Автор: Джафарова Вероника Петровна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 17"
Населённый пункт: ЯНАО, г. Новый Уренгой
Наименование материала: статья
Тема: "Решение познавательных задач в рамках компетентностного подхода на уроках истории."
Раздел: среднее образование
Решение познавательных задач в рамках компетентностного подхода на
уроках истории.
Важнейшим признаком компетентностного подхода является способность
обучающегося к самообучению. В содержание обучения включаются только те знания,
которые необходимы для формирования умений, поиска новых знаний, способов и
стимуляции активного использования в обучении связей, отношений, доказательств.
Компетентностный подход определяет переход от методов трансляции информации к
методам создания ситуаций применения полученных ранее знаний и опыта. Для
осуществления компетентностного подхода необходимо:
- переформулировка целей образования;
- пересмотр взглядов на возможности каждого ребенка;
- изменение методов обучения, которые должны содействовать выявлению и
формированию компетентностей учеников в зависимости от личных склонностей и
интересов;
- использование различных педагогических технологий;
- отказ от традиционных процедур оценивания обучающихся. Оценка образовательных
результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися
на определенном этапе обучения.
Во внедрении компетентностного подхода в образовательный процесс особое место
занимает решение компетентностно - ориентированных задач. В зависимости от
содержания привлеченного материала каждый тип задач может служить средством
формирования других видов исторической компетенции. Учителю необходимо
разработать следующие проблемно – содержательные задачи:
- установление причинно – следственных связей исторических событий и явлений;
- определение взаимосвязей между факторами, событиями, явлениями и эпохами;
-определение уровня прогрессивности исторического явления;
- определение социальной сущности события и явления;
- выявление структуры социального организма;
- соотношение факта и эпохи;
- периодизация развития явления или эпохи;
- определение типичности одиночного и массового явления;
- выяснение специфики общественного явления и эпохи, определение различного
смысла подобных явлений в различные эпохи или у различных народов;
- определение новых фактов и явлений;
- оценка новых фактов и явлений;
- оценка значения и характеристика явления;
- вынесение уроков из истории.