Автор: Лысикова Надежда Викторовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ "Архангельская " СОШ
Населённый пункт: село Архангельское Аннинского района Воронежской области
Наименование материала: статья
Тема: "Компетентность как цель и результат образования. Виды компетенций школьников."
Раздел: среднее образование
Компетентность как цель и результат образования. Виды компетенций школьников.
Целью современного образования является повышение качества образования. Качество
образования – совокупность образовательных результатов обеспеченных возможностью
самостоятельного решения обучающимися значимых для него проблем (коммуникационных,
информационных, познавательных, социальных ). Одним из условий повышения качества
образования является формирование компетентности школьника. Компетентностью называют
интегральное качество личности, характеризующее способность решать проблемы и типичные
задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и
жизненного опыта, ценностей и наклонностей. Понимая «способность», в данном случае, не как
«предрасположенность», а как «умение». «Способен» т.е. «умеет делать». Результатом
образования должно стать развитие у учащихся способности действовать и быть успешными,
формирование таких качеств, как профессиональный универсализм, способность менять сферы
деятельности, способы деятельности на достаточно высоком уровне. Востребованными становятся
такие качества личности, как мобильность, решительность, ответственность, способность
усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях, способность выстраивать коммуникацию с
другими людьми. Смещение конечной цели образования со знаний на «компетентность»
позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо
овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности,
требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций.
Таким образом восстанавливается нарушенное равновесие между образованием и жизнью.
Компетентностный подход соответствует принятой в большинстве развитых стран общей
концепции образовательного стандарта и прямо связан с переходом – в конструировании
содержания образования и систем контроля его качества – на систему ключевых компетенций. На
сегодняшний день нет единой классификации компетенций, так же как нет и единой точки зрения
на то, сколько и каких компетенций должно быть сформировано у человека. Различные подходы
существуют и к выделению оснований для классификации компетенций учащихся.Так, например,
А.В. Хуторской предлагает трехуровневую иерархию компетенций школьников и выделяет:
1) ключевые компетенции, которые относятся к общему (метапредметному) содержанию
образования;
Ключевые образовательные компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей
и учебных предметов для каждой ступени обучения. В документах по модернизации российского
образования предполагается, что в число формируемых и развиваемых в школе ключевых
компетенций школьников, должны войти информационная, социально-правовая, и
коммуникативная компетенции. В структуре ключевых компетенций, по мнению разработчиков
проекта модернизации общего образования, должны быть представлены:
- компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении
способов приобретения знания из различных
источников информации, в том числе внешкольных;
- компетенции в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина,
избирателя, потребителя);
- компетенции в сфере социально-трудовой деятельности (в т.ч. умение анализировать ситуацию
на рынке труда, оценивать собственные
профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений,
навыки самоорганизации);
- компетенции в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и пр.)
- компетенции в сфере культурно-досуговой деятельности, к выбору путей и способов
использования свободного времени, культурно и духовно
обогащающих личность.
2) общепредметные компетенции, которые относятся к определенному кругу учебных предметов
и образовательных областей;
Общепредметные компетенции должны обладать свойством переноса в другие предметы или
образовательные области.
3) предметные компетенции – частные по отношению к двум предыдущим компетенциям,
имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
Предметные компетенции связаны со способностью учащихся привлекать для решения проблем
знания, умения, навыки, формируемые в рамках конкретного предмета.
Ориентация образовательных стандартов, программ и учебников по отдельным предметам на
формирование общих ключевых компетенций позволит обеспечить не только разрозненное
предметное, но и целостное компетентностное образование. Образовательные компетентности
ученика будут играть многофункциональную мета предметную роль, проявляющуюся не только в
школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях.