Напоминание

«Влияние практической деятельности на развитие личности кадета в Омском кадетском корпусе».


Автор: Пахотин Александр Васильевич
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ФГКОУ "Омский кадетский военный корпус МО РФ"
Населённый пункт: Омск, ул.Ленина 26
Наименование материала: статья
Тема: «Влияние практической деятельности на развитие личности кадета в Омском кадетском корпусе».
Раздел: полное образование





Назад




Влияние практической деятельности на развитие личности кадета в

Омском кадетском корпусе.

А.В. Пахотин, воспитатель.

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Омский кадетский военный корпус Министерства Обороны Российской

Федерации» г. Омск

Основной движущей силой развития личности подростка и юноши является

не созревание, а та среда, которая окружает его, и активная деятельность.

Разработка

категорий

деятельности

является

узловым

моментом

в

исследовании

целого

ряда

проблем

обучения

и

воспитания.

Ведь

только

практическая деятельность кадета может быть той основой, на базе которой

развивается личность.

На развитие личности кадета влияет не только окружающая социальная

среда, но и деятельность, в которой проявляется личность, ее познавательные

процессы, психологические состояния, свойства и образования. Подросток,

поступивший

в

кадетский

корпус,

не

имеет

еще

профессиональной

подготовленности.

К

этому

периоду

у

него

лишь

сформированы

определенные

предпосылки

для

профессиональной

деятельности,

есть

определенные знания, навыки и умения. Сформировать у него необходимую

подготовленность – это задача обучения и воспитания в кадетском корпусе.

Развивающее

влияние

деятельности

обусловлено

следующими

обстоятельствами.

Во-первых,

деятельность

предъявляет

к

личности

очень

высокие

требования. Чтобы успешно выполнять свои учебные и служебные функции,

кадет должен обладать необходимыми нравственными, психологическими,

профессиональными и физическими качествами. Значит, сама деятельность

о бъ е к т и в н о

п о бу ж д а е т

к а д е т а

к

в с е с т о р о н н е м у

р а з в и т и ю ,

самосовершенствованию.

Во-вторых,

в

процессе

деятельности

кадет

проявляет

активность

по

достижению

поставленных

целей.

Для

успешного

решения

задач

кадет

напрягает

свои

духовные

и

физические

силы,

преодолевает

различные

трудности.

Происходит

развитие

и

закалка

необходимых

качеств

и

черт

личности, характера, способностей.

В-третьих,

деятельность

постоянно

корректирует

и

направляет

развитие

личности. Успех в достижении целей, выполнение частных задач и действий

поощряет

личность,

способствует

повышению

ее

активности.

Ошибки,

неудачи

заставляют

личность

вносить

в

свои

действия

определенные

коррективы,

побуждают

личность

к

поиску

причин

неудач,

ошибок,

к

активному формированию недостаточно развитых качеств, знаний, навыков,

умений.

Отсюда следует, что основным содержанием работы старших воспитателей,

воспитателей

и

учителей

по

обучению,

воспитанию

и

развитию

кадет

является включение их в активную целенаправленную деятельность.

Деятельность

кадет

как

фактор

развития

личности

осуществляется

в

различных видах и включает в себя игровые моменты, учебу и труд. Первый

вид деятельности – это игра. Игровая деятельность присуща кадетам. Так,

например, в спортивных играх (футбол, волейбол, баскетбол и другие) они

проявляют и развивают свои способности, интересы, чувства и волю. Игры

могут

способствовать

формированию

у

кадет

таких

качеств

личности,

которые

им

необходимы

для

успешного

решения

учебных

задач:

настойчивость, организованность, находчивость.

Игровые моменты имеют место не только в ходе спортивных соревнований,

но и на занятиях по военным дисциплинам. Важным условием благотворного

влияния

игровой

деятельности

на

развитие

личности

кадета

является

отсутствие послаблений и упрощенчества на занятиях.

Второй

вид

деятельности

учеба.

Цель

обучения

это

подготовка

к

будущему самостоятельному труду, овладение необходимой суммой знаний и

умений, развитие в себе способностей, необходимых качеств. Здесь хорошо

проявляются интересы личности, ее склонности, увлечения. Обучение как

вид

деятельности

не

заканчивается

в

юношеском

возрасте,

практически

человек учится всю жизнь.

В

ходе

учебы

у

кадет

совершенствуются

познавательные

психические

процессы,

интересы

и

потребности,

развиваются

черты

характера,

склонности

и

направленность

личности,

волевые

и

интеллектуальные

качества.

Воспитательное

значение

учебы

зависит

прежде

всего

от

осознанной значимости и практической направленности.

Третий вид деятельности – труд. В труде кадет развивается, применяет ранее

полученные

знания,

навыки

и

умения,

углубляет

их,

всесторонне

обогащается, у него активно формируется система взглядов и убеждений,

научное мировоззрение.

Тр уд

к а д е т а

х а р а к т е р и з у е т с я

о б щ е с т в е н н ы м

з н а ч е н и е м ,

профессиональными характеристиками, интенсивностью. Коллектив взвода,

в котором он трудится, предъявляет ему нравственные, деловые и социальные

требования.

Подчиняясь

этим

требованиям,

кадет

развивает

в

себе

определенные привычки, необходимые черты характера.

Учебная

деятельность

является

особым

и

очень

сложным

видом

деятельности и характеризуется рядом особенностей:

- сочетает в себе элементы игры, учения и труда, что делает ее особенно

сложной и усиливает ее влияние на развитие личности кадета;

-связана с большими психологическими нагрузками;

-активизируется в значительной степени моральными, а не материальными

стимулами.

Все

эти

особенности

придают

учебной

деятельности

исключительно

высокие

возможности

в

развитии

личности.

Напряженность

и

целеустремленность

деятельности

способствует

формированию

у

кадет

профессионально

важных

черт

личности.

Сознание

общественной

значимости

способствует

развитию

у

кадет

высоких

нравственных

и

психологических качеств. Следовательно, учебная деятельность развивает у

кадет необходимые для обучения в вузах свойства личности.

Большое влияние на формирование и развитие личности кадета оказывают

занятия по дисциплинам военной подготовки. Здесь развиваются высокие

моральные

качества,

совершенствуются

познавательные

процессы,

формируется

функциональная

надежность

психики,

ее

устойчивость

к

отрицательным факторам. Важнейшими условиями эффективного влияния

всех

видов

военной

подготовки

на

развитие

личности

кадет

являются:

придание

смысла

учебной

деятельности,

его

осознание

кадетами;

психологическое моделирование обстановки на занятиях в летнем полевом

лагере

и

тактической

игре;

высокая

требовательность

со

стороны

руководителей

на

учебных

местах,

борьба

с

послаблениями

и

упрощенчеством.

Служебная деятельность – это вид деятельности, особенностью которой

являются

исключительная

значимость,

большая

напряженность,

высокая

ответственность за результаты.

Все

данные

факторы

оказывают

большое

влияние

на

формирование

и

развитие

личностных

свойств

и

качеств

кадета

его

сознательности,

целеустремленности, дисциплинированности, исполнительности и других.

Исключительно

благотворными

возможностями

для

формирования

и

развития

личности

кадета

обладает

внутренняя

служба.

Дежурство

во

внутреннем

наряде

предъявляет

высокие

требования

к

личностным

свойствам и качествам кадет, их психологической и физической подготовке.

Развивающими

факторами

внутренней

службы

являются:

высокая

ответственность

за

результаты

деятельности,

напряженность,

сложность,

коллективный характер и другие.

Однако перечисленные факторы действуют не сами по себе, а благодаря

повседневной

настойчивой

работе

воспитателей.

Успех

этой

работы

во

многом зависит от знания и учета психологических особенностей внутренней

службы – тех факторов, которые способствуют развитию личности кадета.

Конечно,

не

сразу

все

кадеты

становятся

дисциплинированными

и

закаленными,

готовыми

переносить

тяготы

службы.

Но

служебная

деятельность ставит их в строй, при определенных условиях формирует и

развивает необходимые личностные свойства и качества.

Общественная деятельность содержит в себе благоприятные возможности

для всестороннего развития личности кадета. Обучение в кадетском корпусе

приходится

на

такое

время

в

жизни

юношей,

когда

наиболее

активно

формируется их мировоззрение, складывается характер, идет нравственное

развитие, формируются межличностные отношения.

Деятельность

кадет

по

своему

характеру

является

коллективной.

Совместная деятельность предполагает согласование усилий кадет по месту,

времени, решаемым задачам. Все это достигается благодаря общению кадет.

Общение

есть

сложный,

многосторонний

процесс

взаимодействия

кадет,

содержанием

которого

является

обмен

информацией

для

достижения

взаимопонимания в процессе их совместной деятельности.

Решающее

значение

в

развитии

личности

кадета

имеет

сознательность,

которая проявляется в убежденности. О сознательном кадете, достигшем в

общественной деятельности высоких результатов, говорят как о полноценно

развитой личности.

Деятельность и сознание кадета находятся в единстве. С одной стороны,

сама учебная деятельность немыслима без участия состязания. Оно позволяет

правильно

ориентироваться

в

окружающей

обстановке,

понять

предъявляемые к личности обучаемого требования, в соответствии с этими

требованиями

и

внутренними

побуждениями

планировать

действия,

предвидеть их результаты. С другой стороны, развитие сознания невозможно

вне практической деятельности кадета.

Поведение, успехи в учебе, службе и дисциплине кадет зависят также от их

самосознания

и

самодисциплины.

Самосознание

представляет

собой

осознание

кадетом

самого

себя,

своих

взаимоотношений

с

окружающим

миром, другими людьми, своих действий и поступков, мыслей и чувств, всего

многообразия

качеств

личности.

На

этой

основе

формируется

самодисциплина как способность контролировать свои действия и поступки,

сверять их с требованиями правил поведения, морали, способность с позиций

этих требований всесторонне оценивать свою личность, вовремя заметить и

исправить свою ошибку.

Каждому виду деятельности присущи свои специфические особенности,

которые, так или иначе, влияют на развитие личности кадета. Вместе с тем у

них

есть

и

нечто

общее,

характеризующее

развивающее

влияние

деятельности. Таким общим является ее психологическая структура - цели,

мотивы

и

способы.

Глубокое

осознание

кадетами

целей

деятельности,

превращение их в личностно значимые побуждает проявлять настойчивость в

их достижении, что благотворно сказывается на развитии личных свойств и

качеств. Влияние деятельности на развитие личности кадета зависит от того,

какими

мотивами

он

руководствуется

широкими

социальными

или

узколичными,

эгоистическими.

Задача

воспитателя

сформировать

и

активизировать у кадета широкие социальные мотивы деятельности.

Овладение

способами,

приемами

и

средствами

достижения

целей,

применение их в практической деятельности – основа формирования у кадет

знаний, навыков и умений, развития профессионально важных свойств и

качеств.

Навык

возникает

у

кадета

как

сознательно

автоматизируемое

действие. Его роль заключается в освобождении сознания от контроля над

выполнением

приемов

действия

и

переключения

его

на

цели

и

условия

действия.



В раздел образования