Напоминание

"Методическая разработка по гражданско-правовому и духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе в МБДОУ патриотическое направление"


Автор: Колонтаева Лариса Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №1 Красноярск
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Методическая разработка по гражданско-правовому и духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе в МБДОУ патриотическое направление"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад№1»

г. Красноярска

Методическая разработка по гражданско-правовому и духовно-

нравственному воспитанию в подготовительной группе в МБДОУ

патриотическое направление

Выполнила: Воспитатель

Колонтаева Л. В.

Красноярск 2017 г.

1

Содержание

Аннотация................................................................................................................ 3

Пояснительная записка........................................................................................... 4

Методическая разработка по гражданско-правовому и духовно-

нравственному воспитанию в подготовительной группе в МБДОУ

патриотическое направление..................................................................................6

Список рекомендуемой литературы...................................................................... 8

2

Аннотация

Настоящая методическая разработка посвящена правовому воспитанию

(патриотическому

направлению)

в

подготовительной

группе

дошкольного

учреждения,

в

частности,

через

формирование

первичных

представлений

старших дошкольников о Красноярске.

Данная методика разработана в целях формирования у дошкольников

первичных представлений о Красноярске как части большой страны, где они

живут, в целях знакомства с историей города, известными людьми города.

Важно не просто познакомить ребят с городом и его историей, но в первую

очередь сформировать гордость за свою малую родину.

В качестве основных источников практического опыта, положенных в

основу данной методики, выступили:

Информация об основных достопримечательностях Красноярска и о

его истории;

Информация об известных красноярцах;

Информация об истории города;

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

и

его

принципы,

в

соответствии

с

которыми

разработана

предлагаемая

методика.

Разработанная методика может быть применена в любом дошкольном

образовательном

учреждении

города

Красноярска

и

модифицирована

с

учетом

его

специфики

(места

расположения

ДОУ,

особенностей

воспитанников и т.д.).

3

Пояснительная записка

Как

отмечает

О.Г.

Романенко,

воспитатель

МБДОУ

центр

развития

ребёнка – д/с №31 «Журавлик» (г. Старый Оскол, Белгородская обл.), как бы

не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к

своей стране, гордости за неё необходимо всегда.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в

жизни общества, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям

нашего

народа,

к

его

вековым

корням.

Современные

дети

страдают

дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций,

равнодушно относятся к близким людям, товарищам по группе, испытывают

недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.

В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования

ставятся

цели

по

патриотическому

воспитанию:

создание

условий

для

становления

основ

патриотического

сознания

детей,

возможности

позитивной

социализации

ребенка,

его

всестороннего

личностного,

морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и

творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту

видов деятельности.

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации

процесса воспитания патриотизма дошкольника.

Патриотическое

воспитание

понятие

ёмкое.

Задача

педагогов

и

родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к

родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые

помогут ему стать человеком и гражданином общества. Для дошкольного

периода

характерны

наибольшая

обучаемость

и

под атливо с т ь

педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то всё, что

усвоено в этот период, – знания, навыки, привычки, способы поведения,

складывающиеся

черты

характера

оказываются

особенно

прочными

и

являются

в

полном

смысле

слова

фундаментом

дальнейшего

развития

личности.

С моей точки зрения, формируя первичные представления о родном

городе, дети, во-первых, получают базовые знания о географии и истории

города

и

страны

в

целом;

во-вторых,

обретают

понятие

малой

родины,

ощущение общности, понимания себя как части не только своей семьи, но

большого дома, имя которого - Красноярск.

В связи с этим считаю очень важным уделение в образовательном

процессе

дошкольного

учреждения

времени

на

формирование

у

детей

первичных представлений о Красноярске.

Таким

образом,

все

вышесказанное

говорит

о

необходимости

и

значимости патриотического воспитания дошкольников, в частности, через

знакомство дошкольников с их малой родиной - городом Красноярском.

4

Настоящая

методическая

работа

может

оказать

посильную

помощь

педагогом

дошкольного

образования

при

реализации

программы

патриотического воспитания, в частности, при знакомстве детей с их малой

родиной - городом Красноярском.

Цели

предлагаемой

методической

разработки

заключаются

в

следующем:

воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому,

детскому саду, улице, городу;

развитие интереса к своей стране и малой родине;

формирование элементарных знаний о правах человека;

расширение представлений о городе Красноярске;

развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны и

города.

Ожидаемые

результаты:

в

ходе

предложенных

мероприятий,

дети

получат

первичные

знания

о

Красноярске,

узнают

о

его

истории,

известнейших людях города. Данная программа позволит также определить

детьми место Красноярска в России и его значение для целой страны. В ходе

предложенной

игровой

деятельности

ребята

смогут

познакомиться

с

географическими

картами

и

научиться

ориентироваться

по

ним.

Следовательно,

предложенные

мероприятия

помогут

оптимизировать

познавательную

деятельность

старших

дошкольников,

дадут

возможность

старшим дошкольниками получить широкий спектр информации, которая

будет весьма полезна для них в ходе школьного обучения. Кроме того, данные

мероприятия помогут сформировать у детей патриотическое отношение к

своему

городу

и

своей

стране,

понять,

что

все

люди

нашего

большого

Красноярска – это одна большая семья, каждый член которой обязательно

поможет тебе в трудную минуту. Все это, бесспорно, самым положительным

образом

скажется

на

воспитании

ребенка

гуманной

и

всегда

способной

прийти на помощь личности.

Новизна данной разработки заключается в том, что она ориентирована,

главным образом, на формирование патриотического воспитания в рамках

знакомства с малой родиной, более подробного изучения истории и культуры

города Красноярска. Кроме того, данная работа носит практический характер

и ориентирована на непосредственное значение с городом.

Также следует

отметить, что ввиду того, что согласно ФГОС ДОО, основной формой работы

с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них

является игра, считаю, что знакомство дошкольников с Красноярском должно

быть построено в игровой форме.

Методическая разработка по гражданско-правовому и духовно-

нравственному воспитанию в подготовительной группе в ДОУ

патриотическое направление

Таким

образом,

исходя

из

всего

вышесказанного,

в

рамках

данной

методической разработки предложены следующие направления деятельности,

5

связанные

с

расширением

представлений

старших

дошкольников

о

Красноярске.

Здесь следует сказать, что получение ребенком первичных знаний о

родном городе именно в подготовительной группе детского сада оправданно

в

связи

с

возрастными

особенностями

детей.

В

старшем

дошкольном

возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-

волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности

характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются

знания

о

предметах

и

явлениях,

которые

ребенок

не

наблюдал

непосредственно.

Детей

интересуют

связи,

существующие

между

предметами и явлениями.

Методическая разработка включает в себя следующие элементы:

экскурсии

с

закреплением

полученных

в

ходе

них

знаний

в

изобразительной деятельности и игре;

знакомство

дошкольников

с

памятниками

известным

красноярцам,

закрепление знаний в игре «На кого я хочу быть похож»;

закрепление знаний о городе и идентификации себя как его части через

коллективный рисунок;

применение игры «Кто где живет?»;

знакомство детей с местом Красноярска и Красноярского края в России.

Далее

рассмотрим

каждый

из

элементов

методической

разработки

более подробно.

1. Как отмечает Е.М. Титова, воспитатель МБДОУ № 6 «Алёнушка» г.

Строитель Яковлевского района Белгородской области, центральным звеном

в

макросреде

по

знакомству

с

родным

краем

являются

экскурсии.

На

экскурсиях

дети

получают

знания

о

родном

городе,

крае,

обогащаются

знаниями о труде людей, их жизни. Постигая новое, дети начинают активно

общаться между собой и со взрослыми. Поэтому в ходе знакомства с родным

городом в первую очередь рекомендуется проведение экскурсий по городу

(по центральной улице Мира) с акцентированием внимания на основных

достопримечательностях и памятниках архитектуры (драматический театр

им. А.С. Пушкина, Дом кино, Детский мир (бывший дом купца Гадалова),

Свято-покровский кафедральный собор, здание Администрации Красноярска

и т.д.). Затем, спустя 2-3 дня после экскурсии рекомендуется попросить детей

нарисовать то, что они увидели во время экскурсии, то, что запомнилось и

понравилось им больше всего. Развить и закрепить полученную информацию

можно с помощью небольшой игры. Дети садятся в круг, а воспитатель

показывает им их же рисунки. Другие дети должны угадать, что именно

изображено на рисунке их товарища. В игру можно внести также элемент

соревнования, разбив ребят на группы и подсчитывая групповое количество

очков (угаданных картинок).

2. Родной город – это, прежде всего люди, которые в нем живут и

которые

его

прославили.

Если

первая

экскурсия

рекомендуется

как

ознакомительная с основными памятниками архитектуры, то цель второй

экскурсии – это знакомство детей с памятниками людям, прославившим

6

Красноярск – В.И. Суриковым, А.Г. Поздеевым, В.П. Астафьевым, В. Ф.

Войно-Ясенецким, И.С. Ярыгиным и т.д. После знакомства с известными

красноярцами детям предлагается игра «На кого я хочу быть похож». В ходе

этой игры каждый из детей говорит, на кого из известных красноярцев он

хотел бы быть похож и почему.

3.

Знакомство

с

родным

городом

это

ощущение

себя

как

части

большой

семьи,

поэтому,

в

ходе

формирования

у

детей

первичных

представлений

о

Красноярске

предлагается

также

создать

коллективный

рисунок

нашего

города.

Перед

этим

дети

знакомятся

с

географическим

расположением

Красноярска,

рассматривают

карты

города,

фотографии

памятных

мест,

знакомятся

с

основными

географическими

названиями

(р.Енисей, Красноярский заповедник Столбы, Караульная гора, Стрелка и

т.д.). После знакомства детям предлагается нарисовать на большом листе

ватмана коллективный рисунок, где каждый будет изображать что-то свое, то,

что больше всего нравится именно ему.

4. Знакомство с родиной начинается с малого – со знакомства с домом,

со

своим

двором

и

улицей.

Поэтому

детям

рекомендуется

дать

задание

выяснить адрес, где они живут, и выучить его. Затем закрепить полученные

знания в игре «Кто где живет?». Воспитатель может распечатать большую

карту

части

Красноярска,

где

расположен

детский

сад,

так,

чтобы

он

находился в центре и дать детям задание найти свой дом на этой карте,

определить, насколько далеко они живут от детского сада и друг от друга.

5. Переходя от малого к большому, предлагается также познакомить

детей с местом Красноярска и Красноярского края в России. Так, например,

возможно рассказать детям о расположении Красноярского края в самом

центре России, о том, что Красноярский край занимает 1/10 часть территории

России, познакомить их с особенностями Сибирской флоры и фауны и т.д.

Затем, также с помощью Карты мира или карты России предложить каждому

ребенку найти места, где они когда-то бывали (это может быть поездка с

родителями в отпуска за границу или путешествие на лето к бабушке в

деревню) или где живут их родственники, и посмотреть, на сколько это

далеко от нашего города.

7

Список рекомендуемой литературы

1.

Красноярск. Путеводитель по городу. — Красноярск, 2001. — 200 с.

2.

Красноярск / Ред-сост. Л. И. Ярославцева. — Красноярск: Красноярское

книжное издательство, 1988. — 366 с.

3.

Колесов А. Н. По Енисею. Путеводитель. — Красноярск: Красноярское

книжное издательство, 1971. — 192 с.

4.

Красноярск:

Очерки

истории

города

/

Науч.

ред.

и

сост.

П.

Н.

Мешалкин. — Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1988.

— 371 с.

5.

Нифантьев

Е.

С.

Город

на

Енисее

/

Обществ.

редколлегия:

В.

А.

Кузьмин,

М.

В.

Кириллов,

Ю.

В.

Журов,

Н.

Н.

Каминский,

К.

В.

Богданович. — 2-е изд., с изменениями. — Красноярск: Красноярское

книжное издательство, 1973. — 208 с.

6.

Прогулки по Красноярску / Авт-сост. А. В. Кошарская, И. В. Рыжкова.

— Красноярск, 2005. — 36 с.

8



В раздел образования