Напоминание

Развитие детского художественного творчества для детей старшего дошкольного возраста


Автор: Павлова Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №51 детский сад "Ёлочка"
Населённый пункт: пгт Инской, город Белово, Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Развитие детского художественного творчества для детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Разработка

по развитию детского художественного творчества

для детей старшего дошкольного возраста

Составила: воспитатель

высшей квалификационной категории

Павлова Е.В.

2017

Оглавление

Введение 3

Глава 1

.

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста 6

1.1. Художественный ручной труд 7

1.2. Методы и приёмы 8

Глава 2. Содержание программы 10

2.1. Тематический план с детьми 5 – 6 лет 12

2.2. Тематический план с детьми 6 – 7 лет 14

2.3. Взаимодействие с семьёй 16

Список литературы 17

Приложения 18

Введение

В

«Концепции

дошкольного

воспитания»

говорится

о

необходимости

приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям. Приобщение

детей к художественной культуре, к умению творить своими руками является

средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину – задача особенно

актуальная сегодня.

Художественная культура — это совокупность художественных ценностей, а

также

историче ски

определенная

система

их

во спроизводства

и

функционирования в обществе.

Понятие "совокупность" означает, что художественная культура охватывает все

отрасли

художественной

деятельности

(словесную,

музыка льную,

изобразительную,

ручную

умелость

и

т.

п.),

включает

в

себя

все

процессы

обеспечивающие

его

успешное

функционирование

(воспитание

художников,

критиков и т.д.).

Чтобы

ребенок

научился

творчески

мыслить,

важно,

как

можно

больше

знакомить его с богатым наследием искусства и опытом человечества.

Однако нельзя забывать и о важности изобразительных умений и навыков в

развитии творческих способностей ребенка. Так, овладение рисованием можно

рассматривать как овладение одним из средств культурного развития личности,

которое

ведет

к

обогащению

и

перестройке

психических

свойств

ребенка

и

оказывает существенное влияние на целостное формирование личности.

Специфика

занятий

позволяет

эффективно

развить

у

дошкольников

творческую

фантазию,

хороший

эстетический

вкус,

интерес

и

любовь

к

народному искусству, искусству родного края, формирует желание творить своими

руками.

Дошкольникам

доставляет

удовольствие

делать

поделки,

игрушки

своими

руками.

И

хотя

выполнение

поделок

часто

сопряжено

со

сложностями,

в

преодолении

трудностей

ребенок

получает

эмоциональное

удовлетворение.

Эмоционально-положительное отношение к деятельности многие исследователи

считают условием формирования художественно-творческих способностей. Кроме

этого у детей развивается произвольность, волевые качества, усидчивость. Ручной

труд

воздействует

на

развитие

мелкой

моторики,

речи

и

таких

психических

процессов

ребенка,

как

внимание,

память,

мышление,

воображение,

а

следовательно на развитие интеллекта в целом. Таким образом, можно сделать

вывод

о

том,

что

в

процессе

занятий

ручным

трудом

формируются

все

компоненты

психологической

готовности

к

школе,

и

поэтому данный

вид

деятельности очень актуален для подготовки детей к обучению.

Актуальность темы. Формирование художественной культуры, через ручной

труд,

тесно

связано

со

всеми

сторонами

воспитания.

Оно

усиливает

воспитательный

эффект

других

сторон

воспитания

через

формирование

эстетических

чувств,

эстетической

отзывчивости,

начальных

эстетических

и

этических

понятий

и

оценок.

Все

это

обеспечивает

комплексный

подход

к

гармоническому развитию детей.

Художественная

культура

направлена

на

расширение

содержания

базового

компонента

образования,

овладение

детьми

дополнительными

знаниями,

умениями и навыками. Е ё особенностью является интеграция различных видов

деятельности.

Ручной

труд

детей

будет

сопровождаться

познавательными

рассказами о природе, материалах, культуре и традициях разных стран. Широкое

использование литературных и музыкальных произведений повысит интерес к

занятиям, творчеству. Деятельность, построенная в виде игр-путешествий, научит

растущего человека думать, фантазировать, мыслить смело и свободно, в полной

мере проявляя свои способности.

В данной работе поставлена цель: овладение детьми умениями и навыками

работы

с

природным

и

искусственным

материалами,

т ех н и ка м и

"пластилинография" и "оригами" для самостоятельного и творческого создания

композиций.

Задачи:

Обучающие:

Формировать

технические

умения

и

навыки

в

работе

с

различными

материалами: природные материалы (листья, шишки, ветки, камушки, ракушки и

др.), искусственные материалы (бумага, картон, ткани, проволока, пластилин и

др.) и инструментами.

Развивать умения создавать композиции

Углублять

и

расширять

знания

об

окружающем

мире

(природе,

культурных традициях стран, свойствах различных материалов).

Совершенствовать

умение

работать

со

схемами,

ориентироваться

в

пространственных отношениях.

Закреплять

знания

о

правилах

техники

безопасности

при

работе

с

ножницами и другими опасными предметами

Развивающие:

Развивать

у

детей

творческие

способности,

наглядно

образное

мышление, внимание, память.

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать произвольность, усидчивость, целеустремленность.

Воспитательные:

Воспитывать

эстетический

вкус,

эмоционально-положительное

отношение к деятельности и полученному результату.

Воспитывать аккуратность при работе с различными материалами.

Вызывать

интерес

к

окружающему

миру,

культурным

традициям,

воспитывать любовь к природе.

Принципы содержания программы:

1.

Принцип

наглядности

- широкое

использование

зрительных

образов, постоянную опору на свидетельства органов чувств, благодаря которым

достигается непосредственный контакт с действительностью.

2.

Принцип доступности изучаемого – все задания подобраны с

учетом возраста и индивидуальных особенностей детей.

3.

Принцип интеграции

– создание у ребенка целостной картины

мира

средствами

природы,

литературы,

музыки,

искусства,

продуктивной

деятельности.

4.

Принцип систематичности - обучать, переходя от известного к

неизвестному, от простого к сложному, что обеспечивает равномерное накопление

и углубление знаний, развитие познавательных возможностей детей.

5.

Погружение каждого ребенка в творческий процесс – реализация

творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и

форм обучения.

6.

Деятельностный

принцип

реализуется

в

принятии

идеи

главенствующей роли деятельности в развитии ребенка.

Программа рассчитана на два года обучения с детьми старшей (5-6 лет) и

подготовительной группы (6-7 лет).

Образовательная деятельность проводится:

-

с подгруппой детей (8-10 человек);

-

1 раз в неделю (четверг);

-

в группе;

-

длительность не более 30 минут.

Глава 1. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования

личности. В этот период

деятельность анализаторов, развитие представлений,

воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию

чувственного

этапа

познания

мира.

Интенсивно

формируется

логическое

мышление,

появляются

элементы

абстрактных

рассуждений.

Дошкольник

стремиться представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он может

расценивать как реальность.

Фантазия

и

воображение

это

создание

нового

в

форме

образов

представлений.

Процесс

воображения

наблюдается

в

любой

человеческой

деятельности. Воображение – очень ценное психологическое свойство человека.

Одна

из

разновидностей

воображения

фантазия,

и

она

есть

качество

величайшей. Воображение свойственно только человеку. Возникло и развивалось

воображение в процессе труда. Прежде чем сделать какую либо вещь, человек

представляет, как он будет её делать, как будет выглядеть вещь. Это представление

последующих действий и того, что будет достигнуто в результате последующих

действий,

составляет

одну

из

характерных

особенностей

труда,

отличающую

человеческую деятельность от поведения животных.

Представление

воображения

формируется

у

детей

на

базе

развития

их

восприятия.

Обогащая

опыт

восприятия

и

специальных

наблюдений

ребенка,

воспитатель

тем

самым

обогащает

и

развивает

его

восприятие.

Развитие

воображения

у

детей

создает

предпосылки

для

эстетического

воспитания,

а

хорошо

поставленное

эстетическое

воспитание

в

свою

очередь

развивает

воображение.

На

развитие

воображения

детей

влияет

чтение

художественной

литературы, просмотр картин, слушание музыки, восприятие природы и т. д.

Благодаря знакомству с искусством образы воображения у детей становятся более

полными и яркими.

Вывод:

Основные достижения старшего дошкольного возраста связаны с освоением

мира вещей как предметов человеческой культуры. К концу дошкольного возраста

ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что

позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

1.1.

Художественный

ручной

труд —

это

преобразующая,

творческая,

социально мотивированная деятельность, направленная на создание конкретного

продукта, гармонично сочетающего функциональные и эстетические свойства

(единство пользы и красоты).

Основная задача

по

ручному

труду –

научить

детей

с

удовольствием

мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать

своими руками симпатичные поделки так, чтобы был виден процесс и результат

работы.

Методика организации работы детей дошкольного возраста основывается на

принципах построения педагогического процесса:

1. От простого к сложному.

2. Принцип систематичности.

3. Принцип тематических циклов.

4. Индивидуального подхода.

5. Принцип последовательности.

При проведении занятий необходимо учитывать специфику возраста детей и

использовать

соответствующие методы

и

приемы

обучения в

зависимости

от

поставленных задач:

- объяснительно – иллюстративный,

- репродуктивный,

- проблемного изложения,

- частично поисковый,

- рефлексивные приёмы и методы,

- игровой.

Объяснительно – иллюстративные: беседа, вопросы, чтение художественной

литературы,

образное

слово

(стихи,

загадки,

пословицы,

скороговорки),

объяснение, описание, напоминание, поощрение, убеждение, анализ результатов

собственной деятельности и деятельности товарищей.

Большое

место

отводится наглядности

(показ

педагога,

пример), то

есть

реальному

предмету

(выполненное

взрослым

панно,

аппликация

и

т.

д.).

В

процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы

направить

усилия

ребёнка

на

выполнение

задания,

а

в

других

на

предупреждение

ошибок.

В

конце

занятия

наглядность

используется

для

подкрепления

результата,

развития

образного

восприятия

предметов,

сюжета,

замысла.

Используются

на

занятиях

и практические

методы (самостоятельное

и

совместное

выполнение

поделки).

Изготовление

поделки,

составление

композиции в присутствии детей и рассказывание вслух. Тем самым, поощряется

желание «думать вслух», то есть мастерить и проговаривать действия.

Для правильной выработки навыков работы простейшими инструментами и с

материалами

необходимы

показ

и

объяснение

воспитателя,

определенные

практические

действия

детей

под

контролем

взрослого,

наблюдающего

за

правильностью выполнения операций и формированием навыка.

Игровые приемы могут быть использованы в любом типе занятий и в каждой

её части: в процессе постановки и мотивации задачи, в исполнительской части

деятельности, в анализе детской деятельности, в анализе и оценке детских работ.

1.2.Методы и приемы программы.

К методам и приёмам относятся: беседа, познавательный рассказ, объяснение с

показом

приемов

изготовления,

демонстрация

наглядного

материала,

использование

художественного

слова,

музыкальных

произведений,

создание

игровых

и

проблемных

ситуаций,

использование

схем,

м од е л е й ,

экспериментирование, обсуждение результатов.

Методические приемы, применяемые в ручном труде:

Обследование (воспитатель обращает внимание на технику, орнамент, цвет,

сочетание цветов, строение);

Анализ образца, выполненного педагогом (обнаружение способа создания,

основы конструкции);

Анализ

серии

образцов,

выполненных

одним

способом

(вычленить

обобщенный способ их создания);

Анализ промежуточных результатов и побуждение к самоконтролю (учить

действиям сопоставления, проговаривать названия действий, обозначений);

Анализ

поделки

(дать

заранее

установку

на

самоконтроль

выполнения

контрольных действий, взаимоконтроль).

Необходимые условия:

1.Необходимый материал для выполнения поделок (бумага, картон, природный

материал, вата, крупы, карандашные стружки, пластилин и т.д.

2.Подбор

литературно

-

художественного

материала

(стихи,

загадки,

пословицы, поговорки), познавательных рассказов.

3.Подбор

классических

музыкальных

произведений,

для

сопровождения

творческой деятельности детей.

4.Составление картотеки дидактических, подвижных, пальчиковых игр.

5.Картотека

схем

выполнения,

которые

помогут

ребенку

при

создании

творческих работ.

6.Рекомендации для родителей по созданию условий для ручного труда детей в

семье.

Ожидаемые результаты:

Дети познакомятся:

-

с

правилами

использования

и

правилами

техники

безопасности

при

работе с ножницами и другими опасными предметами и материалами;

-

с

техникой

и

основными

приёмами

оригами,

пластилинографии,

объемной аппликации;

-

с

о п р е д е л е н и я м и :

« а п п л и к а ц и я » ,

« ко л л а ж » ,

« о р и г а м и » ,

"пластилинография";

-

со свойствами материалов, с которыми они работают (пластилин, бумага,

искусственные материалы);

-

с правила композиционного построения изображений.

Получат навыки:

-

работы с природным и искусственным материалом, создавая различных

композиции;

-

правильного и аккуратного пользования ножниц, материалов;

-

использования

в

работе

приёмов

разных

техник

( о р и га ми ,

пластилинография, объемная аппликация);

-

использования схем при изготовлении поделок;

-

подбора необходимых материал (по форме, величине, структуре, цвету);

-

выполнения работы самостоятельно, доведение начатого дела до конца;

-

творческого подхода к выполнению задания;

-

видения прекрасного вокруг себя, отражения этого в своих работах

Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение

задания, качество детской работы, отношение к деятельности.

В конце учебного года проводиться диагностика (приложение 2).

Глава 2. Содержание разработки.

Учебный

материал

подбирается

с

учетом

возрастных,

индивидуальных

особенностей детей и темой занятий. Постепенно происходит его усложнение.

I блок: Аппликация из природных и искусственных материалов

Этот

блок

предполагает

работу

с

разнообразными

видами

природного

и

искусственного

материала:

засушенные

листья

и

растения,

ветки,

камешки,

картон, бумага, коробки, пуговицы, бусины и т.д.

Аппликации

из

природного

и

искусственного

материалов

развивают

воображение у детей, учат внимательно вглядываться в окружающий мир. В

умелых руках обычный материал превращается в чудесные поделки.

В процессе работы дети овладевают:

знаниями об особенностях, используемых материалов;

различной

техникой

и

приемами

аппликации

из

традиционных

и

нетрадиционных материалов;

умениями

подбирать

нужный

материал

(форма,

величина,

цвет,

структура);

навыками безопасной работы с ножницами;

умениями композиционного построения изображения;

навыками последовательного выполнения поделки.

II блок: Пластилинография

Этот блок включает в себя работу с пластилином, знакомит с аппликацией из

пластилина.

Пластилинография

-

вид

декоративно-прикладного

искусства,

представляющий собой создания лепных картин с изображением более или менее

выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.

Данный вид художественного труда оказывает большое влияние на развитие

мелкой моторики рук.

Важное

значение

имеет

цвет

пластилина,

как

средство

выразительности,

средство передачи признаков изображающих предметов.

Занятия составлены с

учетом

возрастных

физиологических,

психологических,

познавательных

особенностей

детей

дошкольного

возраста.

Использование

художественного

слова,

игровых

методов

и

приемов

способствует

формированию

у

детей

изобразительных

умений

и

навыков,

созданию

детьми

ярких,

неповторимых

образов

в

собственной

художественно-продуктивной

деятельности,

развитию

творческих способностей детей. В процессе работы дети овладевают:

различными техниками декоративной лепки;

способами и приемами работы с пластилином (выполнение декоративных

налепов, раскатывание, сплющивание, вытягивание деталей от общей формы,

гофрирование,

«закрашивание»

картинок

пластилином,

нанесение

фактуры

с

помощью ткани);

умением соотносить целое и части, различать величину;

умением правильно пользоваться стекой, печатками.

умением

подбирать

цвет

пластилина

в

соответствии

с

замыслом

или

умение раскрашивать изделия водорастворимыми красками.

III блок: Оригами

Оригами – это традиционное японское искусство складывания фигурок из

бумаги. Этот блок включает в себя складывание и вырезание бумаги в разных

направлениях. Исходная форма листа бумаги – квадрат, иногда прямоугольник.

Базовые понятия в оригами: сгибание, складывание, кириками – оригами. Понятие

«сгибание»

подразумевает

расположение

сторон

заготовки,

образующихся

относительно линии сгиба, под некоторым углом друг к другу. Положительной

стороной приема «складывание» является трехмерность получаемого изделия;

образование по линиям сгиба ребер жесткости – важнейшего конструктивного

элемента,

повышающего

прочность

изделия,

устойчивость.

«Кириками»

-

прорезная бумага. «Кири» - резать, «ками» - бумага. Кириками – оригами – это

складывание и частичное прорезывание или надрезание.

Техника оригами влияет на развитие мелкой моторики и таких психических

процессов, как внимание, память, мышление, воображение. Оригами способствует

воспитанию

усидчивости,

аккуратности,

целеустремленности,

активности

и

самостоятельности

детей.

В

познавательном

плане:

расширяется

кругозор,

появляется интерес к культуре стран Востока.

В процессе работы:

закреплять

знания

о

геометрических

фигурах

и

пространственных

характеристиках;

овладеть техникой оригами;

приемами складывания, сгибания, кириками-оригами;

развивать сенсорно – аналитическую деятельность;

развивать умение выполнять работу по схеме.

Разработка прошла апробацию и в детском саду, вызвала большой интерес

детей, желание самостоятельно создавать изделия, украшать ими свои группы,

создавать подарки своими руками.

2.1. Тематический план с детьми 5-6 лет

Блоки

Месяца

Темы

Содержание

Аппликация из природных и искусственных материалов

Сентябрь

1

«Матушка – природа»

1. «Природные чудеса»

(вводное,

ознакомительное)

2.

«Д а р ы

п р и р о д ы»

( э к с к у р с и я

п о

территории

детского

сада,

сбор

природного

материала)

3.

«Зайчонок»

(картина из листьев)

4.

«Лес»

(картина из листьев)

1.

Беседа:

по

теме

«Природные

чудеса». Познакомить детей с

природными материалами.

2.

Экскурсия

по

территории

детского сада и в парк. Сбор

природного материала (листья,

цветы, веточки).

Раскладывание

материала

для

высушивания.

3.

Беседа: по теме «Знакомство с

работой

из

сухих

листьев»,

выполнение работы.

4.

В ы п ол н е н и е

п о

о б р а з ц у

воспитателя из листьев разного

размера.

Октябрь

II

«Каша-малаша»

(коллажи из крупы)

1.

«Подсолнух»

(поделка из крупы)

2.

«П т и ч к а

с и н и ч к а»

(крупы)

3.

Композиция

из

крупы

п л од о в ы х

с е м я н

и

листьев

4.

«Ромашка»

и з

тыквенных семян

1.

Беседа

по

теме:

«

работа

с

к р у п а м и » .

П о з н а ко м и т ь

с

использованием круп и приёмами

работы с ними.

2. Выкладывание птички крупой с

использованием

подготовленной

нарисованной заготовки.

3.

Изготовление

декоративного

панно

из

круп

с

добавлением

в

композицию семян и листьев.

4.

Изготовление

цветка

из

семян

тыквы по образцу воспитателя.

Ноябрь

III

«Морские чудеса»

1.

«З о л о т а я

р ы б к а»

(поделка

из

соленого

теста с использованием

природного материала)

2.

«М о р с к о е

д н о»

(

с о л ё н о е

т е с т о ,

ракушки

и

природный

материал)

3.

«Кораблик»

(ракушки,

морская соль)

4.

«

В

сказочной

стране»

(коллективная

работа

с

использованием

различных материалов)

1.

Беседа

по

теме:

«

Что

такое

солёное

тесто?»,

«

Как

с

ним

работать».

Лепка

фигурки

рыбки

по

показу

воспитателя.

2.

Лепка фигурок рыбок разного

р а з м е р а ,

д о б а в л е н и е

в

композицию

ракушек

(дно)

и

сухих листьев (водоросли).

3.

Изготовление

кораблика

из

ракушек по показу воспитателя,

из

морской

соли

выполняем

море.

4.

Совместная работа всех детей с

использованием уже знакомых

материалов

( и з гото вл е н и е

деревьев, цветов, морей, птиц).

Создание

образа

сказочной

страны.

Оригами Пластилинография/ пушистые материалы

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

I «Эх, зима, зима!!

1. «Дома в зимнем уборе»

(пух, вата, цветная бумага)

2. «Зайчик»

(из

ватных

дисков)

3. «Снеговик» (из ватных

дисков)

II «Животные»

(жгутовая пластилинография)

1.

Зебра

2.

Черепашка

3.

Попугай

4.

Барашек

III «В гостях у сказки»

(работа с пластилином - лепка)

1.

Колобок

2.

Кот Баюн

3.

Царевна - Лягушка

4.

Ж а р

п т и ц а

(коллективная работа)

I «Животные»

1.

Путешествие

в

страну

«Бумажки»

( в в о д н о е

занятие)

2.

Змейка

3.

Щенок

4.

Объёмная

композиция

«Заяц»

II «Птицы»

1.

Курочка

2.

Пингвин

3.

Ласточка

4.

Голубь

III «Морские обитатели»

1.

Морской конёк

2.

Краб

3.

Выставка детских работ

1.

Беседа

по

теме:

«

Работа

с

пухом, ватой и ватными дисками».

Изготовление

домов

из

цветной

бумаги,

способом

вырезывания,

оформление их ватой и пухом.

2. Изготовление зайчика по показу

воспитателя. Использование целых

ватных

дисков

и

половинок.

Глазки,

носик,

ротик

и

усы

дорисовываем фломастером.

3. Изготовляем из ватных дисков с

д о б а в л е н и е м

п р и р о д н о г о

материала (семян и веточек).

1.Беседа

по

теме:

«Лепка

из

жгутиков».

Раскатывание

жгутиков

разной

длины, прикрепить готовую форму

на плоскость путём равномерного

расплющивания

по поверхности

основы.

2..3..4. задание выполняется по той

же схеме.

1. Беседа по теме: «Чудеса лепки».

Лепка

Колобка

по

схеме

с

использованием

книги

«Герои

сказок из пластилина» Лесовская

С.А. – М.: Эксмо,2013.

2., 3., 4. Занятия по той же книге.

1. Беседа по теме: «Что такое -

оригами».

Познакомить

детей

с

услов ны ми

о б о з н ач е н и я м и ,

которые

используют

в

искусстве

оригами.

2.

Работа

по

схемам,

пользуя

с п е ц и а л ь н ы е

т е р м и н ы ,

п р и м е н я е м ы е

в

оригами: «перевернуть

лист»,

«согнуть

и

развернуть

лист»,

«сгиб внутрь», «повернуть», «сгиб

долиной», «сгиб горой», «складка

молния», «вогнуть».

В с е

д а л ь н е й ш и е

р а б о т ы

выполняются

с

воспитателем

по

схемам

из

книг:

«Оригами

для

самых маленьких» Сухаревская О.

Н.-

М.;

Айрис-пресс,

2 0 0 9 ;

«О ригами

лучшие

м од е л и »

2.2. Тематический план с детьми 6 - 7 лет

Аппликация из природных и искусственных материалов

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

I

«Осень

в

гости

к

нам

пришла»

(природный материал)

1.

Д а р ы

п р и р о д ы

(экскурсия в парк, сбор

листьев, семян, ягод)

2.

Бусы

и

браслеты

из

рябины

3.

Рома ш ка

и з

с е м я н

ясеня и клёна

4.

Композиция из листьев

«Осенний парк»

II «Каша-малаша»

(коллажи из крупы)

1.Каша-малаша

(геометрический

орнамент)

2. Мишка косолапый в

осеннем лесу

3. Совушка

4.Декоративная

композиция

из

крупы

п лодов ы х

с е мян

и

листьев

III «Чудеса под рукой»

1. Путешествие на морское

дно

( м о р с к а я

с о л ь ,

р а к у ш к и ,

п р и р о д н ы й

материал)

2. М о р с к о й

п е й з а ж

(ракушки, соль)

3. Краб (ракушки)

4. «М о р с к и е

ч у д е с а»

рамка для фотографии

1.

Экскурсия

в

парк

для

сбора

листьев,

цветов,

семян,

ягод.

Раскладывание для высушивания.

2 .

Н а д е в а н и е

н а

т о н к у ю

проволоку ягод рябины. Чередуя

мелкие

и

крупные,

красные

и

оранжевые.

3.

Выкладывание

на

основу,

с

использованием

клея

ПВА,

ромашку из семян, с добавлением

сухих листьев.

4.

Из

листьев

клена,

тополя

и

рябины,

по

показу

воспитателя,

в ы п о л н и т ь

ко м п о з и ц и ю

с

изображением

деревьев

разной

величины.

1.

На

листе

бумаги,

выполняем

карандашом,

геометриче ский

декоративный

орнамент.

Внутри

промазываем

клеем

ПВА

и

засыпаем любой крупой (пшено,

гречка,

манка).

Для

выделения

основных

деталей

дополняем

сухие листья или семена.

2. Мишка выполняется по тому же

принципу из гречневой крупы.

3. Совушка – из пшена, риса и

семян укропа.

4 .

И т о г о в а я

к о м п о з и ц и я

в ы п о л н я е т с я

р е б ё н к о м

самостоятельно. По наблюдением

воспитателя.

1. На листе бумаги, при помощи

к л е я

П В А ,

з а к р е п л я е м

п р о и з в ол ь н о

р а ку ш к и ;

в с ё

п р о с т р а н с т в о

з а с ы п а е м

разноцветной морской солью. Из

сухих листьев делам водоросли.

2.

Море

выполняем

из

цветной

морской

соли

при

помощи

клея

ПВА,

острова

и

пальмы

из

ракушек разного размера.

3.

В ы п олн я е м

и з

б о л ь ш о й

ракушки,

в

центре,

клешни

из

маленьких ракушек.

4. На готовой деревянной рамке

Оригами Пластилинография/ пушистые материалы

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

I «Зимушка, зима…»

1. Зимний лес (пух, вата)

2. Ёлочка (ватные диски,

вата)

3. Снеговик (из

ватных

дисков)

4. Пингвины

на

льдине

(ватные диски)

II «Животные»

(пластилинография)

1. Котёнок

2.

Собачка

3.

Ёжик

4.

Белочка

III «В гостях у сказки»

(композиции)

1. Золотая рыбка

2.

Теремок

3.

Чебурашка

4.Этот

сказочный

мир

(коллективная работа)

I «Животные»

1. Путешествие в Японию

(вводное занятие)

2.

Заяц

3.

Лиса

4.

Объёмная

композиция

«Лиса и заяц»

II «Птицы»

1. Сова

2.

Ворона

3.

Воробушек

4.

Голубь

III «Морские обитатели»

1. Ракушка

2.

Акула

3.

Рыбка

1. На тонированном, синем, листе

бумаги

А4,

рисуем

гуашью

деревья.

Из

ваты

и

пуха,

при

помощи клея ПВА,

выполняем

снежные сугробы под деревьями и

снежные шапки на кроне.

2. Ватные диски предварительно

окрашиваем

зелёной

гуашью

и

р а з р е з а е м

п о п о л а м .

Н а

тонированном

листе,

голубом,

выкладываем из половинок ёлочку

и оформляем её ватой.

3.

и

4.

Выполняем

по

той

же

схеме.

1 .

Б е с е д а

п о

т е м е :

«Пластилинография – что это за

искусство».

Познакомить

с

техникой выполнения. 1., 2., 3.,4.

Все

работы

выполняются

по

заранее

подготовленному

эскизу

животного.

Пластилин

наносят

мазками,

смешивая

цвета

между

собой и получая новые оттенки.

1 . Море (основа) выполняется в

техники пластилинографии, рыбка

и водоросли – жгутовая лепка.

2.

3.

Выполняются

в

той

же

технике.

4 .

К о л л е к т и в н а я

р а б о т а

выполняется на формате А3, в ней

используются

все

знакомые

техники

лепки.

Эскиз

работы

предварительно

зарисовывается

воспитателем совместно с детьми.

1 . Беседа

по

теме:

«Оригами

искусство Японии». Познакомить

с плоским и объёмным оригами.

2.

и

3.

Выполняются

по

показу

воспитателя.

4.

Композиция

выполняет ся

детьми

самостоятельно

под

наблюдением воспитателя.

Птицы

и

морские

обитатели

выполняются

под

руководством

воспитателя.

В

конце

уч.

года

организуется

выставка

детских

работ.

2.3.Взаимодействие с семьёй

Важнейшим условием успешности ребёнка является единство и понятность

требований окружающих взрослых.

В дошкольном возрасте главной школой для детей и главной сферой для его

нравственного роста и развития остаётся семья. Именно родители являются

самыми

близкими

и

любимыми,

поэтому

они

играют

главную

роль

в

воспитание

ребёнка

и

должны

показывать

ему

образцы

нравственного

поведения. Через их действия, поступки, отношения, через всю атмосферу

жизни в семье, через семейный уклад преломляются все внешние раздражители

и все требования, предъявляемые к ребёнку.

Дети очень любят мастерить игрушки вместе с родителями. Совместная работа

удовлетворяет потребность ребёнка в активной деятельности, даёт реальное

воплощение мысли, фантазии.

У

детей

в

семейном

коллективе

формируется

ответственное

отношение

к

выполнению

своих

обязанностей,

честность,

правдивость,

чуткость,

трудолюбие и другие ценные личностные качества.

В

семье

необходимо

создавать

такие

условия,

которые

требуют

от

детей

самостоятельных, но не бесконтрольных действий.

Родители

и

педагоги

должны

поддерживаться

принципа

единство

и

понятность требований к ребёнку , в целях формирования самостоятельности,

развития самоконтроля, так как дошкольники, работая часто очень охотно,

довольствуются результатом любого качества, выполняют работу небрежно.

Воспитать самоконтроль можно, если постоянно привлекать детей к оценке

своих действий.

Преемственность в художественном

воспитании ребёнка в детском саду и в

семье

будет

тем

прочнее,

чем

лучше

родители

подготовлены

к

роли

воспитателя.

С

этой

целью

подобраны

методические

рекомендации.

Приложение№1

Список литературы:

1. Антонова,

А.В.

Красота.

Радость.

Творчество.

[Текст]:

программа

эстетического воспитания детей 2-7 лет./ А.В. Антонова, М.Б. Зацепина, Т.С.

Комарова.– М.: Знание, 2000.- 29 с.

2. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами. М.:

Педагогическое общество России, 2002г

3. Ветлугина,

Н.А.

Самостоятельная

художественная

деятельно сть

дошкольников.[Текст] / Н.А. Ветлугина. – СПб.: Питер, 2008.- 92 с.,- 112 с.

4. Готовимся к аттестации. Методическое пособие для педагогов ДОУ/

5. Гр и го р ь е ва ,

Г. Г.

Р а з в и т и е

д о ш кол ь н и ка

в

и з о б р а з и т е л ь н о й

деятельности[Текст]/ Г.Г. Григорьева - М.: Детство-пресс, 2007.

6. Под ред. С.Д. Ермолаева. Спб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2000г

7. Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Пластилинография. М.: «Скрипторий 2003»,

2008г

8. Давыдова

Г.Н.

Пластилинография.

Анималистическая

живопись.

М.:

«Скрипторий 2003», 2008г

9. Давыдова Г.Н. Пластилинография – 2. М.: «Скрипторий 2003», 2008г

10.

Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду/ Под

ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. Спб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС»,

2003г

11.

Золотарева

А.В.,

Терещук

М.Н.

Практические

рекомендации

по

организации дополнительного образования в ДОУ. М.: «АРКТИ», 2008г

12.

Лыкова

И.А.

Художественный

труд

в

детском

саду.

Экопластика.

Аранжировки и скульптуры из природного материала. М.: «КАРАПУЗ», 2008г

13.

Соколова

С.В.

Оригами

для

старших

дошкольников:

Методическое

пособие для воспитателей ДОУ. Спб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2007г

Приложение1.

Рекомендации

для

родителей

по

организации

художественного

воспитания через ручной труд дома.

Успех художественного воспитания в семье зависит от многих условий, и

прежде всего от правильной организации.

*Для

занятий

ручным

трудом

дома

ребёнку

необходимо

отвести

определённое, хорошо освещённое место, оборудовать его детским столиком

и стулом, соответствующими росту ребёнка.

*Над столиком или рядом желательно расположить полочки для хранения

инструментов и разнообразных материалов.

*Особенно важно организовать правильную помощь детям со стороны

родителей при изготовление поделок:

* Сами родители должны быть трудолюбивыми, образцом для подражания.

*Необходимо контролировать действия ребёнка, но не проявлять при этом

чрезмерной опеки, не ограничивать его самостоятельности и творчества. В

случае затруднения дать возможность самому найти способ решения или

советом подвести его к ответу.

*Хорошо

если

родители

будут

использовать

все

удобные

случаи

для

проведения

с

детьми

экскурсий

или

прогулок

в

природу,

прививать

им

любовь

и

бережное

отношение

к

ней.

После

таких

походов

желательно

пополнять запасы природного материала.

*Перед

созданием

игрушки

желательно

читать

детям

произведения

художественной

литературы

соответствующей

тематики.

Это

поможет

развивать

у

детей

интерес

к

работе,

фантазию,

творчество,

побуждать

образное осмысление задуманной игрушки.

*Перед

начало

работы

с

ребёнком

необходимо

поставить

конкретные

задачи: что будет делать, какие материалы для этого понадобятся, в какой

последовательности

будет

выполнять

работу.

В

ходе

создания

поделки

добиваться результата, не откладывая на другой день.

процессе

работы

приучать

ребёнка

к

аккуратности,

соблюдению

порядка на рабочем столике, уборке рабочего места по окончании труда.

*Мастерить вместе с детьми лучше всего в выходные дни и желательно в

первой половине. Длительность для ребёнка 6-7 лет не более 30-35 минут.

*Надо стремится, к тому, чтобы работа над созданием поделки завершалась

на одном занятии, и ребёнок видел результат своего труда – готовую поделку.

*Обязательное условие плодотворной работы соблюдение правил техники

безопасности, о которых ребёнок должен знать, дисциплинированности его в

процессе труда.

*Делать

поделки

в

домашних

условиях

надо

в

определённой

последовательности: от простых к сложным, при этом учитывая возможности

ребёнка, его интересы, наличие навыков работы с тем или иным видом

материала.

*Дружеское общение родителей с детьми во время изготовления поделок

создаёт

духовную

близость

взрослых

и

детей,

поднимает

авторитет

родителей.

Приложение 2.

Диагностика. (Разработка: Дмитриевой А.Ю.)

У

старших

дошкольников

сформирован

комплекс

умений

и

навыков

самообслуживания,

обращения

с

некоторыми

орудиями

ручного

труда,

приспособлениями, доступными и безопасными. Дети семи летнего возраста

обладают

представлениями

о

свойствах

различных

конструкционных,

природных

материалов,

некоторых

способах

их

обработки

и

соединения

деталей. Своевременное выявление этих знаний, умений навыков помогает

воспитателю

привести

их

в

систему,

актуализировать

в

обучении,

содействовать

дальнейшему

развитию

технического

мышления,

стремительному прогрессу, подготовке к обучению в школе .

Методика обследования

Представления о материалах и их свойствах:

- С какими материалами ты работал на занятиях по художественному и

ручному труду? (Картон, бумага, ткань, древесина, крупы, различного рода

природный материал(шишки, каштаны, листья и т.п.)

- Назови важнейшие свойства материалов: бумаги, картона, древесины,

ткани, металлической проволоки.

Представления об инструментах и их назначении.

-

Какие

инструменты

ручного

труда

применяются

при

работе

со

следующими материалами: бумага, картон, древесина, ткань, металлическая

проволока?

Знания о способах соединения деталей (из различных материалов)

- На занятиях по ручному труду, дома ты изготовляешь различные изделия

из доступных материалов. Какими способами ты научился соединять детали

из бумаги, картона, ткани, древесины, проволоки, природных материалов?

- Какие ещё способы соединения деталей тебе известны?

Умение планировать работу

- Рассмотри (на выбор) предмет. Ответь на вопросы:

а)Что это?

б)Сколько деталей в изделии?

в)Продумай и определи оптимальный вариант соединения деталей. Какие

инструменты и приспособления потребуются для работы?

г)Расскажи

о

последовательности

работы.

чего

лучше

начать?

Что

делать потом?)

д)Как

можно

улучшить

изделие?(Увеличить

прочность,

обеспечить

лёгкость, повысить устойчивость, подвижность, оснастить новыми деталями

или наоборот упростить конструкцию, улучшить отделку и др.)

Развитие

глазомера,

умения

работать

с

ножницами,

карандашом,

использовать клей для соединения деталей.

-Начерти

на

листе

бумаги

карандашом

от

руки

большую

окружность,

рядом окружность поменьше (так, чтобы они не пересекались).

- Вырежи их ножницами.

-Аккуратно наклей меньший круг на больший, чтобы их центры совпадали.

Оценка уровня подготовки детей

Для этого используются критерии по каждому виду заданий:

1.Правильный полный ответ –3 балла

2.Неполный не точный ответ – 2 балл

3.Неверный ответ или его отсутствии -1 балл

Результаты:

Высокий уровень 42-36 баллов

Средний уровень 35-25 баллов

Низкий уровень 24-14 баллов



В раздел образования