Автор: Котовщикова Елена Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: АН ДОО "Алмазик"
Населённый пункт: г.Удачный, Мирнинский район, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Звук» и «Буква»
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе .
Цель: Подготовить детей к первому периоду обучения грамоте.
Задачи:
1)Образовательные:
- закрепить у детей понятия: «звук» и «буква», закрепить знания об отличиях.
- закрепить умение подбирать слова-антонимы.
- закрепить знания детей об обобщающих понятиях.
2) Развивающие:
- развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.
- развивать связную речь.
- развивать внимание, слуховое восприятие, логическое мышление, память.
- развивать мелкую и общую моторику.
3) Воспитательные:
- воспитывать умение слушать товарища.
Материал:
Буквы, предметные картинки: диван, стол, кресло, чашка; собака, кошка, корова, лиса;
дуб, береза, клен, земляника, простые карандаши, листок с заданием .
Ход:
-Ребята, сегодня у нас занятие, в ходе которого я хочу проверить, кто из вас самый
смышленый и внимательный.
- Ребята, скажите, пожалуйста, что такое буква? Что такое звук? И чем они отличаются
друг от друга?
Буквами мы обозначаем звуки речи при письме. Букву нельзя произнести или
услышать, ее мы можем только написать.
Звуки – это то, что мы произносим и слышим. На письме звуки обозначаются с
помощью букв.
На какие большие группы можно разделить звуки?
Гласные звуки , и согласные , верно! Молодцы!
-Итак, 1 задание называется «ОТГАДАЙКА»
-Лучше умственной зарядки нет для взрослых и детей.
Кто загадки отгадает, тот становится умней.
1. Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь.
Солнце, море, горы, пляж…
Что же это? (КАРАНДАШ)
-Ребята! Какой первый звук мы слышим в слове карандаш? А последний? Гласный или
согласный? Почему? Какой буквой мы обозначаем звук [к];[ш].
2. Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает (КНИГА)
-Ребята! Какой первый звук мы слышим в слове книга? А последний? Гласный или
согласный? Почему? Какой буквой мы обозначаем звук [к];[а].
3. Новый дом несу в руке,
Дверца дома на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные. (ПОРТФЕЛЬ)
-Ребята! Какой первый звук мы слышим в слове портфель? А последний? Гласный или
согласный? Почему? Какой буквой мы обозначаем звук [п];[л].
5. То я в клетку,
То в линейку,
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать….
Что такое я? (ТЕТРАДЬ)
-Ребята! Какой первый звук мы слышим в слове тетрадь? А последний? Гласный или
согласный? Почему? Какой буквой мы обозначаем звук [т];[д].
Физкультминутка:
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз — хлопок и вверх — хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)
3)Дидактическая игра: «Назови лишний предмет»
-Думай- думай, рассуждай! Лишний предмет называй»
Картинки для игры:
диван, стол, кресло, чашка;
собака, кошка, корова, лиса;
дуб, береза, клен, земляника.
4)Задание: «Антонимы»
-Я сейчас вам буду называть слова, а вы должны подобрать к ним противоположные.
Безопасно- опасно
Беспорядок- порядок
Зло- добро
Быстро- медленно
Открыть- закрыть
Легкий- тяжелый
Новый- старый
Близко- далеко
Длинный- короткий.
- Молодцы, вы справились с заданием.
Итог:
-Ребята, вы все молодцы, вам понравилось наше занятие? Что мы сегодня интересного
делали? Что вам понравилось? Что нового узнали? Вы все молодцы, мне понравилось
как Даша, Артем, Марина выполняли все задания. Все оказались внимательными , в
следующий раз мы с вами попробуем выполнить другие более сложные задания.