Автор: Чебан Наталья Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа-интернат с. М. Толкай
Населённый пункт: с. М. Толкай Самарская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Эффективность использования СОТ в воспитательной деятельности".
Раздел: начальное образование
Эффективность использования СОТ в воспитательной деятельности.
Организация воспитательной работы направлена на реализацию основной задачи
специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида -
подготовке обучающихся к выполнению системы социальных ролей, которые им придётся
выполнять в обществе, создавать условия для компенсации нарушений детей с ОВЗ,
вовлекать их в социокультурное пространство, развивать личность каждого ребенка.
Календарно - тематическое планирование воспитательной работы реализуется по
следующим направлениям:
«Безопасность жизнедеятельности».
«Красота спасёт мир».
«Здоровое поколение».
«Законы надо не только знать, но должен каждый выполнять».
«Мы славимся трудом».
«Этика и психология семейной жизни».
«Спешите делать добро»
«Цвети, Земля!»
«Поклонимся великим тем годам».
Воспитательная деятельность направлена на реализацию «Модели выпускника
коррекционной школы», которая свидетельствует, что выпускники школы должны стать
востребованными и конкурентоспособными, они должны кроме знаний, умений и навыков
по предметам, быть трудолюбивыми, дисциплинированными, коммуникабельными,
коммуникативными и вести здоровый образ жизни.
Современное общество характеризуется стремительным изменением темпов жизни,
технологиями, лавинообразным ростом информации, усложнением труда и социальной
деятельности. Задача педагогов специальной (коррекционной) школы состоит в том, чтобы
создать такую модель обучения детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого обучающегося
появился механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его
интеграция в современное общество. В настоящее время развитие педагогики открывает
большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания.
Постоянно появляются новые подходы к организации этого процесса. Овладение
современными педагогическими технологиями, их применение в работе – обязательная
компетенция профессиональной деятельности каждого педагога.
Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования
учебно-воспитательного процесса, способы повышения мотивации к получению новых
знаний учащихся и качества обучения и воспитания.
Я как воспитатель коррекционной школы применяю в своей работе СОТ, использую
интернет, электронные пособия, воспитательные программы, владею методами коррекции
речи и поведения, имею положительные результаты через применение методов коррекции в
игровой форме.
Использую современные образовательные технологии, которые применяю на своих
воспитательных занятиях и самоподготовках:
1. Личностно-ориентированный подход.
2.Технология разноуровневого обучения.
3.Коррекционно - развивающие технологии.
4.Технология проблемного обучения.
5.Метод проектов.
6.Игровые технологии.
7.Информационно-коммуникационные технологии.
8.Здоровьесберегающие технологии.
9. Технология компенсирующего обучения и воспитания.
Личностно-ориентированный подход в воспитании предполагает реализацию
педагогом воспитательных задач применительно к возрасту, полу, уровню воспитанности
учащихся. Работа направлена на изучение качеств личности, её интересов, склонностей.
Целью моей воспитательной работы является:
1. Создать условия для становления и проявления индивидуальности ребенка.
2. Сформировать у учащихся коммуникативные навыки, умение, понимать себя и других.
3. Создать условия для развития инициативы и самостоятельности учащихся.
4. Обеспечить условия для реализации творческих возможностей и потребностей ребенка.
Становление индивидуальности происходит за достаточно длительный промежуток
времени в жизни человека, а поэтому детство – всего лишь один из этапов данного
процесса. Насколько я смогу умело и заботливо поддержать и взрастить ростки
индивидуальности в детские годы, во многом будут зависеть яркость и полнота ее
раскрытия и проявления в более зрелом возрасте. Смысл моей деятельности состоит в
помощи ребенку с ОВЗ стать и быть самим собой.
Организация индивидуального воспитания складывается из форм, методов и
приемов, помогающих ребенку раскрыться. Содержание воспитательного процесса я
отбираю в соответствии с целями и принципами, так как это содержание должно
содействовать развитию индивидуальности. В процессе своей работы я определила, что
ядром индивидуальности является собственное отношение ребенка к себе, социальному и
природному окружению, миру человеческой культуры. Именно оно обусловливает
индивидуальный стиль мышления и деятельности, своеобразие выборов форм и способов
поведения и отношений с окружающими, особенности эмоционально-чувственного
восприятия происходящих событий.
Организую, самодеятельность детей так, чтобы каждый ребенок проживал
состояние удовлетворения собой, то есть испытывал на себе влияние ситуации успеха. Без
ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к деятельности. Ведь только в деятельности
происходит становление его индивидуального «Я». Основные виды деятельности –
познавательная, разнообразные занятия по интересам, коллективные, групповые занятия,
так же индивидуально-творческая деятельность.
Таким образом, личностно-ориентированный подход - важнейший принцип воспитания
детей с ОВЗ. Его реализация предполагает частичное, временное изменение ближайших
задач и содержание воспитательной работы, постоянное варьирование ее методов и форм.
Технология разноуровневого обучения.
Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебно-
воспитательного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения
материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна, что
дает возможность каждому ученику овладевать знаниями по отдельным предметам
школьной программы на разном уровне но не ниже базового, в зависимости от
способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося. Это
технология, при которой за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия
по овладению этим материалом, творческому его применению.
Технология разноуровневого обучения учитывает индивидуальные особенности
каждого ребёнка, создающая комфортные психолого-педагогические условия для активной
познавательной деятельности учащихся, развивающая их мышление, самостоятельность.
Она базируется на тех же принципах, что и индивидуализация и дифференциация обучения,
которые используются в педагогике давно.
Цель данной технологии состоит в том, чтобы все школьники овладели базовым уровнем
знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития. Работа по данной
технологии дает мне возможность развивать индивидуальные способности учащихся, более
осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Считаю, что целесообразно применять уровневую дифференциацию на
самоподготовке при закреплении сложных тем или разделов. Анализируя знания учащихся
с применением разноуровневого обучения и воспитания можно сделать следующие
выводы:
Учитываются индивидуальных особенности учащихся. Повышается рефлексивность
(зачем; что делаю; надо осознать) и мотивация учения.
Повышается уровень удовлетворения или удовлетворенности результатами воспитания
воспитателем и учениками. На самоподготовке, при выполнении задания по чтению,
ученикам предлагаю различные виды пересказа: кто-то может пересказать «близко к
тексту», кто-то может рассказать с опорой на картинки, но есть и такие дети, которым
пересказ совсем не дается. В этом случае я использую иллюстрации - слайды. Помимо
картинки они содержат некоторый текст с пропущенными словами. Ребенок, после
прочтения текста и его анализа смотрит на иллюстрацию, вспоминает содержание,
помощником ему выступает текст, подписанный снизу. Однако некоторые (важные) слова в
тексте пропущены. Ученик должен сам вспомнить их и вставить в свой рассказ.
На самоподготовке по математике, дифференциация ясно выражается в разноуровневых
заданиях.
Самоподготовку начинаю с вопросов:
Вопросы адресованы каждому ученику индивидуально:
Какое сегодня число?
Какой месяц?
Какой по счету месяц в году?
Какой он по счету в ряду весенних, осенних, зимних месяцев, это в зависимости от сезона?
Какие уроки нам нужно приготовить на завтра?
Покажите на правой руке сегодняшнее число, на левой - месяц.
Чаще всего разноуровневые задания даю на самоподготовке во время устного счета. Для
каждого ученика подбирается свое задание, свой вопрос, затем при выполнении д/з
учитывая индивидуальные особенности детей, раздаю карточки с разными заданиями.
Это могут быть и слайды, и таблицы, и раздаточные картинки типа «Вычисли и раскрась».
Также на занятиях использую различные дидактические игры.
Например, «Меткие стрелки». На одной половине листа даны примеры, а на другой ответы.
Детям нужно решить примеры и провести к ответам стрелы.
Предлагаю задания:
Учащимся 1 группы задания:
Найди сумму чисел 80 и 7. Увеличь 53 на 4. К какому числу надо прибавить 20, чтобы
получить 28?
Для учащихся 2 и 3 групп использую демонстрационные карточки.
Например, показываю две карточки с числами 13 и 7 и спрашиваю, какие, действия можно
выполнить с данными числами?
Ученик должен выполнить эти действия. Карточки детям предлагаю разные.
Так же провожу игры, игровые упражнения, разучиваем считалки, отгадываем загадки,
ребусы. И это не мешает обучению и воспитанию детей, а, наоборот, помогает детям
знакомиться с новым для них материалом, закреплять на самоподготовке изученную тему на
уроке.
При выполнении задания по русскому языку также можно обыграть занятие, сделать
интересными.
1 группа
Задание: Найди и исправь ошибки в карточке. Запиши текст правильно.
При работе необходима постоянная востребованность приобретенных навыков.
В процессе воспитания использую методы, с помощью которых максимально
активизирую познавательную деятельность детей. Предотвращаю наступление утомления.
Подмечаю и поощряю успехи детей, помогаю каждому ребёнку, развивать в нём веру в
собственные силы и возможности. В своей воспитательной работе использую «жетонную»
систему поощрения. Они вручаются за каждый правильный ответ на занятии. Принес
ребенок нужную карточку – жетон. Построил правильное речевое высказывание – жетон.
Жетоны предусмотрены разной «стоимости» - например, большие и маленькие звездочки.
Маленькая дается в том случае, если ребенку оказывалась помощь. Такой прием формирует
у ребенка, находящегося на низком уровне ПД, предпосылки оценочных действий,
являющихся важнейшей составляющей учебно-воспитательной деятельности.
Технология проблемного обучения
На современном занятии ключевым этапом является этап мотивации. Я выдвигаю
перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого из них. Процесс
создания мотивации требует от педагога особенного творческого подхода, нужно всё
предвидеть и просчитать. От правильно поставленной мной мотивации зависит
результативность всего занятия. Например, на воспитательном часе по теме «Лекарственные
растения» на этапе актуализации опорных знаний, прежде чем объявить тему, учащимися
предлагаю проблемную ситуацию: «Тему нашего занятия мы определим после анализа
ситуации».
Ситуация первая:
Из уст в уста передавали в древности состав сборов трав, из которых готовили целебные
отвары. Но бывало, что лекарственный отвар мог стать ядом и принести не выздоровление,
а смерть больному.
• Догадайтесь, почему могли происходить такие случаи.
• Придумайте способ, с помощью которого можно было бы избежать такой ситуации.
(Записать состав сбора.)
Приемы создания проблемных ситуаций.
- Подвожу детей к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения;
- Излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- Предлагаю классу рассмотреть явление с различных позиций;
- Побуждаю учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять
факты.
- Ставлю конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику,
рассуждения.
- Определяю проблемные теоретические и практические задания;
- Ставлю проблемные задачи (например: с недостающими, избыточными или
противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками).
Моя задача - находить, конструировать полезные для познавательного процесса
противоречия, привлекать школьников к их обсуждению и решению, естественно, не требуя
никаких специальных упражнений, искусственно подбираемых ситуаций.
Для того чтобы заинтересовать ребенка, дать возможность видеть его рост в процессе
воспитания использую такой прием, как стимулирование его к дальнейшей познавательной
деятельности. Для этого использую качественную оценку, например, награждение похвалой.
Глаза ребенка светятся счастьем, когда он получает почетное звание: «самый
сообразительный», «самый догадливый», «самый умный на сегодняшнем занятии».
Дети с ОВЗ устают от однообразия методов преподавания и однообразия деятельности на
самоподготовке. Яркая и активная мотивация позволяет этого избежать, формируя у
учащихся стойкий познавательный интерес.
Несколько примеров такой организации занятия:
1.
Использование заданий, решаемых с опорой на смекалку и сообразительность, на
поиск закономерностей, хорошо усвоенных учащимися;
2.
Индивидуальная самостоятельная работа учащихся с использованием раздаточного
индивидуально подобранного материала (сигнальных карточек и т.д.);
3.
Нахождение ошибок в решении задания по закрепляемому материалу.
При организации учебно-воспитательной деятельности использую ролевые и деловые
игры, коллективный игровой метод воспитания. Специальными средствами создается
эмоциональный настрой – "эмоциональное управление направляемым напряжением".
Учащиеся выступают в различных ролях, например, учатся преодолевать проблему
принятия решения в конфликтных ситуациях, ярко проявляют активность. Эти методы
требуют большой подготовки к организации и проведению занятий с их использованием.
Продумываю совместную деятельность с детьми, варианты ситуаций межличностного
общения, которые разбираем на воспитательских часах. Мною используется и такой
проблемный метод обучения как беседа. Данный вид работы помогает мне формировать у
детей с ОВЗ умение проявлять самостоятельность суждений, умозаключений, воспитывает
чувство коллективизма, возникающее в момент выяснения истины.
Этот момент строится на основе проблемной ситуации, которая включает в себя:
вопрос, ставящий проблему,
необходимый уровень знаний по теме,
определенный уровень сформированности познавательной деятельности,
определенный эмоциональный настрой.
Мною часто используются различные приемы, направленные на развитие
вычислительных навыков учащихся. Например, можно предлагать примеры, оформленные в
виде блок-схем, строить алгоритмы, большие примеры, содержащие много действий,
решать с помощью эстафеты, считать круговые примеры, которые позволяют осуществлять
самоконтроль, давать задания на исправление преднамеренно сделанных ошибок в
решении, задания на восстановление частично стертых записей. Хорошо, когда занятия
оживлены задачами-шутками, заданиями на внимание.
Также предлагаю всевозможные формы кодирования ответов:
1.
На доске рядом с примером предлагается ответ, закодированный буквами. Учащиеся
решают пример, выбирают верный ответ, записывают на доске букву-код, соответствующую
верному ответу. По окончании счета появляется слово-ответ.
2.
Ответы закрыты карточками. Учащиеся дают ответ, открывают его, перевернув
карточку, прикрепляют ее рядом с ответом. На обратной стороне карточки – буквы,
образующие слово – контрольный ответ.
3.
Учащимся выдается карточка с двумя рядами прорезей. В прорези первого столбца
вставлены примеры. Ученики вычисляют, находят карточку с таким ответом и вставляют во
второй столбец. Со всем классом удобно использовать различные игры, проводить
соревнования между рядами.
Форма выбора учащимися заданий может быть различна: например, бросаем кубик, на
гранях которого указаны номера заданий, либо (по выбору) геометрических фигур, под
которыми указаны номера уравнений, что позволяет воспитателю выявить психологические
особенности учащегося, либо вытягиванием номеров, закодированных буквами (можно
предложить составить слово из этих букв).
Применяю еще ряд приемов и методов, позволяющих активизировать познавательную
деятельность учащихся:
1.
Групповой метод решения задач. Работа в парах.
2.
Различные формы работы с книгой.
3.
Самостоятельные работы с использованием аналогии, сравнений.
4.
Использование на занятиях элементов историзма, занимательности (урок-сказка,
урок-путешествие, урок-кроссворд).
5.
Использование проблемных ситуаций.
6.
Изложения материала блоками.
7.
Наглядность, доступность, оригинальность решений различными способами,
самостоятельности в получении знаний.
Игровые технологии
В своей работе я широко использую игровые технологии. Практика показывает, что
занятия с использованием игровых ситуаций, делая увлекательным воспитательный
процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. На
таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного
выбора. Развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий
каждого. Достаточно часто это требует от ученика преодоления собственной застенчивости
и нерешительности, неверия в свои силы.
Игра на занятии – активная форма воспитательского занятия, в ходе которой
моделируется определённая ситуация. Игровое состояние, возникающее у школьников в
ходе игрового занятия – специфическое, эмоциональное отношение к действительности.
В своей работе я использую игровую деятельность в следующих случаях:
В качестве части занятия (при работе с терминами).
Словарная разминка (с элементами соревнования по группам).
Словарное лото: на доске написаны с одной стороны слова, на другой - значения.
Соединить стрелками слова и значение. Какая команда сделает быстрее?
Словарный аукцион. Побеждают те, кто больше знает слов и назовет слово последним. У
меня нарезаны квадраты разных цветов, которые я вручаю за ответы на занятии.
Игровую технологию использую в качестве проведения целого занятия, например игра –
путешествие. Сюжетно – ролевые, деловые, дидактические игры на закрепление,
повторение и обобщение материала. Кроссворды, головоломки, ребусы и т. д. Основной
принцип дидактических игр – успех для каждого ребенка. Благодаря переживанию успеха
дети становятся более активными, раскрепощенными, перестают стесняться высказываться
перед группой. Это уменьшает их «социальный вывих» и способствует облегчению
процесса социализации.
Таким образом, дидактическая игра на воспитательских занятиях пополняет, углубляет и
расширяет знания, является средством всестороннего развития ребёнка, его умственных,
интеллектуальных и творческих способностей, вызывает положительные эмоции, наполняет
жизнь коллектива учащихся интересным содержанием, способствует самоутверждению
ребёнка.
При подборе игры или задания для коррекционных занятий учитываю интересы и
склонности ребенка. Согласно принципу систематичности и последовательности обучения и
воспитания, постепенно увеличиваю уровень сложности игры или задания, которые
определяю строго индивидуально для каждого ребёнка.
На занятия по социализации у ребят всегда вызывает интерес игра «Забывчивый
покупатель». Предлагаю составить рассказ о предмете, не называя его. Затем из класса
выбирают «покупателя» и «продавца». Перед продавцом на столе разложены предметы или
картинки, изображающие предметы, продукты питания, посуда. «Покупатель» говорит, что
он забыл название предмета, который хочет купить. «Продавец» просит описать этот
предмет.
Игра «Веселый повар». Ученики делят на две группы картинки с изображением
продуктов питания в зависимости от того, готовы эти продукты к употреблению или
нуждаются в приготовлении. Затем каждый обучающийся рассказывает о том, какие блюда
он будет готовить из продуктов, нуждающихся в приготовлении. Также использую сюжетно
– ролевые игры экономического содержания, обыгрываем различные проблемные ситуации
житейского характера, так как детям придется жить и работать, хозяйствовать так, чтобы
честные трудовые доходы были побольше, расходы – направлены на то, что действительно
необходимо для нормальной жизни. Усвоение элементарных экономических понятий,
умение их использовать в практике общественно полезного, производительного труда в
школе – важное условие социальной и трудовой адаптации выпускника в трудовом
коллективе.
Внедрение ИКТ в специальных (коррекционных) школах, прежде всего, даёт
возможность улучшить качество воспитания, повысить мотивацию к получению и усвоению
новых знаний учащимися с ОВЗ, т.к. у них помимо системного недоразвития всех
компонентов языковой системы имеется дефицит развития познавательной деятельности,
мышления, вербальной памяти, внимания, бедный словарный запас, недостаточные
представления об окружающем мире.
ИКТ оживляют воспитательный процесс за счёт новизны, реалистичности и динамичности
изображения, использования анимированных изображений, внесения элементов игры. При
использовании ИКТ, знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным,
аудитивным), а значит, лучше усваиваются и запоминаются на более долгий срок. Одним
словом, проводя занятия с использованием данной технологии, я пользуюсь принципом:
«Тебе скажут — ты забудешь. Тебе покажут — ты запомнишь. Ты сделаешь — ты поймёшь»
- это утверждение лишний раз убеждает нас в необходимости использования
информационных технологий в учебно-воспитательном процессе для детей с ООП.
Самый распространенный вид ИКТ – технологий, которые я использую на занятиях -
мультимедийные презентации.
Воспитательские занятия становятся интереснее, эмоциональнее, они позволяют
учащимся в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет
глубже погрузиться в изучаемый материал. Мультимедийная презентация даёт возможность
подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме.
Ученики с ОВЗ почти всегда пользуются непреднамеренным (непроизвольным)
запоминанием. Они запоминают то, что привлекает их внимание и кажется интересным.
Располагая на слайде минимальное количество объектов, выделяя, при этом, центральный,
проговаривая все, что видим, обсуждая все незнакомые объекты, я добиваюсь концентрации
внимания и более успешного запоминания ребенком материала.
Во время занятия в кабинете СБО по приготовлению пищи, записав и разобрав
рецепт, на мой взгляд, очень полезно наглядно показать детям фото продуктов, которые
будут использованы для данного блюда, а так же последовательность, для успешного
приготовления пищи детьми под наблюдением воспитателя.
Изучая тематическую линию «Интерьер жилища», мы просматриваем фото, как
завершенных интерьеров, так и отдельные его элементы: мебель, покрытия, освещение,
шторы, обсуждаем цветовые гаммы, строим компьютерные варианты расположения мебели
в комнате. Квитанции, чеки, бланки, билеты демонстрируются на слайдах крупным планом,
как пустыми, так и заполненными. На занятиях использую заочные путешествия и
экскурсии.
Формируя у обучаемых навыки личной гигиены, демонстрирую видеоролики правил
гигиены, негативного отношения к вредным привычкам. После просмотра и обсуждения
увиденного закрепляем полученные знания в сюжетно-ролевых играх.
Для более глубокого усвоения материала и контроля знаний на своих
самоподготовках я использую различного рода электронные тесты. Контроль и
самопроверку знаний позволяют осуществить электронные кроссворды. Большой интерес
вызывают кроссворды на интерактивной доске, позволяющие проверить правильность
ответов. В случае правильно названных ответов, в поле кроссворда появляется слово и
иллюстрация, в противном случае звучит музыка, или появляется слово «подумай».
Интересными для меня и учащихся являются интерактивные игры и тренажеры на
определенные темы.
На своих занятиях использую здоровьесберегающие технологии, цель которых
сформировать у учащихся необходимые знания, умения, навыки по ЗОЖ, научить
использовать полученные знания в повседневной жизни, добиться выполнения
элементарных правил здоровьесбережения.
Во внеурочной деятельности: осуществляю индивидуальный подход к каждому ребенку во
время проведения утренней зарядки с учетом индивидуальных комплексов, провожу
спортивные праздники, соревнования, прогулки и экскурсии. Во время самоподготовок:
осуществляю подход к ребенку при определении учебной нагрузки: провожу физминутки,
динамические паузы, релаксацию, особое внимание уделяю красивой осанки детей,
гимнастику для глаз, регулярно проветриваю помещение, провожу занятия по профилактики
табакокурения, алкоголизма, наркомании, ОБЖ; на занятиях стараюсь создать атмосферу
доброжелательности, вера в силы ребенка, создаю «ситуацию успеха», которая необходима
не только для познавательного развития, но и для нормального психофизиологического
состояния ребенка. Обеспечивается адекватное восстановление сил: смена видов
деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и
расслабления, произвольной и эмоциональной активации необходимы для предотвращения
переутомления детей; построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с
закономерностями становления психических функций прежде всего имеется в виду переход
от совместных практических действий к самостоятельным. Анализ статистики
заболеваемости в группе показал, что количество простудных заболеваний за последние
годы снизилось. Это результат эффективной комплексной медико – педагогической
деятельности по охране жизни и здоровья детей.
Проводимая тренировка дыхания, не занимая много времени, позволяет не только
развивать дыхательную систему, но и способствует повышению культуры общения.
Соблюдаются гигиенические условия в кабинете: чистота, температура и свежесть воздуха,
рациональность освещения кабинета и доски, отсутствие монотонных, неприятных
звуковых раздражителей и т. п.. На занятиях поддерживаю спокойную доброжелательную
обстановку.
Метод проектов
«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где, и как я могу эти знания
применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и
является привлекательным для образования, стремящегося найти разумный баланс между
академическими знаниями и прагматическими умениями.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков, умений
самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном
пространстве, развитие критического и творческого мышления. Наибольшее
распространение получили практические проекты учащихся, чаще индивидуальные, или
выполненные небольшими группами.
Я использую метод проектов как метод воспитательный, и поэтому его применение
несет свою специфику.
Впервые я апробировала метод проектов в 2010 году в ходе участия в акции «Я –
гражданин России», сутью которой являлась разработка и реализация социальных проектов.
Первый опыт оказался удачным. При анализе коллектив сделал следующие выводы:
-
Во-первых, нацеленность на конечный результат, помогла наилучшим образом
организовать деятельность воспитанников для его достижения.
-
Во - вторых, комплексность задач, решаемых во время выполнения проекта,
позволила включить каждого воспитанника в посильное для него дело, с учетом
индивидуальных особенностей.
В ходе выполнения проекта «Я – гражданин России», каждая группа должна была
определить, какое социально-полезное дело могли бы выполнить воспитанники, в решении
какой социальной проблемы могли бы пригодиться их силы. Для презентации проекта
подбирали материал о проблеме и продумывали практические шаги (мероприятия) для ее
разрешения. В итоге у нас получилось четыре вполне самостоятельных небольших проекта,
которые мы объединили под общим названием «Спешите делать добрые дела».
В следующем проекте, «Слава Российским войскам», нашли отражение те моменты
применения проектной методики в воспитательной деятельности, которые позже
закрепились в нашей практике.
Во-первых, содержание проекта выбиралось из содержания одного из разделов
нашей воспитательной программы. Так, проект «Слава Российским войскам» был
посвящен знакомству с родами войск РА, а целями проекта были воспитание
гражданственности, гордости за великие военные победы, ответственности за судьбу
страны и готовности к защите Родине, если потребуется, с оружием в руках.
Презентация проекта состоялась в ходе КТД «Гордость и честь в строю у нас есть»,
посвященном Дню российской армии.
Проекты – это опыт разнообразной деятельности, в том числе и опыт работы с
информацией, в процессе которой формируются необходимые умения и навыки. Это и
умения работать с информацией, и умения планировать, распределять работу во времени, и
оформительские навыки, навыки сотрудничества, самопрезентации и многие другие.
Проекты - это возможность для создания ситуаций успеха, как личного, так и
коллективного. По типу, выполняемые нами проекты, можно отнести к практико-
исследовательским, а их творческое выполнение заложено уже самим методом. На
настоящий момент мы с детьми организовали шесть проектов, и у нас сложилась
определенная технология их организации и проведения.
За три с половиной года, мы реализовали множество различных проектов, но наиболее
объёмными по исследуемому материалу и продолжительными явились
Проект «Профессия моей мечты»
Цель: формирование первичной профориентационной направленности учебной
деятельности.
Тип проекта: ознакомительно-ориентировочный, социально-ориентированный.
В рамках проекта учащиеся должны были собрать и систематизировать информацию о
различных профессиях. Во время проектной работы проводились классные часы, на
которых родители ребят рассказывали о своей работе, социальной значимости той или иной
профессии, о знаниях, необходимых для овладения профессией.
Продуктом данного исследования явилась творческая работа на тему «Кем я хочу стать», в
которой учащиеся должны были представить информацию о какой-либо профессии
(название, функции, необходимые знания, личностные качества, почему я хочу овладеть
этой профессией).
Экологический проект: «Школьный двор моя страна».
Цель проекта:
Формирование экологической культуры учащихся, на основе трудового, духовно-
нравственного развития личности через совместную деятельность учащихся, родителей,
педагогического коллектива в озеленении пришкольного участка.
Тип проекта: внутришкольный, долгосрочный, исследовательский, творческий.
Форма занятий: индивидуальная, групповая.
Продукт проекта: создание и оформление цветочных клумб на территории школы –
интерната.
С этим проектом мы участвовали в областном экологическом конкурсе, за что получили
первое место. Стимулирование экологической деятельности через проектные технологии –
мощный фактор повышения качества экологического воспитания. Сейчас наши ребята
выявили ряд экологических проблем для следующих проектов. Что дает им это?
Они смотрят на окружающую действительность глазами социально значимой личности,
вырабатывают лидерские качества.
Реализация таких проектов пробуждать интерес учащихся к социально значимой
деятельности. Они начинают понимать, что от них зависят позитивные изменения.
Включение метода творческих проектов в воспитательный процесс дает мне
возможность разнообразить формы проведения занятий, стимулировать творчество и
развить мотивационную сферу школьников. Работая над проектами, дети учатся
взаимодействовать в команде, ответственно относиться к выполнению своей части работы,
оценивать результаты своего труда и труда товарищей. Процесс работы над творческим
проектом позволяет пробудить у моих учеников осознанный интерес к изучаемому
предмету, проявить творческие способности. У учащихся появляется уверенность в себе,
гордость за разработанное и изготовленное изделие, значимость и необходимость своего
труда для окружающих людей. Конечно, проекты моих ребят по своей конструктивной
сложности, материалоемкости, эстетическому исполнению нередко уступают работам
сверстников из общеобразовательных школ. Однако эмоциональное удовлетворение,
осознанная значимость и необходимость своего труда у наших школьников ни с чем не
сравнимы.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов
учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в
информационном пространстве. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную
деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся
выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с
методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.
Технологии компенсирующего обучения. К компенсирующим элементам (средствам)
реабилитационного пространства относят в первую очередь: любовь к ребенку (забота,
гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем;
принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками,
сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись
учиться, учись владеть собой). Это имеет еще более важное значение при работе с детьми с
ОВЗ, часто простое ласковое прикосновение успокаивает ребенка и активизирует его
деятельность.
Заключение
Использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед
школой, при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря современным
образовательным технологиям учащиеся овладевают приемами учебно-воспитательной
деятельности, умением самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в
современном информационном пространстве. Именно это и формирует «компетенцию».
Однако внедрение современных образовательных технологий не означает, что они
полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной
частью. Ведь педагогическая технология – это совокупность методов, методических
приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и
обеспечивающих планируемые результаты.
Работа с детьми с ОВЗ всегда является организацией совместной деятельности в
атмосфере делового сотрудничества, где роль воспитателя – роль доброжелательного
помощника ребенка. Все это обеспечивает включение механизмов личностного развития
обучающихся, их интеллектуальных способностей, создает эффективные условия обучения
и воспитания и это дает хорошие результаты.