Автор: Медведева Александра Ивановна
Должность: преподаватель вокала
Учебное заведение: МКУ ДО "Бобровская ДШИ"
Населённый пункт: г.Бобров Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: "Нарушение певческого голоса и работа над его восстановлением"
Раздел: дополнительное образование
Нарушения певческого голоса и работа над его восстановлением
Наличие у человека красивого голоса трудно переоценить. Как правило,
в настоящее время очень трудно найти работу, которая не требовала бы от
человека
выносливого
и
звучного
голоса.
Человек,
потерявший
голос
в
результате болезни или от речевых перегрузок не может продвигаться по
социальной
лестнице.
Заболевания
голосового
аппарата
снижают
трудоспособность у практически здоровых людей, а для некоторых создают
угрозу профессиональной непригодности.
Нарушения
голоса -
это
отсутствие
или
расстройство
фонации
вследствие патологических изменений голосового аппарата. Существует два
основных
термина
для
обозначения
патологии
голоса: афония (лат.
а
-
отрицательная частица и греч. phone - звук, голос) - полное отсутствие голоса
и дисфония - частичное нарушение высоты, силы и тембра:
П р и афонии пациент
говорит
шепотом
различной
громкости
и
внятности. Если при попытке фонации на кашле появляется громкий звук -
это указывает на возможность быстрого восстановления голоса.
Дисфония проявляется в изменении высоты, силы и тембра голоса.
Однако эти термины свидетельствуют только о степени проявления дефекта.
За ними стоят совершенно определенные и весьма разнообразные изменения
голосообразующих органов - гортани, надставной трубки, бронхов, легких, и
систем, влияющих на их функцию (эндокринной, нервной и др.).
Для характеристики дисфонии существует много определений: голос
слабый, форсированный, крикливый, визгливый, грубый сиплый, хриплый,
сдавленный, горловой, захлебывающийся, дрожащий, прерывистый, глухой,
закрытый, с носовым оттеноком, монотонный и т.д.
Помимо
основных
дефектов
голоса
–
утраты
силы,
звучности,
искажений
тембра,
наблюдается
при
голосовом
утомлении
и
целый
ряд
субъективных ощущений, связанных с сенсорными расстройствами: помехи,
комок в горле, налипание пленок, постоянное першение с потребностью
откашляться,
давление
и
боли.
Как
правило,
перечисленные
симптомы
присущи
каждому
голосовому
нарушению
и
поэтому
не
являются
дифференцированными.
К срывам голоса могут привести:
1. Постоянный громкий крик в быту, резкое, напряженное, крикливое
илислишком
продолжительное
пение,
злоупотребление
твердой
атакой
голоса.
2. Несоблюдение правил гигиены разговорного и певческого голоса:
голосовое
переутомление,
плохая
постановка
голоса,
различные
инфекционные заболевания и влияние психических факторов приводят к
частичной или полной потере голоса.
3. Голосовой аппарат человека очень чувствителен к холодному или
насыщенному
химическими
парами
воздуху,
которым
ему
приходится
дышать; к эмоциональным, психическим и физическим перегрузкам. Под
влиянием
разных
температурных
колебаний,
пребывания
в
атмосфере,
насыщенной пылью или каким-либо веществом, раздражающим слизистую
оболочку
гортани,
при
перегрузке
голосовых
складок
могут
развиться
различные расстройства голоса.
4.
Нарушения
функции
голосоведения
не
всегда
могут
быть
обусловлены только болезненными процессами в гортани, но очень часто
нарушением певцом голосового режима. Как правило, использование голоса
как в речи, так и в пении не в своем диапазоне, приводит к полной его потере.
Обычно такая ситуация возникает вследствие подражания кому либо или
неправильного
подбора
певческого репертуара.
В
этом
случае
можно
заметить, что обычная речь содержит те же тоны, как и в пении, но без
обычной высоты. Пение определенного звука осуществляется натяжением и
сокращением голосовых складок, что должно сохраняться во время всей
длительности звука, в то время как при речи такого напряжения мускулатуры
не требуется. Таким образом, пение больше напрягает голосовые складки,
чем речь.
В
основе
каждого
из
вышеперечисленных оттенков
голоса
лежит
определенный, не свойственный нормальному звучанию голоса механизм,
понимание которого может помочь исправить дефект.
Восстановление
голоса
возвращает
людей
к
нормальной
трудовой
деятельности,
поэтому
задачи
специализированной
помощи
при
этих
заболеваниях приобретают социальное значение.
Наблюдения
врачей
показывают,
что
функциональные
заболевания
голосового
аппарата
могу
зависеть
от
действий
как
внешних,
так
и
внутренних
причин.
Здесь
играют
роль
различные
моменты,
в
первую
очередь перегрузка голосового аппарата.
Следует
сказать,
что
в
предупреждении
профессиональных
заболеваний
большое
значение
имеет
природная
выносливость
и
приспособляемость
организма,
в
частности
голосового
аппарата.
Так,
например, одни могут петь в различных условиях, иногда даже при наличии
заметных органических изменений (например, узелка на складках); у других
же при тех же условиях или иногда даже при лучших - быстро наступает
расстройство голоса.
Усиленная голосовая работа ведет к раздражению слизистой оболочки
гортани
и
трахей,
что
делает
ее
более
восприимчивой
к
инфекции
и
чувствительной к колебаниям температуры, к перемене климата и другим
факторам.
Специальными
исследованиями
установлено,
что
при
правильном
голосоведении (без перегрузки), певец не чувствует усталости после пения,
края голосовых складок обычно находятся в тонусе, т.е. активно смыкаются.
Однако
позже
могут
наступить
признаки
их
утомления.
Полное
восстановление голосовой функции у одних вокалистов наступает через 6-12
часов голосового покоя, у других проявление утомления голосового аппарата
можно отметить еще на другой день.
Восстановление голосовой функции достигается фонопедическими
упражнениями. В результате этих занятий тренируется голосовой аппарат, а
так же воспитываются навыки правильного голосоведения при минимальной
его нагрузке. Это педагогический процесс, базирующийся на физиологии
голосообразования
и
подчиненный
основным
дидактическим
принципам
педагогики.
Задача
фонопедических
занятий
в
том,
чтобы
разрушить
неверные
условнорефлекторные связи и создать новые физиологически правильные
навыки.
Осуществляется
это
путем
воспитаня
координированной
работы
дыхания, голосоведения и артикуляции (мышечное оформление звуков речи).
Процесс тренировки осуществляется комплексно. Следует тренировать все
группы
мышц
артикуляционного
и
голосового
аппаратов.
Правильная
настройка
отдельных
звеньев
речевого
аппарата
-
помогает
четкому
функционированию
других
звеньев.
Любое
упражнение,
предложенное
обучающемуся,
должно
подчиняться
единым
исходным
принципам,
каковыми являются: опора дыхания и четкая, правильная артикуляция звуков
речи.
Если у в а с появился в голосе сип, если во время пения вылезают
"петухи", если после исполнения нескольких песен возникает уменьшение
диапазона,
пора
задуматься.
Это
может
быть
обусловлено
следующими
причинами:
1. Большая нагрузка на голос
Как известно, вокалист в день должен напрягать голосовые связки не
более четырёх академических часов. В противном случае через определённое
время может возникнуть так называемое,"несмыкание". Прежде всего - надо
несколько дней помолчать. Если несмыкание не проходит, значит связочки,
защищаясь от нагрузки, перешли на неправильное звукоизвлечение. Здесь
помогут простые упражнения, которым надо уделить несколько дней, что бы
несмыкание не стало причиной более серьёзного заболевания.
2. Певческие узелки.
Певческие
узелки
возникают
в
следствии
перенапряжения
голоса,
неправильного
звукоизвлечения.
Это
своеобразные
мозоли
на
голосовых
связках.
Симптомы
появления
певческих
узелков:
охриплость,
голос
"киксует", но, как правило, если не напрягать голос - восстанавливается на
очень непродолжительное время. И самый явный признак появления узелков
- постоянные, лёгкие покашливания - не першение в горле, а как будто что-то
мешает. Иногда - увеличение лимфоузлов. Лечение: В незапущенных стадиях
помогает
простой
рецепт:
на
мясорубке
прокрутить
мясистый
лист
трёхгодичного цветка Алоэ, добавить цветочный (лучше майский) мёд в
пропорции один к одному.
Приготовленное зелье рассасывать во рту по одной чайной ложке три
раза в день. После рассасывания - сорок минут не есть, не пить, не курить!
На ночь (на пять часов) на шею повязывать компресс, состоящий из равных
частей
Новокаина (0,5%);
Димексида
и
Настойки
Алоэ.
И,
конечно
же,
категорически не петь, а разговаривать - как можно меньше, низким, грудным
голосом. Срок лечения - пять-семь дней. При более запущенной стадии
певческих
узелков,
к
выше
описанному
лечению
рекомендуют
добавить
использование Алоэ (внутримышечно, один раз в день, 1 0дней), Кальций
Сандоз (по 1-2 таблетки три раза в день) и обязательны вливания в гортань.
Незапущенные
узелки
отлично
рассасывает
мазь
Контрактубекс.
Использование
мази
таково:
выдавить 0,5мм
в
пустой
пузырёк,
туда
же
добавить 1 кубик физраствора, растворить Контрактубекс, и приготовленную
жидкость вливать в гортань два-три раза в день. Для замозолившихся узелков
увеличить
количество
вливаний.
При
запущенных
формах
помогает
следующая схема вливаний: Лидаза, разведённая физраствором (1 кубик).
Через 20 минут, после вливания Лидазы - мазь Контрактубекс .Через 30
минут
по
очереди
сразу:
1кубик
10%
Аскорбиновой
кислоты;
1
капсула
Троксевазина,
растворённая
в
1мл
физраствора;
0,3
Гидрокортизона
(жидкого), растворённого в 1 кубике физраствора. После вливания - 40минут
ничего не брать в рот. Курс лечения -15дней. Если данное лечение не помогло
- остаётся последнее средство - операция. Она совершенно безболезненна,
через
неделю
–
уже
можно
петь,
но
лучше
переждать
ме сяц.
Главное, для операции выбрать хорош его врача-специалиста. Некоторые
врачи и вокалисты предпочитают операцию д л я удаления певческих узлов,
вместо
лечения.
Эго
понятно
-
на
лечение
уходит
месяц-два,
а
после
операции голос появляется через пару дней (в редких случаях через неделю).
Но надо несколько раз подумать, прежде чем выбрать метод исцеления. Сама
операция
пустяковая,
всё
зависит
от
способностей
врача.
Но
нигде
не
исключены промахи. Поэтому, решать вам.
3. Кровоизлияние в гортань.
Неприятная штука. Поводом к кровоизлиянию служит продолжение
занятий вокалом при певческих узелках и нечеловеческие нагрузки на голос.
Как известно, связки состоят из
-многочисленных сосудов. Когда певческие
узлы начинают тереть связки, связки искривляются, находя более выгодное
положение для своей работы. Узлы продолжают натирать уже новое место,
и
происходит разрыв сосуда.
Симптомы: Зависят от того сколько кровоизлияний произошло (сколько
сосудов лопнуло). При единичном - пропадает голос, при тройном -пропадает
даже
тембр
-
остаётся
только
шёпот.
Отекает
гортань,
вызывая
чувство
набухания в горле.
Лечение: Очень долгое. Готовьтесь около года не заниматься вокалом.
Голосовые связки (а правильно говорить СКЛАДКИ) -
восстанавливаются
сами,
и
если
есть
возможность
молчать,
со
временем
голос
сам
восстановится.
Главное,
МОЛЧАТЬ! Для
ускорения
процесса
излечения
можно применить физиотерапию - МАГНИТ. Пять процедур, не больше. В
этом
случае
не
стоит
делать
никакого
рода
ингаляций,
ведь
попадание
микроскопических
капель на голосовые связки способствует их набуханию,
что
в
данном
случае
неприемлемо.
Ускорить
процесс
можно
принятием
витамина "Е"(Аевит) три раза в день по одной капсуле.
4.Рубцы на складках
Симптоматика: рубцы - это последствия кровоизлияний. Неправильно
сросшиеся сосудики образуют рубец на связке, который сродне певческому
узелку. Точно также, как и певческие узелки, рубец натирает другую складку,
поэтому
при
нагрузке
голос
пропадает,
при
полном
молчании
-
восстанавливается.
Лечение: иногда рубцы рассасываются благодаря грамотным занятиям
академическим
вокалом.
А
так
же
компрессы
и
вливания
(см.певческие
узелки), плюс – электрофорез с Лидазой (10 процедур), Дицинон - по 1
таблетке три раза в день на протяжении нескольких месяцев.
Лечение долгое, данный курс рекомендуется проводить два раза в год
на протяжении двух лег.
5. Нервный стресс
Симптомы: После сильного нервного потрясения частично пропадает
голос, появляется хрип.
Лечение:
как
правило,
в
таких
случаях
лечение
не
требуется.
Достаточно успокоиться, и через четыре-пять дней голос восстанавливается.
Скорейшего выздоровления!
6. Для снятия нервного стресса полезны:
Дыхательная гимнастика при нарушениях голоса
№
п/п
Исходное положение
Описание
Дозировка
Методические
указания
1
Сидя на стуле
Вдох быстрый через нос,
выдох удлиненный через
рот
4-5
Следить за
плавностью
выдоха
2
Сидя на стуле, руки на
коленях
Развести руки в стороны –
вдох, руки на колени -
выдох
4-5
Темп медленный,
выдох через рот
удлиненный
3
Сидя на стуле, ноги на
ширине плеч
Поднять руки вверх –
вдох, наклонить туловище
вниз, достать пальцами
рук до пола – выдох,
выпрямиться
3-4
Выдох
удлиненный
4
Сидя на стуле, руки
перед грудью согнуты
в локтевых суставах
Два рывка локтями назад,
развести руки в стороны,
затем положить на колени
5-6
Дыхание
произвольное
5
Сидя на стуле
Вдох быстрый через нос,
на выдохе произнести
длительно звук [ш]
5-6
Не напрягать
мышцы шеи
6
Сидя на стуле,
облокотившись на
спинку, ноги
выпрямить, руками
держаться за сиденье
В исходном положении –
вдох, на выдох – ногу
согнуть в коленном
суставе, выпрямить,
согнуть опять и опустить
3-4
каждой
ногой
Темп медленный,
выдох
удлиненный
7
Сидя на стуле, ладони
положить на нижние
ребра
На вдох – расширить
грудную клетку в области
нижних ребер; на выдох –
сжать грудную клетку,
4-5
Выдох
удлиненный;
ладони
контролируют
расслабиться
движения нижних
ребер
8
Сидя на стуле, пальцы
рук к плечам
Правым коленом достать
левый локоть и наоборот
6-8
Дыхание
произвольное
9
Сидя на стуле, руки на
поясе
Отвести прямую руку в
сторону – вдох, на выдох –
рука над головой с
одновременным наклоном
туловища в сторону,
вернуться в исходное
положение
4-6 в
каждую
сторону
Выдох
удлиненный
через рот
10
Сидя на стуле,
уперевшись на
спинку, ноги
выпрямить, руками
держаться за сиденье
В исходном положении –
вдох, на выдохе –
движение ногами
«велосипед»
4-5
Так же
11
Сидя на стуле, руки на
коленях
На вдох – развести руки в
стороны, на выдох –
обнять себя; вернуться в
исходное положение
4-5
Так же
12
Сидя на стуле, руки на
поясе
Круговые движения на
четыре счета
3 в
каждую
сторону
Дыхание
произвольное
13
Сидя на стуле
Вдох быстрый через нос,
на выдохе – длительно
произнести [с]
5-6
Не напрягать
мышцы шеи
14
Сидя на стуле, руки на
поясе
Отвести руку в сторону –
вдох, на выдох –
наклонить туловище вниз,
коснуться рукой
противоположного носка
ноги; вернуться в
исходное положение
4-6 в
каждую
сторону
Удлиненный
выдох через рот
15
Сидя, облокотившись
на спинку стула, ноги
выпрямить,
расслабиться; одна
рука на груди, другая
на животе
Реберно-брюшное
дыхание, мысленно
произносить фразу: «Я на
вдохе – на выдохе ровно и
плавно дышу»
1-2 мин
Так же
А также физические упражнения:
Упражнения, рекомендуемые с нарушениями голоса
№
п/п
Исходное положение
Описание
Дозировка
Методические
указания
1
Стоя, руки опущены
вдоль туловища
Хотьба обычная, на носочках;
затем в полуприсяде, опять
обычная с постепенным
замедлением
2 мин
Корпус держать
прямо, дыхание
свободное
2
То же
Поднять руки через стороны
вверх, потянуться – вдох;
опустить руки – выдох
4
Темп медленный
3
То же
Развести руки в стороны – вдох;
наклонить туловище – выдох;
выпрямиться
4-5
Вдох быстрый, на
выдохе произнести
звук [ш]
4
Стоя, руки на поясе
Повороты туловища в стороны
5-6 раз в
каждую
сторону
Темп средний
5
То же
Подняться на носки, затем на
пятки – «перекатываться»
8-10
Корпус держать
прямо
6
Стоя, руки опущены
вдоль туловища
На вдох – развести руки в
стороны, на выдохе – поднять
прямую ногу и сделать «хлопок»
под коленом
4-5
Темп средний
7
То же
Наклоны туловища в стороны –
«насос»
5-6 раз в
каждую
сторону
Так же
8
То же
Спокойно вдохнуть, на выдохе
произнести ж-ж-жук [ж] –
длительное
4-5
Медленно
9
Стоя, руки на поясе
Спокойно вдохнуть, на выдохе
присесть три раза с вытянутыми
вперед руками
5-6
Темп медленный,
выдох удлиненный
10
То же
Ходьба на месте с высоким
подниманием колена
1-2 мин
Следить за
дыханием
11
То же
Прыжки на месте, ритмичные,
легкие
10-15
Дыхание
свободное, темп
средний
12
Стоя, руки опущены
вдоль туловища
Поднять руки вверх – вдох;
наклонить туловище вперед,
опустить руки, потрясти кистями
– выдох
5-6
Темп средний
13
Стоя, руки к плечам
Круговые движения локтями
4 в каждую
сторону
Дыхание свободное
14
Стоя, руки опущены
вдоль туловища
Ходьба с движениями рук к
плечам, в стороны, вниз; затем с
подниманием рук вверх,
опусканием их с расслаблением
3-5 мин
Темп медленный,
дыхание свободное
А теперь упражнения для голосовых складок
Внимание!
Данные
упражнения
предназначены
для
разрабатывания
правильного
звукоизвлечения,
способствуют
рассасыванию
певческих
узелков, восстановлению смыкания связок.
Итак, упражнения следует выполнять на протяжении двух недель.
Впервые три дня выполняем КАЖДЫЙ Ч АС следующие упражнения
(естественно, на ночь упражнения не распространяются!):
1.
Представили,
будто
поласкаем
горло,
только
голову
вверх
не
закидываем,
а
медленно
поворачиваем
слева
-
направо,
производя
звуки
"полоскания горла"до тех пор, пока хватает дыхания.
2. Глубоко взяли дыхание ртом, медленно выдыхая, мычим, при этом
одновременно легонько стукаем указательными пальцами по ноздрям.
3. То же самое, что и второе упражнение, только вместо постукивания
пальцами по ноздрям, стучим по носогубным (мимическим) морщинкам.
Через три дня к этим упражнениям добавляем следующие,
выполняя также, каждый час:
4. Легонько стучим пальцами по верхней губе, произнося при этом "бы
-бы -бы -бы -бы ", пока хватит дыхания.
5. Легонько стучим пальцем по нижней губе, произнося при этом "вы
-вы -вы -вы -вы" или "зэ -зэ -зэ -зэ".
6. Глубоко взять дыхание ртом. Кулачком стучим по груди, от одного
плеча к другому, произнося нараспев "А-а-а-а-О-о-о-о-У-у-у-у". Не спешим,
экономим дыхание.
Через три-четыре дня к этим упражнениям добавляем
следующие, выполняя все упражнения через каждые ДВА ЧАСА:
7. Взяв ртом дыхание, произносим "МАМ", на конце согласную "эМ" не
бросаем, а продолжаем, выдыхая носом , мычать, одновременно постукивая
пальцами по обоим ноздрям, пока не закончится запас дыхания.
Сделали три маленьких глотка воды. Затем заново произносим "Мам" и
медленно поворачиваем голову из положения "прямо - направо", постукивая
пальцем левой руки по левой ноздре. Опять сделали три МАЛЕНЬКИХ
глотка воды.
(Принципиально
пить
именно
маленькими
глотками,
тогда
работаю т голосовые связки!). И третий этап упражнения - с "прямо - влево",
постукивая пальцем по правой ноздре. Снова выпили воды. Воду хорошо
заменить настойкой трав (календула, ромашка и др.). И незабываем перед
каждым
слогом
глубоко
брать
ртом
дыхание.
Тоже
самое
упражнение
выполняем на слоги "Мом ", "Мум ", "Мим ", "Мым ", "Мэм ".
Через два дня, меняем слог "Мам" н а "Бам" (следовательно "Бам",
"Бом", "Бум", "Бим" и т.д.), ещё через два дня на "Зам" и ещё через два дня
на "Жам".
Следующий этап:
1. Очень полезны хроматические распевки. Но начинать петь - ещё
рано. Мычим распевочку (с,#с,d,#d,еf,#f,g и назад -g,#f,f,е,#d,d,#с,с) толчками
на выдохе выделяя каждую нотку в подвижном темпе. Диапазон не большой,
сперва - квинта (постепенно увеличиваем) в низком регистре с удобной
тесситурой.
2. Самая лучшая песня для лечения и профилактики голосовых связок
"Подмосковные вечера". Глубоко берём дыхание ртом, затем медленно, слева
направо поворачивая голову, мычим в нос известный мотив "Не слышны в
саду даже шорохи", при этом постукиваем указательным пальчиком левой
руки по левой ноздре. Соответственно в другую сторону: головой крутим
справа
налево,
пальцем
правой
руки
постукиваем
по
правой
ноздре.
Повышаем на полтона, опять мычим. Ещё на полтона и т.д.
Наконец-таки, начинаем петь исключительно на стаккатто:
1. Не спешите голосить! Песни пока не поём. Начинаем известную
хроматическую распевочку. Увеличиваем размер распевки до октавы (ни в
коем
случае
не
напрягаем
связки!)
После
мычания
попевки,
поём
её
с
открытым ртом, на "А!А!А!" в том же духе, что и мычали: перед каждой
ноткой берём дыхание, голосоподача - активная.
2. По звукам трезвучия исполняем стаккатто на слоги "Ма-ми-мо-ми-
ма", далее на полтона повышаем и т.д.
3. На одной ноте исполняем слоги "Гра-грэ-гри-гро-гру ", затем "Да-дэ-
ди-до-ду" и т.д.
4. Очень полезно чередование слогов "Лё" и "ля ". На стаккато, на
одном дыхании поём на слог "лё" подряд ноты диапазона квинты (с,d,е,f,g),
быстро берём дыхание и продолжаем на слог "Ля " (g,а,h,с,d) и вниз сперва
подобным образом (сперва на "Ля "квинту вниз, затем повторяясь на ноте
"g" переходим на "лё".
И
только
когда
вы
убедились,
что
сип
и
хрипота
не
появляется,
осторожно переходим на легато. Сперва - это короткие попевки, распевки
(можно
использовать
детские
песенки),
затем,
постепенно
увеличивая
нагрузку, переходим к песням. Не забывайте перед каждым занятием делать
очень полезное упражнение № 1(полоскание горла), и начинать распевки с
закрытым ртом. Большое внимание следует уделять дыханию. Для развития
певческого дыхания также существует ряд упражнений:
1. На расстоянии 10см дуем на зажжённую свечу так, чтобы пламя
слегка накренялось, но не тухло.
2. Вспоминаем собачек в жару. Также, раскрываем рот, вываливаем
язык, и дышим животом.
Скорейшего выздоровления!
Полезные советы для вокалистов.
Практически все вокалисты (в том числе и наши шоу-звёзды) на своём
творческом пути сталкиваются с такой проблемой, как потеря голоса. Это
происходит из-за ряда причин:
-
неправильного
способа
звукоизвлечения
(как
правило,
наших
вокалистов никто не обучает правильной подаче голоса)
- перенапряжения голосового аппарата
- работы голосового аппарата во время ОРЗ, ангины, тонзиллита и пр.
заболеваний.
- реже – под воздействием вирусных заболеваний или функционально.
Первая помощь своим голосовым связкам:
1 . Прежде
всего
-
молчание!
От
вокала
отказаться
изовсе,
а
разговаривать низким, грудным, тихим голосом.
2 . Бывает и такое - необходимо петь, работа есть работа. Можно на
короткое
время
(буквально
на
один-полтора
часа)
восстановить
голос
-
вливание в гортань Адреналина, 1 кубик. Голосовым связкам возвращается
гибкость, и голос восстанавливается. Но надо быть готовым к тому, что по
истечению срока действия Адреналина, голос садится со страшной силой, и
повторное
вливание
уж
е
бессмысленно.
Петь
после
"концерта
на
Адреналине" категорически запрещено минимум двое суток.
3 . При лёгких заболеваниях
голосовых связок помогает следующее
средство
(конечно
же,
на
фоне
молчания!):
три
раза
в
день,
после
еды
принимать столовую ложку Кальция Хлорид, запивая молоком, полстакана.
4.
Для
предупреждения
заболеваний
голосовых
связок,
народная
медицина рекомендует такой рецепт: залить
зёрна
Аниса (50гр) кипятком
(400мл), кипятить на медленном огне 8-10
минут, затем процедить, зёрна
выбросить, а полученный отвар довести до кипения. Поставив на медленный
огонь (чтоб практически не кипело), добавить две столовые ложки майского
мёда, дождаться растворения мёда и, влив 50гр коньяка, сразу ж е снять с
плиты. Полученный отвар принимать по одной столовой ложке каждый час в
течении месяца.
5. Если врач предлагает вам операцию по удалению певческих узелков,
не спешите соглашаться. Много случаев, когда узлы рассасывались благодаря
вокальным упражнениям, а также регулярным, профессиональным занятиям
академическим вокалом. Главное, не перенапрягать связки, очень бережно
относится к этому богатству,
данному природой.
6. Не тратьте деньги на различные БАДЫ, если есть заболевание связок
- они не помогут! Не увлекайтесь и советами соседок, знающих "как лечить
горло". Например, тёплое молоко с мёдом - категорически противопоказано,
потому что мёд обволакивает связки, лишая их эластичности. Полоскание
горла - бесполезно, а полоскание содой - вредно для связок, сода вызывает
раздражение.
7. Для непрофессиональных вокалистов надо отметить неприложную
истину. Нельзя петь сразу после пробуждения. Только через пару часов.
Следовательно, если предстоит утренний концерт, желательно проснуться за
три часа до него. Через два часа сделать упражнения (при здоровых связках
возьмите себе за правило каждый день делать упражнения (первую часть)
перед распевкой), и можно смело распеваться.
8 . И,
наконец,
последнее...
Существует
мнение,
что 5 0 г р коньяка
способствуют
улучшению
работы
голосовых
связок.
Это
неверно.
Под
воздействием алкоголя голосовые складки размягчаются, но через некоторое
время происходит обратный процесс с утроенной силой связки сужаются и
голос садится. Даже курение не оказывает такого отрицательного воздействия
на голосовой аппарат, как алкоголь. Помните об этом!
Использованная литература
1. Лаврова Е.В. Логопедия. Основы фонопедии. Стр. 137-138, Стр.133- 134
2. Ламперти Д. Техника бельканто. Учебное пособие. Стр. 43
3.
Прянишников И. Советы обучающимся пению. Учебное пособие.
Стр. 17-19, Стр. 131