Автор: Гильманова Гульнара Масхутовна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: ГБОУ Уфимская КШИ № 59
Населённый пункт: город Уфа Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровьесберегающие технологии на занятиях вокального кружка."
Раздел: среднее образование
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
НА ЗАНЯТИЯХ ВОКАЛЬНОГО КРУЖКА
Учитель музыки
ГБОУ Уфимская КШИ № 59
Гильманова Г.М.
Русский литературный критик В. Г. Белинский писал: «…влияние музыки на
детей благодатно,…она наполнит гармониею мира их юные души, разовьет в них
предощущение таинства жизни».
Еще
во
времена
греческого
философа
Платона
было
известно,
что
могущественность и сила государства напрямую зависит от того, какая музыка в нем
звучит.
Социологические
данные
по
стране
говорят,
что
для
80%
подростков
«музыка нужна, чтобы было веселее», отдавая предпочтение направлениям рок-
музыки.
По
этому
поводу
обеспокоенность
высказывают
медики.
Их
исследования
показывают,
что
чрезмерное
увлечение
рок-музыкой
отрицательно
влияет
на
здоровье молодых людей.
В условиях реализации ФГОС одной из приоритетных задач является повышение
воспитательного потенциала. (особенно у детей с ИН, детей с ОВЗ и оставшихся без
попечения родителей).
Проведенный опрос обучающихся коррекционной школы показывает, что:
-32% детей занимаются в учреждениях дополнительного образования,
-46% ребят сказали о том, что продолжат общение с искусством в будущем,
- лишь 26% школьников вместе с родителями посещают учреждения культуры.
Причинами этого являются:
- потеря ценностных ориентаций общества,
- снижение воспитательного потенциала семьи,
- чрезмерное занятие компьютерными играми,
- увлечение детей «попсовой» и рок-музыкой.
Задачи,
связанные
с
музыкальным
воспитанием
ребенка,
формируют
те
положительные
чувства,
ту
нравственно-этическую
сторону,
без
чего
человеку
обойтись невозможно. Музыка, танец терапевтически воздействуют на растущий
организм:
придают
физическую
бодрость,
устраняют
усталость,
положительно
влияют на психо - эмоциональное состояние школьников.
В коррекционной школе уроку музыки отводится лишь 1 час в неделю, кроме
классов, обучающихся по ФГОС. Этого явно мало, так как уровень музыкального
развития у детей с ОВЗ значительно ниже уровня их сверстников из массовой
школы. Занятия в вокальном кружке компенсируют эти недостатки и направлены на
включение
обучающихся
с
интеллектуальными
и
психическими
нарушениями
в музыкально-творческую деятельность, которая в опоре на здоровьесберегающие
технологии является эффективным методом лечения многих нервно-психических
процессов у воспитанников.
Важнейшими задачами работы вокального кружка являются:
- развитие образного мышления, которое служит ключом к воспитанию чувства
прекрасного;
- формирование устойчивой эмоциональной сферы обучающихся;
- коррекция коммуникативных навыков;
- активизация здоровье-сберегающей направленности.
Хоровое и ансамблевое пение невозможно без работы над вокально-хоровыми
навыками:
Упражнения
на
дыхание очень
полезны,
так
как
не только
заменяют
дыхательную
гимнастику,
но и
способствуют
развитию
грудной
клетки,
значительно уменьшают число обострений при заболеваниях лёгких;
вокальные
упражнения,
попевки
со
словами
и
без
слов
способствуют
развитию у детей координации между слухом и голосом, расширяют певческий
диапазон, а также воздействуют терапевтически: улучшают кровоснабжение,
которое
ведёт
к активизации
деятельности
головного
мозга:
он начинает
работать
интенсивнее,
улучшается
память,
легче
воспринимается
любая
информация;
регулярные
занятия
хоровым
пением
способствуют
развитию
сенсорного
аппарата, устранению бормотания, координации дыхания с речью, улучшению
артикуляции и дикции, устранению монотонности и гнусавости в голосе, а
также
позволяют
устранить
легкую
и
среднюю
степень
заикания:
ритм,
который
диктует
музыка
головному
мозгу,
снимает
нервное
напряжение,
улучшая тем самым речь ребенка;
сохранению
здоровья
воспитанников
вокального
кружка
способствует
музыкально-пластическое
интонирование,
двигательная
активность.
Через
игровые
моменты,
жесты,
танцевальные
движения
дети
ярче
передают
настроение
музыки:
их
мимика,
жесты
становятся
раскрепощеннее,
повышается
эмоциональный
уровень,
легче
и
быстрее
идет
работа
по
запоминанию текста песен.
В
современной
медицине
все
большее
значение
приобретают
термины:
музыкотерапия и вокалотерапия.
Вокально-хоровая
«музыкотерапия»
несёт
в
себе
и большие
коррекционно-
воспитательные возможности:
активизирует мышление, способствует развитию
внимания,
памяти.
Она
качественно
совершенствует
восприятие,
помогает
формированию представлений, активизирует познавательную деятельность.
«Вокалотерапия»
выполняет
релаксационную
функцию,
помогают
добиться
эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление у детей.
Выдающийся советский композитор Д. Шостакович говорил: «Сокровища музыки
неисчерпаемы,
и
также
неисчерпаемы
ее
возможности
в
будущем.
Благодаря
музыке вы найдете в себе новые, неведомые вам прежде силы».
Песня затрагивает самые тонкие и нежные струны души, а детям свойственно
воспринимать
все
доброе
и
прекрасное.
Хоровое
пение
воздействует
на
эмоциональный
мир
ребенка,
облагораживает
его
душу
и
обладает
мощным
воспитательным потенциалом. Оно способно сплотить коллектив, сдружить детей,
а вместе легче преодолеть любые трудности, в том числе и трудности учения.
Работая в вокальном кружке, раскрепощая детей, хочется создавать условия для
того, чтобы каждый почувствовал себя индивидуальностью, личностью.