Автор: Озерова Людмила Зотиковна
Должность: воспитатель дошкольного учреждения
Учебное заведение: МБДОУ Муниципального образования "Город Архангельск" "Детский сад комбинированного вида №183 "Огонёк"
Населённый пункт: г. Архангельск
Наименование материала: педагогический проект
Тема: "Поморские истории"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад
комбинированного вида №183 «Огонек»
Педагогический проект
Кружковая работа по приобщению к истокам
поморской культуры.
«Поморские истории!»
Воспитатель: Озерова Людмила Зотиковна
Высшая квалификационная категория
Архангельск
2018
Проект кружковой работы по приобщению детей
дошкольного возраста к истокам поморской
культуры
«Поморские истории!»
Тип проекта:
по методу - познавательно- игровой
по цели - практико-ориентированный
по времени реализации - долгосрочный (октябрь- май)
по количеству участников - групповой
по интеграции – все области
по характеру контактов - внутригрупповой
по характеру координации – с открытой координацией
Аннотация проекта
В проекте представлен календарный план
реализации проекта. Подобранный материал,
народные поморские подвижные и хороводные игры,
сведения об истории возникновения предметов
старины, помогает приобщить детей дошкольного
возраста к истории поморской культуры.
Актуальность проекта
Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к
истории поморской культуры.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать различные источники по
теме проекта.
2. Подобрать серию подвижных и хороводных поморских
игр, материал об истории возникновения старинных
поморских вещей.
3. Познакомить детей с историей возникновения предметов
обихода поморов (свеча, ухват, лапти, самовар и другие)
4 .Обогащать словарный запас слов при знакомстве с новым
предметом, заучивании поморских пословиц и поговорок,
текстов подвижных и хороводных игр.
5. Развивать мелкую моторику рук при раскрашивании
разными способами, во время работы с природным
материалом.
6. Вызвать у детей чувство гордости и уважения к
принадлежности к славному поморскому роду, желание
быть похожими на них.
Объект проекта -
программа совместной познавательно-
игровой деятельности
Предмет проекта -
методы и приёмы познавательно-
игровой деятельности
Гипотеза – з
накомство детей дошкольного возраста с
поморской культурой, с предметами быта вызовет у детей
интерес, уважение и гордость к поморам, желание быть на
них похожими.
Календарный план
Месяц
План выполнения
Сентябрь
изучение научной и методической
литературы,
составление календарного плана работы.
Октябрь
Неделя 1
Тема: «История старой лампы»
Хороводная игра «Пузырь»
Подвижная игра «У медведя во бору»
Раскраска - электрическая лампочка.
Неделя 3
Тема: «Печь – хозяйка в избе»
Хороводная игра «Заинька»
Подвижная игра «Кот-Васька»
Ручная работа(украшение пластилином)–
силуэт печки.
Ноябрь
Неделя 1
Тема: «Кухонная утварь – помощница
хозяйки»
Хороводная игра «Кто у нас хороший?»
Подвижная игра «Горшки»
Лепка– горшок.
Неделя 3
Тема: «Вода из водопроводного крана»
Хороводная игра «Дударь»
Подвижная игра «Горелки с платочком»
Ручная работа(бумажная пластика)–
дудочка.
Декабрь
Неделя 1
Тема: «История пузатого самовара»
Хороводная игра «Растяпа»
Подвижная игра «Обеги круг»
Ручная работа (роспись мезенская)–
самовар.
Неделя 3
Тема: «Деревянная ложка – и в еде, и в
игре хороша»
Хороводная игра «Уж, я улком шла»
Подвижная игра «Сахаринка»
Лепка– деревянная ложка.
январь
Неделя 1
Тема: « История медного чайника»
Хороводная игра «Челнок бежит»
Подвижная игра «Заря -зарница»
Ручная работа(ниточкой)– чайник.
Неделя 3
Тема: «Чем ели в старину?»
Хороводная игра «Ниточка»
Подвижная игра «Дедушка – Рожон»
Ручная работа – разнообразные силуэты
посуды.
Февраль
Неделя 1
Тема: «Варись, варись в горшочке
вкусная каша»
Хороводная игра «Капусточка»
Подвижная игра «Мыши водят хоровод»
Ручная работа (вырезывание разных
силуэтов) – чугунок.
Неделя 3
Тема: «История фарфоровой чашки»
Хороводная игра «Золотые ворота»
Подвижная игра «Кошки – мышки»»
Раскраcка – чашка с блюдцем.
Март
Неделя 1
Тема: «Эх, лапти мои, лапти лыковые»
Хороводная игра «Круги»
Подвижная игра «Матушка – Весна»
аппликация – лапти.
Неделя 3
Тема: «История поморского сарафана»
Хороводная игра «Игра с колокольчиком»
Подвижная игра «Дедушка – сапожник»
Ручная работа (ниточкой)– сарафан.
Апрель
Неделя 1
Тема: «Рубаха парень»
Хороводная игра «Овёс»
Подвижная игра «Бубенцы»
Раскраcка – рубашка.
Неделя 3
Тема: «Кухонная утварь – рушник.
Хороводная игра «Заплетись плетень»
Подвижная игра «Репка – репонька»
Аппликация– рушник.
Май
Неделя 1
Тема: «Как определяли время в старину»
Хороводная игра «Солнце и луна»
Подвижная игра «Солнце»
Рисование цв.карандашами– часы
солнечные, цветочные, наручные и
другие их виды)
Неделя 3
Тема: «На карбасе в Белое море на
промысел»
Хороводная игра «Мы на луг ходили»
Подвижная игра «Дедушка»
Ручная работа (аппликация способом
обрывания бумаги)– карбас.
Планируемые результаты:
1.Дети получили достаточный объём знаний о жизни,
традициях, истории возникновения предметов обихода
поморов.
2.Обогатился словарный запас слов детей в процессе
заучивания пословиц и поговорок, текстов песен и
стихотворений, подвижных и хороводных игр.
3.У детей возникло чувство уважения, гордости
принадлежности к поморскому роду, желание быть
похожими на поморов.
Методы достижения поставленных задач:
1.Изучение научной и методической литературы по теме.
2.Составление календарного плана работы.
3. Беседы, рассказы об истории вещей, рассматривание книг
и иллюстраций, разучивание подвижных и хороводных игр.
Условия реализации проекта:
1.Правильно подобранный информационный материал по
теме проекта.
2.Составленный календарный план реализации проекта.
3.Совместная деятельность с детьми 2 раза в месяц ( 1,3
четверг месяца 15.35 – 16.00)
4. Взаимодействие с педагогическим коллективом,
коллективом родителей , коллективом детей группы №
Ресурсы:
1. Информационные: методическая литература о теме.
2.Интеллектуальные: педагог группы № 2
3.Кадровые: педагог высшей квалификационной категории
4.Организационные: организация взаимодействия с детским
коллективом
5.Временные: 8 месяцев (октябрь 2017 – май 2018)
6. Материально- техническая: доступ в интернет, ноутбук,
копировальная техника, офисная бумага для распечатки
проекта.
Реализация проекта не предполагает дополнительного
финансирования.
Партнёры:
Педагоги ДУ, родители детей группы № 2
Литература
1.
«
От
рождения
до
школы»
Н.Е.
Веракса,
Т.С.Комарова,
М.А. Васильева.
2.Планирование
образовательной
деятельности
в
ДОО.
Средняя
группа
Л.Л.
Тимофеева,
Е.Е.
Корнеичева,
Н.И.
Грачева.
3. «Рассказы о вещах» М.Ильин
4. «Судьбы вещей» М. Рабинович
5.
«Приобщение
детей
к
истокам
русской
народной
культуры» О.Л.Князева, М.Д. Маханёва
6. «Народный месяцеслов» (Сост. и авт. Г.Д. Рыженков)
1.Приложение (тексты хороводных игр)
Игра «Мы на луг ходили»
Мы на луг ходили, хоровод водили
Вот так на лугу хоровод водили.
Задремал на кочке, зайка в колодочке,
Вот так задремал, зайка в колодочке.
Разбудить хотели, в дудочки дудели.
Вот так, ду-ду-ду, в дудочки дудели.
Разбудить хотели, в барабаны били,
Вот так тра-та-та, в барабаны били.
(дети
идут
по
кругу
и
выполняют
движения
в
соответствии с текстом)
Игра «Дударь»
Дети
встают
в
круг,
считалкой
выбирают
«дударя».Дети
идут по кругу, водящий стоит в середине.
Дударь, дударь, дударище,
Старый, старый, старичине.
Его под колоду, его под сырую, его под гнилую.
Дударь, дударь, что болит?
(дударь показывает на какую - нибудь часть тела, все снова
идут по кругу и держатся обеими руками за эту часть тела у
себя или как вариант у соседа)
Игра «Кто у нас хороший?
Дети встают в круг и берутся за руки. Выбирается водящий,
«Ванечка», он встаёт в середину круга. Водящий выполняет
движения в соответствии с текстом.
Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?
Ванечка хороший, Ванечка пригожий.
На коня садится, конь навеселится
Плёточкой помашет, конь под ним заскачет.
Мимо сада едет, садик зеленеет.
Листья распускает, цветы расцветают.
Игра «Золотые ворота»
Двое детей образуют ворота, остальные встают цепочкой
друг за другом и проходят в ворота со словами
В золотые ворота, проходите господа,
Первой мать пройдёт, всех детей проведёт,
Золотые ворота, пропускают не всегда
Первый раз прощается, второй раз запрещается,
А на третий раз не пропустим вас.
(по окончании слов двое детей опускают руки вниз, кто
оказался внутри круга встают в круг, игра продолжается)
Игра «Растяпа»
Дети встают в круг, водящий под музыку идёт внутри круга,
притопнув ногой останавливается около ребёнка, «вызывая
его к себе», выбранный ребёнок встаёт за водящим и они
идут вместе друг за другом, теперь он, притопывая выбирает
следующего
ребёнка.
По
окончании
музыки
все
дети,
находящиеся
внутри
круга,
должны
найти
себе
пару.
Оставшийся без пары ребёнок становится водящим и все
дети ему говорят: «Раз, два, три, растяпа будешь ты!»
Игра повторяется.
Игра «Уж, я улком шла»
Дети идут цепочкой за ведущей, постепенно закручиваясь в
плотную спираль, по окончании слов разбегаются в разные
стороны. Игра продолжается по желанию детей.
Уж, я улком шла, переулком шла,
Клубок ниточек нашла.
Клубок катится, нитка тянется,
Клубок Дале, Дале, Дале,
Нитка доле, доле, доле,
Я за ниточку бралась,
Тонка нить оборвалась.
Игра «Ниточка»
Дети встают цепочкой друг за другом. Водящий на одном
конце цепочки проводит всех детей сквозь последнюю пару
цепочки и выводит детей в круг. Затем водящий другого
конца цепочки проводит всех детей сквозь последнюю пару
цепочки. И так поочерёдно ведущие цепочки меняются.
Игра «Капусточка»
Дети встают в круг и берутся за руки, водящий спиралью
закручивает всю цепочку, после того как цепочка плотно
закрутилась, водящий разворачивается в обратную сторону и
раскручивает цепочку. Все дети произносят слова:
Вейся, вейся, капуста моя; вейся, вейся капуста моя.
Завивайся белой кочешок, завивайся белой кочешок.
Все дети снова образуют круг.
2 вариант игры: после того как цепочка плотно закрутилась
и дети вплотную подошли друг к другу, водящий проводит
всю цепочку под ворота из сцепленных рук двух детей и
выводит всех на круг.
Игра «Заплетайся плетень»
Дети
встают
цепочкой
друг
за
другом,
впереди
цепочки
ведущий. Ведущий ведёт детей за собой, при этом завивая
цепочку «спиралью». Все произносят слова.
1. Заплетайся плетень, заплетайся, завернись труба золотая.
Догадайся кума молодая, выходила утушка со малыми
ребятами.
Припев: На море утушка купалась
На море яркая полоскалась.
2.
Расплетайся
плетень,
расплетайся,
развернись
труба
золотая.
Догадайся кума молодая, выходила утушка со малыми
ребятами.
Припев: На море утушка купалась,
На море яркая полоскалась.
Ведущая ведёт детей за собой, при этом развивая цепочку в
обратную сторону. По окончании слов дети встают в круг.
Игра повторяется по желанию детей.
Игра «Заинька»
Дети встают в круг, в середине круга «заинька». Дети идут
по кругу, выполняют движения в соответствии с текстом.
Заинька, выйди в круг, серенький выйди в круг.
Скорей, скорей выйди в круг, скорей, скорей выйди в круг.
Заинька, ты пройдись, серенький, ты пройдись.
Туда – сюда ты пройдись, туда –сюда ты пройдись.
Заинька, умой ручки, серенький, умой ручки.
Леву, праву умой ручки, леву, праву умой ручки.
Заинька, умой личико, серенький умой личико.
Сверху, донизу умой личико, сверху донизу умой личико.
Игра «Игра с колокольчиком»
Дети
стоят
в
кругу,
взявшись
за
руки.
В
центре
круга
ребёнок
с
колокольчиком
в
руках.
Дети
идут
в
правую
сторону, ребёнок с колокольчиком в левую сторону и поёт.
С колокольчиком хожу, на ребяток я гляжу.
Колокольчик золотой, кто плясать пойдёт со мной.
(по окончании слов ребёнок с колокольчиком подходит к
любому
ребёнку
и
танцует
с
ним,
выбранный
ребёнок
становится водящим)
Игра
«Солнце и луна»
Дети
встают
цепочкой
друг
за
другом,
двое
детей
поднимают
руки,
образуя
«ворота».
Водящий
проводит детей в ворота, по окончании слов ворота
опускаются.
Кто
из
детей
попался
в
«ворота»
выбирает
команду
«солнце»
или
«луна»,
и
встаёт
сзади по одну из сторон ворот. Когда все дети цепочки
сделали
свой
выбор,
команды
соревнуют ся,
перетягивая друг друга. Игра повторяется по желанию
детей.
Игра «Челнок бежит»
Дети встают двумя шеренгами друг против друга. От каждой
команды (шеренги) выбирается один игрок (челнок).
Все дети произносят слова:
Челнок бежит, земля дрожит,
Шьёт – прошивает, да не посылает.
В это время шеренги идут друг другу навстречу, а «челнок»
пробегает
внутри
вперёд
и
обратно,
если
он
не
успел
пробежать
и
его
поймали,
то
встаёт
в
шеренгу
противоположной
команды,
выбирается
новый
«челнок»,
игра продолжается.
Игра «Круги»
Дети встают в круг и берутся за руки. Выбирают водящего,
ему завязывают платком глаза. Все произносят слова:
Становись во кружок, отгадай чей голосок!
До кого - нибудь коснись
Отгадай, поторопись!
Все дети останавливаются, водящий ощупывает ребёнка,
старается
его
угадать,
тот
ребёнок
становится
водящим,
игра продолжается.
Игра «Овёс»
Дети встают в круг, выбирают водящего, все выполняют
движения по показу водящего.
Кто хочет знать, как сеют овёс?
Мой батюшка сеял вот так, (размашистые движения рук
вперёд)
Потом отдыхал вот так! (стоит гордо скрестив руки на
груди)
Овёс, овёс, дай бог, чтоб ты рос!( все
идут по кругу, взявшись за руки)
Кто хочет знать, как жнут овёс?
Отец мой сжинал его так! (движение правой руки слева
направо)
Потом отдыхал он вот так! ( стоит, скрестив руки на груди)
Кто хочет знать, как вяжут овёс?
Мой
отец
вязал
его
так!
(круговые
вращения
рук,
со
сжатыми кулачками)
Кто хочет знать, как молотят овёс?
Мой
отец
молотил
его
так!
(дети
слегка
поколачивают
своего соседа справа и слева)
Игра продолжается по желанию детей с новым водящим.
Игра «Пузырь»
Дети встают в круг, и произносят слова:
Надуваем пузыри, вот такие посмотри.
(постепенно круг расширяется)
Раздувайся пузырь, раздувайся большой,
Оставайся такой, да не лопайся.
(дети образуют большой круг)
Пузырь лопнул, разлетелись пузыри!
(дети разбегаются в разные стороны)
игра повторяется по желанию детей
2. Приложение (тексты подвижных игр)
Игра «У медведя во бору»
Считалкой выбирают « медведя», «медведь» занимает своё
место в игре. Дети идут к медведю, имитируя сбор грибов и
ягод и произносят слова.
У медведя во бору,
Грибы, ягоды беру.
А медведь услыхал
И ребяток догонял.
( по окончании слов дети убегают, медведь догоняет)
Игра «Кот –Васька»
Считалкой выбирают «кота Ваську» и ещё несколько детей
«мышат». Все дети становятся в круг, кот Васька в середину
круга, а мышата встают за круг. Дети идут по кругу и
произносят слова.
Ходит Васька серенький, хвост пушистый, беленький, ходит
Васька -кот. (дети идут вправо, а кот влево)
Сядет умывается, лапкой вытирается, песенки поёт.
(дети идут в середину круга и смотрят, как кот
умывается)
Дом не слышно обойдёт, притаится Васька –кот, серых
мышек ждёт.(дети идут обратно, расширяя круг, дети
идут вправо, кот влево)
По окончании слов, дети поднимают руки, делая ворота, кот
догоняет мышек, мышки убегают.
Игра «Горелки с платочком»
Игроки стоят парами друг за другом, впереди стоит
ведущий, в руке у него платок. Все дети произносят слова.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Посмотри на небо, птички летят, колокольчики звенят.
Раз, два, три не воронь, а беги, как огонь
Дети последней пары бегут вдоль колонны, один справа,
другой слева. Тот , кто добежит первым до водящего, берёт
платок и встаёт с ним в пару, а опоздавший ребёнок «горит»,
т.е. водит.
Игра «Обеги круг»
Дети идут по кругу, взявшись за руки.
Водица, водица, студёная Быстрица,
Обеги вокруг, напои наш луг.
Взрослый называет двоих детей, они поворачиваются друг к
другу спиной и бегут в разные стороны. Каждый стремится
прибежать первым.
Игра «Сахаринка»
Считалкой выбирается ведущий –« сахаринка».«Сахаринка»
стоит (сидит) в середине круга. Дети идут по кругу и
произносят слова, действуя по тексту.
Сахаринка на полу, на полу.
Не лениво, сахаринку подниму.
Сахар съела, песню спела, (сахаринка танцует)
Обнимать дружка хотела
«Сахаринка» выбирает себе дружка, дети встают друг к
другу спинами и на счёт 1,2,3 поворачивают голову в
сторону. Если направления поворота головы у детей
совпадают, то дети обнимаются.
Игра «Горшки»
Играющие разбиваются на пары, одни дети «горшки»,
другие «продавцы». «Горшки» садятся на пол, «продавцы»
встают сзади. «Покупатель» обходит горшки,
останавливается у выбранного горшка, кладёт руку на
голову «горшка» и спрашивает «продавца»
-Нет продажных?
Нет!
Продавец идёт к другим продавцам, пока не услышит
утвердительный ответ.
Продавец: «Купи! Что дашь?
Покупатель; «Шильце, мыльце, белое белильне, белое
полотенце»
Продавец: «Ладно по рукам»
Оба ударяют по рукам и бегут в разные стороны. Кто
прибежит первым к горшку становится «продавцом», а
последний становится «покупателем»
Игра «Дедушка –Рожон»
Считалкой выбирается дедушка
По божьей росе, по поповой полосе.
Там шишки, орешки, медок, сахарок,
Поди вон, дедушка Рожон!
Выбранный игрок – дедушка Рожон уходит в «дом»,
остальные игроки отходят на противоположную сторону
площадки, на расстояние 15-20 м.
Дети: Ах. Ты дедушка – Рожон,
На плече дыру прожёг!
Дедушка: Кто меня боится?
Дети: Никто!
Играющие перебегают на другую сторону площадки,
дедушка Рожон их ловит. Кого поймали, помогает ловить
дедушке – Рожну.
Игра «Репка-репонька»
Считалкой выбирают двух водящих - «мышь» и «репка».
Дети стоят в кругу, « репка» внутри круга, « мышь»
снаружи. Произносят слова:
Репка-репонька, расти крепенька,
Не мала, не велика, до мышиного хвоста.
По окончании слов дети поднимают руки, делая ворота,
мышь догоняет репку.
Игра «Мыши водят хоровод»
Дети встают в круг, выбирается «кот», остальные дети
«мыши». «Кот» встаёт в середину круга, спит.
Мыши водят хоровод, хоровод,
На лежанке дремлет кот.
(дети идут по кругу)
Тише мыши не шумите, кота –Ваську не будите.
(дети останавливаются, поворачиваются лицом в круг и
грозят друг другу пальцем)
Как проснётся Васька кот,
(обхватывают голову руками, качают головой)
Разобьёт наш хоровод.
(после этих слов дети разбегаются, кот ловит детей, дети
убегают на стулья)
Игра «Матушка – Весна»
Считалкой выбирают Весну, двое детей с ветками берёзы
образуют ворота.
Идёт Матушка – Весна, отворяйте ворота.
Первый март пришёл, всех детей провёл.
А за ним и апрель, отворил окно и дверь.
А уж, как пришёл май, сколько хочешь гуляй.
Матушка – Весна ведёт детей за собой цепочкой и заводит в
круг.
Игра «Дедушка –сапожник»
Считалкой выбирают «Дедушку – сапожника», дети встают
в круг, «дедушка –сапожник» в центре.
(дети идут по кругу и произносят слова)
-Дедушка – сапожник сшей нам сапоги!
-Подождите, дети, потерял очки.
-Дедушка – сапожник, сколько с нас возьмёшь
-Три рубля с копейкой, пятачок и грош
-Дедушка – сапожник, ты с ума сошёл?
-Подождите, детки, я очки нашёл.
(по окончании слов дети разбегаются, «дедушка –сапожник»
ловит детей.
Игра «Солнце»
Считалкой выбирают водящего «Солнце», дети стоят в
кругу, в центре ребёнок «Солнце»
Гори солнце ярче, лето будет жарче (дети идут по кругу)
Лето будет жарче (дети идут в середину круга)
А зима теплее (дети идут обратно)
А весна милее (дети идут в середину)
А зима теплее (дети идут обратно)
По окончании слов дети разбегаются, а «Солнце» ловит
детей.
Игра «Заря –зарница!»
Дети встают в круг, руки держат за спиной, один из
играющих «заря» ходит за кругом с лентой.
Заря – зарница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила.
Ключи золотые, ленты голубые, кольца обвитые.
За водой пошла!
По окончании слов водящий кладёт ленту на плечо
одному из играющих, который берёт ленту и оба бегут
в разные стороны по кругу. Тот, кто быстрее
прибежит, становится в круг, а опоздавший
становится «зарёй – зарницей»
Игра «Кошки – мышки»
Дети «кошки» образуют круг и берутся за руки. Дети
«мышки» бегают за кругом. По окончании слов «кошки»
опускают руки вниз, кто из мышек попался в мышеловку
встают в круг. Игра продолжается до тех пор, пока все
мыши не будут пойманы. Затем все дети меняются
местами.
Вот как мыши надоели, всё погрызли, всё поели.
Погодите же плутовки, доберёмся мы до вас.
Вот расставим мышеловки, переловим всех зараз.
Игра «Бубенцы»
Дети встают в круг, в середине круга двое детей, у одного из
них в руках колокольчик, у другого завязаны платком глаза.
Все дети произносят слова.
Транцы, баранцы, бубенцы, раззвонились удальцы.
Динги, динги, динги, дон. Отгадай, откуда звон?
( по окончании слов «жмурка» ловит другого ребёнка,
ориентируясь на звук колокольчика, остальные дети идут
хороводом. Когда ребёнок с колокольчиком будет пойман,
дети выбирают другую пару играющих.Игра
продолжается по желанию детей)
Игра «Дедушка»
Дети встают в круг, выбирается водящий «дедушка», он
встаёт в середину круга.
Дети идут по кругу и поют:
Уж, ты дедушка седой,
Что сидишь ты под водой.
Выглянь на минуточку, посмотри хоть чуточку.
Мы пришли к тебе на час, ну –ка тронь попробуй
нас
По окончании слов, дети разбегаются по всей
площадке, «дедушка» догоняет детей. Игра продолжается по
желанию детей.