 с.
4.
Красноярск:
Очерки
истории
города
/
Науч.
ред.
и
сост.
П.
Н.
Мешалкин. — Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1988.
— 371 с.
5.
Нифантьев
Е.
С.
Город
на
Енисее
/
Обществ.
редколлегия:
В.
А.
Кузьмин,
М.
В.
Кириллов,
Ю.
В.
Журов,
Н.
Н.
Каминский,
К.
В.
Богданович. — 2-е изд., с изменениями. — Красноярск: Красноярское
книжное издательство, 1973. — 208 с.
6.
Прогулки по Красноярску / Авт-сост. А. В. Кошарская, И. В. Рыжкова.
— Красноярск, 2005. — 36 с.
8