Напоминание

Информационная безопасность детей – ответственность общества.


Автор: Кербель Лилия Николаевна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МДОУ "ДС №7"
Населённый пункт: город Копейск, Челябинская область
Наименование материала: Информационная безопасность детей – ответственность общества.
Тема: Информационная безопасность детей – ответственность общества.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Автор:

Кербель Л. Н., заведующий МДОУ «ДС №7» Копейск

Информационная безопасность детей - ответственность общества.

Компьютер - мясорубка для информации.

Компьютер - это резонатор того интеллекта, с которым человек к нему обращается.

В.Г. Кротов

Современный ребёнок рано знакомится с компьютером. Мы радуемся, глядя,

как ловко малыш нажимает на кнопки домашней техники. Многим родителям

нравится, что дети не балуются, не носятся по улице, а мирно сидят дома за

компьютером.

В

результате

взрослые

порой

не

подозревают,

какую

информацию черпает их ребёнок из компьютера. Они не догадываются, что

машина не только становиться для ребёнка няней или источником знаний, но

начинает

эмоционально

заменять

ему

родителей,

особенно

много

работающих родителей. Постепенно ребёнок проводит за компьютером всё

больше времени.

С помощью этой современной машины дошкольник:

1. Растет технически грамотным.

2. Чувствует себя увереннее с любой техникой.

3. Развивает логическое мышление.

4. Увеличивает скорость реакции, принятие решения.

5. Улучшает память.

6. Учится концентрировать внимание.

7. Учится визуально воспринимать объекты.

8. Получает возможность общаться с друзьями, живущими далеко.

9. Имеет возможность получить любую нужную ему информацию.

Но наряду с положительными сторонами есть и отрицательный момент в

использовании компьютера и Интернет-сети.

Одной из проблем современного информационного общества являются

новые для педагогики проблемы – игромания и компьютерная зависимость.

Это увлечение компьютерными играми, интернет-технологиями, игровыми

автоматами,

азартными

играми.

Игромания

увлечение

или

болезнь?

Психиатры утверждают – игромания лечится, но бороться с зависимостью

нужно

на

ранней

стадии.

Болезнь

начинается

с

привязанности

к

компьютерным играм, которая превращается в патологию.

Игра – это взаимодействие. И неважно с кем: с людьми, компьютером или же

с самим собой.

Критерии, определяющие начало компьютерной зависимости

1.

беспричинные

частые

и

резкие

перепады

настроения:

от

подавленного до эйфорически - приподнятого;

2.

болезненная и неадекватная реакция на критику;

3.

нарастающая оппозиционность к родителям, друзьям, значительное

эмоциональное отчуждение;

4.

ухудшение памяти, внимания;

5.

снижение успеваемости, прогулы занятий;

6.

уход от участия в делах, которые ранее были интересны, отказ от

хобби, любимого дела;

7.

пропажа

из

дома

ценностей

или

денег,

появление

чужих

вещей,

денежные долги ребенка;

8.

появляющаяся изворотливость, лживость;

9.

неопрятность, неряшливость, нехарактерные ранее;

10.приступы депрессии, страха, тревоги.

Информационная безопасность - проблема не только социальная, но и

педагогическая,

потому

что

ее

решение

напрямую

зависит

от

уровня

и

качества

образованности

подрастающего

поколения,

от

степени

зрелости

личности и ее готовности к самореализации в обществе.

Один из возможных

путей решения проблемы информационной безопасности - обучение ребенка

адекватному

восприятию

и

оценке

информации,

ее

критическому

осмыслению

на

основе

нравственных

и

культурных

ценно стей.

Необходимую информацию ребенок получает из непосредственного опыта,

личного общения, а также из разнообразных источников информации (книги,

радио,

телевидение,

журналы,

газеты

и

другие

источники

знаково-

символического

характера).

Причем

закономерностью

общественного

развития

является

преобладание

и

резкое

увеличение

доли

информации,

получаемой из информационных источников, нежели из непосредственного

опыта

и

личного

общения.

Усложнение

и

динамичность

социальных

процессов

в

обществе,

влияние

происходящих

общественных

изменений

непосредственно

на

повседневную

жизнь

ребенка

делают

его

все

более

зависимым

от

потока

сообщений

средств

массовой

коммуникации.

Все

меньше сведений, необходимых для своего социального поведения и жизни в

обществе, он может получить, основываясь только на своем повседневном

опыте.

Одним из негативных эффектов глобальной компьютерной сети является

широкое распространение по сети различной информации сомнительного

содержания.

Следует

отметить,

что

существуют

информационные

воздействия прямо угрожающие психическому или физическому здоровью

человека.

Довольно

часто

такие

воздействия

на

протяжении

многих

лет

формируют

морально-психологическую

атмосферу

в

обществе,

питают

криминальную

среду

и

способствуют

росту

психических

заболеваний.

Отследить всю информацию, попадающую в интернет, невозможно, как

невозможно предвидеть может ли ребенок случайно зайти на сайт, где ему

рекомендуют употребление наркотиков, алкоголя, изготовление взрывчатки.

Ребенок,

находясь

в

сетевых

ресурсах,

вынужден

во

всплывающем

рекламном

окне

видеть

фотографию

обнаженного

тела.

Согласно

исследованиям,

педагоги

и

родители

не

понимают

и

не

предвидят

всей

опасности, исходящей от интернета. Между тем, ребенок может войти в

сатанинские культы, причем принимать участие в их собраниях, сидя дома за

компьютером, намного легче.

Перечисленное

многообразие

информационных

факторов

при

отсутствии

условий

информационной

безопасности

не

позволит

ребенку

полноценно

развиваться,

своевременно

адаптироваться

к

меняющимся

с о ц и а л ь н ы м

у с л о в и я м

и

о р г а н и з о в ы в а т ь

с в о е

п о в е д е н и е

(жизнедеятельность), позволяющее удовлетворять основные потребности в

обществе в социально приемлемых формах с учетом интересов других людей

и действующих социальных институтов. Мы полагаем, что информационную

безопасность

личности

дошкольника

целесообразно

рассматривать

как

состояние

защищенности

от

действия

многообразных

информационных

факторов,

препятствующих

или

затрудняющих

формирование

и

функционирование

адекватной

информационно-ориентировочной

основы

социального

поведения

человека

и

в

целом

жизнедеятельности

в

с о в р е м е н н о м

о б щ е с т в е .

Чтобы

компьютер

приносил

детям

пользу,

нужно

правильно

обустроить

рабочее

место

ребенка

и

придерживаться

следующих

правил,

которые

ученые

рекомендуют

соблюдать

при

организации

игровой

деятельности детей с компьютером:

1.

Ребенок может работать за компьютером не более 15 минут в

день.

2.

Лучше играть в компьютерные игры в первой половине дня.

3.

В течение недели ребенок может работать с компьютером не

более трех раз.

4.

Комната, в которой он работает за компьютером, должна быть

хорошо освещена.

5.

Врачи советуют ежедневно проводить в комнате с компьютером

влажную уборку и проветривание.

6.

Неплохо держать в комнате аквариум, который более полезен, чем

кактус у монитора якобы впитывающий вредное излучение.

7.

Мебель (стол и стул) по размерам должна соответствовать росту

ребенка.

8.

Рекомендованное

расстояние

от

глаз

ребенка

до

монитора

не

должно превышать 60 см.

9.

В

процессе

игры

с

компьютером

нужно

обязательно

сделать

зарядку для глаз.

10.

Занятия

за

компьютером

нужно

сменить

физическими

упражнениями и играми.

Компьютер – умная и нужная машина и никогда не навредит, если

правильно ее использовать и соблюдать все меры предосторожности:

1.

Следить за тем, во, что играет ребенок, какие фильмы он смотрит.

2.

Установить на компьютере полезные программы, которые будут

учить ребенка полезному и нужному.

3.

Проводить

с

ребенком

гимнастику

глаз,

следите,

чтобы

на

мониторе компьютера не было бликов.

4.

Чаще играть с ребенком в обычные игры, развивающие сенсорику

и внимательность.

5.

Помогать ребенку найти общий язык со сверстниками, научите

его манерам общения, старайтесь чаще с ним разговаривать.

6.

Не оставлять ребенка за компьютером без присмотра (в первую

очередь, маленьких детей).

7.

Ограничить время нахождения за компьютером.

Интернет это прекрасное место для общения, обучения и отдыха. Но стоит

понимать, что, как и наш реальный мир, всемирная паутина так же может

быть весьма и весьма опасна. Приведем несколько рекомендаций, с помощью

которых посещение Интернет может стать менее опасным для ваших детей:

1.

Посещайте

Интернет

вместе

с

детьми.

Поощряйте

ваших

детей

делиться с вами их успехами и неудачами в деле освоения Интернет;

2.

Объясните детям, что если в Интернет что-либо беспокоит их, то им

следует не скрывать этого, а поделиться с вами своим беспокойством;

3.

Объясните ребенку, что при общении в чатах, использовании программ

мгновенного обмена сообщениями (типа ICQ, Microsoft Messenger и

т.д.),

использовании

он-лайн

игр

и

других

ситуациях,

требующих

регистрации,

нельзя

использовать

реальное

имя,

помогите

вашему

ребенку выбрать регистрационное имя, не содержащее никакой личной

информации;

4.

Объясните ребенку, что нельзя выдавать свои личные данные, такие как

домашний

адрес,

номер

телефона

и

любую

другую

личную

информацию, например, номер школы, класс, любимое место прогулки,

время возвращения домой, место работы отца или матери и т.д.;

5.

Объясните своему ребенку, что в реальной жизни и в Интернет нет

разницы между неправильными и правильными поступками;

6.

Научите ваших детей уважать собеседников в Интернет. Убедитесь, что

они понимают, что правила хорошего тона действуют одинаково в

Интернет и в реальной жизни;

7.

Скажите им, что никогда не стоит встречаться с друзьями из Интернет.

Ведь люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают;

8.

Объясните

детям,

что

далеко

не

все,

что

они

могут

прочесть

или

увидеть в Интернет – правда. Приучите их спрашивать о том, в чем они

не уверены;

9.

Не

забывайте

контролировать

детей

в

Интернет

с

помощью

специального

программного

обеспечения.

Это

поможет

вам

отфильтровывать вредоносное содержание, выяснить, какие сайты на

самом деле посещает ваш ребенок и что он там делает.

Невозможно закрыть все ресурсы, содержащие негативный конвент, и

полностью оградить ребенка от столкновения с вредоносным содержимым,

но возможно предупредить его, научить справляться с угрозой и в спорных

ситуациях в первую очередь обращаться за помощью к взрослым.

Используемая литература

1.

Горвиц Ю. М. Зачем малышам компьютер.// Детский сад от А до

Я. – 2003. - № 1

2.

Горвиц Ю. М., ассоциация «Компьютер и детство», г.Москва.

Зачем нужны компьютеры в дошкольных учреждениях? // Информатика и

образование. – 1994. - № 3. – С. 63 – 72.

3.

Грамолин В. В. Обучающие компьютерные игры. // Информатика

и образование. - 1994. № 4. - С. 63-65.



В раздел образования