Напоминание

"Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ с детьми с ОНР"


Автор: Глухова Галина Петровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: СП детский сад "Колобок" ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно–Вершины
Населённый пункт: с. Челно–Вершины, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ с детьми с ОНР"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных

занятиях в ДОУ с детьми с ОНР

В

последние

десятилетия

во

всем

мире

наметилась

тенденция

к

ухудшению

здоровья

детей

дошкольного

возраста,

что

и

предопределило

внедрение в детских садах здоровьесберегающей образовательной технологии

(ЗОТ), под которой понимается система мер по сохранению, укреплению и

развитию

эмоционального,

духовного,

интеллектуального,

личностного

и

физического здоровья детей.

Музыкально-оздоровительная

работа

в

ДОУ

достаточно

новое

направление

как

в

системе

ЗОТ,

так

и

в

музыкальном

воспитании

дошкольников.

Одной из форм организации музыкального воспитания в детском саду

являются

музыкальные

занятия.

ЗОТ

помогает

не

только

разнообразить

привычные виды музыкальной деятельности, но и

положительно влияет на

развитие исполнительских качеств детей в пении, игре на детских музыкальных

инструментах, музыкально-ритмических движениях.

С

целью

создания

в

начале

занятия

позитивного

тона

и

положительного эмоционального климата, а также подготовки голоса к

пению использую валеологические песенки-распевки (М. Лазарев): «Доброе

утро!»,

«Здравствуйте

ладошки!»,

«Трямди-песенка».

Несложные,

добрые

тексты и мелодии в мажорной гамме

могут сопровождаться самомассажем

биологически-активных зон лица и шеи ритмичными движениями, звучащими

жестами.

Для

увеличения

объема

дыхания,

нормализации

его

ритма,

выработки плавного длительного экономного выдоха использую элементы

дыхательной

гимнастики

Б.Толкачевой

и

А.

Стрельниковой:

«Ладошки»,

«Насос», «Кошка».

Для дыхательных упражнений использую воображаемые

предметы (понюхать цветок, попыхтеть, как паровоз) и раздаточный материал

(перышки,

снежинки,

бабочки,

птички

и

т.д.).

Дыхательную

гимнастику

провожу

в

образно-игровой

форме.

Она

хорошо

запоминается

и

после

тренировки выполняется легко и свободно.

Для развития артикуляционной моторики и

выработки навыков

выразительной

дикции

использую

артикуляционную

гимнастику

Е.Косиновой, Т.Куликовской, В.Цвынтарного: «Донышко», «Вкусное варенье»,

«Часики». Гимнастику провожу с использованием иллюстраций, презентаций,

игрушек и картинок.

Также применяю скороговорки, чистоговорки, речевые

игры и упражнения, пальчиковые игры.

Для

активизации фонационного выдоха, стимулирования гортанно-

глоточного аппарата, профилактики простудных заболеваний в

работе

использую

фонопедические

упражнения

В.Емельянова,

интонационно-фонетические (для коррекции произношения звуков и выдоха),

голосовые

сигналы

доречевой

коммуникации,

игры

со

звуком

«Дом»,

«Динозаврик»,

«Горшок».

Чтобы

детям

было

интересно

заниматься,

игры

сопровождаю показом иллюстраций, презентаций, инсценировок текста.

Пальчиковые игры (Н.В.Гусевой, Е.А.Поддубной) позволяют в игровой

ф о р м е развивать

речь

ребенка,

двигательные

качества,

повышать

координационные

спо собно сти

пальцев

рук, формируют

образно-

ассоциативное мышление, помогают формировать и совершенствовать тонкую

моторику кисти и пальцев

рук. Применяю во время слушания или пения,

стараюсь,

чтобы

тематика

произведения

была

созвучна

с

упражнением.

Например:

«Бинокль»,

«Капитан»

при

разучивании

репертуара

ко

Дню

защитника Отечества», «Теремок» - к Новому году и пр.) Сложные упражнения

мы разучиваем в несколько этапов, а потом часто к ним возвращаемся.

Для развития эмоциональной выразительности речи, двигательной

активности и умения импровизировать в различных видах музыкальной

деятельности использую речевые

игры

Т.Боровик,

Т.Тютюнниковой,

Е.Макшанцевой: «Грачи и жаворонки», «Не сердись, а улыбнись!», «Веселые

зверята». При помощи игр дети учатся выражать голосом и мимикой свои

эмоции,

к

которым

постепенно

добавляется

имитационно-двигательная

активность. В играх дети поют текст или ритмично декламируют хором, соло

или дуэтом. Основой служит фольклор. К звучанию мы добавляем музыкальные

инструменты, звучащие жесты, движение.

С

ц е л ь ю

снятия

внутреннего

напряжения, расслабиться,

сосредоточиться

на

создаваемых

образах,

почувствовать

мышечное

расслабление, восстановить

спокойное дыхание применяю релаксацию.

Специально

подобранная

музыка

способствует

коррекции

психофизической

сферы детей, повышает иммунитет детей.

Для

снятия

эмоционального

напряжения,

умения

изображать

выразительно и эмоционально отдельные эмоции, движения применяю

психогимнастику М.И.Чистяковой. Психогимнастические упражнения можно

использовать как в начале занятия, чтобы помочь детям настроиться на рабочий

лад (в зависимости от их настроения), так и в конце занятия, чтобы дети

успокоились перед уходом в группу, а также в процессе игр-драматизаций –

чтобы помочь детям войти в тот или иной образ. Например: «Воздушные

шарики», «Корабль и ветер», «Слепой танец», «Гусеница», этюды, пиктограммы

и др.

Для нормализации мышечного тонуса, стимуляции тактильных

отношений использую самомассаж А.Усманской, М.Картушиной, А.Галанова.

Например: «Ладошка», «Дуб», «Доброе утро!».

С

целью

коррекции

и

профилактики

имеющихся

отклонений

в

речевом развитии ребенка один раз в неделю совместно с учителем-логопедом

проводятся логоритмические занятия М. Ю. Картушиной. Занятия проводим в

форме сказок, игр, небольших спектаклей, применяем наглядный материал по

лексическим темам (иллюстрации, элементы костюмов, игрушки, картинки для

фланелеграфа),

ИКТ.

Отдельно

логоритмические

упражнения

использую

на

музыкальных занятиях во время музыкально-ритмических движений и игр-

драматизаций.

Для развития выразительных, ритмических, образных движений под

музыку в свои занятия включаю кинезиологические упражнения: «Дерево»,

«Сорви яблоко» - растяжки, «Колечко», «Мельница», «Паровозик» – телесные

упражнения,

«Слон»,

«Глаз-путешественник»,

«Глазки»

-

глазодвигательные

упражнения;

композиции

«Зверобика»,

«Аэробика

зверей»

и

др.

(дети

перевоплощаются в цапель, змей, слонов и т.д.). Начинаем с простых заданий,

затем идет усложнение и наращивание темпа движений.

С целью раскрепощения ребенка через освоение своего собственного

тела

как

выразительного

(«музыкального»)

инструмента провожу

упражнения на ритмопластику в основном во время танцев и драматизаций.

Танцы, ритмические движения мобилизуют физические силы, вырабатывают

грацию,

координацию

движений,

музыкальность,

укрепляют

и

развивают

мышцы, улучшают дыхание.

Применение

здоровьесберегающих

технологий

может

варьироваться

на

каждом

музыкальном занятии, в зависимости от сюжета, задач и видов музыкальной деятельности.

Виды музыкальной деятельности

Здоровьесберегающие технологии

Вводная ходьба

Валеологические упражнения

Речевые игры

Музыкально-двигательные

упражнения

Речевые игры

Самомассаж

Слушание музыки

Валеологические упражнения

Речевые игры

Пальчиковые игры

Распевание

Валеологические упражнения

Дыхательная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Пение, песенное творчество

Фонопедические упражнения

Пальчиковые игры

Игра на музыкальных инструментах

Дыхательная гимнастика

Пальчиковые игры

Речевые игры

Игры, хороводы, инсценировки

Пальчиковые игры

Речевые игры

Самомассаж

Элементы ритмопластики

Психогимнастика

(мимика, пантомима)

Пляски, танцевальное творчество

Самомассаж

Речевые игры

Валеологические упражнения

Элементы ритмопластики

Используя ЗОТ в своей работе, я ощутила заметный результат: повысился

уровень

развития

музыкальных

и

творческих

способностей

детей,

стабилизировалось эмоциональное благополучие каждого ребенка, снизилась

заболеваемость детей простудными заболеваниями.

Литература:

Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. М.,2005;

Макшанцева Е.Н. Скворушка. М.,2006;

Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М.,1994;

Тютюнникова Т.Э. Программа «Элементарное музицирование с

дошкольниками»;

Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. М.,2004;

Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. СПб.,2002;

Чистякова М.И. Психогимнастика, М.,1995;

Щетинина М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой М., 2005

Полихудожественный подход как средство развития ценностно-

смыслового восприятия и понимания произведений искусства

(словесного, музыкального, изобразительного)

Глухова Галина Петровна

СП детский сад «Колобок»

ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины

«Живопись даёт образ и мысль и нужно создать в своём воображении

настроение.

Поэзия

слова

даёт

мысль,

и

по

ней

нужно

создать

образ

и

настроение, а музыка даёт настроение, и по ней надобно воссоздать мысль и

образ» (Н.А. Римский – Корсаков).

Образовательный процесс в настоящее время претерпевает изменение,

некое

новое

становление

и

переход

на

другой

уровень.

В

современной

педагогической

науке

уже

существует

ряд

новых

технологий,

подходов

и

методов,

созданные

для

гармонического

развития

личности

ребенка,

способствующие

развитию

ценностных

художественно-эстетических

ориентаций. К ним относится и полихудожественный подход.

Полихудожественное воспитание - «ПОЛИ» - это много, «ХУДОЖЕСТВ» -

искусств, т.е. много искусств.

Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью наполнилось сердце.

Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно. (Н.Рыленков)

Синтез искусств – это целое, обладающее новым качеством по отношению к

каждому входящему в него искусству.

Высокие художественные достоинства произведений.

Доступность детскому восприятию .

Восприятие произведений искусства сочетается с собственной творческой

деятельностью детей.

Механизмом

интеграции

в

этой

сфере

является

образ,

создаваемый

средствами разных видов искусства, художественной деятельности, который

сочетается с собственной творческой деятельностью детей:

В музыке – мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация; пропевание и

подбор мелодий на детских музыкальных инструментах;

В литературе средство выразительности - слово (образные определения,

эпитеты, сравнения, ритм, метафора); речетворчество и сочинение стихов;

В театрализованной деятельности выразительные средства драматизации

движения,

жесты,

мимика,

голос,

интонация,

позы,

танцевальная

импровизация;

В

изобразительной

деятельности

рисунок

(форма,

величина,

цвет,

композиция, ритм); в лепке – форма, объём, пропорции, поза, соотношение

предметов в общей композиции по величине; в аппликации – форма, цвет,

композиция, ритм.

Принцип

полихудожественного

воспитания:

использование

сразу

нескольких видов искусств одновременно и в комплексе.

Таким образом, опираясь на полихудожественный подход в формировании

креативных

способностей

воспитанников,

музыкальный

руководитель

дает

представление

об

особенностях

различных

видов

искусства,

специфике

их

средств выражения, и учит видеть мир как нечто целостное, где все элементы

взаимосвязаны. Полихудожественный подход открывает новые возможности

воспитания личности ребенка, способствует его социокультурной ориентации,

нравственному

формированию,

творческому

развитию,

художественному

освоению

действительности

в

дошкольном

детстве.

Особенно

для

детей

с

особыми

образовательными

потребностями.

Это

прекрасный

способ

безболезненно выразить свои эмоции и чувства, обнаружить и проявить свою

одаренность. А педагогам показать, что при правильной организации работы с

детьми

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

их

возможности

раскрываются в новом ракурсе – как безграничные!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кабкова Е.П. Педагогические технологии в дополнительном художественном

образовании детей: метод.пособие. – М.: Просвещение, 2009.

2.

Корчаловская

Н.В.,

Посевина

Г.Д.

Комплексные

занятия

по

развитию

творческих способностей дошкольников. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003.

3.

Курочкина

Н.А.

Знакомим

с

пейзажной

живописью.

СПб,

«Детство-

ПРЕСС», 2005.

4. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание дошкольника. - М. «ВЛАДОС»,

2004.

5.

Майер

А.А.

Интеграция

образовательного

процесса

на

основе

художественно-эстетического

воспитания.

Библиотека

журнала

«Управление

ДОУ», 2007.

6.

Миронцева

С.М.

Взаимодействие

участников

процесса

коррекционно-

речевого развития дошкольников. – СПб, «Детство-ПРЕСС», 2008.

7. Самолдина К.А., Маркова Е.П. Полихудожественный подход к воспитанию

дошкольников. – Новосибирск, НИПК и ПРО, 2007.

.



В раздел образования