Напоминание

"Здоровьесберегающие технологии на занятиях вокального кружка."


Автор: Гильманова Гульнара Масхутовна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: ГБОУ Уфимская КШИ № 59
Населённый пункт: город Уфа Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровьесберегающие технологии на занятиях вокального кружка."
Раздел: среднее образование





Назад




ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

НА ЗАНЯТИЯХ ВОКАЛЬНОГО КРУЖКА

Учитель музыки

ГБОУ Уфимская КШИ № 59

Гильманова Г.М.

Русский литературный критик В. Г. Белинский писал: «…влияние музыки на

детей благодатно,…она наполнит гармониею мира их юные души, разовьет в них

предощущение таинства жизни».

Еще

во

времена

греческого

философа

Платона

было

известно,

что

могущественность и сила государства напрямую зависит от того, какая музыка в нем

звучит.

Социологические

данные

по

стране

говорят,

что

для

80%

подростков

«музыка нужна, чтобы было веселее», отдавая предпочтение направлениям рок-

музыки.

По

этому

поводу

обеспокоенность

высказывают

медики.

Их

исследования

показывают,

что

чрезмерное

увлечение

рок-музыкой

отрицательно

влияет

на

здоровье молодых людей.

В условиях реализации ФГОС одной из приоритетных задач является повышение

воспитательного потенциала. (особенно у детей с ИН, детей с ОВЗ и оставшихся без

попечения родителей).

Проведенный опрос обучающихся коррекционной школы показывает, что:

-32% детей занимаются в учреждениях дополнительного образования,

-46% ребят сказали о том, что продолжат общение с искусством в будущем,

- лишь 26% школьников вместе с родителями посещают учреждения культуры.

Причинами этого являются:

- потеря ценностных ориентаций общества,

- снижение воспитательного потенциала семьи,

- чрезмерное занятие компьютерными играми,

- увлечение детей «попсовой» и рок-музыкой.

Задачи,

связанные

с

музыкальным

воспитанием

ребенка,

формируют

те

положительные

чувства,

ту

нравственно-этическую

сторону,

без

чего

человеку

обойтись невозможно. Музыка, танец терапевтически воздействуют на растущий

организм:

придают

физическую

бодрость,

устраняют

усталость,

положительно

влияют на психо - эмоциональное состояние школьников.

В коррекционной школе уроку музыки отводится лишь 1 час в неделю, кроме

классов, обучающихся по ФГОС. Этого явно мало, так как уровень музыкального

развития у детей с ОВЗ значительно ниже уровня их сверстников из массовой

школы. Занятия в вокальном кружке компенсируют эти недостатки и направлены на

включение

обучающихся

с

интеллектуальными

и

психическими

нарушениями

в музыкально-творческую деятельность, которая в опоре на здоровьесберегающие

технологии является эффективным методом лечения многих нервно-психических

процессов у воспитанников.

Важнейшими задачами работы вокального кружка являются:

- развитие образного мышления, которое служит ключом к воспитанию чувства

прекрасного;

- формирование устойчивой эмоциональной сферы обучающихся;

- коррекция коммуникативных навыков;

- активизация здоровье-сберегающей направленности.

Хоровое и ансамблевое пение невозможно без работы над вокально-хоровыми

навыками:

Упражнения

на

дыхание очень

полезны,

так

как

не только

заменяют

дыхательную

гимнастику,

но и

способствуют

развитию

грудной

клетки,

значительно уменьшают число обострений при заболеваниях лёгких;

вокальные

упражнения,

попевки

со

словами

и

без

слов

способствуют

развитию у детей координации между слухом и голосом, расширяют певческий

диапазон, а также воздействуют терапевтически: улучшают кровоснабжение,

которое

ведёт

к активизации

деятельности

головного

мозга:

он начинает

работать

интенсивнее,

улучшается

память,

легче

воспринимается

любая

информация;

регулярные

занятия

хоровым

пением

способствуют

развитию

сенсорного

аппарата, устранению бормотания, координации дыхания с речью, улучшению

артикуляции и дикции, устранению монотонности и гнусавости в голосе, а

также

позволяют

устранить

легкую

и

среднюю

степень

заикания:

ритм,

который

диктует

музыка

головному

мозгу,

снимает

нервное

напряжение,

улучшая тем самым речь ребенка;

сохранению

здоровья

воспитанников

вокального

кружка

способствует

музыкально-пластическое

интонирование,

двигательная

активность.

Через

игровые

моменты,

жесты,

танцевальные

движения

дети

ярче

передают

настроение

музыки:

их

мимика,

жесты

становятся

раскрепощеннее,

повышается

эмоциональный

уровень,

легче

и

быстрее

идет

работа

по

запоминанию текста песен.

В

современной

медицине

все

большее

значение

приобретают

термины:

музыкотерапия и вокалотерапия.

Вокально-хоровая

«музыкотерапия»

несёт

в

себе

и большие

коррекционно-

воспитательные возможности:

активизирует мышление, способствует развитию

внимания,

памяти.

Она

качественно

совершенствует

восприятие,

помогает

формированию представлений, активизирует познавательную деятельность.

«Вокалотерапия»

выполняет

релаксационную

функцию,

помогают

добиться

эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление у детей.

Выдающийся советский композитор Д. Шостакович говорил: «Сокровища музыки

неисчерпаемы,

и

также

неисчерпаемы

ее

возможности

в

будущем.

Благодаря

музыке вы найдете в себе новые, неведомые вам прежде силы».

Песня затрагивает самые тонкие и нежные струны души, а детям свойственно

воспринимать

все

доброе

и

прекрасное.

Хоровое

пение

воздействует

на

эмоциональный

мир

ребенка,

облагораживает

его

душу

и

обладает

мощным

воспитательным потенциалом. Оно способно сплотить коллектив, сдружить детей,

а вместе легче преодолеть любые трудности, в том числе и трудности учения.

Работая в вокальном кружке, раскрепощая детей, хочется создавать условия для

того, чтобы каждый почувствовал себя индивидуальностью, личностью.



В раздел образования