Напоминание

"Кто курит, тот жизнь свою губит"


Автор: Пономарева Татьяна Петровна
Должность: педагог–организатор
Учебное заведение: ГОО "Кузбасский РЦППМС"
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Кто курит, тот жизнь свою губит"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Кто курит, тот жизнь свою губит.

Цель воспитывать интерес учащихся к сохранению собственного здоровья.

Задачи:

1.

Научить учащихся сопротивляться табачной притягательности.

2.

Воспитывать силу воли, чтобы сказать «нет»никотину.

3.

Рассказать

учащимся

о

вреде,

который

приносят

сигареты,

какие

болезни вызывает активное табакокурение.

4.

Дать представление ребятам о вреде пассивного табакокурения.

5.

Рассказать

о

способах

лечения

никотиновой

зависимо сти,

«познакомить» с врачами, которые этим занимаются.

6.

Развивать отрицательное отношение к никотину, сигаретам, табачному

дыму и табакокурению в целом.

Оборудование: проектор, компьютер, доска, карточки с названиями болезней,

вызываемых табакокурением, карточки со специальностями врачей, диск с

записью интервью курильщиков, плакат с изображением влияния табака на

организм человека, почтовый ящик с вопросами специалистам.

Ход мероприятия.

1.Организационный момент.

Учитель:

Добрый

день.

Сегодня

мы

с

вами

начнем

разговор

на

очень

серьезную тему. Мы поговорим с вами о вреде курения. Обратите внимание

на постановку парт, они не случайно совмещены друг с другом. Так мы

сделаем

три команды, причем не простые, а попавшие в лабиринт,

затянутый туманом табачного дыма.(На экране проектора появляется туман,

который затягивает город)

Для начала давайте с вами подумаем над названиями команд и выберем

капитанов, которые помогут нам, справиться с заданиями.(учащиеся сами

придумывают название командам и выбирают капитанов.)

2. Основная часть.

Учитель: Перед тем как мы с вами отправимся в путешествие и станем

постепенно

выбираться

из

тумана,

я

хочу

предложить

вам

прослушать

рассказы

курильщиков,

чья

жизнь

изменилась

после

курения.(На

экране

проектора появляются люди разных возрастов, чьи лица скрыты, а голос

изменен. Звучит грустная музыка и первый человек начинает свой рассказ)

Когда я начал курить, мне было 12 лет. Мы с друзьями ходили по дворам, не

знали, куда себя деть, хотели походить на взрослых, считали себя крутыми.

Однажды один из моих друзей предложил попробовать покурить: мол, это

круто, взрослые курят, а нам почему нельзя?

Они только все врут, что

никотин убивает. Если бы это было правдой, то мой дедушка уже давно бы

умер, а ему уже 60 лет. Они просто не хотят, чтобы мы были крутыми, как

они, а хотят поучать, не понимая, что мы уже взрослые.

Я согласился. Мы взяли сигарету и покурили ее одну на четверых. Сначала

кашляли,

но

потом

нам

даже

понравилось.

Наследующий

день

все

повторилось затем еще и еще. И каждый день число выкуренных сигарет

становилось все больше.

К 16 годам я выкуривал по 2 пачки в день. Однажды с сигаретой меня застал

отец и наподдал мне от всей души. Я на время бросил курение. Но потом

снова появились курящие друзья, начались проблемы с учебой и я опять

закурил.

Сейчас

мне

18,

я

хочу

бросить

курить,

но

уже

не

могу.

Большинство парней, моих ровесников, высокие и мускулистые, а я, мало

того, что худой и маленького роста, так еще не могу пробежать и одного

километра: сразу начинается одышка.

Учитель: Ребята, как вы думаете, связано ли физическое здоровье Михаила с

тем, что он так рано начал курить?(учащиеся высказывают свое мнение,

пусть не всегда и правильное, а учитель помогает прийти к верному ответу).

Послушайте историю возникновения табакокурения в России и за рубежом.

Человечество курит с незапамятных времен. Все началось в 15 веке, когда

Колумб

высадился

за

океаном

в

далекой

и

неведомой

стране.

Там

его

изумленные

матросы

увидели

похожих

на

фокусников

людей,

которые

свертывали из сухих листьев трубки, брали их в рот и поджигали. Туземцы

втягивали дым и пускали его наружу. Несчастные нередко при этом теряли

сознание, входили в транс и даже корчились, как от сильной боли, но, по их

словам, уже не могли жить без этого «табака»

Все мы знаем, что дурной пример может быть заразительным. Табак попал

сначала на корабли Колумба, а потом с легкой руки его матросов, в Европу,

где стал распространяться по домам и салонам искателей острых ощущений.

Впрочем, быстрому распространению табакокурения стало способствовать

не столько человеческое любопытство, сколько жажда наживы и агрессивная

реклама.

История табака в мире насчитывает уже три тысячи лет, а в России табака

впервые появился только при Иване Грозном. В конце 16 века англичане ,

надеясь на крупные барыши

завезли табак в «далекую Россию», но на

первых порах потерпели фиаско. Из-за неосторожности курящих в Москве и

других городах России стали случаться пожары…Царь Михаил Федорович,

увидев, что дело приняло столь неприятный оборот, запретил табак и даже

ввел

различные

наказания

для

тех,

кто,

невзирая

на

запрет,

продолжает

баловаться

опасным

зельем.

Курящих

стали

ссылать

в

Сибирь,

самым

дерзким из них вырывали ноздри, как опасным преступникам…И народ был

в этом солидарен с правительством.

Впрочем к середине 17 века не только купцы, нои многие государственные

чиновники поняли, что благодаря торговле табаком можно получить немалые

деньги. Преследование курильшиков повсеместно стало сходить на нет, и ,

наконец, вовсе прекратилось. Началось быстрое распространение табака по

всему миру. Царь Петр 1, следуя примеру европейских королей, высочайшим

указом разрешил ввоз табака в Россию, обложив купцов огромной пошлиной.

Борьба же с этим «сладким» зельем на международном уровне активно

началась только в прощлом веке, и пока нет очевидных доказательств, что

пресловутый «здоровый образ жизни» одерживает победу. Огромная армия

курильщиков обеспечивает гарантированные прибыли табачным компаниям

мира,

поскольку,

несмотря

на

все

меры,

принимаемые

организациями

здравоохранения в подавляющем большинстве стран, табак пока остается

самым доступным и распространенным наркотиком.

Впервые из табака никотин был выделен только в 1809 году Вокленом, а

позднее(1828) впервые

было дано описание чистого алкалоида никотина,

который представляет собой маслянистую прозрачную жидкость острого,

жгучего вкуса щелочной реакции. Никотин кипит при температуре 140-145

°С, растворяется в воде, эфире и алкоголе и является весьма ядовитым.

Сила действия никотина не одинакова для всех животных. Было доказано, что

степень

выносливости

животных

к

никотину

обратно

пропорциональна

развитию их нервной системы, то есть животные с более развитой нервной

системой хуже переносят никотин. Соответственно, все млекопитающие, к

которым также относится и человек, очень чувствительны

к никотину. В

этом отношении исключение составляют бараны и козы, особенно последние,

которые могут поедать значительные количества табачных листьев без вреда

для себя.

Теперь давайте послушаем рассказ девушки по имени Елена.

(На

экране

проектора

появляется

девушка,

чье

лицо

скрыто,

а

голос

изменен. Звучит грустная музыка , и она начинает свой рассказ.)

Я родилась в неблагополучной семье, где отец пил и часто приходил

домой, еле держась на ногах, а мать работала на трех работах, чтобы

прокормить нас с младшим братом. Мы были никому не нужны.

Как-то раз я познакомилась в школе с парнем, который привел меня в

компанию, где все курили. А я тогда даже запаха сигарет не переносила.

Одна из девушек предложила мне покурить так просто, за компанию. Я

сначала отказалась, но она сказала, что я больше врежу здоровью, когда

просто вдыхаю табачный дым, чем если бы я курила, что пассивное

курение вредит больше здоровью, чем активное, и я согласилась.

Мне дали сигарету. После нее у меня закружилась голова, ноги стали

ватные и перестали меня слушаться. Я стояла будто пьяная. Точнее, я уже

не могла стоять и присела.

Мои друзья сказали, чтобы я не беспокоилась, что это пройдет, никотин

всегда так действует в первый раз.

Они были правы, через две минуты все прошло, и я смогла ходить.

Потом курение стало регулярным. Однажды мой отец, когда был пьян,

увидел, как я у него ворую сигареты, он избил меня и заставил выкурить

целую пачку.

Меня очень сильно стало тошнить и рвать, я не могла очухаться

весь вечер. Когда я оклемалась, было уже утро.

Потом мы пошли гулять с друзьями, и назло отцу я снова закурила. Так

продолжалось три года. Потом я окончила школу, но курить не бросила.

Когда

мы

с

мужем

ждали

ребенка,

врачи

говорили

мне:

«Бросай

курить!», а я не хотела, говорила, что в этом страшного, но девочка

родилась очень слабая, у нее нашли врожденный порог сердца, а через

год у меня нашли рак легких.

Теперь я не курю уже три месяца. Врачи говорят,что надежда есть, но

мне страшно. Я боюсь , что не увижу, как дочь пойдет в первый класс,

закончит школу, влюбится, как у нее появятся дети, боюсь оставить

мужа одного с больным ребенком на руках, боюсь, что моя дочь не

доживет до того времени, как у нее появятся свои дети. И виной всему

этому буду я и мое курение.

Почему я стала курить

(плачет)

.

Учитель: Ребята, сравните две истории, услышанные нами сейчас. Как вы

думаете,

почему

именно

их

показал

вам

сегодня.(потому,

что

в

них

рассказываются о двух самых популярных причинах начала курения)

Как вы думаете, правда ли, что человек, который вдыхает табачный дым,

наносит больше вреда своему организму, чем тот, который сам курит.( правда,

потому что он вдыхает больше ядовитых паров)

Действительно. Существует два вида дыма: дым, который мы втягиваем в

легкие(назовем

его

вдыхаемым),

и

дым,

который

беспрепятственно

распространяется с конца сигареты (внешний дым)

Эти два вида дыма сильно отличаются: химический состав один и тот же, но

концентрация веществ- разная. Например: внешний дым содержит в два раза

больше

никотина,

в

31

раз

больше

аминобифенила,

в

3

раза

больше

бензапирена, в 6 раз больше толуола, и в 50 раз больше диметилнитрозамина.

Причем наличие или отсутствие фильтра никак не влияет на концентрацию

веществ во внешнем дыме.

Получается- те, кто курят, страдают зачастую меньше, чем те, кто просто

находится

рядом.

Отсюда

возникает

следующая

проблема-

пассивное

курение.

Как вы думаете, почему Елена не могла стоять на ногах.( Потому, что

никотин воздействует на разные отделы мозга, в том числе и мозжечок,

который отвечает за координацию наших движений).

Молодцы. Скажите, почему Лену стало тошнить , когда она выкурила много

сигарет одну за другой, ведь к этому времени она начала уже курить часто.

(Никотин- это яд, раньше она получала его маленькими порциями, а когда

выкурила много сигарет, доза яда стала очень большой и организм стал его

отвергать)

Правильно!!! Молодцы!

Подумайте, почему дочь Лены родилась слабой и с пороком сердца. Почему

Лена винит в этом себя.( От никотина страдает организм не только курящей

беременной

женщины,

но

и

организм

ее

еще

не

рожденного

ребенка.

Табачный яд может вызвать массу патологий в развитии плода).

Действительно табачный яд очень вреден как нерожденному ребенку, так и

уже

рожденному

малышу.

На

рост

ребенка

влияет

пребывание

под

воздействием табачного дыма в домашних условиях, особенно если в семье

курят двое и более человек и если курили во время беременности матери.

Бронхиты и воспаление легких у детей первого года жизни развиваются

чаще, если родители курят.

Как

вы

думаете,

права

ли

Лена,

думая,

что

ее

заболевание

связано

с

курением.(Да ,ведь яд никотина вызывает множество болезней.)

Давайте с вами поиграем. У каждой из команд на столе лежат листы бумаги.

Ваша задача за 2 минуты вспомнить и записать как можно больше болезней,

вызываемых курением.(Дети выполняют задание)

(Учитель зачитывает болезни, которые вспомнили команды, а приглашенные

специалисты

говорят

правильным

был

ответ

или

нет.

Если

правильно,

команда получает очко, если нет, то бал отнимается)

Учитель:

Никотин

относится

к

нервным

ядам.

В

экспериментах

над

животными и наблюдениях над людьми установлено, что никотин в малых

дозах

возбуждает

нервные

клетки,

способствует

учащению

дыхания

и

сердцебиения, нарушение ритма сердечных сокращений, тошноте, рвоте. В

больших дозах тормозит, а затем парализует деятельность клеток ЦНС, в том

числе вегетативной. Расстройство нервной системы проявляется понижением

трудоспособности, дрожанием рук, ослаблением памяти.

Никотин воздействует и на железы внутренней секреции, в частности на

надпочечники,

которые

при

этом

выделяют

в

кровь

гормон-

адреналин,

вызывающий спазм сосудов, повышение артериального давления и учащение

сердечных

сокращений.

Пагубно

влияя

на

половые

железы,

никотин

способствует развитию у мужчин половой слабости - импотенции. Поэтому

ее лечение начинают с того, что больному предлагают прекратить курение.

Особенно вредно курение для детей и подростков. Еще не окрепшая нервная

и кровеносная системы болезненно реагируют на табак.

Кроме никотина, отрицательное воздействие оказывают другие составные

части

табачного

дыма.

При

поступлении

организм

окиси

углерода

развивается кислородное голодание, т.к. угарный газ легче соединяется с

гемоглобином, чем

кислород и доставляется с кровью ко всем тканям и

органам человека.

В эксперименте установлено, что у 70 мышей, которые вдыхали табачный

дым, развились злокачественные опухоли легких. Рак

у курящих людей

возникает в 20 раз чаще, чем у некурящих. Чем дольше человек курит, тем

больше у него шансов умереть от этого тяжелого заболевания. Исследования

показали, что у курящих людей часто встречаются раковые опухоли и других

органов- пищевода, желудка, гортани, почек

Очень

часто

курение

ведет

к

развитию

хронического

бронхита,

сопровождающегося постоянным кашлем и неприятным запахом иоз рта. В

результате

хронического

воспаления

бронхи

расширяются,

образуются

бронхоэктазы с тяжелыми последствиями-

Пневмосклерозом, эмфиземой легких, с так называемым легочным сердцем,

ведущими к недостаточности кровообращения. Это и определяет внешний

вид заядлого курильщика: хриплый голос, одутловатое лицо, одышка.

Велика роль курения и в возникновении туберкулеза. Так 95 из 100 человек,

страдающим

им,

к

моменту

начала

заболевания

курили..Часто

курящие

испытывают боли в сердце. Это связано со спазмом коронарных сосудов,

питающих мышцу сердца с развитием стенокардии. Инфаркт миокарда у

курящих встречается в 3 раза чаще, чем у некурящих.

Курение может быть и главной причиной стойкого спазма сосудов нижних

конечностей, способствующего развития облитерирующего эндоартериита.

Это заболевание ведет к нарушению питания, гангрене и в итоге к ампутации

нижней конечности.

От

веществ,

содержащихся

в

табачном

дыму,

также

с т р а да е т

пищеварительный тракт, в первую очередь слизистая оболочка полости рта,

зубы.

Никотин

увеличивает

выделение

желудочного

сока,

что

вызывает

ноющие боли под ложечкой, тошноту, рвоту.

Эти

признаки

могут

быть

проявлением

и

гастрита,

язвенной

болезни

желудка. Так например среди лиц, страдающих язвенной болезнью желудка,

96-97 курили.

Курение может вызвать никотиновую амблиопию. У больного, страдающего

этим недугом, наступает частичная или полная слепота. Это очень страшное

заболевание,

при

котором

даже

энергичное

лечение

не

всегда

бывает

успешным.

Курящие подвергают опасности не только себя, но и окружающих людей. В

медицине

появился

даже

термин

«пассивное

курение».

В

организме

некурящих

людей

после

пребывания

в

накуренном

и

непроветриваемом

помещении определяется значительная концентрация никотина.

Научные

исследования

показали,

что

70

курящих

при

желании

могут

с

помощью

волевого

усилия

бросить

курить,

так

как

у

них

нет

сильной

физиологической потребности в табаке. А вот 5-10 застарелых курильщиков

действительно нуждаются в помощи врачей.

Как вы думаете, наши школьники, принимавшие участие в тестировании,

относятся

к

тем

70

,

которые

безболезненно

могут

оставить

вредную

привычку, или к 5-10 застарелых курильщиков. Ответ совершенно ясен. Так

что тут все дело в характере, вернее в его силе. Знайте, что по мнению

медиков:-1 сигарете сокращает жизнь на 15 минут;-1 пачка сигарет на 5

часов;- тот, кто курит 1 год, теряет 3 месяца жизни;- кто курит 4 года- теряет

1 год жизни;- кто курит 20 лет-5 лет;- кто курит 40 лет-10 лет.

А как вы думаете, происходит борьба с никотиновой зависимостью по всему

миру( учащиеся высказывают свои предположения).

Во многих странах мира решили не ограничиваться разговорами. Последние

годы кое-где даже начали вводить против любителей табака законодательные

меры. Курение в общественных местах преследуется по закону. Во многих

странах выросли цены на сигареты. Управляющие банков, офисов, заводов

дают надбавки к заработной плате некурящим сотрудникам. А какие меры по

борьбе с курением применялись в нашей стране за последние годы

Теперь давайте возьмем наш почтовый ящик и посмотрим, какие вопросы

вы хотели бы задать нашим экспертам.(Учитель открывает ящик и читает

вопросы. Эксперты должны ответить на каждый вопрос, даже если он

уже

был

освещен

в

процессе

мероприятия.

Это

способствует

лучшему

усвоению и усиливает эффект от проведенной работы.)

Теперь, когда мы с вами получили ответы на наши вопросы, выполним еще

одно задание.

Сейчас вам будут предложены различные ситуации. Представьте, что мы

находимся в суде. Одна команда будет обвинителем, а другая защитником.

Задача защиты за 3 минуты найти как можно больше положительного, а

обвинения- отрицательного в том, что делают подсудимые, курящие люди.

Потом команды меняются ролями. Задача экспертов оценить , кто из команд

лучше справилась с поставленной задачей.

Ситуации.

1.

Мне нравится курить с друзьями на улице. Это круто!!!

2.

Мой отец заядлый курильщик, он даже засыпает с сигаретой. Что

в этом плохого.

3.

Мой

шестнадцатилетний

сын

курит.

И

правильно

делает.

От

мужика должно пахнуть табаком.

4.

Я курю при своей маленькой

дочери. Разве это плохо? (после

проведения

конкурса эксперты говорят, кто получил большее

количество баллов и был более убедителен).

Учитель:

Ребята!

В

заключении

нашего

мероприятия,

пока

наши

эксперты совещаются и думают, какая команда была лучшая по итогам

двух конкурсов, мы с вами нарисуем плакаты о вреде курения.(у каждой

команды на столе лежит половинка ватмана, карандаши, краски, кисти.

Задача команд за пять минут нарисовать плакат, символизирующий вред

курения. (Участвуют все участники команды). Ваши плакаты

будут в

течение недели оценивать учащиеся школы, в учительской будет стоять

урна для голосования.

А теперь наши эксперты расскажут нам об итогах

конкурсов и наградят

победителей.(Важно не только распределить первое, второе и третье место

между командами, но и отметить наиболее активных участников грамотами.)

Учитель: На этом наш классный час закончен, Берегите свое здоровье)



В раздел образования